Напоминание

Формирование профессионально-личностной культуры студентов медицинских учебных заведений


Автор: Крылова Лилия Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК "СБМК"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессионально-личностной культуры студентов медицинских учебных заведений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование профессионально-личностной культуры студентов

медицинских учебных заведений

В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме,

так

же

образование

вне

зависимости

от

его

профиля

должно

быть

развивающим,

способствующим

становлению

развитой

полноценной

личности. Если обратиться к информационным источникам, то можно найти

определение понятию «личность». Личность

- это человек, самостоятельно

выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную

ответственность. Вместе с понятием «личность» в психологии применяются

такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность». Рассматривать вопросы

профессионально-личностной культуры, невозможно без затрагивания таких

вопросов

как,

духовность

и

нравственность.

Понятие

нравственность

объединяет в себе определенный набор качеств личности, в первую очередь -

это

честность,

доброта,

сострадание,

порядочность,

трудолюбие

и

надежность. Не секрет, что условия существования людей стали жёстче.

Когда-то на первый план выдвигались морально - нравственные качества

человека, теперь зачастую многое решают материальные ценности, таким

образом, в данный момент духовный аспект нравственного воспитания как

бы стирается из понятий поведения человека, это становится не актуальным.

В настоящее время мы являемся свидетелями парадоксальной ситуации: с

одной стороны, государство декларирует борьбу с правовыми нарушениями,

проявляет заинтересованность в улучшении кадровой политики в медицине, а

с

другой,

делает

всё,

чтобы

затруднить

приобщение

значительной

части

молодёжи к знаниям и духовным ценностям, выработанным человечеством.

Проблема воспитания студентов - медиков духовно - нравственных,

этических начал так и остаётся приоритетной в наше время. Серьезные

изменения

наблюдаются

в

структуре

их

культурных

потребностей,

в

частности, происходит их обеднение в целом и тенденции к прагматизму и в

некоторой

степени

цинизму,

происходит

рост

эгоистических

тенденций

личности. Формирование профессионально - личностной культуры студентов

медицинских

учебных

заведений

подразумевает

развитие

социально-

значимых

качеств,

как

высшей

ценности

образования.

Особенно

хочется

отметить одну из основных воспитательных задач, которая реализуется в

совместной учебной, научной, лечебной, творческой деятельности студентов

и преподавателей - это формирование у студентов гражданской позиции,

способности к труду и жизни в жестких условиях современного общества.

Следующей, но не менее важной задачей можно назвать воспитание культуры

личности

у

студента

медика

и

формирование

её

мировоззрения.

Медицинский работник, должен быть гуманным и всесторонне образованным

человеком.

Как

неизменно

наставлял

своих

учеников

великий

врач

и

гуманист

Г.А.Захарьин

«Сколько

бы

вы,

милостивые

государи,

ни

выслушивали,

ни

выстукивали,

вы

никогда

не

сможете

безошибочно

определить

болезнь,

если

не

прислушиваетесь

к

показаниям

самого

больного» и в этом - глубокая медицинская и нравственная мудрость. Такие

общечеловеческие

качества,

как

доброта,

терпимость,

сострадание,

милосердие, являются самыми нужными медицинскому работнику, но они

становятся всё менее и менее престижны, и более дефицитны. Занимаясь

непосредственной

профессиональной

подготовкой

медработников,

преподаватели зачастую не уделяют должного внимания этической и духовно

- нравственной, стороне воспитания. По словам К. Д.Ушинского, влияние

личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни

системой

наказаний

и

поощрений.

А

в

педагогической

энциклопедии

нравственное

воспитание

определяется

как

целенаправленное

формирование

морального

сознания,

развитие

нравственных

чувств,

выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения

видно, что нравственность как личностная характеристика - явление весьма

сложное, объединяющее такие личностные структуры как разум, чувства и

воля.

В

заключении

хочется

отметить,

что

духовно-

нравственное

воспитание - это двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии

преподавателя

на

студента

и

в

его

ответных

действиях.

Духовно

-

нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда,

когда

они

не

просто

заучены,

а

глубоко

осмыслены

и

превращены

в

моральные

убеждения

и

это

важнейший

показатель

соответствия

между

процессом

воспитания

и

духовно-нравственным

развитием

личности

студента - медика.



В раздел образования