Напоминание

"Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"


Авторы: Злобина Татьяна Анатольевна, Васнецова Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель, учитель- логопед
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 216"
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: методическая разработка педагогического совета
Тема: "Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический совет на тему:

«Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного

возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: способствовать повышению теоретического и практического профессионального уровня

педагогов в решении задач по развитию

дошкольников

посредством театрализованной

деятельности.

Задания педагогам и специалистам к педсовету:

- Создание картотеки произведений для инсценировки.

- мастер – класс «Театральная мини-постановка стихотворения».

- выставка методической литературы, видов театра.

- оформление выставки детских рисунков «По дорогам сказок».

-подведение итогов смотра- конкурса групповых театральных центров.

-оформление познавательной информации для родителей по теме педсовета.

Тематический контроль по решению годовой задачи: «Эффективность применения методов

и приёмов в процессе организации театрализованной деятельности детей дошкольного

возраста».

- анализ планирования

- наблюдение

- предметно – развивающая среда

- взаимодействие с родителями

- педагогическое обследование детей по развитию театрализованных представлений.

- открытые показы театрализованной деятельности в рамках «Недели творчества».

Ход педсовета:

1. Вступительное слово (старший воспитатель)

Тема: «Развитие речи, творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного

возраста средствами театрализованной деятельности».

Можно

сказать

смело,

что

театрализованная

деятельность помогает

сформировать всесторонне развитую личность. «Это волшебный край, в котором ребенок

радуется, играя, а в игре он познает мир».

Театрализованные игры актуальны в том, что они могут удовлетворить любые интересы и

желания ребенка, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи,

звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии, а умелые поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать,

делать выводы и обобщения.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение,

и эта тенденция постоянно растет. В последние годы остро прослеживается проблема с тем, что

у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут

пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

2. Актуальность (старший логопед)

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все

фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие

ребенка,

но

и

формирование

его

характера,

эмоций

и

личности

в

целом

находится

в

непосредственной зависимости от речи».

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного

запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка,

его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие

характеру

героев

и

их

поступков,

старается

говорить

чётко,

чтобы

его

все

поняли.

В

театрализованной

игре

формируется

диалогическая,

эмоционально

насыщенная

речь.

Дети

лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие

и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов

речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром

происходит

в

атмосфере

волшебства,

праздничности,

приподнятого

настроения,

поэтому

заинтересовать детей театром не сложно.

3. Представление авторской методики Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и

оздоровления» (инструктор по ф/к)

Н.Н.Ефименко - автор множества книг, методических пособий и статей. В течение 20 лет

разрабатывал и внедрял уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и

оздоровления

детей

в

норме

и

при

патологии»,

которая

находит

всё

большее

признание

специалистов и родителей.

Что

представляет

собой

горизонтальный

пластический

балет? Горизонтальный

пластический спортивных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, все

упражнения которой выполняются в горизонтальном положении (лежа, стоя на четвереньках).

Еще одна особенность — использование мягких, плавных, эстетически красивых движений.

Занятия проводятся под музыку, эмоционально окрашены и не сопровождаются

существенными физическими нагрузками (просмотр видеофрагмента).

Описываемые занятия прекрасно подходят для детей с физическими отклонениями, а

также для тех, кто проходит реабилитацию после травм или тяжелых болезней. Их особенности:

1. Выполняемые в горизонтальной плоскости упражнения позволяют биологически

естественно переходить от одного вида нагрузок к другому.

2. Положение позвоночника оптимально с точки зрения распределения нагрузок,

коррекции, расслабления.

3. Горизонтальное положение тела во время выполнения упражнений позволяет избежать

значительных кардионагрузок.

4. Музыкальное и игровое сопровождение занятий очень привлекательно для детей этого

возраста. Как видно, горизонтальный пластический балет может быть полезным для

многих дошкольников. Будучи относительно новым явлением, он быстро

распространяется, развивается и приобретает приверженцев. Насколько жизнеспособна

эта новая спортивно-педагогическая методика, покажет время.

Как видно, горизонтальный пластический балет может быть полезным для многих

дошкольников. Будучи относительно новым явлением, он быстро распространяется,

развивается и приобретает приверженцев. Насколько жизнеспособна эта новая спортивно-

педагогическая методика, покажет время.

