Авторы: Злобина Татьяна Анатольевна, Васнецова Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель, учитель- логопед
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 216"
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: методическая разработка педагогического совета
Тема: "Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический совет на тему:
«Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: способствовать повышению теоретического и практического профессионального уровня
педагогов в решении задач по развитию
дошкольников
посредством театрализованной
деятельности.
Задания педагогам и специалистам к педсовету:
- Создание картотеки произведений для инсценировки.
- мастер – класс «Театральная мини-постановка стихотворения».
- выставка методической литературы, видов театра.
- оформление выставки детских рисунков «По дорогам сказок».
-подведение итогов смотра- конкурса групповых театральных центров.
-оформление познавательной информации для родителей по теме педсовета.
Тематический контроль по решению годовой задачи: «Эффективность применения методов
и приёмов в процессе организации театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста».
- анализ планирования
- наблюдение
- предметно – развивающая среда
- взаимодействие с родителями
- педагогическое обследование детей по развитию театрализованных представлений.
- открытые показы театрализованной деятельности в рамках «Недели творчества».
Ход педсовета:
1. Вступительное слово (старший воспитатель)
Тема: «Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности».
Можно
сказать
смело,
что
театрализованная
деятельность помогает
сформировать всесторонне развитую личность. «Это волшебный край, в котором ребенок
радуется, играя, а в игре он познает мир».
Театрализованные игры актуальны в том, что они могут удовлетворить любые интересы и
желания ребенка, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи,
звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии, а умелые поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать,
делать выводы и обобщения.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение,
и эта тенденция постоянно растет. В последние годы остро прослеживается проблема с тем, что
у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут
пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
2. Актуальность (старший логопед)
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все
фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребенка,
но
и
формирование
его
характера,
эмоций
и
личности
в
целом
находится
в
непосредственной зависимости от речи».
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного
запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка,
его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие
характеру
героев
и
их
поступков,
старается
говорить
чётко,
чтобы
его
все
поняли.
В
театрализованной
игре
формируется
диалогическая,
эмоционально
насыщенная
речь.
Дети
лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие
и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов
речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром
происходит
в
атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
3. Представление авторской методики Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и
оздоровления» (инструктор по ф/к)
Н.Н.Ефименко - автор множества книг, методических пособий и статей. В течение 20 лет
разрабатывал и внедрял уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и
оздоровления
детей
в
норме
и
при
патологии»,
которая
находит
всё
большее
признание
специалистов и родителей.
Что
представляет
собой
горизонтальный
пластический
балет? Горизонтальный
пластический спортивных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, все
упражнения которой выполняются в горизонтальном положении (лежа, стоя на четвереньках).
Еще одна особенность — использование мягких, плавных, эстетически красивых движений.
Занятия проводятся под музыку, эмоционально окрашены и не сопровождаются
существенными физическими нагрузками (просмотр видеофрагмента).
Описываемые занятия прекрасно подходят для детей с физическими отклонениями, а
также для тех, кто проходит реабилитацию после травм или тяжелых болезней. Их особенности:
1. Выполняемые в горизонтальной плоскости упражнения позволяют биологически
естественно переходить от одного вида нагрузок к другому.
2. Положение позвоночника оптимально с точки зрения распределения нагрузок,
коррекции, расслабления.
3. Горизонтальное положение тела во время выполнения упражнений позволяет избежать
значительных кардионагрузок.
4. Музыкальное и игровое сопровождение занятий очень привлекательно для детей этого
возраста. Как видно, горизонтальный пластический балет может быть полезным для
многих дошкольников. Будучи относительно новым явлением, он быстро
распространяется, развивается и приобретает приверженцев. Насколько жизнеспособна
эта новая спортивно-педагогическая методика, покажет время.
Как видно, горизонтальный пластический балет может быть полезным для многих
дошкольников. Будучи относительно новым явлением, он быстро распространяется,
развивается и приобретает приверженцев. Насколько жизнеспособна эта новая спортивно-
педагогическая методика, покажет время.
4. Итоги справки по тематическому контролю «Эффективность применения методов и
приёмов в процессе организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
(старший воспитатель )- презентация.
