Напоминание

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства


Автор: Григорьева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5 "Улыбка"
Населённый пункт: город Волжский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

Григорьева Татьяна Юрьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад №5 «Улыбка» г.Волжского Волгоградской области

Изучение и анализ большого количества различных источников и рекомендаций для

помощи в адаптации детей раннего возраста, показали, что до сих пор многие психологи и

воспитатели

сталкиваются

с

недостаточным

практиче ским

мат е р и а л ом ,

инструментариями, и используют в основном одни и те же методы и средства, не всегда

отвечающие запросам современного общества и уровню развития современных детей.

Моя

работа

была

направлена

на

достижение

следующих

целей: обеспечить

положительное

эмоциональное

состояние

каждого

ребенка,

создать

положительный

эмоциональный

настрой

в

группе, сплотить

родительский

коллектив,

привлечь

их

к

сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей.

Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные

отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей,

вызвать у детей положительное отношение к детскому саду,

организовать предметно-

развивающую

среду

в

группе,

стимулирующую

у

детей

чувство

комфорта

и

защищенности.

Каким же образом строилась работа?

Я

выделила

два

периода:

период

до

первого

дня

официального

поступления

ребенка в сад (я назвала его доадаптационный) и адаптационный.

На

мой

взгляд,

доадаптационный

период

является

не

менее

важным

в

жизни

ребенка

и

его

родителей,

чем

адаптационный.

Ведь

от

первого

впечатления

многое

зависит: желание прийти снова, желание общаться с новыми взрослыми и детьми.

В этот период наша группа готовилась к открытию. В первую очередь работа была

направлена на работу с родителями (семьями), чтобы снять то эмоциональное напряжение,

в котором находились родители, принявшие решение отдать ребенка впервые в детский

сад.

Для этого:

- проведены предварительные индивидуальные беседы с родителями о детях, их

особенностях, привычках, поведении, о том, как ласково называют ребенка дома,

- примерно за 10 дней до официальной даты открытия группы, было проведено

первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с

другом, с воспитателем, с помещением группы и зданием детского сада (была проведена

ознакомительная

экскурсия),

заполнили

разработанную

мной

анкету

«Давайте

1

познакомимся!», в которой помимо общих вопросов о семье, есть раздел сведений о

ребенке (например,

вопросы: Что

уже

умеет

делать

самостоятельно

(мыть

руки,

умываться,

проситься

в

туалет,

одеваться,

обуваться,

просит

есть

и

пить

и

др.), Любимая

игрушка,

Любимая

сказка,

Любимая

песня,

Любимое

занятие); каждой

семье была выдана памятка «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский

сад» для внимательного прочтения и осмысления дома, в которой рассказывается: что

такое

адаптация,

какая

бывает

адаптация,

как

родителям

подготовить

ребенка

к

поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить

для посещения детского сада (одежда, обувь).

В течение последующих дней родители помогали подготовить помещение группы к

открытию,

участвовали

в

генеральной

уборке

группы,

помогали

в

подготовке

прогулочного участка группы (родителями была расписана веранда по мотивам любимых

детьми

сказок,

высажены

клумбы

с

цветами),

родителями

были

принесены

на

электронных

носителях

любимые

песни,

мультфильмы

своих

детей,

кроме

того,

для

создания

теплой,

домашней

атмосферы

каждая

семья

принесла

свои

семейные

фотографии в рамках, которые были размещены в приемной для встречи детей.

Таким образом, благодаря совместному труду и творчеству, родители детей смогли

познакомиться

друг

с

другом

поближе,

многие

начали

дружить.

С

воспитателем

и

младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления

детей в сад.

Работа с детьми в доадаптационный период состояла в следующем:

- для

формирования

у

будущего

воспитанника

положительных

ассоциаций,

связанных с детским садом и воспитателем, ребенок посещал группу вместе с родителями

в заранее согласованное время, когда не было других детей (знакомился с помещением

группы,

с

воспитателем,

с

игрушками),

здесь

было

очень

важно

для

воспитателя

понаблюдать за ребенком, установить первый контакт, заинтересовать его, поиграть с ним,

спросить, что он любит, чтобы он захотел вернуться; очень важно показать, что в группе

его очень ждут: его шкафчик, его кроватка, его горшочек, его стульчик (были наклеены

соответствующие одинаковые наклейки), то есть в этой группе у ребенка уже есть что-то

свое, как дома (использовалась беседа на игровой основе «Домик для твоей одежды»,

«Кроватка ждет тебя, малыш!» [1, с. 21, 22]),

- родителям

предлагалось

предварительно

приводить

ребенка

на

территорию

прогулочного участка для знакомства с детьми, которые уже начали ходить в детский сад,

особенно на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, что всех детей мамы и папы

забирают домой и никто в саду не остается.

2

Таким образом, организованная работа, проведенная в доадаптационный период,

позволила и детям, и их родителям почувствовать себя более уверенно перед первым

посещением детского сада.

