Автор: Полухин Валерий Михайлович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1302
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1302»
“ПРИНЯТО“
Педагогический совет
ГБОУ «Школы № 1302»
Протокол № _______
От «____» ___________20__года
“УТВЕРЖДАЮ”
Директор ГБПОУ «Школы № 1302»
___________Н.П. Харькова
Приказ № _______
От «____» ___________20__года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО»
Уровень программы – вводный
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации программы: 34 часа
Разработчик:
Полухин Валерий Михайлович
педагог дополнительного образования
Москва 2018 г.
Пояснительная записка.
Направленность – естественнонаучная.
Уровень – вводный.
.
Цель программы: охрана здоровья юных граждан, защита их прав и законных
интересов
путем
предупреждения
дорожно-транспортных
происшествий,
подготовка организованных юных пешеходов.
Задачи программы:
обучающие:
познакомить с историей правил дорожного движения,
пропагандировать правила безопасного движения,
ознакомить с дорожными знаками ,
развивающие:
развить дорожную грамотность;
развить культуру ребенка в условиях общения с дорогой.
воспитательные:
воспитать убеждённость в необходимости грамотного отношения к своему
здоровью, соблюдению правил ПДД
Возраст обучающихся – 8-11 лет. Количество обучающихся в учебной группе
– 8 человек.
Форма занятий – групповая.
Режим занятий.
Занятия проводятся:
1 раз в неделю, продолжительность занятия – 1 час
Срок реализации программы – 34 часа.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы обучающиеся:
● получат представление о важнейших веществах (их названиях и некоторых свойствах),
химических понятиях (таких как превращение веществ, признаки веществ, свойства веществ, и
т.д.), позволяющих ознакомится с химической составляющей картины мира;
научатся применять полученные знания и умения для решения практических задач –
ориентироваться в дорожных ситуациях,
будут убеждены в необходимости грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде и оценивать свое поведение на дорогах.
2. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/
п
Название тем
Количество часов
теорет.
практ.
всего
1.
Основные понятия
7
7
14
1.1
Вводное занятие.
1
1
1.2
Путешествие в историю ПДД
1
1
2
1.3
Дорога, Что ты расскажешь о себе?.
2
2
4
1.4
Тротуар. Что это?
1
1
2
1.5
В гости к светофору Светофорычу.
1
2
3
1.6
На дороге постовой, а кто он такой?
1
1
2
2.
Транспорт
10
9
19
2.1
Транспорт, каким ты был раньше?
1
2
3
2.2
Современный транспорт
2
3
5
2.3
Мой друг - велосипед
4
2
6
2.4
В стране дорожных знаков
3
2
5
3.
Что такое ДТП
1
1
3.1
Причины возникновения ДТП
1
ИТОГО
18
16
34
Содержание учебно-тематического плана
1.
Основные понятия
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности
Инструктаж по технике безопасности. Правила пожарной безопасности.
Ознакомление с содержанием программы. Выяснение степени знакомства с такими
понятиями, как "Правила дорожного движения». Транспорт. Виды транспорта.
1.2.
Путешествие в историю ПДД.
Что такое ПДД? Откуда появилось ПДД в нашей стране.? Кто ввел впервые в
нашей стране правила дорожного движения. История развития ПДД.
Практическая часть. Тест « Знай правила дорожного движения»
1.3.
Дорога. Что ты скажешь о себе?
Что значит слово «дорога»? Правила поведения на дороге. Части дороги. Правила
передвижения по загородной дороге. Виды перекрестков. Правила перехода по
перекрестку. Безопасный маршрут от дома до школы.. Правила перехода улицы
нерегулируемой и регулируемой светофором. Переход на перекрестке
Практическая часть. Инсценировка сказки « Айболит на новый лад». Переход на
перекрестке.
1.4.
Тротуар. Что такое?
Элементы дороги, по которым движутся пешеходы. Загородная и городская
дорога. Основные правила движения по тротуару и обочине загородной
дороги. Средства регулировки движения
Практическая часть. Выход с территории школы га тротуар. Рисунки на тему
«Безопасность на дороге.»
1.5 В гости к Светофору Светофоровичу.
История возникновения светофора. Светофор и его сигналы. Переход улицы по
сигналам светофора. Просмотр видеоматериалов по правилам дорожного движения
Практическая часть Изготовление поделки «Светофорик» ,Переход улицы на
сигналы светофора.
1.6. На дороге постовой, а кто он такой? История появления на дорогах постовых.
Регулирование улиц. Знаки, которые подает постовой .Наблюдение за работой
ГИБДД на улицах города. Просмотр видеоматериалов по теме.
Практическая часть.
Переход улицы по сигналу регулировщика.
2. Транспорт
2.1.Транспорт. Каким ты был раньше? История возникновения транспорта.
Транспорт прошлого в нашем городе. Выступление перед учащимися начальной
школы со сказкой С. Михалкова « Бездельник светофор»
Практическая часть: Изготовление поделки из бросового материала по
теме «Транспорт»
2.2Современный транспорт.
Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Транспорт
нашего города. Места перехода проезжей части дороги после остановки
автотранспорта. Взаимно вежливое отношение водителя и пассажира.
Практическая часть. Игра « Я – пассажир». Конкурс рисунков « Транспорт
моего города»
2.3Мой друг – велосипед. История возникновения велосипедного транспорта.
