Игровые технологии на уроках истории и обществознания
Автор: Сивцов Андрей Александрович Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ Гимназия г. Бронницы Населённый пункт: город Бронницы Наименование материала: Статья Тема: Игровые технологии на уроках истории и обществознания Раздел: среднее образование
Игровые технологии в обучении истории и обществознания.
Игровой процесс для обучения детей и подростков
истории и
обществознанию используется давно. Зачастую учителя включали игровые
моменты в уроки для того что бы повысить интерес к изучаемой теме, а так
же повысить мотивацию при изучении истории и обществознания. Благодаря
внедрению игровых методик в урок значительно повышается активность
учеников на уроках. Особенно это относится по отношению к ученикам
младших
и
средних
классов.
Среди
старшеклассников,
активизация,
благодаря внедрению игровой методики в урок, проходит гораздо ниже, чем в
младших и даже средних классах, но все же поднимается.
В целом процесс повышения активности довольно актуален для школы
в последнее десять – пятнадцать лет. Для многих современных учеников
актуальны
такие
проявления
как
низкая
мотивация
в
обучении,
малая
активность, либо ее полное отсутствие, низкая потребность усваивать новые
знания.
Кроме
того
для
подростков
во
все
времена
характерно
высокое
обострение потребности развитие самого себя.
Для того что бы игровые элементы на уроке истории или
обществознания
были
эффективными,
необходимо
ее
ориентация
на
коммуникативную деятельность, стремление к самоутверждению. Игровые
формы, являясь отдыхом и развлечением, одновременно могут перерасти и в
обучение, в творческую деятельность.
Главное отличительной чертой игр на уроках от игры вообще является
наличие
четко
поставленной
цели
и
достижения
определенного
педагогического результата. В процессе проведения игровых технологий на
уроках истории и обществознания между учителем и учеником налаживается
культурно-смысловые
связи,
позволяющие
обрести
личностный
смысл
в
изучении истории и обществознания.
При составлении урока истории и обществознания с игровыми
технологиями необходимо учитывать следующие требования: опираться на
материал учебника, включать что-то новое, чего могут достичь и что могут
открыть для себя ученики. Главное, чего следует добиться, это не только
вызвать интерес у учащихся. Нужно что бы он, не ослабевал в течение игры.
Как и любое занятие, урок с игровыми технологиями должен иметь
несколько этапов:
- Первый этап это введение в игру и объяснение правил.
- Второй этап это разделение класса на команде и распределение ролей
внутри команды.
- Третий этап это погружение в игру и получение игрового задания.
- Четвертый этап это сам игровой процесс, разработка и поиск выхода из
проблемных заданий, коллективная дискуссия и выполнения игровых задач.
- Пятый этап общеклассная дискуссия, в ходе которой проводится
межгрупповое общение, обмен мнениями и тому подобное.
- Шестой этап это подведение итогов игры, разбор и оценка урока.
- Седьмой этап это рефлексия, которая может проходить как в групповом,
так и в индивидуальном варианте.
В целом игровые технологии на уроках истории и обществознания
направлены
на
следующее
уровни
развития
школьников.
Это
развитие
исторических и обществоведческих знаний, получение конкретных знаний.
Так же для каждой игровой методики важно наличие игрового смысла,
который
может
быть
выражен
в
названии
игры.
Правильно
выбранное
название
игры
может
придать
ей
познавательный
характер,
предъявляет
участникам игры требования в отношении заданий.
Так же для игровой
методики
обязательны
четкие
правила.
Правила
воспитывают
имение
управлять своим поведением. Правила регламентируют и игровые действия,
давая
возможность
учащимся
проявлять
свои
способности
в
решении
поставленных задач.
Что бы получить обратную связь, в конце урока необходимо составить
карту
самоконтроля
учащегося.
Это
может
послужить
своего
рода
рефлексией по данному занятию с игровой технологией на уроке.
В конце хотелось бы отметить, что у игровой технологии, как и у
любой
другой
есть
свои
положительные
и
отрицательные
стороны.
К
отрицательной
стороне,
относится
большая
нагрузка
на
учителя,
ведь
подготовка
к
уроку
с
игровыми
технологиями
требует
намного
больше
времени,
чем
к
обычному
уроку.
Кроме
того
велика
и
эмоциональная
нагрузка.
К положительной стороне применения игровой технологии на уроках
истории и общества относится заметное повышение успеваемости на уроке.
Ответы
учеников
становится
развернутыми
и
правильными,
проявляется
личная точка зрения учащегося. Так же повышается интерес к изучению
истории и обществознания, улучшается микроклимат на уроке.