Напоминание

"А. И. Куприн. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ"


Автор: Овчинникова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "А. И. Куприн. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока литературы в 6 классе

по теме

«А. И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»

Разработчик:

Овчинникова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «СОШ №3» г. о. Ступино

Московской области

Ступино

2019 г.

Тема урока: «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Класс: 6 класс

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций

с приложением на электронном носителе. В 2 частях. (В.П. Полухина, В. Я.

Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин); под ред. В. Я. Коровиной - М.:

Просвещение, 2014

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель урока: определение темы и идеи произведения, дать понятие о жанре

рождественского рассказа

Задачи

урока: развивать

навыки

пересказа

от

лица

разных

героев,

самостоятельной работы, монологической речи, выразительного чтения; учить

давать характеристику героев, описывать иллюстрации.

Используемые

технологии: здоровьесбережения,

проблемного

обучения,

поэтапного

формирования

умственных

действий,

развития

критического

мышления,

коллективной

и

индивидуальной

проектной

деятельности,

педагогики сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные: научиться

определять

идейно-эмоциональное

содержание

рассказа; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского

рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в

тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

уметь

создавать

словесный

портрет

на

основе

полученных

знаний

и

представлений

Метапредметные результаты

Познавательные: выделять

и

формулировать

познавательную

цель,

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные:

устанавливать

рабочие

отношения,

эффективно

сотрудничать

и

способствовать

продуктивной

кооперации,

уметь

формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока,

оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, готовности

и

способности

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нём

взаимопонимания.

Оборудование:

учебник

(ч.

2),

портрет

А.

И.

Куприна,

рабочие

тетради,

в

ыставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку

«Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания (пересказ произведения от лица разных

героев, устное рецензирование выступлений.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по содержанию рассказа

- Что мы узнаём о семье мальчиков из описания «подземелья» и его

обитателей?

- Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?

- Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?

2. Составление кластера

- Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли

вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)

2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от

горя лицом…» (Елизавета Ивановна)

3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя

образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)

4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем,

идем… Нечего тут…» (Володя)

5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие

глаза смотрели пристально..» (Машутка)

6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и

захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)

3. Роль пейзажа и портрета в произведении

- Прочитайте пейзажную зарисовку на стр. 10. С помощью каких средств А. И.

Куприн передаёт красоту зимнего пейзажа? ( С помощью возвышенных слов,

метафор, олицетворений, эпитетов)

- Какова роль пейзажа?

- Какую роль играет портрет Мерцалова?

- Как Куприн создаёт портрет «чудесного доктора»?

- В чём проявляется «чудесность» доктора?

-Как

Мерцаловы

узнают

фамилию

«чудесного

доктора»?

(Фамилия

«неожиданного благодетеля» становится известна из аптечного ярлыка. Это,

оказывается, был сам Пирогов.)

- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н. И. Пирогове, писал о реальном

человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите о нём узнать?

4. Сообщение о Н. И. Пирогове (один из обучающихся выступает с заранее

подготовленными сведениями о докторе Пирогове)

5. Словарная работа.

– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание,

сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из

сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью

других.

Вопросы для беседы:

– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить

сочувствие людьми рождаются или становятся?

– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или

сочувствия? Расскажите об этом.

– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не

ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой

скорей!»?

– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен

любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют

фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на

добрые дела и поступки.

– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с

подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал?(Хотел

подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)

Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот,

кто думает более о других, чем о себе.

– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими

словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор,

неожиданный благодетель, святой человек.)

Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь,

услугу.

– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?

6. Особенности рождественского рассказа.

В тетрадях обучающиеся записывают определение рождественского рассказа

и его особенности.(работа с учебником стр 4, 5)

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр,

относящийся к категории календарной литературы ихарактеризующийся

определенной спецификой в сравнении страдиционным жанром рассказа.

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»?(1, 2, 3

особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного

превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства

прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко

выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и

милосердия.)

7

. Презентация

выставки

книг

«Рождественские

рассказы

русских

писателей» (проводит учитель).

IV. Закрепление изученного материала

1.

– Итак,

сегодня

мы обсуждали

рассказ

«Чудесный

доктор»,

обозначили

проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе

рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром

рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские

писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал,

что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд

на мир нам интересны.

- Как бы вы определили тему рассказа «Чудесный доктор»? (Тема служения

людям)

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого рассказа? (Никогда не надо

отчаиваться: на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать

настоящим чудом. Добро, отзывчивость, которые получил человек, он должен

нести другим. Служение людям — самая благородная цель человека.)

2. Работа с иллюстрацией (Описание иллюстрации Н. Салиенко к рассказу

(стр. 13))

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Что

нового

и

интересного

вы

узнали

сегодня

на

уроке?(Высказывания

обучащихся.)

– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете

выбрать сами. Оно перед вами:

1. Быть «чудесным доктором» – это значит...

2. Чудо – это...

3. А главное – ...

4. Милосердие я понимаю так...

5. Рассказ заставил меня задуматься...

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...

8. Актуальность рассказа заключается в том, что...

9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...

10. Я благодарна А. И. Куприну...

VI. Домашнее задание

Выполнить творческое задание (с. 16)



В раздел образования