Автор: Валеева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: село Софьино
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: начальное образование
Валеева Елена Викторовна
МОУ Софьинская СОШ,
с. Софьино Раменского района
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в
данной
статье
рассматривается
вопрос
о
важности
развития
логического
мышления
у
детей
младшего
школьного
возраста;
приводится
краткая
характеристика
психических
особенностей
младших
школьников; рассматриваются примеры математических игр.
Ключевые
слова: мышление,
логическое
мышление,
младший
школьный возраст, математическая игра.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех
психических процессов ребенка. Одно из важнейших психических процессов
является мышление. Рассмотрим понятие мышления.
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных
признаках и взаимосвязях [1].
Мышление
у
детей
младшего
школьного
возраста
имеет
свою
специфику. В этом возрасте делают первые обобщение, выводы, они учатся
строить первые умозаключения на элементарном уровне. Происходит это под
влиянием
обучения,
когда
начинается
постепенный
переход
от
познания
внешней стороны явлений к познанию их сущности.
Преимущественно у детей младшего школьного возраста, в силу его
особенностей,
преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное
мышление, развитие которого происходит еще в период дошкольного детства.
В период младшего школьного возраста у детей важно развивать логическое
мышление, т. к. с помощью данного вида мышления дети формулируют свои
ответы на уроках. Рассмотрим понятие логического мышление.
Логическое
мышление –
это
мыслительный
процесс,
при
котором
человек
использует
логические
понятия
и
конструкции,
которому
свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является
получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок [1].
Логическое мышление необходимо во всех областях жизни человека.
Человек
пользуется
им
в
точных
и
гуманитарных
науках,
ораторском
искусстве, творческом процессе и изобретательстве.
Логическое мышление помогает решать следующие задачи:
1) Более быстро и более точно найти способ, позволяющий придти к
нужному и верному результату;
2) Лучше излагать и формулировать свои мысли;
3) Избежать самообмана и логических заблуждений;
4)
Применять
нужную
аргументацию
для
подтверждения
своих
умозаключений.
Развивать логическое мышление можно различными методами: чтение,
игры
(настольные,
логические,
подвижные
и
статичные),
упражнения,
головоломки.
Вследствие
психических
особенностей
детей
младшего
школьного возраста, наиболее действенным будет являться метод игры (т. к.
происходит
постепенное
перестроение
ведущей
деятельности
от
игры
к
обучению),
и
не
простой,
а
математической.
Ведь
именно
математика
наиболее полно способствует развитию логического мышления Рассмотрим
понятие математической игры.
Математические
игры
-
это
игры
в
виде
разнообразных
задач
и
упражнений
занимательного
характера,
требующих
проявления
находчивости,
оригинальности
мышления,
смекалки,
умения
критически
оценить условия и постановку вопроса. К математическим играм относятся
либо игры, имеющие дело с фигурами, числами, и тому подобным, либо
игры,
результат
которых
может
быть
предварительно
предопределён
теоретическим анализом [5].
Математическая игра является одной из форм внеклассной работы по
математике.
Она
используется
в
системе
внеклассной
работы
для
формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний,
умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением
и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный
феномен нашего существования.
В качестве примеров математических игр можно рассмотреть [8]:
1) Морской бой. Для игры требуются два игрока. Каждый игрок чертит
два поля и расставляет на одном корабли, а другое нужно для отмечания
своих
"выстрелов".
Данная
игра
способствует
не
только
развитию
логического мышления, но и развитию памяти;
2)
Крестики-нолики.
Также
нужно
двое
играющий.
В
отличие
от
вышеуказанной игры, у игроков одно поле на твоих, состоящее из 9 ячеек.
Задача игроков состоит в том, чтобы быстрее собрать в линию три крестика
или
нолика. Данная игра заставляет детей думать о каждом своем шаге,
пытаться предугадать ход противника.
3) Отгадай слово. Играют двое. Один игрок задумывает слово из пяти
букв, а другой должен его отгадать. С этой целью он называет одно за другим
слова, состоящие из произвольного числа букв, на каждое из которых партнер
в ответ сообщает число, означающее, сколько раз буквы задуманного слова
входят в названное; при этом каждая буква задуманного слова учитывается в
ответе столько раз, сколько она содержится в названном.
4)
Танграм. Это одна из несложных головоломок, состоящая из семи
фигур, которые складывают определённым образом для получения другой,
более
сложной,
фигуры
(изображающей
человека,
животное,
предмет
домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо
получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Развитие
логического
мышления
ребёнка
-
это
процесс
перехода
мышления
с
эмпирического
уровня
познания
(наглядно-действенное
мышление)
на
научно-теоретический
уровень
(логическое
мышление),
с
последующим
оформлением
структуры
взаимосвязных
компонентов,
где
компонентами
выступают
приёмы
логического
мышления
(логические
умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического
мышления [9].
Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность
которого
заключается
в
оперировании
понятиями,
суждениями,
умозаключениями
на
основе
законов
логики,
их
сопоставлении
и
соотнесении
с
действиями
или
же
совокупность
умственных
логически
достоверных
действий
или
операций
мышления,
связанных
причинно-
следственными
закономерностями,
позволяющими
согласовать
наличные
знания с целью описания и преобразования объективной действительности
[6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1) Абдулин, О.А. Педагогика/ О.А. Абдулин. - Москва: Просвещение,
1983.
2) Астапов, В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления/
В.М. Астапов. - Москва: Аркти, 2000.
3 )
Б а б а н с к и й ,
Ю . К . М е т од ы
о бу ч е н и я
в
с о в р е м е н н о й
общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985.
4) Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - Москва:
Знание, 1987.
5)
Дышинский,
Е.А.
Игротека
математического
кружка
/
Е.А.
Дышницкий. - Москва: Наука, 1972.
6) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва:
Наука, 1998.
7) Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва: Владос, 2003.
8)
Тропина,
Н.В. Интеллектуальные
математические
игры
/
Н.В.
Тропина, Л.Н. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.
9)
Эльконин,
Д.Б. Психология
игры
/
Д.Б.
Эльконин.
-
Москва:
Педагогика, 1978.