Напоминание

Проектная деятельность учащихся и условия её организации


Автор: Дрожжина Наталия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Железнодорожненская СОШ"
Населённый пункт: Республика Крым, Бахчисарайский район, с.Железнодорожное
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: Проектная деятельность учащихся и условия её организации
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железнодорожненская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

Методическая разработка

классного родительского собрания

«Проектная деятельность учащихся

и условия её организации».

(проведено для родителей учащихся 5 класса)

Автор: классный руководитель 5 класса,

педагог-психолог Дрожжина Н.В.

с.Железнодорожное

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родительское

собрание

официальное

мероприятие,

на

котором

обсуждают успехи учеников и способы улучшения условий обучения. В идеале

каждая школа

должна иметь локальный нормативный акт – «Положение о

классном родительском собрании», в котором освещает цели, задачи, правила и

раскрывает функции родительского комитета.

Собрания

проводят,

чтобы

ознакомить

родителей

с

содержанием

и

методикой

образовательной

деятельности

школы;

повысить

педагогическую

культуру родителей, пополнить их знания по вопросам воспитания ребенка;

сплотить

коллектив,

вовлечь

родителей

в

жизнедеятельность

класса;

продемонстрировать и проанализировать достижения учащихся.

Родительские собрания считают эффективными, если они:

повышают

активность

родителей

и

мотивируют

участвовать

в

образовательной деятельности;

инициируют дискуссии и диспуты;

распространяют положительные примеры по воспитанию детей;

повышают уровень знаний о личности ребенка.

Наверное,

каждый

из

нас,

являясь

родителем,

когда-то

посещал

родительское

собрание

собственных

детей.

И

зачастую

бывает,

что

родительское

превращается

в

нудное

чтение

морали

или

в

бесполезное

времяпрепровождение,

на

котором

выступает

один

классный

руководитель,

превращая собрание в «монолог одного актера». Мне всегда хотелось как-то

поменять устоявшуюся годами форму собрания.

Став классным руководителем, я стала читать, интересоваться этим вопросом.

И поняла, что выбор формы собрание – очень интересное дело.

Формы родительских собраний могут быть разными:

собрание-беседа, собрание-лекция,

собрание-дискуссия, круглый стол,

собрание-конференция,

пресс-конференция,

собрание-семинар, семинар-практикум, собрание-тренинг,

собрание организационно-деятельностная игра,

педагогическая мастерская,

собрание-конкурс, родительский ринг,

собрание-соревнование,

собрание-презентация, устный журнал,

вечер вопросов и ответов,

интеллектуальный марафон,

ток-шоу, гостиная,

дискуссионный клуб, кафе,

собрание в письменной форме,

родительское собрание на дому,

комбинированная форма и др.

Предлагаемая

методическая

разработка

это

уже

проведенное

родительское

собрание

в

5

классе

в

форме

педагогической

мастерской,

посвященное

проектной

деятельности

детей

и

условиям

её

организации.

Родители часто хотят помочь своему ребенку в личностном развитии, хотят

участвовать в его делах и планах, разделять его интересы, оказывать моральную

поддержку. Прекрасная форма родительского участия – помощь школьнику в

организации проектной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ.

В

последние

годы

в

России

произошли

значительные

изменения

приоритетов

в

образовании.

Обществу

нужны

высококвалифицированные,

инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня

своей профессиональной готовности молодые люди.

Поэтому основной задачей образования сегодня является научить ученика

проектированию,

целеполаганию

и

планированию

своей

деятельности.

Современный

подход

в

образовании

ФГОС

выдвигает

на

первый

план не

информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в

реальных жизненных ситуациях.

Одним

из

вариантов

решения

данной

задачи

является

обращение

к

проектной

деятельности.

Ценным

в

проектной

деятельности

является

не

столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его

умениям проектирования: постановка проблемы, целеполагание, организация и

планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, применение

коммуникативных навыков, умение принимать решения.

В

основе

проектной

деятельности

лежит

развитие

познавательных

интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развивать

критическое

мышление.

Важным условием, необходимым

пятикласснику для работы в

проекте, является помощь со стороны родителей, понимание и включённость

родителей в эту работу.

ТЕМА: «Проектная деятельность детей и условия её организации».

ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

Организовать

психолого-педагогическое

просвещение

родителей

по

пониманию значения проектной деятельности и определить их роль в создании

ученического проекта; научить оказывать квалифицированную помощь детям в

их проектной деятельности.

ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

1.

Ознакомить родителей с понятием «проектная деятельность», ее видами.

2.

Формировать

у

родителей

понимание

значимости

проектной

деятельности для становления характера их ребенка, его взглядов, для

успешности учебной деятельности в старшей школе.

3.

Познакомить

с

методами

и

приемами

развития

познавательных

процессов,

развития

коммуникативных

способностей

детей,

формирования навыков конструктивного взаимодействия.

4.

Показать родителям роль полноценного позитивного общения с ребенком

в процессе совместной деятельности по проекту.

5.

Оказать помощь родителям в формировании у учащихся сознательной

дисциплины, навыков самореализации и установить контакт родителей с

педагогическим

коллективом

школы

(учителями-предметниками

ведущими проект)

6.

Пробудить у родителей интерес к дополнительному образованию детей.

ФОРМА

ПРОВЕДЕНИЯ:

Педагогическая

мастерская

с

демонстрацией

готового проекта (презентацией).

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В Примерных программах учебных дисциплин начальной школы

проектная

деятельность

включена

в

дисциплину

«Технологию»,

где

предполагается умение проектировать изделия: создавать образ в соответствии

с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные

формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций

и т.п.

Проектирование

упоминается

и

по

другим

учебным

предметам:

Математика:

бумажные

модели

транспорта,

макеты

зданий

из

простых

геометрических фигур, коллекция самодельных измерительных приборов и т.п.

Окружающий мир: памятники города, моя родословная, режим дня младшего

школьника и т.п. Литературное чтение: создание сборника сказок, викторина,

подготовка радиопередачи по теме и т.п.

То есть, проектная деятельность предусмотрена по ФГОС и в начальной

школе, но в силу ее особенностей (выполнение проекта, как правило, растянуто

во времени) она рекомендована во внеурочной деятельности.

На

мой

взгляд,

в

начальной

школе

выполнение

этого

требования

организация проектной деятельности - вряд ли было возможно полноценным

образом.

Тем

не

менее,

в

начальной

школе

педагогами

используется

и

индивидуальная, и парная, и групповая формы работы. При этом возникают

следующие трудности:

низкий уровень самостоятельности в учебном процессе,

невысокий уровень развития основных мыслительных операций,

быстрая утомляемость,

слабый перенос знаний из одной образовательной области в другую

и т.д.

Аналогичной точки зрения придерживаются многие исследователи. Так,

А.Б.Воронцов

считает,

что

полноценная

проектная

деятельность

не

соответствует

возрастным

возможностям

младших

школьников.

Переносить

способы работы из основной школы, не подготовив для этого необходимую

почву,

неэффективно

и,

как

правило,

вредно.

Прообразом

проектной

деятельности основной школы для младших школьников, по их мнению, могут

стать проектные задачи.

Основная

идея

проектных

задач

заключается

в

том,

что,

решая

их,

младший

школьник

фактически

осваивает

основы

способа

проектирования.

Овладение основами этого способа в начальной школе поможет обучающимся в

дальнейшем содержательно и грамотно освоить проектную (учебно-проектную)

деятельность в старшей школе.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ:

А вот в пятом классе целесообразно начинать проектную деятельность по

ряду причин:

проектные

задачи

принципиально

носят

групповой

характер

и

направлены

на

достижение

двух

целей:

формирование

разных

способов

учебного сотрудничества (это уже можно достигать в 1-3 классах) и выявление

у школьников способности к переносу известных способов деятельности в

новую для них ситуацию. А это становится возможным только в 5-6 классах

вследствие возрастных особенностей.

Полноценная

проектная

деятельность

будет

в

том

случае,

если

школьники все делают сами: планируют, определяют средства, выполняют,

оценивают полученные результаты. В старшей школе (уже в 5 классе) учащиеся

более самостоятельны.

В пятом классе появляется много учителей-предметников, которые могут

увлечь

отдельных

учащихся

своим

предметом,

что

позволяет

«сузить»

проектную деятельность, придать ей узкую специализацию.

Кроме того, определенная часть детей, осознавая свое новое положение в

старшей

школе,

имеет

шанс

заново

начать

школьную

жизнь,

наладить

не

сложившиеся отношения с новыми педагогами.

