Автор: Архипова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Как пробудить в ребенке желание учиться?
Раздел: начальное образование
Тема: Как пробудить в ребенке желание учиться?
Самое большое желание родителей, чтобы ребенок учиться хорошо,
легко, с интересом, не боялся трудностей. Специалисты говорят, что есть
действенные стратегии, позволяющие мотивировать к учебе. Какие? Давайте
разберемся.
Как учится ваш ребенок? Хорошо или плохо? Легко ему дается
материал или с трудом ? Очень часто можно услышать от родителей, что они
стараются дать ребенку все лучшее, а он сопротивляется и не понимает их?
Почему ребенок в чем-то активный , внимательный и старательный, а где
«надо» родителям упрямый и некомпетентный? По данным исследования
психологов , современные дети теряют интерес к учебе все раньше и раньше.
Родители в панике. Конечно, родители учились в советской школе, когда
почти
все дети были дисциплинированными учениками. Хотя учиться им
хотелось не больше, чем современным, но ими было легче управлять: «Надо
так
надо».
Что
изменилось?
Ушла
жесткая
дисциплина.
Чрезвычайно
ускорился темп жизни. Чтобы вовлечь ребенка в процесс учебы, необходимо
больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной
жизнью.
У
каждого
ребенка
есть
потребность
в
развитии.
Все
дети
любознательны,
но
родители
их
любопытство,
как
и
самостоятельность,
скорее не поощряют. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько
дети чувствует ответственность за себя самого.
Очень осложняет ситуацию
влияние современной культуры. Сегодня дети хотят,
чтобы удовольствие,
успех приходили мгновенно. Получается, что родители дают своим детям
противоречивую
установку
—
поощряют
немедленное
удовлетворение
любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка
с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», —
уверена Тамара Гордеева.
«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в
вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет
семейный
психолог
Людмила
Петрановская.
—
Увлечь
тех,
кто
только
пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы.
«Стать репетитором по всем предметам — не выход из положения, —
уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу
оставаться
непредвзятым
по
отношению
к
своему
ребенку:
сохранять
невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».
Что нам нужно в конечном итоге учения? Что главное? Это:
1.
Прочные знания и умения.
2.
Ребенок должен научиться учиться, то есть уметь организовывать
свою деятельность.
3.
Хороший эмоциональный след от учебы, радостные впечатления
об изучаемых предметов и материалов.
4.
Разумный вывод о себе, о своих способностях.
5.
Эмоциональную радость от взаимоотношений с родителями.
Чаще всего для родителей важен исключительно первый номер.
Конечно, первое очень важно, но не стоит забывать, что качество
знаний и умений на прямую зависят от взаимоотношений родителей или
учителя с ребенком, от атмосферы, в которой происходит общение. Если
часто
критиковать
или
указывать
на
ошибки,
то
доброжелательной
атмосферы не создать. И хорошо, чтобы ребенок сам сделал вывод о том ,что
он может, а что нет, а что необходимо совершенствовать и развивать. Роль
взрослого деликатно помочь, а может быть и оставить ребенка в покое, давая
возможность справиться самому. Готовое знание или просто запоминание не
будет развивать ребенка учить и преодолевать трудности. И, наконец, самый
очевидный
результат-
конкретное
знание.
О
нем
тоже
стоит
задуматься.
Давайте признаемся- далеко не все проходимое в школе нужно в жизни, и
многие ученики начинают это понимать и теряют смысл своих стараний в
учении.
Безусловно,
много
учебного
материала
дается
ради
«общего
образования» и «умственного развития», но стоит ли ради этого впихивать и
вдалбливать любое знание и подавлять природную любознательность детей?
Теперь можно рассмотреть вопрос: почему дети не хотят делать
уроки?
Плохой ученик- почти всегда жертва традиционных
методов
образования и воспитания. Эти методы враждебны природе ребенка. Его не
спрашивают хочет ли он это выучить, интересно ли ему это, а в категоричной
форме- ты должен и именно это. Это ведет к накоплению отрицательных
эмоций. Здесь важно доказать и показать ребенку , что ему это очень нужно,
важно и найти пути самостоятельного открытия новых знаний. Тогда учение
будет в удовольствие, а это главное условие успешности.
Но как быть в нашей обычной жизни, если ребенок не гений? Если
мы
не
будем
заставлять
его
учиться
и
не
будем
контролировать
его
успеваемость, то как же он будет учиться? Чаще всего ребенка надо учить,
приучать к дисциплине, воспитывать ответственность, чувство долга.
Давайте вспомним известного английского педагога и психолога
Александра Нилла. Он провел эксперимент, который длился больше сорока
лет. В 20-е годы прошлого века он основал школу- интернат для трудных
детей. Строгой дисциплине и принуждению, как было в основном в других
школах, он противопоставил принцип свободы. Так, посещать уроки стало
необязательным, ребенок сам выбирал на какие уроки ему ходить и ходить ли
вообще в школу? Новые ученики решили, что пришел их звездный час, они
радостно заявляли ,что никогда в жизни больше не пойдут ни на один урок.
Это продолжалось несколько месяцев. Они играли, катались на велосипеде,
мешали другим. Это продолжалось в среднем три месяца. Потом, как ни
странно, они заскучали, устали от «ничего не деланья». Сами приходили в
школу, говоря всем, что только, чтобы посмотреть на других, а затем так и не
уходили, втягиваясь в интересную, оказывается, учебную деятельность. И
начинали учиться с интересом, быстро нагоняя все ,что пропустили.
