Напоминание

"РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Валеева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: село Софьино
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: начальное образование





Назад




Валеева Елена Викторовна

МОУ Софьинская СОШ,

с. Софьино Раменского района

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в

данной

статье

рассматривается

вопрос

о

важности

развития

логического

мышления

у

детей

младшего

школьного

возраста;

приводится

краткая

характеристика

психических

особенностей

младших

школьников; рассматриваются примеры математических игр.

Ключевые

слова: мышление,

логическое

мышление,

младший

школьный возраст, математическая игра.

Младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех

психических процессов ребенка. Одно из важнейших психических процессов

является мышление. Рассмотрим понятие мышления.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных

признаках и взаимосвязях [1].

Мышление

у

детей

младшего

школьного

возраста

имеет

свою

специфику. В этом возрасте делают первые обобщение, выводы, они учатся

строить первые умозаключения на элементарном уровне. Происходит это под

влиянием

обучения,

когда

начинается

постепенный

переход

от

познания

внешней стороны явлений к познанию их сущности.

Преимущественно у детей младшего школьного возраста, в силу его

особенностей,

преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное

мышление, развитие которого происходит еще в период дошкольного детства.

В период младшего школьного возраста у детей важно развивать логическое

мышление, т. к. с помощью данного вида мышления дети формулируют свои

ответы на уроках. Рассмотрим понятие логического мышление.

Логическое

мышление –

это

мыслительный

процесс,

при

котором

человек

использует

логические

понятия

и

конструкции,

которому

свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является

получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок [1].

Логическое мышление необходимо во всех областях жизни человека.

Человек

пользуется

им

в

точных

и

гуманитарных

науках,

ораторском

искусстве, творческом процессе и изобретательстве.

Логическое мышление помогает решать следующие задачи:

1) Более быстро и более точно найти способ, позволяющий придти к

нужному и верному результату;

2) Лучше излагать и формулировать свои мысли;

3) Избежать самообмана и логических заблуждений;

4)

Применять

нужную

аргументацию

для

подтверждения

своих

умозаключений.

Развивать логическое мышление можно различными методами: чтение,

игры

(настольные,

логические,

подвижные

и

статичные),

упражнения,

головоломки.

Вследствие

психических

особенностей

детей

младшего

школьного возраста, наиболее действенным будет являться метод игры (т. к.

происходит

постепенное

перестроение

ведущей

деятельности

от

игры

к

обучению),

и

не

простой,

а

математической.

Ведь

именно

математика

наиболее полно способствует развитию логического мышления Рассмотрим

понятие математической игры.

Математические

игры

-

это

игры

в

виде

разнообразных

задач

и

упражнений

занимательного

характера,

требующих

проявления

находчивости,

оригинальности

мышления,

смекалки,

умения

критически

оценить условия и постановку вопроса. К математическим играм относятся

либо игры, имеющие дело с фигурами, числами, и тому подобным, либо

игры,

результат

которых

может

быть

предварительно

предопределён

теоретическим анализом [5].

Математическая игра является одной из форм внеклассной работы по

математике.

Она

используется

в

системе

внеклассной

работы

для

формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний,

умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением

и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный

феномен нашего существования.

В качестве примеров математических игр можно рассмотреть [8]:

1) Морской бой. Для игры требуются два игрока. Каждый игрок чертит

два поля и расставляет на одном корабли, а другое нужно для отмечания

своих

"выстрелов".

Данная

игра

способствует

не

только

развитию

логического мышления, но и развитию памяти;

2)

Крестики-нолики.

Также

нужно

двое

играющий.

В

отличие

от

вышеуказанной игры, у игроков одно поле на твоих, состоящее из 9 ячеек.

Задача игроков состоит в том, чтобы быстрее собрать в линию три крестика

или

нолика. Данная игра заставляет детей думать о каждом своем шаге,

пытаться предугадать ход противника.

3) Отгадай слово. Играют двое. Один игрок задумывает слово из пяти

букв, а другой должен его отгадать. С этой целью он называет одно за другим

слова, состоящие из произвольного числа букв, на каждое из которых партнер

в ответ сообщает число, означающее, сколько раз буквы задуманного слова

входят в названное; при этом каждая буква задуманного слова учитывается в

ответе столько раз, сколько она содержится в названном.

4)

Танграм. Это одна из несложных головоломок, состоящая из семи

фигур, которые складывают определённым образом для получения другой,

более

сложной,

фигуры

(изображающей

человека,

животное,

предмет

домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо

получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

Развитие

логического

мышления

ребёнка

-

это

процесс

перехода

мышления

с

эмпирического

уровня

познания

(наглядно-действенное

мышление)

на

научно-теоретический

уровень

(логическое

мышление),

с

последующим

оформлением

структуры

взаимосвязных

компонентов,

где

компонентами

выступают

приёмы

логического

мышления

(логические

умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического

мышления [9].

Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность

которого

заключается

в

оперировании

понятиями,

суждениями,

умозаключениями

на

основе

законов

логики,

их

сопоставлении

и

соотнесении

с

действиями

или

же

совокупность

умственных

логически

достоверных

действий

или

операций

мышления,

связанных

причинно-

следственными

закономерностями,

позволяющими

согласовать

наличные

знания с целью описания и преобразования объективной действительности

[6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1) Абдулин, О.А. Педагогика/ О.А. Абдулин. - Москва: Просвещение,

1983.

2) Астапов, В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления/

В.М. Астапов. - Москва: Аркти, 2000.

3 )

Б а б а н с к и й ,

Ю . К . М е т од ы

о бу ч е н и я

в

с о в р е м е н н о й

общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985.

4) Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - Москва:

Знание, 1987.

5)

Дышинский,

Е.А.

Игротека

математического

кружка

/

Е.А.

Дышницкий. - Москва: Наука, 1972.

6) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва:

Наука, 1998.

7) Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва: Владос, 2003.

8)

Тропина,

Н.В. Интеллектуальные

математические

игры

/

Н.В.

Тропина, Л.Н. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.

9)

Эльконин,

Д.Б. Психология

игры

/

Д.Б.

Эльконин.

-

Москва:

Педагогика, 1978.



В раздел образования