Автор: Струч Анна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №18"
Населённый пункт: г.Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к сдаче ОГЕ и ЕГЕ
Раздел: среднее образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ОГЕ и ЕГЕ
Уважаемые педагоги!
Рассмотрим проблему подготовки к ЕГЕ – сквозь призму подготовки трех
групп детей:
1.Группа детей с хорошей устойчивостью к стрессам.
2.Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми»
нервами.
3.Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной
учебной деятельности
.
Группа детей с хорошей устойчивостью к стрессам;
С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже
стремятся к ним.
Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на
личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).
Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и
поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных
классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не
снижается или даже улучшается.
Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей –
контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие
задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.
К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом
показывали хорошие результаты.
На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их
более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.
Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями,
благодарны за ваше участие в них.
Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей
неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот,
у них возникал азарт достичь успеха.
В результате преодоления испытаний такие подростки становятся
увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт
достижения успехов.Они «не опускают руки» – наоборот, у них
возникал азарт достичь успеха.
В результате преодоления испытаний такие подростки становятся
увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт
достижения успехов.
Основное направление подготовки таких подростков к ГИА – это
тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя
в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 9
и 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной
учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести
следующие:
Реферирование дополнительной научно-популярной и научной
литературы.
Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как
моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ГИА.
Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках
дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.
Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными
аудиториями.
Выполнение и защита (публикация) научных работ.
Коллективные научные задания – как модель работы в научных
коллективах.
Участие в конкурсах, научных конференциях.
Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в
классе.
Очень важно контролировать психологическое состояние «сильных»
учащихся.Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и
бесед с учениками. По мере приближения окончания школы и экзаменов из
группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым
школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их
установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за
безусловную и непрерывную успешность в учебе . У подобных учеников
уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже
выше, чем у детей со слабой нервной системой!
Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь!
• Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки,
массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.
• Применение приемов переключения внимания и компенсаторные
деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и
животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к
экзаменам).
• «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа
днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2
часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами
и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и
любые алкогольные напитки (в том числе пиво!).
Роль репетиторов и ваше отношение к ним.
Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей.
Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет
сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и
нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка
уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут
попросить быть у них репетиторами.
Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его
эффективным:
Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся
освоил лучше и что хуже.
Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной
деятельности у данного учащегося в 9, 11-м классах.
После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику
возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.
Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми»
нервами).
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу
вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих
признаков:
Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить
ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их
труда.
Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.
Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от
экзаменов, сказываются больными.
На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их
мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной
ситуации.
Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем
более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для
работы даже на текущих уроках.
Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в
кризисных ситуациях.
В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются
с ней.
Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х
уроков, жалуются на головные боли или сонливость.
Грызут ногти и пальцы.
Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:
1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.
2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной
деятельности.
Психофизиологическая помощь педагога.
- Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
- Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при
приходе из школы, отход ко сну не позже 22, продолжительность сна – не
менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа
с перерывами по 30 минут.
Педагогическая помощь:
- Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
- Спрашивать в середине уроков.
- Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для
ученика приемы усвоения материала.
- Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их
достичь.
- Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.
- Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.
Психологическая помощь педагога
- Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников,
обсуждайте неудачи индивидуально.
- Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых
других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в
хобби и др.).
- Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.
- Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации
(обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).
Врачебная помощь:
- Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных
подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу
- Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной
деятельности.
Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной
деятельности
.
Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов
школы – уже в начальных и средних классах школы.
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:
Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают»
и бросают их незавершенными.
Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не
интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного
образования.
Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор,
простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без
сложно организованных деятельностей.
Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих
компьютерных игр («стратегических», познавательных),
коллекционирования, воспитания животных и др.
Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с
неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной
(сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения,
конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и
лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и
искусства).
Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных
классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно
контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.
Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности:
оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не
задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.
Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной
лжи.
Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при
усложнении программы в 8-9-м классах.
Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали
переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и
активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут
учиться лучше, но не хотят!».
Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели
себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо
успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались
со средне успевающими и т.п.
Последовательность стратегий оказания помощи детям:
Возможностей немного, но они есть!
Педагогическая поддержка:
Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже
до последнего времени) сохранялась мотивация учения.
Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим
предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников
на этих уроках.
После повышения у подростков этим способом мотивации учения
(требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать
репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была
давно утрачена.
Психологическая поддержка:
1. Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для
него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения,
соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.
2. Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.
3. Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе
и мотивация стремления к ним.
4. Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я
успешный») и интереса к нему.
Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной
учебе? Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить
способность к успешной учебе за полгода в течение 9, 11-го класса (это те,
у кого характеристики хуже приведенных выше).
Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его
родителей на реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся
возможностей ребенка: принять план на учебу в учреждении начального
профессионального образования.
В подготовительный период рекомендуем:
1.Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
2.Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения
экзаменов
3.Не использовать давление и искусственное нагнетание стрессовой
ситуации, связанной с предстоящим тестированием!
Удачи Вам и вашим ученикам !
Автор-составитель: Струч А.В,
педагог-психолог МБНОУ «Гимназия №18 »