Награждение
по
результатам
смотра-
конкурса
на
лучшие
групповые
театральные
центры (заведующий).
5. Театральный ринг (педагоги разделены на две команды).
ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Развитие речи
Коммуникация
Творческие способности
1 раунд: РАЗМИНКА «Театральная шляпа»- блиц- турнир (старший воспитатель)
Команды быстро по очереди отвечают на вопросы, которые достаёт ведущий из
театральной шляпы:
1
Разговор двух лиц - диалог
2
Виды невербальной коммуникации - мимика, жесты, телодвижения
3
Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? - Сергей Аксаков
4
Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? - Астрид
Линдгрен
5
Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет - частушка
6
Отгадайте загадку:
Сверху кожа, снизу кожа,
В середине пустота - барабан
7
Синоним слова «Фокусник» (иллюзионист, маг, факир, чародей)
8
Продолжите: Сидит ворон на дубу …. (он играет во трубу)
9
Площадка на которой происходят спектакли? (сцена)
10
Продолжите пословицу: «Есть нечего, да жить …. (весело)
11
Продолжите пословицу «Беседа дорогу коротает, а песня …. (работу)
12
Первое выступление на сцене. (Дебют)
13
Музыкант, управляющий оркестром. (Дирижёр)
14
Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)
15
Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
16
Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)
Какими качествами должен обладать современный актёр, каким он должен быть?
(команды
по
очереди
называют:
эмоциональным,
умным,
общительным,
талантливым,
мобильным, смелым, бесстрашным, внимательным, раскрепощённым, обаятельным, открытым,
уравновешенным,
коммуникабельным,
трудолюбивым,
жизнерадостным,
работоспособным,
целеусремлённым… ).
2 раунд: РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ (старший логопед)
-
«Сказка- загадка»: Игрокам каждой команды выдаётся текст сказки (например «Лиса и
Журавль», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»), из него необходимо исключить все глаголы и
прочитать сказку, соперникам необходимо её узнать.
-
«Отгадай-ка»: Ведущий называет объекты и персонажи из сказки, игроки должны назвать
сказку и автора.
-Крапива, пещера, жаба, мачеха (Дикие лебеди, Г.Х. Андерсен);
- Перо, пшеница, кольцо, котлы (Конёк- горбунок, П. Ершов);
- Карета, кучер, король, бал (Золушка, Ш. Перро);
- Сверчок, букварь, ключ, черепаха (Приключения Буратино, А.Н. Толстой);
- Мельница, король, заяц, мышь (Кот в сапогах, Ш. Перро);
- Утюги, книжка, мочалка, крокодил (Мойдодыр, К.И. Чуковский)
- «Игры со скороговорками».
Чтобы речь ребёнка была понятной для окружающих, необходимо тренировать дикцию. В этом
нам
помогут
скороговорки.
Скороговорку
надо
отрабатывать
через
очень
медленную,
преувеличенно
четкую
речь.
Скороговорки
сначала
произносятся
беззвучно
с
активной
артикуляцией
губ;
затем
шепотом,
затем
вслух
и
быстро
(несколько
раз).
Скороговорки
помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
И
для
взрослых
они
также
полезны
(каждому
выдаётся
скороговорка,
её
нужно
быстро
повторить 2 раза):
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Скороговор скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но
заскороговорившись,
выскороговаривал,
что
всех
скороговорок
не
перескороговоришь,
не
перевыскороговоришь.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара сильно карала
Карла за кражу кораллов.
- Регулировщик регулировал, регулировал, регулировал и отрегулировал.
- Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравелле удалилась.
-
Тут
и
там
топает
гиппопотам.
За
гиппопотамом
по
пятам
топает
гиппопотам.
Топает
гиппопотам тут и там.
- На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Косарь Касьян косит косой косо. Не скосит косарь Касьян косой покоса.
- Даёт Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладёт Катеринка.
-
Дали
вместе
с
простоквашей
каши
нашей
Клаше.
Ела
–
ела
Клаша
кашу
вместе
с
простоквашей.
- У боярина – бобра нет богатства, нет добра. Три бобрёнка у бобра лучше всякого добра.
- Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит. Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
- Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой. Идёт коза с косым козлом, идёт коза с
босым козлом.
- Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
- У того, кто не банкрот, полон банкомат банкнот. У того же, кто банкрот, в банкомате нет
банкнот.
- Еле – еле Елизар едет – едет на базар. А с базара, а с базара не догонишь Елизара.
- Побрёл бобёр в бор, в бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и
ободрённый бобёр побрёл обратно в бор.
- Говорит Маргарита про регату ребятам:
Регата, ребята, дороговата!
- Жили – были курочка – пеструшечка и уточка – вострохвосточка.
Курочка – пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
А уточка – вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки – пеструшечки - пестрохвостята,
А у уточки – вострохвосточки – вострохвостята.
- Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула.
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!
- Червячок на пенёчке обточенном
Грыз черничный сучок с червоточиной.
Вечерком червячок озабоченный
Час чесал свой бочок на обочине.
- Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.
- Командир говорил про полковника, про полковницу,
Про поручика, про поручицу,
Про прапорщика, а про прапорщицу промолчал.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Наш Полкан из Байкала лакал,
Полкан лакал, но не мелел Байкал.
- Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
- Проговаривая скороговорки,
Ломала я язык, переламывала,
Да не выломала.
3 раунд: КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (психолог)
Коммуникативные
спо собно сти ( и л и
у м е н и е
о б щ а т ь с я )
-
э т о
индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее
общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду и в общении со взрослыми -
педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором
превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода.
- Игра «Пойми меня» (приглашаются желающие участники из каждой команды и каждому
после вступления ведущий показывает написанное на листке слово).
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите у жителей (участников
другой команды) как найти необходимый Вам объект:
- театр оперы, столовую, аптеку, метро, почту…
- банк, цирк, детский сад, ж/д вокзал, зоомагазин…
- Игра «Кто я?»
Аналогично
другим
участникам
предлагается
изобразить:
парикмахер,
диктор
телевидения, учитель, повар, космонавт, пожарный, инспектор ГИБДД, президент…
4 раунд: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (музыкальные руководители)
Творческие
способности.
У
детей
дошкольного
возраста
слабо развит
интерес
к
театрализованной
деятельности
и
к
творчеству
в
целом.
Е с л и
в развитии
творческих
способностей
детей
использовать
театрализованную
деятельность,
то
формирование
этих
способностей
произойдет
быстрее
и
эффективнее. Театр
является
одной
из
самых
ярких,
красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость,
развивает
воображение
и
фантазию, способствует
творческому
развитию
ребенка
и
формированию базиса его личностной культуры.
-
«Музыка и персонаж»
Команды прослушивают музыкальный фрагмент и изображают пантомимикой персонаж, с
которым ассоциируется музыка ( «Контрасты», Салманов «Голодная кошка и сытый кот»).
- «Салат из сказок»
Командам предлагаются атрибуты для сказочных персонажей, необходимо связать их
вместе одним сюжетом и логично закончить вновь придуманную сказку, даётся две минуты на
подготовку: (Красная Шапочка, Лисичка со скалочкой, Петух с косой, Морозко), (Фея, Кот
Леопольд, Буратино ).
Подведение итогов.
Уважаемые
педагоги!
Вот
и
закончился
наш
«Театральный
ринг».
«Педагогическое
творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга.
Без
удовлетворенности
специальностью
невозможно
проявление
высокой
творческой
продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать,
что
в
нашем
педагогическом
коллективе
работают
творческие,
целеустремленные,
эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником
существования, но и источником радости, смысла жизни".
Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе.
Выводы:
Благодаря
проведению
театрализованных
игр
дети
будут
более
сознательно
пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях
речевого общения, повысится речевая активность, появится живой интерес к самостоятельному
познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём,
проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость,
умение
сопереживать,
умение
работать
в
коллективе,
силу
воли,
целеустремленность,
эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с
удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится
многому,
учится
тому,
как
навыки,
полученные
в театральной игре
можно
использовать
в
повседневной жизни.
Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать: все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски, костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра.
Решение педсовета