Автор: Григорьева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5 "Улыбка"
Населённый пункт: город Волжский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства
Раздел: дошкольное образование
Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства
Григорьева Татьяна Юрьевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад №5 «Улыбка» г.Волжского Волгоградской области
Изучение и анализ большого количества различных источников и рекомендаций для
помощи в адаптации детей раннего возраста, показали, что до сих пор многие психологи и
воспитатели
сталкиваются
с
недостаточным
практиче ским
мат е р и а л ом ,
инструментариями, и используют в основном одни и те же методы и средства, не всегда
отвечающие запросам современного общества и уровню развития современных детей.
Моя
работа
была
направлена
на
достижение
следующих
целей: обеспечить
положительное
эмоциональное
состояние
каждого
ребенка,
создать
положительный
эмоциональный
настрой
в
группе, сплотить
родительский
коллектив,
привлечь
их
к
сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей.
Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные
отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей,
вызвать у детей положительное отношение к детскому саду,
организовать предметно-
развивающую
среду
в
группе,
стимулирующую
у
детей
чувство
комфорта
и
защищенности.
Каким же образом строилась работа?
Я
выделила
два
периода:
период
до
первого
дня
официального
поступления
ребенка в сад (я назвала его доадаптационный) и адаптационный.
На
мой
взгляд,
доадаптационный
период
является
не
менее
важным
в
жизни
ребенка
и
его
родителей,
чем
адаптационный.
Ведь
от
первого
впечатления
многое
зависит: желание прийти снова, желание общаться с новыми взрослыми и детьми.
В этот период наша группа готовилась к открытию. В первую очередь работа была
направлена на работу с родителями (семьями), чтобы снять то эмоциональное напряжение,
в котором находились родители, принявшие решение отдать ребенка впервые в детский
сад.
Для этого:
- проведены предварительные индивидуальные беседы с родителями о детях, их
особенностях, привычках, поведении, о том, как ласково называют ребенка дома,
- примерно за 10 дней до официальной даты открытия группы, было проведено
первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с
другом, с воспитателем, с помещением группы и зданием детского сада (была проведена
ознакомительная
экскурсия),
заполнили
разработанную
мной
анкету
«Давайте
1
познакомимся!», в которой помимо общих вопросов о семье, есть раздел сведений о
ребенке (например,
вопросы: Что
уже
умеет
делать
самостоятельно
(мыть
руки,
умываться,
проситься
в
туалет,
одеваться,
обуваться,
просит
есть
и
пить
и
др.), Любимая
игрушка,
Любимая
сказка,
Любимая
песня,
Любимое
занятие); каждой
семье была выдана памятка «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский
сад» для внимательного прочтения и осмысления дома, в которой рассказывается: что
такое
адаптация,
какая
бывает
адаптация,
как
родителям
подготовить
ребенка
к
поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить
для посещения детского сада (одежда, обувь).
В течение последующих дней родители помогали подготовить помещение группы к
открытию,
участвовали
в
генеральной
уборке
группы,
помогали
в
подготовке
прогулочного участка группы (родителями была расписана веранда по мотивам любимых
детьми
сказок,
высажены
клумбы
с
цветами),
родителями
были
принесены
на
электронных
носителях
любимые
песни,
мультфильмы
своих
детей,
кроме
того,
для
создания
теплой,
домашней
атмосферы
каждая
семья
принесла
свои
семейные
фотографии в рамках, которые были размещены в приемной для встречи детей.
Таким образом, благодаря совместному труду и творчеству, родители детей смогли
познакомиться
друг
с
другом
поближе,
многие
начали
дружить.
С
воспитателем
и
младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления
детей в сад.
Работа с детьми в доадаптационный период состояла в следующем:
- для
формирования
у
будущего
воспитанника
положительных
ассоциаций,
связанных с детским садом и воспитателем, ребенок посещал группу вместе с родителями
в заранее согласованное время, когда не было других детей (знакомился с помещением
группы,
с
воспитателем,
с
игрушками),
здесь
было
очень
важно
для
воспитателя
понаблюдать за ребенком, установить первый контакт, заинтересовать его, поиграть с ним,
спросить, что он любит, чтобы он захотел вернуться; очень важно показать, что в группе
его очень ждут: его шкафчик, его кроватка, его горшочек, его стульчик (были наклеены
соответствующие одинаковые наклейки), то есть в этой группе у ребенка уже есть что-то
свое, как дома (использовалась беседа на игровой основе «Домик для твоей одежды»,
«Кроватка ждет тебя, малыш!» [1, с. 21, 22]),
- родителям
предлагалось
предварительно
приводить
ребенка
на
территорию
прогулочного участка для знакомства с детьми, которые уже начали ходить в детский сад,
особенно на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, что всех детей мамы и папы
забирают домой и никто в саду не остается.
2
Таким образом, организованная работа, проведенная в доадаптационный период,
позволила и детям, и их родителям почувствовать себя более уверенно перед первым
посещением детского сада.
