Автор: Валеева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: село Софьино
Наименование материала: Статья
Тема: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: начальное образование
Валеева Елена Викторовна
МОУ Софьинская СОШ,
с. Софьино Раменского района
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данный момент времени человечество находится на таком этапе
становления, когда появляется вопрос о потребности в развитии у ребенка
различных
видов
мышления,
в
том
числе,
именно
развития
логического
мышления. Помимо этого актуален вопрос, при каких условиях происходит
развитие
логического
мышления.
Прежде,
чем
перейти
к
рассмотрению
условий
развития
логического
мышления,
установим
само
понятие
мышления.
Мышление - это такая познавательная деятельность людей, в которой
присут ствует
обобщенно сть
и
опо средованно сть
о т р а ж е н и я
действительности
в
ее
наиболее
важных
признаках
и
взаимосвязях .
1
Выделяют несколько типов мышления, присущих детям младшего школьного
возраста: наглядно - действенное мышление (ранее полученный опыт человек
преобразует в теоретическую деятельность); наглядно - образное мышление
(для решения вопросов ребенок пользуется раннее увиденным образом, а не
знаниями);
абстрактно-логическое
(основа
данного
вида
мышления
-
размышление в целом).
2
Важнейшим видом мышление является логическое
мышление. Именно
оно
становится
основой
продуктивного
мышления
младшего школьника. Рассмотрим данный вид мышления более подробно.
Логическое мышление - это такая мыслительная деятельность человека,
при
которой
он
пользуется
логическими
понятиями
и
логическими
1
Абдулин, О. А. Педагогика / О. А. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. –
344 с.
2
Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский. – М. : Просвещение,
2002. – 512 с.
1
конст рукциями,
для
которых
характерны
доказательно сть
и
рассудительность.
3
В ходе мыслительного процесса ребенок использует особые примы и
операции:
анализ
и
синтез,
сравнение,
абстракция.
Анализ
-
процесс
разделения предметов на составляющие части и выделение в них некоторых
особенностей. Синтез - процесс
соединение отдельного в единое целое.
Сравнение - процесс нахождения сходства и различия различных предметов.
Абстракция - процесс обозначения важных свойств и признаков предмета при
одновременном отвлечении от несущественных признаков. Стоит помнить,
что все данные операции тесно связаны межу собой и невозможны друг без
друга. Данные приемы позволяют ребенку не только получить значительный
объем
информации,
но
и
обработать
ее,
перенести
на
практическую
деятельность.
4
Становление логического мышления наступает в младшем школьном
возрасте.
На
ранних
этапах
формирования
у
детей
копятся
чувственные
знания,
которые
он
еще
не
способен
применить
на
практической
деятельности. Переходя на следующий этап развития - младший щкольный
возраст
-
уже
полученные
навыки
и
новые
знания
дети
переносят
на
практическую деятельность. По мере развития логического мышления дети
научатся следующему:
- оперировать различными понятиями;
- давать обоснованные ответы на заданные вопросы;
- создавать логически верные умозаключения;
- устанавливать связи между различными объектами и явлениями.
3
Абдулин , О. А. Педагогика / О. А. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. –
344 с.
4
Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт,
2008. – 352 с.
2
Логическое мышление младшего школьника проходит так называемый
переломный уровень. На этом уровне осуществляется перестройка мышления
ребенка.
От
наглядно-образного
мышления,
свойственного
дошкольнику,
идет
переход
к
словесно-логическому
мышлению,
который
свойственен
школьнику.
Этот
переход
придает
мыслительной
деятельности
детей
младшего
школьного
возраста
двусторонний
характер:
с
одной
стороны
конкретное мышление уже подчинено логическим принципам. Но с другой
стороны, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
В
целях
помощи
школьнику
в
развитии
логического
мышления
выделены условия.
Условия - это такие правила, которые установлены для какой-либо
области жизнедеятельности.
5
Для
совершенствования
логического
мышления
следует
применять
нижеперечисленные
условия
следующие
психолого-педагогического
характера:
1. Учет специфики возраста детей младшего школьного возраста. В
этом условии следует принять во внимание психологические особенности
детей
младшего
школьного
возраста.
Например,
младшим
школьникам
присуща такая деятельность, как игра. Исходя из этого, занятие по развитию
логики
должно
основываться
на
основе
игры
для
наибольшей
продуктивности.
Также
у
детей
данной
возрастной
группы
чаще
всего
непроизвольное
внимание,
дети
с
трудом
могут
сосредоточиться
на
восприятии материала. Задача учителя - заинтересовать ребенка, вовлечь его
в деятельность различными педагогическими приемами.
6
5
Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка/ Д. Н. Ушаков. – М. :
Славянский дом книги. – 2009. – 960 с.
6
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д.
Ушинский. – М .: Педагогика, 1974. – 105 с.
3
2.
Учет
индивидуальности
каждого
ребенка.
Следует
помнить,
что
каждый ребенок уникален и непохож на своих одноклассников. Дети имеют
разный уровень подготовки и знаний. Для большей эффективности учителю в
начале работы нужно провести мониторинг знаний ребенка, а далее работать
с детьми, давая им разноуровневые задания постепенно усложняя их.
7
3.
Контроль
процесса
усвоения
знаний.
Процесс
усвоения
знаний
состоит из следующего:
1) подготовка детей к получению знаний;
2) наблюдение новых фактов и явлений на уроке;
3) восприятие новых фактов и явлений;
4) апперцепция нового материала;
5) запоминание нового материала;
6) применение нового материала на практике.
Следует следить за активностью детей во время урока или занятия,
помочь ребенку осознать, насколько важны новые знания..
8
4.
Применение
различных
подходов
к
формированию
логического
мышления.
Зачастую,
используются
деятельностный
и
личностно-
ориентированный
подходы.
Усвоение
нового
учебного
материала
должно
строиться
на
основании
собственного
опыта.
Деятельность
младшего
школьника
на
уроке
должна
быть
построена
на
самостоятельном
и
обоснованном добывании знаний обучающимися на основе использования и
обобщения их опыта.
9
7
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д.
Ушинский. – М .: Педагогика, 1974. – 107 с.
8
Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, –
2005. – 184 с.
9
Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З.
Зак. – М. : Просвещение . – 2004 г. – 328с.
4
Подводя итог того, что логическое мышление развивается только в
активной деятельности ребенка и не происходит без его собственных усилий,
можно
выделить
самое
важное
условие
-
активизация
ребенка
в
деятельность, направленную на поиск информации.
Положительная динамика в уровне развития логического мышления
младшего школьника прослеживается только при совместном использовании
всех условий.
Список литературы
1. Абдулин, О. А. Педагогика / О. А. Абдулин. – М.: Просвещение,
1983.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский.
– М. :
Лабиринт, 2008. – 352 с.
5
3. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников /
А. З. Зак. – М. : Просвещение . – 2004 г. – 328с.
4. Махмутов, М. И. Современный урок
/ М. И. Махмутов.
– М. :
Педагогика, – 2005. – 184 с.
5 . Петровский,
А.
В.
Психология
/
А.
В.
Петровский.
–
М.
:
Просвещение, 2002. – 512 с.
6. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка/ Д. Н. Ушаков. – М. :
Славянский дом книги. – 2009. - 960 с.
7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К.
Д. Ушинский. – М .: Педагогика, 1974. – 107 с.
6