Поможет в этом проектная деятельность.

Подготовительная работа к собранию:

анкетирование учащихся 5 класса

по

методикам

«Психологическая

культура

личности»,

«Познавательные

процессы

школьников»

(Приложение

2);

анкетирование

родителей

(выборочно);

подбор

ситуаций

для

дискуссии;

подготовка

памятки

для

родителей “Ваш ребёнок участвует в работе над проектом. Какова ваша роль?”

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

I.

Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители! Ваши дети перешли в пятый класс, а

это

значит,

что

перед

ними

ставятся

новые

задачи

в

обучении.

Сегодня

родительское

собрание

будет

посвящено

проектной

деятельности.

Я

познакомлю

Вас

с

сутью

метода

проектов

и

его

значимости

для

развития

личности ребенка, расскажу об основных этапах проектной деятельности и

формах

возможного

участия

в

ней.

На

собрании

Вам

будут

розданы

рекомендации-памятки.

В

последние

годы

в

России

произошли

значительные

изменения

приоритетов

в

образовании.

Обществу

нужны

высококвалифицированные,

инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня

своей профессиональной готовности молодые люди.

Поэтому основной задачей образования сегодня является научить ученика

проектированию,

целеполаганию

и

планированию

своей

деятельности.

Современный

подход

в

образовании

ФГОС

выдвигает

на

первый

план не

информированность ученика, а умение решать проблемы,

возникающие в

реальных жизненных ситуациях.

Слайд 1. Одним из вариантов решения данной задачи является обращение к

проектной деятельности.

Эпиграфом к нашему собранию я взяла

китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

Давайте

вместе

разберемся

КАК

нужно

«дать

попробовать»,

как

организовать проектную деятельность

пятиклассника.

Ценным

в

проектной

деятельности

является

не

столько

результат

познавательной

деятельности

ученика,

сколько

обучение

его

умениям

проектирования:

постановка

проблемы,

целеполагание,

организация

и

планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, применение

коммуникативных наыков, умение принимать решения.

В

основе

проектной

деятельности

лежит

развитие

познавательных

интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развивать

критическое

мышление.

Слайд

2.

Проектная

деятельность

ориентирована

на

самостоятельную

деятельность

обучающихся

-

индивидуальную,

парную

или

групповую,

которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В энциклопедических словарях проектирование определяется как процесс

создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого возможного объекта,

состояния. Сам проект при этом не создается, а создается лишь его образ,

модель. Архитектор проектирует здание, воплощая его в чертежах, проектной

документации – это проектирование. В учебном же проектировании внимание

акцентируется не на собственно проектировании, а на получении реального

продукта, «осязаемого» результата.

Слайд 3.

Метод проектов –

э т о

с п о с о б

д о с т и ж е н и я

дидактической

цели

через

д е т а л ь н у ю

р а з р а б о т к у

п р о бл е мы

( т е х н о л о г и ю),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

ре зультатом,

оформленным

тем

или

иным

образом.

Характеристика проектного метода

Личностно – ориентированный;

Обучающий взаимодействию в группе;

Р а з в и в а ю щ и й

у м е н и я

с а м о в ы р а ж е н и я ,

р е ф л е к с и и

и

самопрезентации;

Формирующий

навыки

самостоятельности

в

мыслительной,

практической и волевой сферах;

Во спитывающий

целеустремленно сть,

о т в е т с т в е н н о с т ь ,

инициативность и творческое отношение к делу;

Интегрирующий

знания,

умения

и

навыки

из

разных

учебных

дисциплин;

Здоровьесберегающий

Слайд

4.

Полноценная

проектная

деятельность

будет

в

том

случае,

если

школьники

все

делают

сами.

Особенность

проекта

в

том,

что

при

его

реализации

не

задается

порядок

действий,

дети

сами

определяют

набор

необходимых средств, материалов и действий для достижения результата.

Какие же существуют виды проектов?

Исследовательские

Творческие

Ролевые, игровые

Ознакомительно-ориентировочные

(информационные)

Практико-ориентированные

(прикладные).

