Автор: Овчинникова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "А. И. Куприн. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока литературы в 6 классе
по теме
«А. И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»
Разработчик:
Овчинникова Наталья Борисовна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ №3» г. о. Ступино
Московской области
Ступино
2019 г.
Тема урока: «Чудесный доктор» как рождественский рассказ
Класс: 6 класс
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе. В 2 частях. (В.П. Полухина, В. Я.
Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин); под ред. В. Я. Коровиной - М.:
Просвещение, 2014
Тип урока: урок общеметодической направленности
Цель урока: определение темы и идеи произведения, дать понятие о жанре
рождественского рассказа
Задачи
урока: развивать
навыки
пересказа
от
лица
разных
героев,
самостоятельной работы, монологической речи, выразительного чтения; учить
давать характеристику героев, описывать иллюстрации.
Используемые
технологии: здоровьесбережения,
проблемного
обучения,
поэтапного
формирования
умственных
действий,
развития
критического
мышления,
коллективной
и
индивидуальной
проектной
деятельности,
педагогики сотрудничества
Планируемые результаты
Предметные: научиться
определять
идейно-эмоциональное
содержание
рассказа; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского
рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в
тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
уметь
создавать
словесный
портрет
на
основе
полученных
знаний
и
представлений
Метапредметные результаты
Познавательные: выделять
и
формулировать
познавательную
цель,
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации,
уметь
формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока,
оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми
и
достигать
в
нём
взаимопонимания.
Оборудование:
учебник
(ч.
2),
портрет
А.
И.
Куприна,
рабочие
тетради,
в
ыставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку
«Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания (пересказ произведения от лица разных
героев, устное рецензирование выступлений.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по содержанию рассказа
- Что мы узнаём о семье мальчиков из описания «подземелья» и его
обитателей?
- Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?
- Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
2. Составление кластера
- Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли
вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от
горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя
образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем,
идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие
глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и
захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)
3. Роль пейзажа и портрета в произведении
- Прочитайте пейзажную зарисовку на стр. 10. С помощью каких средств А. И.
Куприн передаёт красоту зимнего пейзажа? ( С помощью возвышенных слов,
метафор, олицетворений, эпитетов)
- Какова роль пейзажа?
- Какую роль играет портрет Мерцалова?
- Как Куприн создаёт портрет «чудесного доктора»?
- В чём проявляется «чудесность» доктора?
-Как
Мерцаловы
узнают
фамилию
«чудесного
доктора»?
(Фамилия
«неожиданного благодетеля» становится известна из аптечного ярлыка. Это,
оказывается, был сам Пирогов.)
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н. И. Пирогове, писал о реальном
человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите о нём узнать?
4. Сообщение о Н. И. Пирогове (один из обучающихся выступает с заранее
подготовленными сведениями о докторе Пирогове)
5. Словарная работа.
– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание,
сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью
других.
Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить
сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или
сочувствия? Расскажите об этом.
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не
ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой
скорей!»?
– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен
любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют
фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на
добрые дела и поступки.
– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с
подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал?(Хотел
подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)
Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот,
кто думает более о других, чем о себе.
– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими
словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор,
неожиданный благодетель, святой человек.)
Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь,
услугу.
– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?
6. Особенности рождественского рассказа.
В тетрадях обучающиеся записывают определение рождественского рассказа
и его особенности.(работа с учебником стр 4, 5)
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр,
относящийся к категории календарной литературы ихарактеризующийся
определенной спецификой в сравнении страдиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»?(1, 2, 3
особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного
превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства
прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко
выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и
милосердия.)
7
. Презентация
выставки
книг
«Рождественские
рассказы
русских
писателей» (проводит учитель).
IV. Закрепление изученного материала
1.
– Итак,
сегодня
мы обсуждали
рассказ
«Чудесный
доктор»,
обозначили
проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе
рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром
рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские
писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал,
что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд
на мир нам интересны.
- Как бы вы определили тему рассказа «Чудесный доктор»? (Тема служения
людям)
- Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого рассказа? (Никогда не надо
отчаиваться: на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать
настоящим чудом. Добро, отзывчивость, которые получил человек, он должен
нести другим. Служение людям — самая благородная цель человека.)
2. Работа с иллюстрацией (Описание иллюстрации Н. Салиенко к рассказу
(стр. 13))
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что
нового
и
интересного
вы
узнали
сегодня
на
уроке?(Высказывания
обучащихся.)
– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете
выбрать сами. Оно перед вами:
1. Быть «чудесным доктором» – это значит...
2. Чудо – это...
3. А главное – ...
4. Милосердие я понимаю так...
5. Рассказ заставил меня задуматься...
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
8. Актуальность рассказа заключается в том, что...
9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...
10. Я благодарна А. И. Куприну...
VI. Домашнее задание
Выполнить творческое задание (с. 16)