Напоминание

Как пробудить в ребенке желание учиться?


Автор: Архипова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Как пробудить в ребенке желание учиться?
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Как пробудить в ребенке желание учиться?

Самое большое желание родителей, чтобы ребенок учиться хорошо,

легко, с интересом, не боялся трудностей. Специалисты говорят, что есть

действенные стратегии, позволяющие мотивировать к учебе. Какие? Давайте

разберемся.

Как учится ваш ребенок? Хорошо или плохо? Легко ему дается

материал или с трудом ? Очень часто можно услышать от родителей, что они

стараются дать ребенку все лучшее, а он сопротивляется и не понимает их?

Почему ребенок в чем-то активный , внимательный и старательный, а где

«надо» родителям упрямый и некомпетентный? По данным исследования

психологов , современные дети теряют интерес к учебе все раньше и раньше.

Родители в панике. Конечно, родители учились в советской школе, когда

почти

все дети были дисциплинированными учениками. Хотя учиться им

хотелось не больше, чем современным, но ими было легче управлять: «Надо

так

надо».

Что

изменилось?

Ушла

жесткая

дисциплина.

Чрезвычайно

ускорился темп жизни. Чтобы вовлечь ребенка в процесс учебы, необходимо

больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной

жизнью.

У

каждого

ребенка

есть

потребность

в

развитии.

Все

дети

любознательны,

но

родители

их

любопытство,

как

и

самостоятельность,

скорее не поощряют. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько

дети чувствует ответственность за себя самого.

Очень осложняет ситуацию

влияние современной культуры. Сегодня дети хотят,

чтобы удовольствие,

успех приходили мгновенно. Получается, что родители дают своим детям

противоречивую

установку

поощряют

немедленное

удовлетворение

любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка

с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», —

уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в

вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет

семейный

психолог

Людмила

Петрановская.

Увлечь

тех,

кто

только

пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы.

«Стать репетитором по всем предметам — не выход из положения, —

уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу

оставаться

непредвзятым

по

отношению

к

своему

ребенку:

сохранять

невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нам нужно в конечном итоге учения? Что главное? Это:

1.

Прочные знания и умения.

2.

Ребенок должен научиться учиться, то есть уметь организовывать

свою деятельность.

3.

Хороший эмоциональный след от учебы, радостные впечатления

об изучаемых предметов и материалов.

4.

Разумный вывод о себе, о своих способностях.

5.

Эмоциональную радость от взаимоотношений с родителями.

Чаще всего для родителей важен исключительно первый номер.

Конечно, первое очень важно, но не стоит забывать, что качество

знаний и умений на прямую зависят от взаимоотношений родителей или

учителя с ребенком, от атмосферы, в которой происходит общение. Если

часто

критиковать

или

указывать

на

ошибки,

то

доброжелательной

атмосферы не создать. И хорошо, чтобы ребенок сам сделал вывод о том ,что

он может, а что нет, а что необходимо совершенствовать и развивать. Роль

взрослого деликатно помочь, а может быть и оставить ребенка в покое, давая

возможность справиться самому. Готовое знание или просто запоминание не

будет развивать ребенка учить и преодолевать трудности. И, наконец, самый

очевидный

результат-

конкретное

знание.

О

нем

тоже

стоит

задуматься.

Давайте признаемся- далеко не все проходимое в школе нужно в жизни, и

многие ученики начинают это понимать и теряют смысл своих стараний в

учении.

Безусловно,

много

учебного

материала

дается

ради

«общего

образования» и «умственного развития», но стоит ли ради этого впихивать и

вдалбливать любое знание и подавлять природную любознательность детей?

Теперь можно рассмотреть вопрос: почему дети не хотят делать

уроки?

Плохой ученик- почти всегда жертва традиционных

методов

образования и воспитания. Эти методы враждебны природе ребенка. Его не

спрашивают хочет ли он это выучить, интересно ли ему это, а в категоричной

форме- ты должен и именно это. Это ведет к накоплению отрицательных

эмоций. Здесь важно доказать и показать ребенку , что ему это очень нужно,

важно и найти пути самостоятельного открытия новых знаний. Тогда учение

будет в удовольствие, а это главное условие успешности.

Но как быть в нашей обычной жизни, если ребенок не гений? Если

мы

не

будем

заставлять

его

учиться

и

не

будем

контролировать

его

успеваемость, то как же он будет учиться? Чаще всего ребенка надо учить,

приучать к дисциплине, воспитывать ответственность, чувство долга.

Давайте вспомним известного английского педагога и психолога

Александра Нилла. Он провел эксперимент, который длился больше сорока

лет. В 20-е годы прошлого века он основал школу- интернат для трудных

детей. Строгой дисциплине и принуждению, как было в основном в других

школах, он противопоставил принцип свободы. Так, посещать уроки стало

необязательным, ребенок сам выбирал на какие уроки ему ходить и ходить ли

вообще в школу? Новые ученики решили, что пришел их звездный час, они

радостно заявляли ,что никогда в жизни больше не пойдут ни на один урок.

Это продолжалось несколько месяцев. Они играли, катались на велосипеде,

мешали другим. Это продолжалось в среднем три месяца. Потом, как ни

странно, они заскучали, устали от «ничего не деланья». Сами приходили в

школу, говоря всем, что только, чтобы посмотреть на других, а затем так и не

уходили, втягиваясь в интересную, оказывается, учебную деятельность. И

начинали учиться с интересом, быстро нагоняя все ,что пропустили.