Проектная деятельность и исследовательская деятельность имеют тесную

взаимосвязь. Исследовательская деятельность – это образовательная работа,

связанная

с

решением

учащимися

творческой,

исследовательской

задачи

различных

областях

науки)

и

предполагающая

наличие

основных

этапов,

характерных

для

научного

исследования,

а

также

таких

элементов,

как

практическая

методика

исследования

выбранного

явления,

собственный

экспериментальный материал, анализ собственных выводов.

Слайд 5. Давайте подробнее остановимся на этапах создания проектов

1.

Мотивационный этап или «Погружение в проект»

2.

Планирующий — подготовительный этап

3.

Практический или моделирующий

4.

Контрольно-коррекционный

5.

Защита проекта или презентация

6.

Рефлексивно-оценочный этап

-

Обозначается

задача

(проблема).

Планируются

действия

по

разрешению

проблемы. Ребята (если групповая работа) распределяются в группы, делят

обязанности, договариваются о способах и методах работы, определяют вид

продукта и делят обязанности.

Поиск информации, которая в дальнейшем будет обработана, осмыслена и

представлена участникам проектной группы

Результатом работы является готовый продукт.

Проводится внешняя оценка и делаются выводы.

Важным

моментом

в

организации

проектной

деятельности

является

дальнейшее развитие. Это может быть защита перед более широкой детской

аудиторией, перед Вами, родителями, реализация на практике.

Слайд 6.

Если сказать короче, то

Проект – это «5П»:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Представление.

Существует, правда, и шестое "П" проекта - это его портфолио

Слайд 7. Участвуя в проектной деятельности по любому учебному предмету,

Ваши дети овладевают нужными для жизни и очень полезными умениями.

Какими? Умения, формируемые проектной деятельностью

Исследовательские

Умения социального взаимодействия

Оценочные

Информационные

Презентационные умения и навыки

Рефлексивные

Менеджерские

Слайд 8. Среди родителей часто бытует

мнение,

что

проект

это

в

основном

работа учителя, который дает знания и

информацию,

ведет

своего

ученика

и

даже готовит ему доклад и презентацию.

Нет.

1-й этап – УЧИТЕЛЬ-ученик

2-5 этапы – учитель-УЧЕНИК-родитель

последний этап - УЧИТЕЛЬ-ученик

Как видите, ТОЛЬКО на первом и

на

последнем

этапе

учитель

ведет

проект. Основную часть работы делает

САМ

учащийся

в

сотрудничестве

с

Вами, родители.

-

Особенно

неоценима

Ваша

помощь, дорогие родители, когда дети

делают

первые

шаги

в

работе

над

проектом. В ходе работы над проектом

Вы,

родители,

будете

выступать

одновременно в нескольких ролях. Особо заинтересованные родители:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают

наиболее

подходящий

режим

работы,

отдыха

и

питания.

1)

Нельзя

обойти

ещё

один

очень

важный,

на

мой

взгляд,

положительный момент вовлечения родителей в работу над проектом. Из опыта

работы,

мне

стало

очевидным,

что

совместная

работа

учителя,

детей

и

родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для

каждого

ученика

свой

воспитательный

маршрут,

подобрать

оптимальный

вариант индивидуальной работы.

2)

Кроме

того,

совместная

работа

взаимно

обогащает

знаниями

каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители

больше

времени

проводят

с

детьми.

Они

становятся

ближе

к

ним,

лучше

понимают проблемы своих детей.

3)

Огромное

значение

имеет

положительное

общение

детей

из

неполных и проблемных семей (во время коллективной работы над проектом).

Пятиклассники чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения,

которые в них закладывает семья. Если ребенок учится в семье рисовать жизнь

только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги - помочь

такому ребенку жить по законам добра трудно.

4)

Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для

ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Семья учит ребенка не

только законам человеческого существования, но и законам совместной работы,

сотрудничеству, со-творчеству.

5)

В

результате

совместной

проектной

деятельности

дети

узнают

много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их

родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

6)

Проектная

деятельность

имеет

общую

гуманистическую

направленность.

Какую бы тему проекта не выбрал ребенок, он не только

расширит знания об окружающем мире, но и начнет познавать законы Мира,

Добра, защиты и безопасности в этом мире.

Слайд

9. В

результате

и

в

процессе

проектной

деятельности

неизмеримо

повышается самооценка учащихся

Слайд 10.

Слайд 11. На слайдах Вы видите, что еще получите в результате совместной

работы с детьми над проектами

V.

