Автор: Пеленева Екатерина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Основная общеобразовательная школа №6" - филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского союза Петра Акимовича Рубанова"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Социальное развитие и формирование личности ребенка через изучение курса "Окружающий мир" по программе "Начальная школа XXI века".
Раздел: начальное образование
«Основная общеобразовательная школа №6» - филиал Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Петра
Акимовича Рубанова»
Тема выступления: Социальное развитие и формирование
личности ребенка через изучение курса «Окружающий
мир» по программе «Начальная школа XXI века».
Подготовила учитель начальных классов: Пеленева Екатерина Валентиновна
г. Черногорск
Социальное развитие и формирование личности ребенка через изучение курса
«Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в то, что он, имея ярко выраженный
интегративный
характер,
соединяет
в
равной
мере
природоведческие,
обществоведческие,
исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение
курса
«Окружающий
мир»
в
начальной
школе
направлено
на
достижение
следующих целей:
1.Формирование целостной картины мира.
2.
Осознание
места
в
нем
человека
на
основе
единства
рационально-научного
познания
и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и
природой.
3.Формирование
социального
опыта
школьника,
осознания
элементарного
взаимодействия
в
системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и
правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
4.Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
гражданина
России
в
условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1.Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями, отражающими
различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация
этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну
из
важнейших
психологических
особенностей
младшего
школьника
–
целостность,
нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных
сторон действительности в их взаимосвязи.
2.Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста
знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также
последующего
успешного
обучения,
предоставления
каждому
школьнику
возможности
удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3.Культурологический
принцип
понимается
как
обеспечение
широкого
эрудиционного
фона
обучения. Что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Именно
поэтому
большое
внимание
в
программе
уделяется
общекультурным
сведениям
–
о
творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих
учёных, деятелях искусства и т.д.
4.Необходимость принципа экологизации
предмета
определяется
социальной
значимостью
решения
задачи
экологического
образования
младших
школьников
при
ознакомлении
с
окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного
умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными
нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется и в
отношении
человека
не
только
к
природным
объектам,
но
и
к
другим
людям
(социальная
экология).
5 .
П р и н ц и п поступательности
обеспечивает
постепенность,
последовательность
и
перспективность
обучения,
возможность
успешного
изучения
соответствующих
естественно-
научных и гуманитарных предметов в среднем звене.
6 . Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений
широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой
деятельности людей, в музеи и т.д. Всё это обеспечивает накопление чувственного опята и
облегчает усвоение учебного материала. В 4 классе таких тем очень много.
Погода, и её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы
земной
поверхности:
равнины,
горы,
холмы,
овраги
(общее
представление,
условное
обозначение
равнин
и
гор
на
карте).
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, из значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло ,воздух, вода). Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Размножение
животных
(насекомые,
рыбы,
птицы,
звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей., бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы).
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Семья - самое близкое
окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Правила
взаимоотношений
со
взрослыми,
сверстниками,
культура
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности
труда
людей
родного
края,
профессии.
Названия
разных
народов,
проживающих
в
данной
местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края.
Существенная особенность курса «Окружающий мир» по программе «Начальная
школа XXI
века»
состоит
в
том,
что
в
нем
заложена
содержательная
основа
для
широкой
реализации
межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, таких как:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств её осуществления;
-освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
-
формирование умения планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
определять
наиболее
эффективные способы достижения результата;
т
-
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
с
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов;
-
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
клас-
сификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
других
уроках,
совместно
с
ними
приучая
детей
рационально-научному
и
эмоционально-
ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта.
Позволяет сделать
явления
окружающего
мира
понятными,
знакомыми
и
предсказуемыми, найти
своё
место
в
ближайшем
окружении,
попытаться
прогнозировать
направление
своих
личных
интересов
в
гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и
социальное благополучие.
Специфика
осмысления
опыта
современным
ребёнком
состоит
в
том,
что
его
опыт
необычайно
широк,
но
в
значительной
степени
виртуален,
то
есть,
получен
не
путём
непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой
информации и, прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только
возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится
главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным
влияниям
виртуального
опыта,
школа
должна
по
возможности
его
использовать
для
образовательных
целей
и
организовать
освоение
виртуального
мира
школьниками
(показ
всевозможных учебных фильмов или отдельных опытов). Поэтому роль предмета «Окружающий
мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот
предмет
должен
давать
ответы
на
разнообразные
запросы
детского
опыта,
в
том
числе
и
виртуального.
Постоянно наблюдая явления окружающего мира (на прогулках, экскурсиях) и находясь во
взаимодействии
с
его
предметами
и
объектами,
младший
школьник
приобретает
богатый
чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи.
Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации
удивления,
вопроса,
предвидения,
предположения,
которые
становятся
основой
для
мотива
получения
знаний,
имеют
особое
значение
в
развитии
логического
мышления
и
связной
объяснительной речи (речи – рассуждения). Деятельность, которой занимаются дети на уроках
«Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят
и
решают
проблемные
задачи,
применяют
логические
операции,
проводят
сравнение,
классификацию, находят причинные связи явлений и пр. С развитием мышления тесно связано и
формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы,
построении связного повествования (при работе в парах, группах).
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит
правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции.
Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка.
Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти
знания становятся достоянием всех учебных предметов.
Случаи,
которые
рассматриваются
на
уроках
«Окружающего
мира»,
воспроизводят
реальные
жизненные
ситуации.
Ребенок
усваивает
правила
поведения
в
природе,
обществе,
которые обязательно понадобятся именно ему в процессе взаимодействия с миром и сегодня, и
завтра, и послезавтра. Он учится понимать себя, оценивать свое поведение, ставить перед собой
элементарные нравственные задачи.
Уроки
«Окружающего
мира»
решают
еще
одну
важнейшую
задачу
–
воспитание
экологической
культуры.
Этот
процесс
происходит
на
стыке
двух
сторон
воспитания
–
умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости
беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к
тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.
В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают
осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В
природе
нет
вредных
и
полезных
существ!
Природе
нужны
все!».
Так,
в
рамках
предмета
«Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к
среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и
навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в
искусственной, так и в естественной среде обитания.
Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических
чувств школьников. В основе построения учебного процесса, обеспечивающего решение этой
задачи, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком.
Удивление,
радость,
любопытство,
которые
возникают
при
этом,
становятся
предпосылками
рождения эмоционально – положительного отношения к рассматриваемому объекту. В этом случае
эмоции выполняют ориентирующую функцию и регулирующую роль. Разнообразие, яркость,
динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений,
а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным является условием развития эстетических
чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное
состояние,
использовать
его
для
приобретения
знаний
и
развития
познавательного
интереса
школьника.
Развивающая
функция обеспечивает
осознание
отдельных
(доступных
для
понимания)
связей в природном и социальном мире. Обеспечивается формирование общеучебных умений —
выделять
существенные
и
несущественные
признаки
объекта,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие
происходит
во
времени
и
в
пространстве.
Развивающая
функция
предмета
предполагает
и
формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
Социальная ситуация развития младшего школьника
Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного
обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются
школьные
уроки
от
занятий
с
детьми
дома
или
в
детском
саду.
Этих
отличий
несколько:
1 ) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не
в е р т е т ь с я ,
н е
д о с т а в а т ь
и г р у ш к и
и
т .
д . ;
2 ) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий
выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность,
улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дистанция,
ч е м
у
в о с п и т а т е л я
д е т с к о г о
с а д а
и л и
р о д и т е л е й ;
3 ) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий
заданным
способом.
Ребенок
давно
научился
сидеть
и
стоять,
но
в
школе
показывают,
как
правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за
парты...
Тем
более
берутся
под
контроль
способы
выполнения
учебных
действий.
Легче
привыкают к этому дети, от которых в домашних делах требуют точности: порядка в вещах,
аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правильной посадки за обедом.
Но,
пожалуй,
самая
большая
трудность
школьного
обучения
в
том,
что оно
требует
теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям.
Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень
познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным
правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в
школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но
и с гордостью выполнять все до мелочей.
Приоритетные цели образования: реальное развитие ребенка в рамках учебной деятельности,
это когда формируется способность ребёнка учиться, т. е. учить себя, т. е. овладевать способами
(не образцами) решения учебных задач, построения алгоритма учебных действий, контрольное
прослеживание всех операций по решению учебной задачи.
Что такое развитие младшего школьника? Это:
1.
Умение применять полученные знания.
2.
Умение
владеть
способами,
которые
необходимы,
чтобы
добывать
необходимую
информацию.
3.
Иметь способность проконтролировать и оценить свою деятельность, как со стороны
результата, так и со стороны процесса.
Что
даёт
новый
стандарт?
Это
успешное
обучение
в
основной
школе,
не
по
каким
то
определённым учебникам, а по любым, т.к. у него:
1.
развита способность к обучению, самообучению;
2.
у него развита привычка к размышлению, интеллектуальная независимость ученика;
3.
Развита социализация, т.е. выполнение самых различных социальных ролей;
4.
Развит
высокий
уровень
познавательной
деятельности,
объективная
самооценка
и
элементы рефлексии.