Правила движения на велосипеде. Прежде, чем купить велосипед… Техническое
состояние велосипеда. Дорожные знаки и разметка. Соблюдение правил для
велосипедиста.
Практическая часть. Составление памятки « Сел за руль велосипеда – будь
осторожен».
2.4В стране дорожных знаков
История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков:
предупреждающие,запрещающие,предписывающие,информационно-
указательные.
Практическая часть: Праздник «Выручаем дорожные знаки».
3
Что такое ДТП.
Причины возникновения ДТП. Соблюдение правил пешехода. Движение по
городским и загородным улицам. Пропаганда правила безопасного движения.
Умение ходить по безопасному маршруту. Умение переходить дорогу по сигналу
светофора.
Практическая часть. Игра « правила дорожного движения знаю»
3. Формы аттестации и контроля (подведения итогов реализации
дополнительной общеразвивающей программы)
Механизм оценивания результатов реализации программы
Уровни
освоения
Оцениваемые
параметры
Высокий уровень
освоения
Средний уровень
освоения
Начальный уровень
освоения
Уровень
теоретической
подготовки
Обучающийся
знает
правила поведения на
д о р о г а х ,
м о ж е т
п р и м е н я т ь
и х
н а
практике,
м оже т
о ц е н и в а т ь
с в о е
поведение на дороге, а
т а к
ж е
о б ъ я с н и т ь
т о в а р и щ у.
У м е е т
р а з л и ч а т ь
в и д ы
транспорта.
Обучающийся
знает
основные
положения
изученного
материала
и может их изложить.
Может дать более или
менее
р азв ёр ну тый
ответ
на
полов ину
заданных вопросов.
Обучающийся
фрагментарно знает и
излагает изученный
материал. Имеет
отрывочное
представление об
изученных правилах
Знает менее
половины изученных
дорожных знаков.
Дополнительные
вопросы вызывают
серьёзные
затруднения при
устном или
письменном ответе.
Практические умения и навыки
Подготовка
р а боч е го
м е с т а
согласно
технике
безопасности
к
практической
работы.
Обучающийся
умеет
правильно
подготавливать
р а б о ч е е
м е с т о
и
оборудование,
грамотно
с о б и р ат ь
модель, делать чертеж
б е з
р у к о в о д с т в а
п е д а г о г а
з а
О бу ч а ю щ и й с я
н е
в с е г д а
у м е е т
самостоятельно
выбрать
предметы,
н е о бход и м ы е
д л я
выполнения
чертежа
к
конкретной
задаче.
п о
у к а з а н и я м
педагога. Прибегает к
Обучающийся не может
обеспечить порядок на
р а б о ч е м
м е с т е .
Подготовка
оборудования и сборка
установки
выполнена
по указаниям педагога,
его
непосредственном
р у к о в о д с т в е
и
оптимальное время.
помощи педагога
поэтапном контроле.
Текущий контроль проводится по результатам решения экспериментальных
задач по каждой теме.
Итоговая аттестация проводится на итоговом занятии в форме праздника:
решение практической части в соревновательной и игровой форме.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия
проходят
в
группе
по
8-10
человек,
что
вызвано
повышенной
необходимостью тщательного сопровождения педагогом каждого обучающегося во
время проведения практических занятий .
При формировании учебной группы необходимо учитывать, что обучающиеся,
приступающие к освоению программы, имеют разный базовый уровень знаний,
умений и навыков (в данном возрасте это относится к навыкам и умениям чтения и
письма,
а
также
умениям
фиксировать
информацию
другими
графическими
способами).
Формы занятий: беседы, кроссворды, викторины, тесты,
Практический —
это
выполнение
практической
части
работы.
Практическое
занятие в каждой теме прежде всего прививает навык правильной и грамотной
работы
,
аккуратность.
Бережливость,
выступления
с
инсценировками
на
общественных мероприятиях,
Беседы.
Такие
занятия
проводятся
как
для
расширения
материала,
известного
обучающимся так и для получения новой информации.
Занятия в форме беседы это так же занятия в игровой форме (решение ребусов,
кроссвордов проведение игры «клуб знатоков», «умники и умницы» и т.д. - с целью
активизации
использования
интеллектуального
потенциала
детей,
и
реализации
накопленных знаний, как инструмента последующего познавательно процесса), в
рамках
которых,
возможно
проведение
педагогом
демонстрации
некоторых
химических реакций, с ярким визуальным эффектом.
Приёмы и методы организации учебного процесса: словесные, наглядные,
практические, проблемные.
В
конце
обучения
итоговое
занятие
проводится
в
форме
беседы
и,
при
желании ребенка, демонстрации обучающимися практической части.
Материально-техническое обеспечение программы
Для организации учебного процесса необходимы: кабинет, оснащённый для
выполнения химического практикума и компьютерной и мультимедийной техникой;
дидактические
материалы
по
неорганической,
органической
и
аналитической
химии:
4. Нормативно правовые акты
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N
1726-р;
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 29 августа 2013 г. № 1008 г.;
4. О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015
учебном году: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014
г. № 922;
5. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы
от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от
7.08.2015 г. № 1308;
6. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы
от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от
08.09.2015 г. № 2074;
7. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы
от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от
30 августа 2016 года № 1035;
8. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы
от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от
31 января 2017 года № 30;
9. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразв. программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности (ДОгМ,
2016 год);
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к
письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №
09-3242;
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей: Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 04.07.2014 № 41.