Автор: Якимова Елена Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: г. Красноярска
Наименование материала: статья
Тема: "Мой ключик к реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Мой ключик к реализации ФГОС ДО.
Якимова Е.Р., воспитатель МБДОУ №165,
Г. Красноярск
Так же, как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на эта-
пе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального го-
сударственного образовательного стандарта дошкольного образования, а так-
же поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед
нами новых образовательных задач. Работая более 30 лет в детском саду, мне
сложно было осознать изменение требований и подходов к воспитанию в дет-
ском саду.
Появление стандарта, на мой взгляд, -
важный шаг приближения
педагогов к осознанию возможности самостоятельного принятия решения о
выборе примерной образовательной программы для учреждения в котором
они работают.
Для большинства педагогов дошкольных учреждений очевидны
положительные
стороны,
которые
несут
в
себе
возможность
выбирать
примерную программу для образования детей. Но вместе с тем, возможность
самостоятельного выбора, ставит каждого педагога в такие условия, когда
ответственность за принятое решение и качество реализации программы
ложится целиком на его плечи. Как не ошибиться, и во всём многообразии
предложений выбрать именно ту примерную образовательную программу,
которая
максимально
обеспечивала
бы
учет
современных
требований
к
организации
образовательной
среды
в
дошкольном
образовательном
учреждении?
Считаю,
что
качество
дошкольного
воспитания
определяется
характером общения взрослого и ребенка. Отношение педагогов к детям
является,
на
мой
взгляд,
не
только
критерием
соответствия
программы
стандарту,
но
и
важнейшим
показателем
цивилизованности
общества.
И
переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка,
является не узко образовательной проблемой, а задачей переустройства всей
совместной
жизни
детей
и
взрослых,
задачей
изменения
«социальной
ситуации развития» (по терминологии Л.С. Выготского).
Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться позиции не
«над»,
а
«вместе».
Его
цель
–
содействовать
становлению
ребенка
как
личности, а основные задачи – развитие доверия ребенка к миру, чувства
радости
существования,
«психологическое
здоровье»
каждого
ребёнка,
развитие
индивидуальности.
Знания,
умения,
навыки
должны
рассматриваться
не
как
цель,
а
как
средство
полноценного
развития
личности.
Способы
общения
должны
предполагать
умение
вставать
на
позицию ребенка, учитывать его точку зрения и не игнорировать его чувства
и эмоции. Тактика общения – сотрудничество, позиция педагога - исходить из
интересов ребенка, взгляд на ребенка должен быть как на полноправного
партнера в условиях сотрудничества.
Руководствуясь выше изложенными принципами, при разработке об-
разовательной программы, коллектив педагогов нашего учреждения (МБДОУ
165 г. Красноярска) взял за основу примерную образовательную программу
«Золотой ключик». Авторы: Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психоло-
гических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Института
психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитар-
ного Университета и Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических
наук, профессор, зав. кафедрой проектирующей психологии, директор Инсти-
тута психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гумани-
тарного Университета.
Построение образовательного процесса по данной программе нацелено
на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям мак-
симально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмо-
циональное благополучие, и счастливую радостную жизнь каждого ребенка.
Для достижения этой цели предполагается изменение принципов и основ ор-
ганизации педагогического процесса.
Главный
принцип
-
дошкольное
детство
является
одним
из
самых
главных этапов в жизни ребенка, это период жизни значимый сам по себе.
Примерная образовательная программа «Золотой ключик»,
прежде всего,
ориентирована на личность ребенка. Мы не просто воспитываем, мы живем
совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников и
уже
внутри этой жизни решаем свои педагогические задачи.
В нашем детском саду, в соответствии с примерной образовательной
программой, воспитываются дети в разновозрастных группах (от 2 до 7 лет).
