Напоминание

Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к сдаче ОГЕ и ЕГЕ


Автор: Струч Анна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №18"
Населённый пункт: г.Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к сдаче ОГЕ и ЕГЕ
Раздел: среднее образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ОГЕ и ЕГЕ

Уважаемые педагоги!

Рассмотрим проблему подготовки к ЕГЕ – сквозь призму подготовки трех

групп детей:

1.Группа детей с хорошей устойчивостью к стрессам.

2.Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми»

нервами.

3.Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной

учебной деятельности

.

Группа детей с хорошей устойчивостью к стрессам;

С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже

стремятся к ним.

Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на

личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).

Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и

поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных

классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не

снижается или даже улучшается.

Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей –

контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие

задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.

К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом

показывали хорошие результаты.

На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их

более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.

Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями,

благодарны за ваше участие в них.

Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей

неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот,

у них возникал азарт достичь успеха.

В результате преодоления испытаний такие подростки становятся

увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт

достижения успехов.Они «не опускают руки» – наоборот, у них

возникал азарт достичь успеха.

В результате преодоления испытаний такие подростки становятся

увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт

достижения успехов.

Основное направление подготовки таких подростков к ГИА – это

тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя

в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 9

и 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной

учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

К педагогическим способам тренировки личности можно отнести

следующие:

Реферирование дополнительной научно-популярной и научной

литературы.

Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как

моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ГИА.

Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках

дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными

аудиториями.

Выполнение и защита (публикация) научных работ.

Коллективные научные задания – как модель работы в научных

коллективах.

Участие в конкурсах, научных конференциях.

Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в

классе.

Очень важно контролировать психологическое состояние «сильных»

учащихся.Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и

бесед с учениками. По мере приближения окончания школы и экзаменов из

группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым

школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их

установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за

безусловную и непрерывную успешность в учебе . У подобных учеников

уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже

выше, чем у детей со слабой нервной системой!

Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь!

• Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки,

массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.

• Применение приемов переключения внимания и компенсаторные

деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и

животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к

экзаменам).

• «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа

днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2

часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами

и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и

любые алкогольные напитки (в том числе пиво!).

Роль репетиторов и ваше отношение к ним.

Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей.

Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет

сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и

нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка

уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут

попросить быть у них репетиторами.

Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его

эффективным:

Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся

освоил лучше и что хуже.

Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной

деятельности у данного учащегося в 9, 11-м классах.

После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику

возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми»

нервами).

В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу

вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих

признаков:

Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить

ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их

труда.

Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.

Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от

экзаменов, сказываются больными.

На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их

мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной

ситуации.

Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем

более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для

работы даже на текущих уроках.

Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в

кризисных ситуациях.

В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются

с ней.

Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х

уроков, жалуются на головные боли или сонливость.

Грызут ногти и пальцы.

Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:

1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.

2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной

деятельности.

Психофизиологическая помощь педагога.

- Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.

- Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при

приходе из школы, отход ко сну не позже 22, продолжительность сна – не

менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа

с перерывами по 30 минут.

Педагогическая помощь:

- Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.

- Спрашивать в середине уроков.

- Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для

ученика приемы усвоения материала.

- Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их

достичь.

- Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.

- Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.

Психологическая помощь педагога

- Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников,

обсуждайте неудачи индивидуально.

- Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых

других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в

хобби и др.).

- Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.

- Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации

(обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).

Врачебная помощь:

- Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных

подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу

- Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной

деятельности.

Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной

деятельности

.

Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов

школы – уже в начальных и средних классах школы.

К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:

Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают»

и бросают их незавершенными.

Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не

интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного

образования.

Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор,

простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без

сложно организованных деятельностей.

Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих

компьютерных игр («стратегических», познавательных),

коллекционирования, воспитания животных и др.

Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с

неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной

(сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения,

конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и

лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и

искусства).

Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных

классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно

контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.

Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности:

оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не

задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.

Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной

лжи.

Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при

усложнении программы в 8-9-м классах.

Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали

переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и

активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут

учиться лучше, но не хотят!».

Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели

себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо

успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались

со средне успевающими и т.п.

Последовательность стратегий оказания помощи детям:

Возможностей немного, но они есть!

Педагогическая поддержка:

Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже

до последнего времени) сохранялась мотивация учения.

Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим

предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников

на этих уроках.

После повышения у подростков этим способом мотивации учения

(требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать

репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была

давно утрачена.

Психологическая поддержка:

1. Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для

него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения,

соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.

2. Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.

3. Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе

и мотивация стремления к ним.

4. Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я

успешный») и интереса к нему.

Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной

учебе? Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить

способность к успешной учебе за полгода в течение 9, 11-го класса (это те,

у кого характеристики хуже приведенных выше).

Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его

родителей на реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся

возможностей ребенка: принять план на учебу в учреждении начального

профессионального образования.

В подготовительный период рекомендуем:

1.Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.

2.Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения

экзаменов

3.Не использовать давление и искусственное нагнетание стрессовой

ситуации, связанной с предстоящим тестированием!

Удачи Вам и вашим ученикам !

Автор-составитель: Струч А.В,

педагог-психолог МБНОУ «Гимназия №18 »



В раздел образования