Из этого можно сделать вывод: ребенок может учиться с увлечением,

если не ограничивать его свободу, он сам стремиться к саморазвитию и это

является его внутренней потребностью. Не заставлять, а заинтересовать.

Из этого возникает еще одно условие успешного обучения- создание

благоприятной эмоциональной атмосферы. Например, детям очень нравятся

загадки и задачки- ведь это тоже своего рода игра. В этом виде деятельности

важно

соблюдение

возрастных

возможностей.

В

математике

есть

задачи,

понятные

даже

дошкольнику,

но

вызывающие

трудности

у

взрослых.

Например, сколько весит ящик, если он весит один кг и еще пол ящика. Или

интеллектуальный фокус: задумай число в пределах десятка. Помножь его на

семь. Вычти задуманное

число. Прибавь пять. Умножь на четыре. У тебя

получилось

двадцать.

Когда

вы

разберете

последовательность

этого

«фокуса» с ребенком и он его поймет, то с удовольствием будет загадывать

его другим детям и даже сам придумывать другие последовательности, что

только

способствует

его

умственному

развитию.

И

не

менее

главному-

созданию благоприятному эмоциональному фону. Это останется в памяти на

долгие годы. И уже сам, когда станет родителем, будет передавать это своим

детям.

И не надо забывать, что в начальной школе дети еще с удовольствием

играют в сюжетные игры. Если взрослый примет участие в игре, то может

много узнать о семье ребенка, его переживаниях, страхах, проблемах. Для

этого надо дать ребенку роль учителя. И сразу мы услышим именно те слова

и поступки, которые говорим и делаем сами, иногда не замечая насколько они

могут ранит ребенка, особенно в присутствии других детей.

Огромное влияние на развитие воображения и интереса к чтению,

знакомству с окружающим миром оказывают сказки и истории, рассказанные

или придуманные взрослыми. Слушая сказку, дети проживают жизнь вместе

с героями, учатся сопереживать, находить выход из трудных жизненных

ситуаций. А еще дети любят слушать истории. Это те же сказки, только «про

настоящую жизнь». Дети даже могут узнать кого- нибудь из героев в своей

настоящей

жизни,

провести

параллели.

Ведь

дети

очень

открыты

к

сочувствию и переживанию, очень ценят справедливость, победу добра над

злом,

чувствуют

красоту.

Эти

истории

оказывают

огромное

влияние

на

формирование характера ребенка. И подражая взрослым, они часто желают

сами придумать историю. И очень хотят, чтобы их слушали также долго и с

интересом. И неожиданно родители могут узнать из выдуманных историй о

внутренних переживаниях ребенка, о мечтах и страхах, о которых он не мог

сказать вслух прямо.

Уже сказано было, что для успешного обучения детей необходимо

понимать своего ребенка. И здесь очень важно сделать акцент на создании

благоприятной

эмоциональной

атмосферы,

в

которой

проходит

общение

взрослого и ребенка. Проследим, как успешные родители и мудрые учителя

общаются с детьми. Одно из первых условий – это невмешательство. Только

не

путайте

его

с

пассивным

наблюдением.

Наоборот,

это

внимательное

изучение хода мыслей ребенка, даже экспериментирование, с целью лучше

разобраться

в

его

внутреннем

мире.

Такое

невмешательство

даже

предполагает поддержку ребенку, но такую, чтобы он не ждал ее, а еще

лучше даже не заметил. Чтобы осталась свобода выбора решений за ним,

вера

в

свои

силы.

Постепенно

взрослые

должны

вовлечь

ребенка

в

совместную

деятельность

и

взять

на

себя

часть

работы,

которая

пока

недоступна ребенку по его возрасту. Очень сильное влияние на ребенка

оказывают внутренне увлеченные люди, способные заинтересовать идеей,

увлечь за собой. Только в этом случае происходит общение с личностью.

Такое общение наиболее ценно, так как не имеет прямой воспитательной

цели.

Учитель

живет

своей

«взрослой»

жизнью,

а

ребенок

становится

внимательным наблюдателем, подражающим своему «кумиру».

В заключении хочется еще раз перечислить успешные воспитательные

действия:

1.

Предоставить свободу ребенку, не вмешиваться, не заставлять, не

подавлять его творчество.

2.

Поддерживать его, когда ему трудно.

3.

Вовлекать в творчество, вдохновлять.

4.

Быть достойным образцом.

И последнее, что хочется сказать увлеченным в успехе родителям. Для

каждого детского возраста — свои приоритеты:

1.

Дети

6-10

лет,

ученики

начальной

школы:

безопасность

и

любопытство.

2.

Дети 11-14 лет, ученики средней школы: самостоятельность и

поощрение.

3.

Дети 16-17 лет, старшая школа: гибкость и выдержка.

4.

Начинайте

с

похвалы

и

искреннего

признания

достоинств

ребенка.

5.

Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

6.

Прежде

чем

критиковать

другого,

признайтесь

в

своих

собственных ошибках.

7.

Задавайте вопросы вместо приказаний.

8.

Хвалите

его

даже

за

скромный

успех

и

будьте

при

этом

искренними.

Успехов в обучении и воспитании!



В раздел образования