Из этого можно сделать вывод: ребенок может учиться с увлечением,
если не ограничивать его свободу, он сам стремиться к саморазвитию и это
является его внутренней потребностью. Не заставлять, а заинтересовать.
Из этого возникает еще одно условие успешного обучения- создание
благоприятной эмоциональной атмосферы. Например, детям очень нравятся
загадки и задачки- ведь это тоже своего рода игра. В этом виде деятельности
важно
соблюдение
возрастных
возможностей.
В
математике
есть
задачи,
понятные
даже
дошкольнику,
но
вызывающие
трудности
у
взрослых.
Например, сколько весит ящик, если он весит один кг и еще пол ящика. Или
интеллектуальный фокус: задумай число в пределах десятка. Помножь его на
семь. Вычти задуманное
число. Прибавь пять. Умножь на четыре. У тебя
получилось
двадцать.
Когда
вы
разберете
последовательность
этого
«фокуса» с ребенком и он его поймет, то с удовольствием будет загадывать
его другим детям и даже сам придумывать другие последовательности, что
только
способствует
его
умственному
развитию.
И
не
менее
главному-
созданию благоприятному эмоциональному фону. Это останется в памяти на
долгие годы. И уже сам, когда станет родителем, будет передавать это своим
детям.
И не надо забывать, что в начальной школе дети еще с удовольствием
играют в сюжетные игры. Если взрослый примет участие в игре, то может
много узнать о семье ребенка, его переживаниях, страхах, проблемах. Для
этого надо дать ребенку роль учителя. И сразу мы услышим именно те слова
и поступки, которые говорим и делаем сами, иногда не замечая насколько они
могут ранит ребенка, особенно в присутствии других детей.
Огромное влияние на развитие воображения и интереса к чтению,
знакомству с окружающим миром оказывают сказки и истории, рассказанные
или придуманные взрослыми. Слушая сказку, дети проживают жизнь вместе
с героями, учатся сопереживать, находить выход из трудных жизненных
ситуаций. А еще дети любят слушать истории. Это те же сказки, только «про
настоящую жизнь». Дети даже могут узнать кого- нибудь из героев в своей
настоящей
жизни,
провести
параллели.
Ведь
дети
очень
открыты
к
сочувствию и переживанию, очень ценят справедливость, победу добра над
злом,
чувствуют
красоту.
Эти
истории
оказывают
огромное
влияние
на
формирование характера ребенка. И подражая взрослым, они часто желают
сами придумать историю. И очень хотят, чтобы их слушали также долго и с
интересом. И неожиданно родители могут узнать из выдуманных историй о
внутренних переживаниях ребенка, о мечтах и страхах, о которых он не мог
сказать вслух прямо.
Уже сказано было, что для успешного обучения детей необходимо
понимать своего ребенка. И здесь очень важно сделать акцент на создании
благоприятной
эмоциональной
атмосферы,
в
которой
проходит
общение
взрослого и ребенка. Проследим, как успешные родители и мудрые учителя
общаются с детьми. Одно из первых условий – это невмешательство. Только
не
путайте
его
с
пассивным
наблюдением.
Наоборот,
это
внимательное
изучение хода мыслей ребенка, даже экспериментирование, с целью лучше
разобраться
в
его
внутреннем
мире.
Такое
невмешательство
даже
предполагает поддержку ребенку, но такую, чтобы он не ждал ее, а еще
лучше даже не заметил. Чтобы осталась свобода выбора решений за ним,
вера
в
свои
силы.
Постепенно
взрослые
должны
вовлечь
ребенка
в
совместную
деятельность
и
взять
на
себя
часть
работы,
которая
пока
недоступна ребенку по его возрасту. Очень сильное влияние на ребенка
оказывают внутренне увлеченные люди, способные заинтересовать идеей,
увлечь за собой. Только в этом случае происходит общение с личностью.
Такое общение наиболее ценно, так как не имеет прямой воспитательной
цели.
Учитель
живет
своей
«взрослой»
жизнью,
а
ребенок
становится
внимательным наблюдателем, подражающим своему «кумиру».
В заключении хочется еще раз перечислить успешные воспитательные
действия:
1.
Предоставить свободу ребенку, не вмешиваться, не заставлять, не
подавлять его творчество.
2.
Поддерживать его, когда ему трудно.
3.
Вовлекать в творчество, вдохновлять.
4.
Быть достойным образцом.
И последнее, что хочется сказать увлеченным в успехе родителям. Для
каждого детского возраста — свои приоритеты:
1.
Дети
6-10
лет,
ученики
начальной
школы:
безопасность
и
любопытство.
2.
Дети 11-14 лет, ученики средней школы: самостоятельность и
поощрение.
3.
Дети 16-17 лет, старшая школа: гибкость и выдержка.
4.
Начинайте
с
похвалы
и
искреннего
признания
достоинств
ребенка.
5.
Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
6.
Прежде
чем
критиковать
другого,
признайтесь
в
своих
собственных ошибках.
7.
Задавайте вопросы вместо приказаний.
8.
Хвалите
его
даже
за
скромный
успех
и
будьте
при
этом
искренними.
Успехов в обучении и воспитании!