Демонстрация

индивидуального

проекта

по

математике

«Шкалы», выполненного ученицей 5 класса с помощью родителей.

- Я предлагаю Вашему вниманию готовый индивидуальный

проект по

математике

«Шкалы»,

выполне нный

м о е й

д о ч е р ь ю ,

т о г д а

ученицей

5

к л а с с а .

Р е з у л ь т а т о м

э т о й

р а б о т ы

я в л я е т с я

готовый

продукт

презентация,

обучающая

решению

задач

со

шкалами

в

и г р о в о й

ф о р м е .

Я

говорила

о

важном

моменте в организации

проектной деятельности

- дальнейшем развитии. Так вот у этого проекта дальнейшее развитие есть:

была защита «готового продукта» перед широкой аудиторией на ученической

конференции,

а

затем

использование

обучающей

презентации

учителем

математики на уроках. По-моему, это хорошая реализация на практике.

После просмотра Вы можете задать любые интересующие вас вопросы.

Обсуждение

проекта

«Шкалы»

по

методу

круглого

стола

«Вопрос-ответ».

После

обсуждения

раздаю

родителям

памятки.

VI. Памятка для

родителей

“Ваш

ребёнок

участвует

в

р а б о т е

н а д

проектом. Какова ваша роль?” (Приложение 2)

- Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети

включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на

следующие вопросы:

• Участие в проектной деятельности (очень немного теории)

• Каковы этапы выполнения проекта?

• Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

VII. Подведение итогов анкетирования.

- Удивительные результаты мы получили. Оказывается, в нашем классе до

собрания имели лишь общее представление о проектной деятельности – 75%

пришедших родителей. 15% знали всё о проектах. Видимо, помогали своим

детям в работе над проектами, и 10% не знали вообще ничего.

На второй вопрос почти все родители не знали ЧЕМ и КАК помочь своему

ребенку в работе над проектом – 89% . Только 11% имели общее представление

о родительской помощи.

Зато

большинство

родителей

класса

хотели

бы,

чтобы

ребенок

был

включен в работу над проектом по какому-либо предмету. Этот показатель 92%.

Как

видим,

родители

заинтересованы

в

личностном

и

интеллектуальном

развитии своего ребенка. Это радует.

Интересны

Ваши

ответы

на

четвертый

вопрос:

«Какой

проект

Вы

предпочли бы, зная особенности Вашего ребенка: индивидуальный, парный,

коллективный?» Почти половина родителей предпочли бы парный проект –

51%. Склонны к индивидуальной работе и знают, что их ребенок справится с

такой задачей – 38%. И 11% пришедших сегодня родителей высказались за

коллективные проекты.

- Спасибо Вам за высказанные мнения, это ценно и важно для меня, как

для классного руководителя.

В заключение хочется отметить: проектная деятельность позволяет решать

ряд

образовательных

и

специфических

задач,

способствует

формированию

классного

коллектива,

сплочению

участников

образовательного

процесса,

а

правильно организованная и выполненная – дает толчок к следующему, более

серьезному этапу проектной деятельности.

На пути освоения пятиклассником проектной деятельности родители с

первого этапа и до последнего являются опорой для ребёнка: отслеживают

выполнение плана, помогают собрать нужную информацию и правильно её

оформить,

предварительно

оценивают

продукт

деятельности,

участвуют

в

подготовке к публичной защите работы. К моей великой радости родители

нашего класса проявляют себя истинными помощниками и друзьями детей,

помогая им советами и делами.

Главная наша задача - научить наших детей

планировать и успешно

реализовывать

свои

жизненные

проекты.

Собрание

мне

хочется

закончить

следующей фразой: «Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку,

два дня – две рыбки, всю жизнь – научи его ловить рыбу».

Удачи Вам! До свидания.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Байбородова

Л.

В.

Проектная

деятельность

школьников

в

разновозрастных

группах:

пособие

для

учителей

общеобразовательных

организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение,

2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.

Васильев

В.

Проектно-исследовательская

технология:

развитие

мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. Дубровиной

И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.:

Питер, 2007.

3.

Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов

школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на

основе

партнерства

и

сотрудничества

//

Управление

современной

школой.

Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18

4.

Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе //

Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41

5.

Игнатьева,

Г.

А.

Проектные

формы

учебной

деятельности

обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - №

11

6.

