Напоминание

"Особенности игровой компьютерной деятельности детей младшего школьного возраста"


Автор: Солабаева Татьяна Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №125
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности игровой компьютерной деятельности детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности игровой компьютерной деятельности детей

младшего школьного возраста

Солабаева Т.И учитель начальных классов

г. Снежинск, Россия

В

наше

время

компьютерные

технологии

можно

считать

новым

способом

передачи

знаний,

который

помогает

приобщить

ребенка

к

современной культуре общества. Дети самостоятельно находят источники

информации, воспитывают в себе самостоятельность при получении новых

знаний,

а

также

проходят

успешную

социализацию

в

современном

информационном обществе. Как замечает M.

Prensky, за время школьного

обучения

дети

проводят

более 10000

часов

в

режиме

разговора

по

мобильным телефонам, более 20000 часов смотрят телевизор (в том числе

более 500000 рекламных роликов), получают и отправляют более 200000

сообщений электронной почты, более 10000 часов играют в компьютерные

игры и, в лучшем случае, проводят около 5000 часов за чтением книг [1].

Поэтому

нельзя

игнорировать

роль

компьютера,

компьютерных

игр

в

жизни детей, в том числе в жизни младших школьников.

На сегодняшний день у исследователей сложились различные мнения

о

влиянии

компьютера

и

компьютерных

игр

на

учащихся

начальных

классов. Рассматривая положительное влияние компьютерных игр, ученые

отмечают

рост

когнитивных

и

творческих

способностей

детей,

совершенствование моторики и развитие свойств внимания. К негативным

последствиям

компьютерных

игр

относят

развитие

привычки

вести

замкнутый

образ

жизни,

проявления

насилия

и

жестокости,

а

также

формирование поведенческих и нравственных отклонений [3].

Цель

нашей

статьи

выявить

почему,

сколько

и

в

какие

компьютерные игры предпочитают играть учащиеся начальных классов, а

также проанализировать, насколько их родители осведомлены о степени

погружения их детей в игровую виртуальную реальность.

В исследовании приняли участие 41 учащихся четвертых классов и

их

родители.

На

основе

анкеты

Н.В.

Омельченко [4]

нами

было

разработано два варианта анкет для родителей и младших школьников,

содержащих

аналогичные

вопросы,

которые

позволили

выявить

особенности игровой компьютерной деятельности детей.

Проведенное нами исследование позволило установить, что более

половины детей начали играть с 6-7 лет (35% и 22,5% соответственно).

Анализируя анкеты, мы обнаружили, что каждый восьмой (15%) младший

школьник начал играть в 3

4 года. И лишь каждый седьмой – на момент

завершения

начальной

школы

(10%

с

9-ти

лет

и

5%

с

10-ти

летнего

возраста). На вопрос о продолжительности игры на компьютере более

половины детей ответили, что играют от одного до двух часов (62,5%). При

этом каждый десятый проводит за игрой более трех часов в день, а почти

четверть школьников играет каждый день. Большая часть детей (80%)

играет в компьютерные игры с выходом в Интернет.

Интересно,

какие

виды

компьютерных

игр

(КИ)

предпочитают

младшие школьники? В таблице представлены результаты опроса младших

школьников

и

их

родителей

о

предпочтениях

в

выборе

жанров

компьютерных игр (см. табл. 1).

Таблица 1. Жанры компьютерных игр, предпочитаемые младшими

школьниками (в %)

Участ-

ники

опроса,

жанры

КИ

Ролевые

КИ

Стратегии

Стрелялки

Квесты

Симулятор

ы

Файтинги

Настольны

е

КИ

Аркады

Обучающи

е КИ

На

развитие

внимания,

логики

Дети

30

25

22,5

30

20

7,5

12,5

10,2

12,5

32,5

5

Родители

30

22,5

22,5

32,5

22,5

2,5

12,5

32,5

22,5

47,5

Как видно из представленных результатов, дети предпочитают такие

жанры как ролевые компьютерные игры, квесты (приключенческие игры,

основу

которых

составляет

поиск

различных

предметов, выполнение

заданий и т.п.), а также игры на развитие внимания и логики. Что касается

обучающих игр, то их выбрало только 12,5% школьников. Любопытно, что

родители не всегда точно осведомлены о жанрах КИ, в которые играют их

дети.

Так

мамы

и

папы

отмечали,

отвечая

на

вопросы

анкеты,

что

предпочитаемыми жанрами компьютерных игр их детей являются аркады и

обучающие игры, позволяющие получить знания по математике, русскому

языку, иностранному языку или окружающему миру.

Анализ родительских ответов также показал, что продолжительность

и

частоту

игр

старшие

не

всегда

оценивают

объективно.

Так,

хотя

большинство взрослых (также как и их дети) указывали, что компьютерная

игра занимает только один час в день (52,5% родителей и 45% младших

школьников),

однако

родители

в

три

раза

реже

отмечали

двухчасовое

пребывание за компьютером своего ребенка (5% родителей против 17,5%

младших школьников). Лишь 5% родителей (в отличие от 10% младших

школьников) писали в своих анкетах, что продолжительность сеанса игры

составляет три часа в день.

Анкета

также

позволила

выявить

мотивы

игровой

компьютерной

деятельности детей. Лишь каждый восьмой ребенок (12,5%) отмечал, что с

помощью компьютерных игр он может узнать что-то новое. Большинство

отмечали, что им просто нравиться играть (40%) и они, таким образом,

избавляются

от

скуки

(25%).

Что

касается

родителей,

то

они

видели

причину компьютерных игр своего ребенка в попытке развить какие-то

свои качества (37,5%), обучиться (7,5%) и расслабиться (15%).

Библиографический список

1) Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // MCB University

Press. – 2001. – No. 5. – Vol. 9.

2) Бревнова Ю. А. Компьютерные игры в современной субкультуре

детства (социокультурный аспект) : автореф. дис. ... канд. культурологии.–

М., 2012.

3)

Фаритович

Л.Г.

Формирование

культуры

досуга

младших

школьников в процессе компьютерных игр : автореф. дис. ... канд. пед.

наук. – М., 2015.

4)

Омельченко

Н.

В.

Личностные

особенности

играющих

в

компьютерные игры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Краснодар, 2011.



В раздел образования