Автор: Шафикова Гульнара Айратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с с. Старые Туймазы
Населённый пункт: с. Старые Туймазы, Туймазинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Утро в деревне"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Старые Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Педагогический проект
на тему:
«Утро в деревне»
Разработал:
Воспитатель МБДОУ
детский сад с.Старые Туймазы
Шафикова Г.А.
Туймазы 2018
Педагогический проект на тему: «Утро в деревне»
Направленность:
Познание
окружающего
мира
через
искусственно
созданную среду.
Предпосылки:
Календарно
–
тематический
подход
к
организации
педагогического процесса согласно ФГОС ДО.
Вид: Естественно – научный, практико - ориентированный.
Участники
проекта: Дети второй группы раннего возраста, воспитатель,
помощник воспитателя, родители.
Продолжительность: краткосрочный: январь-февраль.
Сюжет: «Утро в деревне»
Цель: Привлекать
детей
к
выполнению
простейших
трудовых
действий:
совместно со взрослым и под его контролем ухаживать за луком.
Задачи:
Образовательные:
- Дать первичные представления детям о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
-Учить детей совместно со взрослым ухаживать за растениями в комнатных
условиях.
Развивающие:
- работать над обогащением непосредственного чувственного опыта детей во
время
трудовой
деятельности:
помогать
обследовать
предмет,
выделять
величину, цвет, форму;
- развивать речь, мелкую моторику рук;
- развивать наблюдательность, эмоциональное восприятие объектов природы;
- вызвать радость от результата труда.
Воспитательные:
- воспитывать интерес ко всему живому;
-
воспитывать
партнерские
отношения
между
воспитателями,
детьми
и
родителями;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда.
Направления:
Образовательная
область:
«Социально-коммуникативное»,
интеграция
областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы
совместной
деятельности:
совместное
создание
и
подготовка
условий для посадки лука.
Предметно – развивающая среда:
- настольно – печатные игры;
- картотека дидактических игр;
- контейнеры, земля, семена для посадки, лупы, грабли, совочки и др.
Ожидаемый результат:
У
детей
появится
интерес
к
деятельности
взрослых,
обогатится
словарь: почва, влага, свет, тепло, расширится кругозор.
Дети
научатся
сажать
и
ухаживать
за
луком
и
познакомятся
с
условиями
их
содержания,
будут
учиться
подмечать
пользу
и
красоту
зеленого лука зимой.
Дети получат первичные представления о росте растений в комнатных
условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Актуальность:
Мы живем в деревне, где главным является сельскохозяйственный труд.
И поэтому очень важно с раннего возраста вызвать у детей интерес к труду,
воспитывать
умение
трудиться,
получать
удовольствие
от
своего
труда.
Наблюдения
показывают,
что
те
семьи,
где
умеют
трудиться,
живут
в
достатке, им не страшен никакой кризис.
На
дворе
январь.
Основная
часть
населения
нашего
села
занята
подготовкой теплиц для посадки огурцов, помидор. Пришло время посадок.
В целях привлечения детей к выполнению простейших трудовых действий,
согласно требований ФГОС ДО, я решила посадить с детьми лук и с раннего
возраста воспитывать интерес ко всему живому. И решила начать работу с
самого простого - посадки лука. Нет ничего приятнее, когда первая весенняя
зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике.
Огород
на
подоконнике
в
детском
саду
является
очень
приятным
занятием, особенно зимой, когда хочется отведать свежие дары природы,
посмотреть на зелень. В младших группах это могут быть лук, фасоль, горох.
Огород на подоконнике позволяет обращать внимание детей на то, что и как
делает взрослый, то есть, как ухаживает за растениями. Учит узнавать и
называть
некоторые
трудовые
действия
и
развивает
интерес
к
труду,
формирует первичные представления о росте растений и для роста растений
нужна почва, влага, свет, тепло, уход.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап.
Свою работу над проектом мы начали с составления плана по теме,
подбора
методической
литературы,
изучили
условия,
созданные
в
дошкольном образовательном учреждении, для реализации данного проекта
(большие окна, широкий подоконник).
Работу над проектом включили в перспективно – календарный план.
Время проведения
Деятельность
Ответственные
Январь (2 неделя)
Подготовка земли,
контейнеров и семян
Родители и воспитатели
Январь (3 неделя)
Знакомство с землей,
посадка лука
Воспитатель
Январь (4 неделя)
Уход
Наблюдение за луком
Воспитатель
Февраль (1 неделя)
Фиксация наблюдений
воспитателем
Воспитатель
Февраль (2 неделя)
Занятие-аппликация
Воспитатель
Февраль (3 неделя)
Чтение русской
народной сказки «Репка»
Воспитатель
Февраль (4 неделя)
Приглашение родителей,
использование лука во
время обеда
Воспитатель
Подобрали художественную литературу: стихи, рассказы, сказки про
овощи, приобрели картонажный и кукольный театры по сказке «Репка».
С
помощью
родителей
приобрели
необходимое
оборудование:
контейнеры, землю, семена лука.
С целью побуждения интереса детей к огороду на подоконнике, мы
создали проблемную ситуацию – внесли в группу лук.
Что это?
Для чего он нужен?