4. Итоги справки по тематическому контролю «Эффективность применения методов и

приёмов в процессе организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

(старший воспитатель )- презентация.

Награждение

по

результатам

смотра-

конкурса

на

лучшие

групповые

театральные

центры (заведующий).

5. Театральный ринг (педагоги разделены на две команды).

ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Развитие речи

Коммуникация

Творческие способности

1 раунд: РАЗМИНКА «Театральная шляпа»- блиц- турнир (старший воспитатель)

Команды быстро по очереди отвечают на вопросы, которые достаёт ведущий из

театральной шляпы:

1

Разговор двух лиц - диалог

2

Виды невербальной коммуникации - мимика, жесты, телодвижения

3

Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? - Сергей Аксаков

4

Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? - Астрид

Линдгрен

5

Эх, подружка дорогая,

Про нас знает весь народ.

Без тебя никто не спляшет,

Без меня — не запоет - частушка

6

Отгадайте загадку:

Сверху кожа, снизу кожа,

В середине пустота - барабан

7

Синоним слова «Фокусник» (иллюзионист, маг, факир, чародей)

8

Продолжите: Сидит ворон на дубу …. (он играет во трубу)

9

Площадка на которой происходят спектакли? (сцена)

10

Продолжите пословицу: «Есть нечего, да жить …. (весело)

11

Продолжите пословицу «Беседа дорогу коротает, а песня …. (работу)

12

Первое выступление на сцене. (Дебют)

13

Музыкант, управляющий оркестром. (Дирижёр)

14

Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

15

Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)

16

Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)

Какими качествами должен обладать современный актёр, каким он должен быть?

(команды

по

очереди

называют:

эмоциональным,

умным,

общительным,

талантливым,

мобильным, смелым, бесстрашным, внимательным, раскрепощённым, обаятельным, открытым,

уравновешенным,

коммуникабельным,

трудолюбивым,

жизнерадостным,

работоспособным,

целеусремлённым… ).

2 раунд: РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ (старший логопед)

-

«Сказка- загадка»: Игрокам каждой команды выдаётся текст сказки (например «Лиса и

Журавль», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»), из него необходимо исключить все глаголы и

прочитать сказку, соперникам необходимо её узнать.

-

«Отгадай-ка»: Ведущий называет объекты и персонажи из сказки, игроки должны назвать

сказку и автора.

-Крапива, пещера, жаба, мачеха (Дикие лебеди, Г.Х. Андерсен);

- Перо, пшеница, кольцо, котлы (Конёк- горбунок, П. Ершов);

- Карета, кучер, король, бал (Золушка, Ш. Перро);

- Сверчок, букварь, ключ, черепаха (Приключения Буратино, А.Н. Толстой);

- Мельница, король, заяц, мышь (Кот в сапогах, Ш. Перро);

- Утюги, книжка, мочалка, крокодил (Мойдодыр, К.И. Чуковский)

- «Игры со скороговорками».

Чтобы речь ребёнка была понятной для окружающих, необходимо тренировать дикцию. В этом

нам

помогут

скороговорки.

Скороговорку

надо

отрабатывать

через

очень

медленную,

преувеличенно

четкую

речь.

Скороговорки

сначала

произносятся

беззвучно

с

активной

артикуляцией

губ;

затем

шепотом,

затем

вслух

и

быстро

(несколько

раз).

Скороговорки

помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

И

для

взрослых

они

также

полезны

(каждому

выдаётся

скороговорка,

её

нужно

быстро

повторить 2 раза):

- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

- Скороговор скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но

заскороговорившись,

выскороговаривал,

что

всех

скороговорок

не

перескороговоришь,

не

перевыскороговоришь.

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов.

- Регулировщик регулировал, регулировал, регулировал и отрегулировал.

- Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравелле удалилась.

-

Тут

и

там

топает

гиппопотам.

За

гиппопотамом

по

пятам

топает

гиппопотам.

Топает

гиппопотам тут и там.

- На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.

- Косарь Касьян косит косой косо. Не скосит косарь Касьян косой покоса.

- Даёт Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладёт Катеринка.

-

Дали

вместе

с

простоквашей

каши

нашей

Клаше.

Ела

ела

Клаша

кашу

вместе

с

простоквашей.