В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми:
индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались такие формы
и методы работы как: наблюдение за индивидуальными особенностями каждого ребенка,
элементы телесной терапии (необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в
период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое
обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство
защищенности, поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время
укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям),
хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, ушек, лица и бровей, при
этом
рука
должна
касаться
лишь
кончиков
волос,
а
пальцы
скользить
еле-еле
дотрагиваясь до кожи), исполнение колыбельных песен перед сном, рассматривание
семейных
фотографий,
просмотр
любимых
мультфильмов,
лепка
и
рисование
на
свободную
тему,
использование
элементов
сказкотерапии,
занятия
логоритмикой,
постоянное звучание музыки в группе, а также на прогулочном участке, также в период
адаптации
дети
были
активными
участниками
жизни
всего
детского
сада:
вместе
с
родителями участвовали в конкурсах, выставках, праздниках, посещали театрализованные
представления, в группе были размещены «чудо-телефоны», по которым можно было
«позвонить» маме или папе, когда становилось совсем грустно, на период адаптации
временно сохранялись «вредные» привычки детей (не отучали, например, от пустышки),
использовались игровые методы взаимодействия с ребенком (игры были фронтальными,
чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием),
Опираясь на полученный опыт, была разработана система поэтапного привыкания
ребенка к детскому саду, согласно которой он шаг за шагом привыкает оставаться на весь
день без родителей. Она состоит из 7 этапов:
1 этап – знакомство родителей с воспитателем и с ДОУ, рассказ родителей ребенку
о детском саде,
2 этап – знакомство ребенка с воспитателем и с группой,
3 этап – приход ребенка вместе с родителями на прогулку (утреннюю и вечернюю),
4 этап – ребенок приходит в группу и остается один на 1-2 часа,
5 этап – ребенок остается до сна,
6 этап – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители,
7 этап – ребенок остается на целый день.
3
Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом – залог успешной
адаптации ребенка к условиям детского сада. И если все время в разлуке с мамой будет
заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где
сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и
воспитателя
должна
быть
направлена
на
снятие
эмоционального
и
физического
напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди
прочего мной были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика.
При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции
монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук.
Работа по развитию движений
пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно.
В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень
хорошо
«работает»
с
психоэмоциональным
состоянием
детей,
особенно,
в
период
адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как:
упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку.
Упражнения
на
координацию
речи
с
движением
включались
ежедневно
в
различные
виды
деятельности
детей:
занятия,
прогулки,
режимные
моменты.
Их
коррекционная
направленность
предполагает
исправление
двигательных,
речевых,
поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра
«Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на
остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают
соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и
веселой. Источником послужили книги «Стихи с движением» составитель Л.Маврина [2]
и «Игры и упражнения для развития речи» Н.М.Быковой [3].
Кроме того, ежедневно – по желанию детей, во второй половине дня проводились
занятия для развития общей моторики (пение и движение под музыку) (другой элемент
логоритмики).
За
период
адаптации
было
разучено
большое
количество
песен
с
движениями.
Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было
занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания.
Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с
ребенком
в
группе,
в
приемной
размещалась
информация
об
адаптации
детей
(консультации, памятки, ширмочки), проводились ежедневные индивидуальные беседы о
том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них
уверенность,
рассеять
беспокойство
и
тревогу
за
своего
ребенка
(воспитателю
необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже
4
в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях),
важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не
соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам
детского сада (например: надевание носочков при 40градусной жаре, так как по словам
мамы – «все болезни ее ребенка от голых ног»), был создан альбом с фотографиями,
который практически ежедневно пополнялся фотоотчетами о прожитых днях, кроме того,
родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях ДОУ, таких как
выставка «Я леплю из пластилина… Лето», фотовыставка «Мы из Волжского», выставка
«Чудо природы» и других.
Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни
одного
ребенка
с
тяжелой
степенью
адаптации
(в
основном
–
легкая
степень).
Это
позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к
условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать
их
своими
союзниками
и
партнерами
в
любых
начинаниях,
тем
самым
помогла
им
пережить период адаптации их детей безболезненно.
Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее,
если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в
себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-
развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и,
что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны
воспитателя и родителей.
Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по
организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:
1.
Постараться
наладить
контакт,
выстроить
доверительные
партнерские
отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.
2.
Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их
своими союзниками, партнерами.
3.
Обеспечить
двухсторонний
открытый
обмен
информацией
с
родителями
о
ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы,
беседы).
4.
Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.
5.
В
группе
окружить
ребенка
любовью
и
лаской
со
стороны
воспитателя
и
младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.
6.
Не отучать от вредных привычек в период адаптации.
5
7.
Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл,
смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период
адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.
Литература:
1.
Адаптация
детей
при
поступлении
в
детский
сад:
программа,
психолого-
педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. –
Волгоград: Учитель, 2012.
2.
Стихи с движением / составитель Л. Маврина
3.
Игры и упражнения для развития речи / Н.М.Быкова
4.
Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные
формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение
окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.];
под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.
5.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель
А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2016.
6