Напоминание

"Влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей с ограниченными возможностями"


Автор: Завалишина Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСУС0 МО Красно-Дубравский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей "Журавушка"
Населённый пункт: Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей с ограниченными возможностями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«КРАСНО-ДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ

«ЖУРАВУШКА»

«Влияние подвижных игр на формирование

основных движений у детей с ограниченными

возможностями»

Воспитатель: Завалишина Н.В.

Подвижные игры как

исторически

обусловленное

общественное

явление

с

давних

пор

составляют

неотъемлемую

часть

жизни

человека.

Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далёкое прошлое.

Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но

и лечебный. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из

медиков

древности

римский

врач

Клавдий

Гален

прописывал

своим

пациентам вместо лекарств игру в мяч.

Каждый народ создавал свои национальные игры. В русских сёлах и

городах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного

характера.

В

игру

вовлекались

целые

группы

подростков,

которые

состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные

игры на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным

средством оздоровления детей. В более позднее время многие отечественные

и зарубежные общественные деятели, педагоги и учёные, выражая передовые

идеи в области физического воспитания, высоко оценивали подвижные игры

в качестве одного из действенных средств физического воспитания человека,

укрепления его здоровья и считали необходимым широко их использовать в

системе обучения и воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего

гармонического развития личности ребёнка. Важную роль при том играет

своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной

из

основных

задач

которого

является

развитие

и

совершенствование

движений. Развитие и совершенствование ребёнка осуществляется разными

путями.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. Но в то

же время весьма существенное место занимают подвижные игры, которые

широко применяются во всех возрастных группах.

Подвижная игра имеет большое значение как средство физического

воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: бег, ходьба,

метание,

лазание,

прыжки,

равновесие,

а

также

некоторые

специальные

движения для укрепления и развития отдельных групп мышц.

Движения, входящие в игру, если они даются в правильной дозировке,

развивают

и

укрепляют

организм,

улучшают

обмен

ве щ е с т в ,

функциональную деятельность всех органов и систем. Например, в играх с

бегом, как «Мы весёлые ребята», «Ловишки», дети приобретают умения

использовать всё свободное пространство, быстро менять направление бега,

не наталкиваться друг на друга, развивается ловкость, быстрота.

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более

точными,

координированными,

дети

приучаются

выполнять

движения

в

различных

изменяющихся

условиях,

ориентироваться

в

обстановке.

К

примеру в игре «Дружные пары», где дети распределяются парами и берутся

за руки, по сигналу кружатся в одну сторону в течении 5 – 7 секунд, а по

другому сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в

другую

сторону,

развивается

точность,

координация

движения,

умение

сохранять равновесие при остановках.

Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает

положительное

влияние

на

состояние

нервной

системы

ребёнка.

Этому

способствует

наглядный

материал:

пособия,

атрибуты

к

игре

(шапочки,

костюмы),

подбор

интересного

сюжета

игры.

Радостное

настроение

сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается

деятельность сердца и дыхательного аппарата.

Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её

эффективным средством воспитания, поэтому игра должна проводится живо,

интересно, эмоционально. В результате систематического проведения игр и

правильного руководства ими, можно воспитать у детей волевые качества:

выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё

поведение.

Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у

детей

расширяются

и

углубляются

представления

об

окружающей

действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.

При помощи подвижных игр, таких как

«Гуси-лебеди»,

«У

медведя

во

бору»,

«Зайцы

и

волк»

и

др.,

можно

воспитывать

моральные

качества:

смелость,

решительность,

честность,

чувство

товарищества.

Приучать

играть

детей

дружно,

не

ссорится,

подчинять

свои

желания

общим

для

всех

правилам

игры,

воспитывать

навыки

культурного,

дисциплинированного

поведения

в

коллективе.

Например, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то, как бы

последнему не хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические

чувства (это такие игры, как «Море волнуется», «Чья фигура лучше», где

дети стараются выполнить движения красиво и лучше других). Ритмичность,

точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг),

различные фигуры, образы, передаваемые детьми, - всё это вызывает у детей

чувство

удовольствия,

способствует

пониманию

красоты,

побуждает

к

соперничеству.

Игра – одно из важных средств всестороннего развития ребёнка. Только

при руководстве со стороны воспитателя, игра может оказать положительное

влияние на ребёнка.

В детстве происходит формирование развития по структуре и характеру

основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание,

перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в

самостоятельной

деятельности,

в

творческих

играх,

но

являются

неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр.

Для детей с ограниченными возможностями подвижные игры являются

необходимой

жизненной

потребностью.

Выполнение

игровых

заданий

доставляет

им

большое

удовольствие.

Играя,

ребёнок

упражняется

в

различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более

сложными видами действий.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей

вырабатываются

элементарные

умения

ориентироваться

в

пространстве,

согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё

место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или

менять место на игровой площадке.

Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто

бывает трудно заставить малыша выполнить какое – либо движение на глазах

у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и

непринуждённо выполняет самые различные движения. Подвижные игры

создают

дополнительную

возможность

общения

воспитателя

с

детьми.

Педагог рассказывает, объясняет детям содержание игры, её правила. Дети

запоминают

новые

слова,

их

значение,

приучаются

действовать

в

соответствии с указаниями.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также

элементарных волевых проявлений их, во многом зависит от того, сколько

времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребёнок в игре,

тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в

различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему

приходится

проявлять

ловкость,

выдержку,

умение

подчинятся

правилам

игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания

игры, характера интенсивности движений в ней, от организации и методики

её проведения, а также от подготовленности детей. Разнообразие игр по

содержанию и организации детей, позволяет подбирать их с учётом времени

дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в

соответствии с поставленными педагогом задачами.

Таким образом, использование разнообразных видов движений,

повышает физическую подготовку детей с ограниченными возможностями,

совершенствует деятельность многих систем организма.

Литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет.

сада. - М.: Просвещение, 2002.

2. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания

школьников.-М.:2002

3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Пензулаева Л.И., Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7

лет. – М.: Владос, 2002 г.

5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для

воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003.

6. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в

малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.:

Просвещение, 2003.



В раздел образования