Какой он?
У кого дома в теплице выращивают лук?
Дети старшей группы вырастили лук на подоконнике и во время
завтрака его едят. Мы тоже можем посадить лук.
Посадила
в
стакан
лук.
Показала
детям
процесс
посадки
лука
и
сообщила детям, что у нас будет огород на подоконнике. На подоконник
поставила домик, посадила бабушку и дедушку, на забор петуха, контейнер с
землей (огород) и т.д. Петух рано встает и будит бабушку и дедушку, так
начинается утро в деревне.
2.
Познавательно – исследовательский этап.
Внесла
землю
в
двух
контейнерах.
Что
это?
Земля
какого
цвета?
Потрогайте руками, какая земля в первом контейнере, во втором контейнере?
(Мягкая, рыхлая, сухая, мокрая). Почему она мокрая? (Поливали). Поливаю
контейнер с сухой землей. Вместе с детьми так
я подготовила землю для
посадки лука.
Внесла поднос с луковицами. Что это? и т.д. Раздала детям луковицы,
предложила потрогать, понюхать, рассмотреть, выяснить форму, цвет, то есть
тактильно ознакомились с луком. Показала детям корешок и верх. Помощник
воспитателя
в
это
время
делал
лунки.
Дети
по
одному,
под
моим
руководством, сажали лук, играла музыка. Посадив лук и полив землю,
контейнеры поставили в воображаемый двор на подоконник. Сколько было
радости
у
детей!
Вечером
родителям
я
показывала,
какой
огород
у
нас
получился.
Ежедневно наблюдали за огородом и читали русскую народную сказку
«Репка». Каково же было удивление, когда на третий день показались зеленые
росточки. Все наблюдения мы фиксировали в рисунках. В первое время я
рисовала сама, а потом привлекала детей. Интересно было наблюдать, как
дети
знакомились
с
орудиями
труда:
лейкой,
рыхлителем,
как
поливали,
рыхлили,
получали
удовольствие
от
того,
что
они
могут
выполнять
простейшие
трудовые
действия.
Я
разыгрывала
сценку,
как
бабушка
с
дедушкой радуются всходам будущего урожая. Приятно было видеть, как
дети подходили и просили меня рассказать сказку «Репка». Провела занятие
по
аппликации
«Как
растет
лук»
(сотворчество
воспитателя
и
детей).
Предложила родителям посадить дома лук. Многие родители прислушались.
Планирую к концу года драматизацию сказки «Репка» детьми. Дети каждый
вечер показывали родителям, как растет лук.
Заключительный этап.
На
заключительном
этапе
нашего
проекта
я
на
подносе
посадила
вершки овощей (свекла, морковь), в целях поддержания интереса у детей к
сельскохозяйственному труду. От имени бабушки и дедушки похвалила детей
и на завтрак и обед в течение недели мы ели зеленый лук.
Таким образом, выращивание овощей на подоконнике полезно тем, что
оно развивает любознательность, наблюдательность у детей, украшает быт и
доставляет эстетическое наслаждение.
Спасибо за внимание!
Загадки для детей про овощи. Зелень с грядки: Петрушка
Только снег сойдет весной,
Ты нам киваешь головой!
Ты первой зелени подружка-
Раскудрявая... (петрушка)
У сельдерея соседка
Милая зелёная кокетка,
Остроносая старушка,
А зовут её – … (петрушка)
Что за травку мы сорвали
У себя на грядке.
Зелена, сочна, кудрява,
Пряна, ароматна? (петрушка)
Сочная и длинная
– Зелень витаминная.
Она тебе шепнёт на ушко:
– Я - не клоун, я - … (петрушка)
Это вовсе не игрушка,
А ароматная … (петрушка)
Загадки для детей про овощи. Зелень с грядки: Укроп
Зонтики-головки!
Кружевные пальчики,
По всей грядке ловко!
Разбежались мальчики
- Вы куда бежите? Стоп!
Я хочу сорвать... (укроп)
В огороде хрупкий зонт
Вверх к солнышку растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», –
Нам ответит кудрявый … (укроп)
Желтым зонтиком расцвел
Друг всех овощей… (укроп)
Зонтик очень хорош,
Но с ним в дождик не пойдёшь. (укроп)
Загадки для детей про овощи. Зелень с грядки: Салат
Словно юбочки на сборке
Листики твои в оборках,
А за складочкой - смотри,
Витаминчики внутри!
Знаю, каждый будет рад
Съесть зелёненький... (салат)
Зелен кочан, а не капуста.
Куснёшь листок – не слышно хруста. (салат)
Загадки для детей про овощи. Зелень с грядки: Сельдерей
Добавим пряный аромат
В картошку, суп, ещё в салат
Ароматно? Ешь скорей
Чудо-корень… (сельдерей)
Загадки для детей про овощи. Зелень с грядки: Зелёный лук
На грядке зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы ее покрошим в суп,
Приправа эта – зелёный … (лук)
Я - лук, я - Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане: Стали Таню раздевать, Давай плакать и рыдать.
(Луковица)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься.
(Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук)
Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)
Семьсот поросят на колышке висят. (Связка луковиц)
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь
- слезы льешь. (Лук)