Напоминание

Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста с НОДа


Автор: Оверина Юлия Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР – дс № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста с НОДа
Тема: Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста с НОДа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё

происходящее

вокруг.

Поэтому

развивающие

дидактические

игры

занимают

важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об

окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки

предметов

(величину,

форму,

цвет),

различать

их,

а

также

устанавливать

простейшие

взаимосвязи.

Обучающие

игры

помогут

малышу

подготовиться

к

школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать

что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие

навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой

прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и

достаточно

содержательная

для

детей

деятельность.

Она

имеет

свои

побудительные мотивы и свои способы действий.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей,

при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы

НОД. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и

определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок

действий.

Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и

обучающими задачами.

Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом

возрасте

совершенствуется

осязательное,

зрительное

и

слуховое

восприятие,

развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более

сложные

формы

предметов,

звукосочетания.

Увеличивается

словарный

запас,

развивается

мышление.

Наряду

с

обобщенными

внешними

признаками

дети

начинают

группировать

предметы

по

материалу,

качеству

и

назначению,

устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Дидактические игрыдля детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности

ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах

предметов, их назначении. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с

решением умственных задач.

Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные

способности

ребенка,

знания

о

природе

и

предметах

окружающего

мира,

восприятие, мышление, речь, память, волю.

С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания общаясь

со

своими

сверстниками

в

процессе

наблюдения

за

играющими,

их

высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации .И это

очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе,

менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при

этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую

задачу, стать победителем.

I.III. Организация дидактических игр.

Организация

дидактических

игр

педагогом

осуществляется

в

трех

основных

направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и

анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и

обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических

процессов;

-

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

- определение количества играющих ;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход

игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах

и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который

будет использован;

- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на

поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно

выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к

нужному результату;

-

определение

роли

воспитателя

в

игре,

его

участие

в

качестве

играющего

,болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в

игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом

использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что

в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ

проведения

игры

направлен

на

выявление

приемов

ее

подготовки

и

проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной

цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку,

так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того,

анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере

детей

и,

значит

правильно

организовать

индивидуальную

работу

с

ними.

Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью

помогает

варьировать

игру,

обогащать

ее

новым

материалом

в

последующей

работе.



В раздел образования