Напоминание

"Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения"


Автор: Колпакова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №10 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: г.Алушта,Крым
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: "Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ №10 г. Алушта

Нетрадиционные дидактические игры для

детей с нарушением зрения.

Воспитатель группы компенсирующего типа:

Колпакова Елена Васильевна

2019г.

Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной

ориентации считается дидактическая игра, т. к. её основным элементом

является обучающая задача.

Благодаря занимательности игровых действий,

дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т. к. в

увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего

ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет

возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития.

Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей,

выступая своеобразной формой учебной деятельности. В ходе игры дети

незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия

поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в

усвоении учебного материала

Комплексный подход в организации игровых упражнений предусматривает

формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно

важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у

них из-за недостаточности зрительной информации могут создаваться

неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения

может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям

задания для развития осязательного восприятия, развивать умение

«запоминать руками».

Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет

восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего

пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире

носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается

снижение способности к интегрированию признаков, использованию в

сенсорно - перцептивном процессе умений и навыков сравнения, анализа,

синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей младшего

дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на

формирование предметных представлений, развитие ориентировки в

пространстве, двигательных навыков.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия.

«Узнай по голосу»

Задача: развитие слухового внимания.

Описание игры: Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Идут по кругу и

говорят…(имя ребёнка, который стоит в центре круга),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовём тебя: «Ау!»

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Ребёнок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре

круга. Игра повторяется.

«Передай, что слышишь, «Испорченный телефон»,

«Я начну, а ты продолжай»

Цель: Поддерживать желание детей воспроизведению услышанного.

Содержание игры: Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза (спят).

Ведущий называет первому участнику какое-либо слово или фразу. Первый

участник, «разбудив» второго игрока, передаёт сказанное. Далее второй

участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию услышанного. И так

до последнего участника игры. После этого ведущий спрашивает всех

участников, начиная с последнего и кончая первым, о том, какое слово он

услышал.

Дидактические игры на развитие осязания и развития

мелкой моторики.

«Сухой бассейн»

Цель: развитие навыков осязательного восприятия, снятие напряженности

мышц кистей пальцев рук (самомассаж рук)

Игра представляет собой прозрачную большую емкость – банку с цветными

шариками – пульками и предметами – игрушками. Условия игры – найти в

«сухом бассейне» заданный предмет.

Можно использовать крупы: гречку, манку, рис и т.д.

Совместное использование слабого зрения и осязания даёт значительно

лучшие результаты при знакомстве с предметом. Дети лучше воспринимают

форму, точнее оценивают размеры, фактуру, температурные признаки.

Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору

головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления

зрительных функций от зрительного дефекта.

Таким образом, можно считать, что осязание является одним из важнейших

средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку с нарушением

зрения лучше узнать признаки и свойства окружающего мира.

«Чудесный мешочек»

(«Узнай на ощупь», «Найди круги, квадраты, треугольники..»,

«Достань и разложи», «Подбери правильно»)

Задачи:

1. Содействовать осязательному обследованию, узнаванию и называнию

плоскостных и объёмных предметов .

2. Стимулировать желание группировать предметы.

3. Способствовать нахождению идентичных показателей.

Содержание игр: Педагог показывает детям предмет (геометрическую

фигуру, овощ, фрукт и т.д.). Дети рассматривают и называют данную

предмет, затем ищут его в «чудесном мешочке». После нахождения,

сравнивают.

«Что изменилось?», «Какой фигуры не стало?»

Задачи:

1.

Упражнять в запоминании фигур на ощупь.

2.

Осуществлять выбор фигур по памяти.

Материал: магнитная доска, геометрические фигуры.

Содержание: Детям выдаются магнитные доски, на которых в ряд

расположены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Педагог предлагает обследовать и запомнить фигуры, затем убирает

одну из них. После повторного обследования дети называют

недостающую фигуру. Вариант: педагог добавляет одну фигуру и

предлагает детям определить, что изменилось.

«Собери бусы»

Цель: Способствовать развитию умения составлять сериационные

ряды в ритмически заданной последовательности зрительно-

осязательным осязательно-зрительным способами.

Описание: Педагог предлагает детям карточку с наклеенными

геометрическими фигурами (круг – квадрат – круг - квадрат). Дети

внимательно смотрят на данный ряд, затем в «волшебных очках»

стараются воспроизвести его на ощупь. И наоборот – сначала в

«волшебных очках» обследуют имеющийся ряд, затем, сняв очки,

выстраивают его.

«Разные ёлочки», «Разные квадраты», «Две матрёшки»,

«Разные грибочки»

Задачи: 1. Формировать понятия «высокий – низкий».

2.Учить выбирать высокие/низкие предметы из группы разных по

высоте.

Описание: У детей по две ёлочки разной высоты. По словесной

инструкции педагога дети выбирают ёлочку нужной высоты и словесно

обозначают её величину.

«Сравни матрёшек», «Сравни мячики»

Задачи: 1. Развивать умение сравнивать предметы по величине

(Объёму, толщине).

2.Закреплять знания о величине в памяти.

Содержание: Педагог предлагает детям обследовать в тёмных очках

две матрёшки (два мяча) разного размера и сравнить их по величине.

