Автор: Крылова Лилия Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК "СБМК"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессионально-личностной культуры студентов медицинских учебных заведений
Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессионально-личностной культуры студентов
медицинских учебных заведений
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме,
так
же
образование
вне
зависимости
от
его
профиля
должно
быть
развивающим,
способствующим
становлению
развитой
полноценной
личности. Если обратиться к информационным источникам, то можно найти
определение понятию «личность». Личность
- это человек, самостоятельно
выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную
ответственность. Вместе с понятием «личность» в психологии применяются
такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность». Рассматривать вопросы
профессионально-личностной культуры, невозможно без затрагивания таких
вопросов
как,
духовность
и
нравственность.
Понятие
нравственность
объединяет в себе определенный набор качеств личности, в первую очередь -
это
честность,
доброта,
сострадание,
порядочность,
трудолюбие
и
надежность. Не секрет, что условия существования людей стали жёстче.
Когда-то на первый план выдвигались морально - нравственные качества
человека, теперь зачастую многое решают материальные ценности, таким
образом, в данный момент духовный аспект нравственного воспитания как
бы стирается из понятий поведения человека, это становится не актуальным.
В настоящее время мы являемся свидетелями парадоксальной ситуации: с
одной стороны, государство декларирует борьбу с правовыми нарушениями,
проявляет заинтересованность в улучшении кадровой политики в медицине, а
с
другой,
делает
всё,
чтобы
затруднить
приобщение
значительной
части
молодёжи к знаниям и духовным ценностям, выработанным человечеством.
Проблема воспитания студентов - медиков духовно - нравственных,
этических начал так и остаётся приоритетной в наше время. Серьезные
изменения
наблюдаются
в
структуре
их
культурных
потребностей,
в
частности, происходит их обеднение в целом и тенденции к прагматизму и в
некоторой
степени
цинизму,
происходит
рост
эгоистических
тенденций
личности. Формирование профессионально - личностной культуры студентов
медицинских
учебных
заведений
подразумевает
развитие
социально-
значимых
качеств,
как
высшей
ценности
образования.
Особенно
хочется
отметить одну из основных воспитательных задач, которая реализуется в
совместной учебной, научной, лечебной, творческой деятельности студентов
и преподавателей - это формирование у студентов гражданской позиции,
способности к труду и жизни в жестких условиях современного общества.
Следующей, но не менее важной задачей можно назвать воспитание культуры
личности
у
студента
медика
и
формирование
её
мировоззрения.
Медицинский работник, должен быть гуманным и всесторонне образованным
человеком.
Как
неизменно
наставлял
своих
учеников
великий
врач
и
гуманист
Г.А.Захарьин
«Сколько
бы
вы,
милостивые
государи,
ни
выслушивали,
ни
выстукивали,
вы
никогда
не
сможете
безошибочно
определить
болезнь,
если
не
прислушиваетесь
к
показаниям
самого
больного» и в этом - глубокая медицинская и нравственная мудрость. Такие
общечеловеческие
качества,
как
доброта,
терпимость,
сострадание,
милосердие, являются самыми нужными медицинскому работнику, но они
становятся всё менее и менее престижны, и более дефицитны. Занимаясь
непосредственной
профессиональной
подготовкой
медработников,
преподаватели зачастую не уделяют должного внимания этической и духовно
- нравственной, стороне воспитания. По словам К. Д.Ушинского, влияние
личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,
которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни
системой
наказаний
и
поощрений.
А
в
педагогической
энциклопедии
нравственное
воспитание
определяется
как
целенаправленное
формирование
морального
сознания,
развитие
нравственных
чувств,
выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения
видно, что нравственность как личностная характеристика - явление весьма
сложное, объединяющее такие личностные структуры как разум, чувства и
воля.
В
заключении
хочется
отметить,
что
духовно-
нравственное
воспитание - это двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии
преподавателя
на
студента
и
в
его
ответных
действиях.
Духовно
-
нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда,
когда
они
не
просто
заучены,
а
глубоко
осмыслены
и
превращены
в
моральные
убеждения
и
это
важнейший
показатель
соответствия
между
процессом
воспитания
и
духовно-нравственным
развитием
личности
студента - медика.