В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми:

индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались такие формы

и методы работы как: наблюдение за индивидуальными особенностями каждого ребенка,

элементы телесной терапии (необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в

период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое

обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство

защищенности, поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время

укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям),

хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, ушек, лица и бровей, при

этом

рука

должна

касаться

лишь

кончиков

волос,

а

пальцы

скользить

еле-еле

дотрагиваясь до кожи), исполнение колыбельных песен перед сном, рассматривание

семейных

фотографий,

просмотр

любимых

мультфильмов,

лепка

и

рисование

на

свободную

тему,

использование

элементов

сказкотерапии,

занятия

логоритмикой,

постоянное звучание музыки в группе, а также на прогулочном участке, также в период

адаптации

дети

были

активными

участниками

жизни

всего

детского

сада:

вместе

с

родителями участвовали в конкурсах, выставках, праздниках, посещали театрализованные

представления, в группе были размещены «чудо-телефоны», по которым можно было

«позвонить» маме или папе, когда становилось совсем грустно, на период адаптации

временно сохранялись «вредные» привычки детей (не отучали, например, от пустышки),

использовались игровые методы взаимодействия с ребенком (игры были фронтальными,

чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием),

Опираясь на полученный опыт, была разработана система поэтапного привыкания

ребенка к детскому саду, согласно которой он шаг за шагом привыкает оставаться на весь

день без родителей. Она состоит из 7 этапов:

1 этап – знакомство родителей с воспитателем и с ДОУ, рассказ родителей ребенку

о детском саде,

2 этап – знакомство ребенка с воспитателем и с группой,

3 этап – приход ребенка вместе с родителями на прогулку (утреннюю и вечернюю),

4 этап – ребенок приходит в группу и остается один на 1-2 часа,

5 этап – ребенок остается до сна,

6 этап – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители,

7 этап – ребенок остается на целый день.

3

Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом – залог успешной

адаптации ребенка к условиям детского сада. И если все время в разлуке с мамой будет

заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где

сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и

воспитателя

должна

быть

направлена

на

снятие

эмоционального

и

физического

напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди

прочего мной были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика.

При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции

монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук.

Работа по развитию движений

пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно.

В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень

хорошо

«работает»

с

психоэмоциональным

состоянием

детей,

особенно,

в

период

адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как:

упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку.

Упражнения

на

координацию

речи

с

движением

включались

ежедневно

в

различные

виды

деятельности

детей:

занятия,

прогулки,

режимные

моменты.

Их

коррекционная

направленность

предполагает

исправление

двигательных,

речевых,

поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра

«Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на

остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают

соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и

веселой. Источником послужили книги «Стихи с движением» составитель Л.Маврина [2]

и «Игры и упражнения для развития речи» Н.М.Быковой [3].

Кроме того, ежедневно – по желанию детей, во второй половине дня проводились

занятия для развития общей моторики (пение и движение под музыку) (другой элемент

логоритмики).

За

период

адаптации

было

разучено

большое

количество

песен

с

движениями.

Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было

занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания.

Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с

ребенком

в

группе,

в

приемной

размещалась

информация

об

адаптации

детей

(консультации, памятки, ширмочки), проводились ежедневные индивидуальные беседы о

том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них

уверенность,

рассеять

беспокойство

и

тревогу

за

своего

ребенка

(воспитателю

необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже

4

в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях),

важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не

соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам

детского сада (например: надевание носочков при 40градусной жаре, так как по словам

мамы – «все болезни ее ребенка от голых ног»), был создан альбом с фотографиями,

который практически ежедневно пополнялся фотоотчетами о прожитых днях, кроме того,

родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях ДОУ, таких как

выставка «Я леплю из пластилина… Лето», фотовыставка «Мы из Волжского», выставка

«Чудо природы» и других.

Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни

одного

ребенка

с

тяжелой

степенью

адаптации

основном

легкая

степень).

Это

позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к

условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать

их

своими

союзниками

и

партнерами

в

любых

начинаниях,

тем

самым

помогла

им

пережить период адаптации их детей безболезненно.

Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее,

если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в

себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-

развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и,

что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны

воспитателя и родителей.

Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по

организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:

1.

Постараться

наладить

контакт,

выстроить

доверительные

партнерские

отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.

2.

Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их

своими союзниками, партнерами.

3.

Обеспечить

двухсторонний

открытый

обмен

информацией

с

родителями

о

ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы,

беседы).

4.

Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.

5.

В

группе

окружить

ребенка

любовью

и

лаской

со

стороны

воспитателя

и

младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.

6.

Не отучать от вредных привычек в период адаптации.

5

7.

Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл,

смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период

адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.

Литература:

1.

Адаптация

детей

при

поступлении

в

детский

сад:

программа,

психолого-

педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. –

Волгоград: Учитель, 2012.

2.

Стихи с движением / составитель Л. Маврина

3.

Игры и упражнения для развития речи / Н.М.Быкова

4.

Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные

формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение

окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.];

под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.

5.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель

А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2016.

6



В раздел образования