Автор: Терещенко Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, ст.Каневская
Наименование материала: Статья
Тема: Использование конструктивно - модельной деятельности в экологическом воспитании.
Раздел: дошкольное образование
Использование конструктивно - модельной деятельности в
экологическом воспитании
.
Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости
изменения своего отношения к природе и получения детьми
соответствующего экологического воспитания .
В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный
масштаб. Платформа для оптимального существования человечества должна
строиться на бережном взаимодействии человека и природы. Каждый
должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой
возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые,
безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. Воспитание должно
строиться на умении жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Именно в дошкольном детстве формируется относительно устойчивая,
система представлений о самом себе, на основе которой он строит своё
взаимодействие с другими людьми и окружающей средой.
Экологическое образование и воспитание в современном обществе
должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным
.
Главной задачей которого, является воспитание экологической культуры. А
именно: формирование у детей экологических представлений и знаний,
развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие
восприятия природы как ценности, создания устойчивой мотивации
к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение
природной среды обитания, формирование экологических убеждений на
основе экологической деятельности. Очень приятно наблюдать, когда ребята
бережно относятся к растительным объектам природы - не врут цветы; не
обижают жуков, бабочек и паучков. В этот момент они как бы участвуют в
работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а
происходит что-то большее, чему нет названия, что только в слабой степени
отражает термин «развитие сознания» .
Экологическая культура в обществе, значительно "хромает".Всё чаще
можно видеть непотребное, потребительское, отношение общества к
окружающей среде. Это выражается в неумении рационально использовать
различные предметы домашнего обихода. Когда выбрасывают вещи, не
думая о том, что можно их использовать как то иначе. Что многие коробочки
и бутылочки, могут стать частью интерьера и многие годы будут радовать
глаз и украшать быт. Ведь что может быть лучше, сделанной своими руками
безделицы?
Мною была поставлена задача, повысить уровень экологической
грамотности детей через использование конструктивно - модельной
деятельности из бросового материала . Это отличный способ показать детям,
как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как
не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из
под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать
игрушку или полезную для дома вещь.
Воспитывает потребность в
созидании, творчестве, желании окружать себя и близких красивыми вещами,
сделанными своими руками, радоваться своим достижениям.
Алгоритм развития представлений строится в духе проектной деятельности:
1.Подговительный этап:
Сбор информации об изучаемом, интересующем объекте утилизации.
"От куда появился предмет", "Из чего сделан", "Какую важную функцию он
выполнял пока его не решили выбросить", "На что похож", "Что можно из
него сделать".
2. Планирование деятельности:
Рассматривание образца. Оснащение мини - мастерской. Создание чертежей,
схем, изготовление недостающих деталей, из такого же материала. Подбор
материалов и инструментов для изобразительного творчества, с помощью
которых можно будет создать поделку. Ребята обучаются
совместному
конструированию, умению планировать этапы, распределять обязанности,
согласовывать действия, оценивать результат работы.
3. Деятельность:
Изготовление продукта.
Последовательное, спланированное действие детей по схемам и картам.
Педагог осуществляет поддержку, следит за безопасностью подопечных и
создаёт положительную атмосферу.
Вовлекаясь в процесс творчества, а его назвать иначе никак нельзя, ребята
учатся мыслить нестандартно. Развивают в себе способности вглядываться в
мир окружающих вещей, замечать в них интересные образы, которые можно
совершенствовать путём составления, соединения различных частей. В
процессе изготовления поделок, у ребят совершенствуются представления о
свойствах материалов и возможностях конструирования. Так же возникает
умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём
пространственного расположения отдельных частей и элементов.
4.Защита своего проекта по плану.
- пред история брошенной вещи (не большой рассказ о брошенной вещи);
-творческий замысел;
- описание деятельности (индивидуально или коллективно);
5. Выставка детских работ из бросового материала.
Реализуя творческий замысел при конструировании, ребята развивают в
себе трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. Накапливают опыт
работы с различными материалами, знакомятся с их свойствами,
приобретают творческую самосоятельность.У ребят активизируется интерес
к конструированию, изобретательству, экспериментированию, заданиям-
головоломкам
.
Они начинают бережно и ответственно относиться к своей
деятельности. Стараются экономно расходовать материалы для изготовления
поделок. Создание поделки, приучает ребёнка к бережливости, он никогда не
сломает игрушку сделанную своими руками, к изготовлению которой
приложил много усилий и стараний. А так же станет уважать труд взрослых
и других детей.
Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор
идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с
различным материалом, знакомством с их свойствами ,ребёнок приобретает
творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит
развитие личностных качеств(целеустремлённость, умение доводить дело до
конца, аккуратность), формируется положительная самооценка(поставленная
цель реализована),развивается мелкая моторика рук, художественный вкус,
образное мышление.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование из бросового
материала не только интересный вид деятельности, но и очень эффектное
средство развития у детей внимания, эстетического вкуса, фантазии
конструктивных навыков.
Литература:
1.В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных
представлений и экологической культуры детей»2009 2.С. Н. Николаева
«Методика экологического воспитания в детском саду»2001 3.Экологическое
образование дошкольников в контексте ФГОС ДО2012 4.Е.В.Полозова
«Развивающие тренажёры из бросового материала»2011 5.Г.И.Давыдова
«Поделки из бросового материала»2012
2.Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в
современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство:
материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-
Веди, 2014. — С. 160-162.