Истратова

О.Н.,

Эксакусто

Т.В.

Справочник

психолога

средней

школы / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд.6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

7.

Каримуллина,

О.

В.

Развитие

проектно-исследовательской

деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. –

С. 59-65

8.

Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на

уроках

технологии:

Книга

для

учителя

начальных

классов.

-

Смоленск:

Ассоциация 21 век, 2006.

9.

Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития

детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7.

10.

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной

деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9,

11.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования". М., 2004.

12.

Полат

Е.С.

Метод

проектов

на

уроках

и н о с т р а н н о го

языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.

13.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для

учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

14.

Рогов

Е.И.

Настольная

книга

практического

психолога:

Учеб.

пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

15.

Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для

студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-

Ч.3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Вопросы анкеты для родителей:

1)

Знаете ли Вы, что такое проектная деятельность (знаю, имею общее

представление, ничего не слышал об этом)?

2)

Знаете ли Вы ЧЕМ и КАК помочь своему ребенку в работе над

проектом (знаю, имею общее представление, совсем не знаю)?

3)

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок был включен в работу над

проектом по какому-либо предмету (да, нет, затрудняюсь ответить)?

4)

Какой проект Вы предпочли бы, зная особенности Вашего ребенка:

индивидуальный, парный, коллективный (нужное подчеркнуть)?

Приложение 2.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

“ВАШ РЕБЁНОК УЧАСТВУЕТ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ.

КАКОВА ВАША РОЛЬ?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для

родителя.

Проект

подразумевает

самостоятельную

деятельность

ученика,

однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов,

требований

к

процессу

и

результату

выполнения,

чтобы

быть

готовым

к

содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими –

такими,

как

книги,

фильмы,

Интернет

и

др.

Но

право

свободного

выбора

источника информации предоставляется ребёнку!

Выполнение проекта предусматривает несколько

последовательных этапов:

выбор темы проекта;

выдвижение первоначальных идей;

выбор лучшей идеи;

планирование проектной деятельности;

оценка и самооценка проекта.

презентация проекта.

Рассмотрим,

какова

же

роль

родителей

на

каждом

этапе

выполнения

проекта.

1.

Первый этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать

выбор.

2.

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них

возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать

их

на

листе

бумаги

вразброс,

чтобы

не

выделять

эти

идеи

порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей,

тем

больше

выбор.

Затем

идёт формулировка

задачи

проекта.

Может

потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

3.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные

действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать

работу

с

учётом

занятости

детей.

Потребуется

также

помощь

в

корректировке

плана

проектной

работы,

определение

сроков

её

выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое

внимание со стороны родителей требует определение промежуточных

сроков работы.

4.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы

по

теме

проекта в соответствии с конкретными частными задачами.

Здесь

возможные

действия

родителей

таковы:

прикинуть

с

детьми

возможные

выходы

по

каждой

задаче,

разбить

объём

работы

на

небольшие части и определить срок выполнения каждой.

5.

Затем

исполнители

проекта составляют

программу

и

календарный

план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать

план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для

выполнения этого плана.

6.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение

необходимого

материала

по

теме

проекта.

Посмотрев

список

подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или

убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной

теме. Взрослые помогут ребёнку в передвижении до библиотеки, музея,

выставок,

помогут

сориентироваться

в

книжных

магазинах,

поиске

источников дополнительной информации по теме проекта. Источником

информации

могут

быть

опрос,

наблюдение,

эксперимент,

интервью,

беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

7.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками

проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых

(предотвращение конфликтов в ситуации несправедливого распределения

обязанностей, объяснение обязанностей).

8.

На

этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом

детям

может

потребоваться

помощь

в

редакционной

правке,

грамматическом и стилистическом контроле.

9.

П о результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная

презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю

проверку

перед

презентацией,

прорепетировать

выступление,

снять

волнение детей перед выступлением.

10. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и

самого

процесса.

Родители

дают

советы,

которые

п ом о г у т

скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с

детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

ВАЖНО! Не берите на себя большую часть работы над проектом, иначе

губится

сама

идея

проектной

деятельности.

А

вот

помощь

советом,

информацией, проявление заинтересованности с Вашей стороны обязательно

приведут Вашего ребенка к успеху!

Удачи Вам!



В раздел образования