- У боярина – бобра нет богатства, нет добра. Три бобрёнка у бобра лучше всякого добра.

- Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит. Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

- Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой. Идёт коза с косым козлом, идёт коза с

босым козлом.

- Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.

- У того, кто не банкрот, полон банкомат банкнот. У того же, кто банкрот, в банкомате нет

банкнот.

- Еле – еле Елизар едет – едет на базар. А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

- Побрёл бобёр в бор, в бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.

Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и

ободрённый бобёр побрёл обратно в бор.

- Говорит Маргарита про регату ребятам:

Регата, ребята, дороговата!

- Жили – были курочка – пеструшечка и уточка – вострохвосточка.

Курочка – пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,

А уточка – вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

У курочки – пеструшечки - пестрохвостята,

А у уточки – вострохвосточки – вострохвостята.

- Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

- Червячок на пенёчке обточенном

Грыз черничный сучок с червоточиной.

Вечерком червячок озабоченный

Час чесал свой бочок на обочине.

- Кашевар кашу варил,

Подваривал да недоваривал.

- Командир говорил про полковника, про полковницу,

Про поручика, про поручицу,

Про прапорщика, а про прапорщицу промолчал.

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.

Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

- Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал, но не мелел Байкал.

- Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.

- Проговаривая скороговорки,

Ломала я язык, переламывала,

Да не выломала.

3 раунд: КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (психолог)

Коммуникативные

спо собно сти ( и л и

у м е н и е

о б щ а т ь с я )

-

э т о

индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее

общения и совместимость с другими людьми.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду и в общении со взрослыми -

педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором

превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода.

- Игра «Пойми меня» (приглашаются желающие участники из каждой команды и каждому

после вступления ведущий показывает написанное на листке слово).

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите у жителей (участников

другой команды) как найти необходимый Вам объект:

- театр оперы, столовую, аптеку, метро, почту…

- банк, цирк, детский сад, ж/д вокзал, зоомагазин…

- Игра «Кто я?»

Аналогично

другим

участникам

предлагается

изобразить:

парикмахер,

диктор

телевидения, учитель, повар, космонавт, пожарный, инспектор ГИБДД, президент…

4 раунд: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (музыкальные руководители)

Творческие

способности.

У

детей

дошкольного

возраста

слабо развит

интерес

к

театрализованной

деятельности

и

к

творчеству

в

целом.

Е с л и

в развитии

творческих

способностей

детей

использовать

театрализованную

деятельность,

то

формирование

этих

способностей

произойдет

быстрее

и

эффективнее. Театр

является

одной

из

самых

ярких,

красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость,

развивает

воображение

и

фантазию, способствует

творческому

развитию

ребенка

и

формированию базиса его личностной культуры.

-

«Музыка и персонаж»

Команды прослушивают музыкальный фрагмент и изображают пантомимикой персонаж, с

которым ассоциируется музыка ( «Контрасты», Салманов «Голодная кошка и сытый кот»).

- «Салат из сказок»

Командам предлагаются атрибуты для сказочных персонажей, необходимо связать их

вместе одним сюжетом и логично закончить вновь придуманную сказку, даётся две минуты на

подготовку: (Красная Шапочка, Лисичка со скалочкой, Петух с косой, Морозко), (Фея, Кот

Леопольд, Буратино ).

Подведение итогов.

Уважаемые

педагоги!

Вот

и

закончился

наш

«Театральный

ринг».

«Педагогическое

творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга.

Без

удовлетворенности

специальностью

невозможно

проявление

высокой

творческой

продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать,

что

в

нашем

педагогическом

коллективе

работают

творческие,

целеустремленные,

эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником

существования, но и источником радости, смысла жизни".

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе.

Выводы:

Благодаря

проведению

театрализованных

игр

дети

будут

более

сознательно

пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях

речевого общения, повысится речевая активность, появится живой интерес к самостоятельному

познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём,

проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость,

умение

сопереживать,

умение

работать

в

коллективе,

силу

воли,

целеустремленность,

эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с

удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится

многому,

учится

тому,

как

навыки,

полученные

в театральной игре

можно

использовать

в

повседневной жизни.

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать: все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра.

Решение педсовета



В раздел образования