Напоминание

А ларчик просто открывался


Автор: Колбаева Насима Имашевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№32"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: дидактический материал
Тема: А ларчик просто открывался
Раздел: начальное образование





Назад





Фразеологизмы
Выполнила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Колбаева Насима Имашевна
Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений .Впервые этот фразеологический оборот появился в 1807 году в басне И.А. Крылова «Ларчик».И в этой же басне раскрыт его смысл: Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там , Где стоит только догадаться За дело просто взяться .
Стоит только увлечься каким- либо делом, достичь желаемых результатов, как захочется большего. Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу. Это было лёгкое, пустячное, дело, которое обычно поручалось
подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака.
Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Пожелание одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком - либо благородном поприще.
О том, что жизнь постоянно учит нас чему-либо.
Каждый хвалит то место , где он родился, где живет, и считает его самым хорошим на земле, хотя, возможно , в других местах не бывал и имеет о них смутное представление.
О сильном голоде, вынуждающем к каким- то действиям.
Имеется в виду, что люди, значительно отличающиеся друг от друга по воспитанию, образованию и положению в обществе, не могут быть близки между собой по духу. То есть у них разные цели, разные взгляды на жизнь, и ничего общего между ними быть не может.
У хорошего мастера любая работа в руках спорится, стоит ему только за нее приняться. То есть, как бы работа ни была трудна, настоящий мастер, специалист, с ней справится. И делу ничего не остается, как «отступить» перед мастерством, «сдаться»
Без причины ничего не бывает. Ничто не возникает само по себе. Без причины не может быть ни слёз , ни смеха, ни дружбы, ни ссоры .Иногда эта причина не сразу обнаруживается , но она обязательно должна быть.
Надеяться на что-либо и в то же время оставаться пассивным. Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств, хотя такая перемена весьма маловероятна. Выражение возникло в давние времена, так как давно подмечено, что на море погода внезапно портится и так же внезапно устанавливается.
Жизнь – это долгая и трудная дорога. Она не усыпана лепестками роз. Нам не падают в руки райские яблоки, и небо не всегда синее и солнечное. Поэтому нельзя относится к ней как к лёгкой прогулке.
Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило , выгодных для себя)дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
Тот, кто совершил проступок, старается скрыть это от окружающих. Он всем своим видом желает показать, что это не его рук дело. Но все равно в его поведениизаметна перемена, которая его и выдает.
Нельзя жить за чужой счет, если ты в состоянии работать сам. Уклонение от работы, нежелание ее выполнить должно строго наказываться, вплоть до лишения пищи. Этому афоризму 2000 лет, и принадлежит он апостолу Павлу.
Трусу везде страшно , всюду видится опасность. От страха, опасности обычно широко раскрываются глаза, это жизненное наблюдение и стало поговоркой.
1.Прочитайте отрывок из рассказа В.Г.Короленко «Лес шумит». В этом лесу всегда стоял шум – ровный, протяжный , как отголосок дальнего звона спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор лесного барышника. Высокие столетние сосны стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Барышник (устар.) – тот, кто покупает, чтобы продать дороже. - Какие выразительные средства языка использовал писатель для создания образа «лесного шума» ? - Найдите в тексте сравнения. - Какими словами писатель подчеркивает, что лес древний ?- - Каким вы представляете этот лес: негустым, светлым или непроходимым ?
2. Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Эхо» Девчонка убрала за уши мокрые волосы, открыв тоненькое , в темных крапинках лицо, зеленые , кошачьи глаза, вздернутый нос и огромный , до ушей , рот, истала рассматривать камешки. На тонком слое ваты лежали : маленький, овальный, прозрачный, розовый сердолик и другой сердолик покрупнее, но не обработанный морем и потому бесформенный, глухой к свету… две занятные окаменелости – одна – одна в форме морской звезды, другая с отпечатком крабика , небольшой «куриный бог» - каменное колечко и гордость моей коллекции – дымчатый топаз, клочек тумана, растворенный в темном стекле. - Какое представление передает словосочетание кошачьи глаза ? С чем связано употребление писателем этого словосочетания (сравните: зеленые глаза – зеленые, кошачьи глаза) ? - В чем разница между двумя сердоликами? Какой словесный образ содержит указание на то , что второй камень был тусклым, непрозрачным? - - Определите значение существительного окаменелость, опираясь на значение родственных слов: каменный, камень, каменеть, окаменеть.
- Какими словами писатель передает образное представление о гордости коллекции – топазе? По памяти нарисуйте словами - образ девочки ?
3. Прочитайте отрывок М.М.Пришвина ПОСЛЕ ГРОЗЫ. Утро, как счастье, пришло. После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. Даже в темном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там в этих столбах показывалось наряженное, как к Новому году, деревце, сверкающее огнями всех цветов. - С чем сравнивает писатель приход утра? Какие чувства, ощущения вызывает у вас первая строка текста? - Почему писатель использует глагол курились в описании лесных дорожек ? Какое природное явление лежит в основе создания этого образа? - Найдите красочное описание деревца в темр=ном ельнике. Объясните , почему деревце напомнило автору новогоднюю ёлку?
4. Прочитайте отрывок из рассказа А.Платонова « Путешествие воробья» Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант – пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный , жесткий снег несся по переулку и застилал дневной свет. На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженныелеса и цветы неизвестной волшебной страны. Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. - Выделите ключевые слова и словосочетания, которые автор использует для описания сильного мороза, вьюги - Объясните своими словами смысл сочетаний : пение вьюги, поет буря, застилал дневной свет. -Какой смысл вложил писатель в слова «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». - Подтвердите строчками из текста, что рассвет наступил поздно, что по переулку дул сильный ветер Используя образные средства языка , опишите погоду в то утро или оконное стекло
5. Найдите, выпишите из стихотворения Д.Б. Кедрина « Осенняя песня» изобразительно – выразительные средства. Осенняя песня Улетают птицы за море, По воздушной тонкой лесенке Миновало время жатв, Опустился и повис На холодном сером мраморе Над окном – ненастья вестником - Листья желтые лежат. Паучок - парашютист Солнце спряталось за ситцевой В эту ночь по кровлям тёсаным, Занавескою небес, В трубах песни заводя, Черно – бурою лисицею Заскребутся духи осени Под горой улегся лес. Стукнут пальчики дождя. В сад, покрытый ржавой влагою, Завтра утром выйдешь ты И увидишь – за ночь - наголо Облетевшие цветы. На листве рябин продрогнувших Заблестит холодный пот Дождик, серый, как воробышек, Их по ягодке склюёт.
6. Найдите и обозначьте в стихотворении ведущее настроение и способы его передачи. Я пришел к тебе с приветом * * * Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом Облаком волнистым По листам затрепетало; Пыль встает вдали; Конный или пеший - Рассказать, что лес проснулся Не видать в пыли! Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Вижу: кто – то скачет На лихом коне. Рассказать, что с той же страстью, Друг мой, друг далекий, Как вчера, пришел я снова, Вспомни обо мне! Что душа все так же к счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,- но только песня зреет.
7. Определите, какие согласные создают ощущение осеннего ветра в стихотворении А.Толстого. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин.
8. Черемуха 1. Почему о дереве говорится как о цветке? 2. Почему с «весною», а не «весной»? Черемуха душистая 3. Почему автор использовал такое сравнение? С весною расцвела 4. Почему у поэта роса цвета мёда? И ветки золотистые, 5.Что означает слово ПРЯНАЯ? Почему оно применимо к черемухе? Что кудри, завила. 6.Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет? Кругом роса медвяная 7. Черемуха изменилась или осталась такой же? Сползает по коре, 8. А каким стал ручей? Почему? Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.


В раздел образования