Автор: Оверина Юлия Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР – дс № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста с НОДа
Тема: Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста с НОДа
Раздел: дошкольное образование
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё
происходящее
вокруг.
Поэтому
развивающие
дидактические
игры
занимают
важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об
окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки
предметов
(величину,
форму,
цвет),
различать
их,
а
также
устанавливать
простейшие
взаимосвязи.
Обучающие
игры
помогут
малышу
подготовиться
к
школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать
что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие
навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой
прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и
достаточно
содержательная
для
детей
деятельность.
Она
имеет
свои
побудительные мотивы и свои способы действий.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей,
при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы
НОД. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и
определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок
действий.
Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и
обучающими задачами.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом
возрасте
совершенствуется
осязательное,
зрительное
и
слуховое
восприятие,
развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более
сложные
формы
предметов,
звукосочетания.
Увеличивается
словарный
запас,
развивается
мышление.
Наряду
с
обобщенными
внешними
признаками
дети
начинают
группировать
предметы
по
материалу,
качеству
и
назначению,
устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игрыдля детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности
ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах
предметов, их назначении. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с
решением умственных задач.
Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные
способности
ребенка,
знания
о
природе
и
предметах
окружающего
мира,
восприятие, мышление, речь, память, волю.
С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания общаясь
со
своими
сверстниками
в
процессе
наблюдения
за
играющими,
их
высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации .И это
очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе,
менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при
этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую
задачу, стать победителем.
I.III. Организация дидактических игр.
Организация
дидактических
игр
педагогом
осуществляется
в
трех
основных
направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и
анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и
обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических
процессов;
-
установление
соответствия
отобранной
игры
программным
требованиям
воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;
- определение количества играющих ;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход
игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах
и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который
будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на
поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно
выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к
нужному результату;
-
определение
роли
воспитателя
в
игре,
его
участие
в
качестве
играющего
,болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в
игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом
использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что
в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ
проведения
игры
направлен
на
выявление
приемов
ее
подготовки
и
проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной
цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку,
так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того,
анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере
детей
и,
значит
правильно
организовать
индивидуальную
работу
с
ними.
Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью
помогает
варьировать
игру,
обогащать
ее
новым
материалом
в
последующей
работе.