Автор: Завалишина Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСУС0 МО Красно-Дубравский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей "Журавушка"
Населённый пункт: Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей с ограниченными возможностями"
Раздел: среднее профессиональное
«КРАСНО-ДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ
«ЖУРАВУШКА»
«Влияние подвижных игр на формирование
основных движений у детей с ограниченными
возможностями»
Воспитатель: Завалишина Н.В.
Подвижные игры как
исторически
обусловленное
общественное
явление
с
давних
пор
составляют
неотъемлемую
часть
жизни
человека.
Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далёкое прошлое.
Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но
и лечебный. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из
медиков
древности
–
римский
врач
Клавдий
Гален
прописывал
своим
пациентам вместо лекарств игру в мяч.
Каждый народ создавал свои национальные игры. В русских сёлах и
городах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного
характера.
В
игру
вовлекались
целые
группы
подростков,
которые
состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные
игры на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным
средством оздоровления детей. В более позднее время многие отечественные
и зарубежные общественные деятели, педагоги и учёные, выражая передовые
идеи в области физического воспитания, высоко оценивали подвижные игры
в качестве одного из действенных средств физического воспитания человека,
укрепления его здоровья и считали необходимым широко их использовать в
системе обучения и воспитания.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего
гармонического развития личности ребёнка. Важную роль при том играет
своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной
из
основных
задач
которого
является
развитие
и
совершенствование
движений. Развитие и совершенствование ребёнка осуществляется разными
путями.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. Но в то
же время весьма существенное место занимают подвижные игры, которые
широко применяются во всех возрастных группах.
Подвижная игра имеет большое значение как средство физического
воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: бег, ходьба,
метание,
лазание,
прыжки,
равновесие,
а
также
некоторые
специальные
движения для укрепления и развития отдельных групп мышц.
Движения, входящие в игру, если они даются в правильной дозировке,
развивают
и
укрепляют
организм,
улучшают
обмен
ве щ е с т в ,
функциональную деятельность всех органов и систем. Например, в играх с
бегом, как «Мы весёлые ребята», «Ловишки», дети приобретают умения
использовать всё свободное пространство, быстро менять направление бега,
не наталкиваться друг на друга, развивается ловкость, быстрота.
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более
точными,
координированными,
дети
приучаются
выполнять
движения
в
различных
изменяющихся
условиях,
ориентироваться
в
обстановке.
К
примеру в игре «Дружные пары», где дети распределяются парами и берутся
за руки, по сигналу кружатся в одну сторону в течении 5 – 7 секунд, а по
другому сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в
другую
сторону,
развивается
точность,
координация
движения,
умение
сохранять равновесие при остановках.
Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает
положительное
влияние
на
состояние
нервной
системы
ребёнка.
Этому
способствует
наглядный
материал:
пособия,
атрибуты
к
игре
(шапочки,
костюмы),
подбор
интересного
сюжета
игры.
Радостное
настроение
сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается
деятельность сердца и дыхательного аппарата.
Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её
эффективным средством воспитания, поэтому игра должна проводится живо,
интересно, эмоционально. В результате систематического проведения игр и
правильного руководства ими, можно воспитать у детей волевые качества:
выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё
поведение.
Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у
детей
расширяются
и
углубляются
представления
об
окружающей
действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.
При помощи подвижных игр, таких как
«Гуси-лебеди»,
«У
медведя
во
бору»,
«Зайцы
и
волк»
и
др.,
можно
воспитывать
моральные
качества:
смелость,
решительность,
честность,
чувство
товарищества.
Приучать
играть
детей
дружно,
не
ссорится,
подчинять
свои
желания
общим
для
всех
правилам
игры,
воспитывать
навыки
культурного,
дисциплинированного
поведения
в
коллективе.
Например, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то, как бы
последнему не хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону.
Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические
чувства (это такие игры, как «Море волнуется», «Чья фигура лучше», где
дети стараются выполнить движения красиво и лучше других). Ритмичность,
точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг),
различные фигуры, образы, передаваемые детьми, - всё это вызывает у детей
чувство
удовольствия,
способствует
пониманию
красоты,
побуждает
к
соперничеству.
Игра – одно из важных средств всестороннего развития ребёнка. Только
при руководстве со стороны воспитателя, игра может оказать положительное
влияние на ребёнка.
В детстве происходит формирование развития по структуре и характеру
основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание,
перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в
самостоятельной
деятельности,
в
творческих
играх,
но
являются
неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр.
Для детей с ограниченными возможностями подвижные игры являются
необходимой
жизненной
потребностью.
Выполнение
игровых
заданий
доставляет
им
большое
удовольствие.
Играя,
ребёнок
упражняется
в
различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более
сложными видами действий.
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей
вырабатываются
элементарные
умения
ориентироваться
в
пространстве,
согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё
место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или
менять место на игровой площадке.
Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто
бывает трудно заставить малыша выполнить какое – либо движение на глазах
у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и
непринуждённо выполняет самые различные движения. Подвижные игры
создают
дополнительную
возможность
общения
воспитателя
с
детьми.
Педагог рассказывает, объясняет детям содержание игры, её правила. Дети
запоминают
новые
слова,
их
значение,
приучаются
действовать
в
соответствии с указаниями.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также
элементарных волевых проявлений их, во многом зависит от того, сколько
времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребёнок в игре,
тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в
различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему
приходится
проявлять
ловкость,
выдержку,
умение
подчинятся
правилам
игры.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания
игры, характера интенсивности движений в ней, от организации и методики
её проведения, а также от подготовленности детей. Разнообразие игр по
содержанию и организации детей, позволяет подбирать их с учётом времени
дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в
соответствии с поставленными педагогом задачами.
Таким образом, использование разнообразных видов движений,
повышает физическую подготовку детей с ограниченными возможностями,
совершенствует деятельность многих систем организма.
Литература
1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет.
сада. - М.: Просвещение, 2002.
2. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания
школьников.-М.:2002
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: ВЛАДОС, 2007.
4. Пензулаева Л.И., Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7
лет. – М.: Владос, 2002 г.
5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для
воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003.
6. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в
малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.:
Просвещение, 2003.