«Магазин»

Задача: развивать зрительное восприятие, внимание, наглядно-

образное мышление, речь.

Содержание: С помощью считалки выбирается водящий –

«продавец», остальные дети – «покупатели». На «прилавке магазина»

раскладываются различные «товары». Один из «покупателей», не

называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он может

пригодиться и т. д. «Продавец» должен догадаться, какой именно

«товар» нужен «покупателю». Затем водящий меняется, игра

возобновляется.

«Плетёнка» или « Шнуровка»

Задачи: 1. Развитие тонкой моторики, глазомера тактильных

ощущений, осязания.

2. Развитие наглядно-образного мышления, умения установить

закономерности на зрительно воспринимаемом материале.

3. Расширение пространственных представлений (справа налево, слева

направо, сверху вниз, снизу вверх).

Содержание: Ребёнку предлагается сплести узор, как на образце, затем

по инструкции, далее – самостоятельно.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных

барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимание чувства

другого через прикосновение.

Содержание: Дети сидят напротив друг друга с закрытыми глазами на

расстоянии вытянутой руки.

Задания: - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки,

познакомьтесь одними руками. Постарайтесь узнать своего соседа.

Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки

ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Дидактические игры на развитие зрительно-моторной

координации.

«Отгадай загадку»

Задачи: 1.Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать

прослеживающие функции глаза.

2.Закреплять цветовосприятие через развитие зрительно-моторной

координации и зрительно-двигательной ориентации.

3.Расширять представления детей об окружающем мире.

4.Развивать слуховую память, воображение.

Материал: Зашумленные рисунки и цветные карандаши для каждого

ребёнка. Загадки о предметах, изображённых на рисунках.

Описание игры: Педагог загадывает детям загадки, просит детей отгадать,

но ответ вслух не произносить, а найти его на зашумленном рисунке и

обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру,

не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края.

«Ищем клады, «Лабиринты»

Задачи: 1. Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать

прослеживающие функции глаза.

2. Развивать пространственные ориентировки («направо», «налево», «вверх»,

«вниз») через развитие зрительно-моторной координации и зрительно-

двигательной ориентации.

3. Расширять представления детей об окружающем мире.

4. Развивать слуховую память, воображение.

Материал: «Карта» и «письмо» с указанием маршрута к ней для каждого

ребёнка. Указка, карандаш для каждого ребёнка.

Описание игры: Перед нами карта леса. Под одной из ёлочек пираты

спрятали клад. К нам попала записка, «письмо», в которой обозначен

маршрут следования к кладу. Каждому ребёнку предлагается «расшифровать»

маршрут поиска клада. «Надо идти прямо вверх до дерева, потом надо

повернуть направо, дойти до цветка, после идти прямо вверх до ёлочки,

повернуть влево до колокольчика, затем вниз до дерева и повернуть вправо до

ёлочки». Рассказать и показать.

На печатной основе

На вертикальной поверхности

Дидактическая игра «Повтори узор»

Цель: поддерживать желание понимать и соотносить пространственные

отношения («вверху-внизу», «слева-справа») между геометрическими

фигурами.

Описание игры: Ребёнку предлагается карточки: с узором из

геометрических фигур . Ребёнок заполняет карточки согласно образцу,

сопровождая свои действия речью. Затем педагог предлагает поиграть и

отгадать загаданную геометрическую фигуру: «Эта фигура сидит на верхней

строчке справа от треугольника (слева от круга), на нижней строчке между

овалом и квадратом и т.д.

«Щепки – прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики, точности движения рук под контролем

глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора. Игра представляет

собой цветные изображения животных или любые формы и бельевые

прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику

– иголки и т.п

.

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой

моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и

усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться,

прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если

кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это отразится

на формировании навыков письма.

Дидактические игры на развитие сенсомоторного

восприятия

«Разложи по цвету»

\

Цель: формировать знания детей о четырех основных цвета и их оттенках,

учить детей выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев,

усидчивость, внимание, речь, память.

Материал: коробочка с цветными косточками,3-4 тарелочки. Описание

игры: ребенку необходимо разложить по цвету в тарелочки косточки

определенного цвета.

«Цветная полянка»

«Чашки для Мишутки и Михаила Потапыча»

Материал: коробка с кружками разного цвета, картинки - карточки (ёлочка,

грибок, бабочка, цветок, чашки большие и маленькие, и т.д. по желанию).

Описание игры: На карточки дети выкладывают кружки разного цвета. Во

время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на

карточке. Выкладывание кружков сопровождается стихотворениями:

Про гриб. Про бабочку

Тут и там цветные шляпки,

Не играют с вами в прятки. На лесной полянке чудо –

Вот стоят, ты только срежь-ка,

Вам попалась сыроежка. на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

Про ёлочку

Что за чудо, чудо-ёлка

Все зелёные иголки,

В бусинках и шариках,

В жёлтеньких фонариках!

Игра – не только удовольствие и радость для ребёнка. Именно в игре у детей

развиваются самые разные качества от силы и ловкости до креативности и

коммуникабельности. В игре усваиваются новые социальные роли,

формируются морально-нравственные ценности, осознаётся смысл своих и

чужих действий, переживаний, проблем.



В раздел образования