Поэтому невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с
детьми. Общение и совместная деятельность – это та основа, на которой
строится вся жизнь детей в детском саду. Большое значение имеет работа
педагога
с
детьми
в
микрогруппах,
организация
индивидуальной
и
совместной
деятельности
с
участием
детей
и
взрослых
(специалистов
и
родителей). В течение дня педагог находится по отношению к ребенку в
разных позициях «на равных» и «вместе».
Решение
большинства
воспитательных
задач,
а
также
освоение
основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в
разновозрастном
общении
детей
друг
с
другом,
воспитателями,
специалистами,
родителями
в
сбалансированных,
коллективных,
микро
групповых
и
индивидуальных
деятельностях,
в
многообразных
играх
и
театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.
Задолго до появления ФГОС ДО, в 1994 году коллектив педагогов
нашего учреждения начал реализовывать программу «Золотой ключик». Наш
детский
сад,
сравнивали
с
маленьким
демократическим
государством
в
государстве, где свободно изъявляется свое мнение и воля, где к ребенку
прислушиваются, учитываются его желания, не игнорируются его чувства и
эмоции.
На первом месте стоят не учебно-образовательные, а воспитательно-
развивающие
цели.
Играя
с
детьми,
мы
общаемся
с
ними.
Находясь
в
позиции равноправных партнеров по игре, имеем возможность обогащать
представления детей новой познавательной информацией, сообщаем новую
информацию
в
приемлемой
для
ребенка
форме
в
процессе
игры.
Авторитарность воспитателя и родителя
в этой творческой деятельности
недопустима, она препятствует развитию ребенка. Поэтому важнейшим в
организации
отношений
является
установление
взаимодействия
между
взрослыми и детьми в позиции «на равных», что исходит из интересов
ребенка как полноценного члена общества.
Различие в подходах к образованию детей в контексте Программы
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
(автор
М.А.
Васильева)
и
образовательной программы МБДОУ № 165 можно наглядно рассмотреть на
примере двух новогодних праздников.
Организация
новогоднего
праздника
по
образовательной
программе
нашего
детского
сада,
в
основе
которой
примерная
образовательная
программа
«Золотой
ключик»,
включает
в
себя
рефлексию
событий,
предшествующих
ему.
И
не
предусматривает
многодневных
репетиций.
Больше
репетируют
взрослые,
так
как
от
их
умения
создать
ситуации,
побуждающие детей к активным действиям в новых условиях, не заученным,
а как бы вновь возникающим, зависит влияние праздника на развитие детей.
Праздник
проводится
не
в
угоду
родителям
и
тщеславию
педагогов
в
подготовке
(«муштровке»)
детей,
а
дает
основания
для
положительных
эмоциональных
переживаний
и
обогащения
жизненного
опыта
каждого
ребенка.
В
данном
учебном
году,
например,
тема
новогоднего
праздника
-
«Карнавал по сказкам А.С. Пушкина». С октября дети и взрослые знакомятся
с «Пушкинским лицеем». Узнают, кто такие первые лицеисты, каков их
внутренний мир, как проходила жизнь лицеистов.
Программой предусмотрено знакомство с творчеством А.С. Пушкина,
по
сказкам,
которые
дети
с
участием
педагогов
и
родителей
будут
театрализовывать,
готовить
костюмы,
атрибуты
к
постановкам,
организовывать образные и режиссерские игры, выпускать газеты, разучивать
танцы: полонез, вальс. В процессе подготовки спектаклей проводится тесная
работа с родителями как с непосредственными участниками всех событий.
Мы осознанно создаём возможность каждому ребенку быть в позиции
субъекта, когда он сам выбирает себе роль, героя, которого бы хотел сыграть,
принимает
активное
участие
в
изготовлении
костюмов,
атрибутов.
Видя
интерес взрослых к своему делу, дети стремятся стать «самыми-самыми». И
пусть шапочка была сшита не совсем аккуратно, но она дорога ребенку тем,
что делал он ее своими руками.
Знакомство детей с жизнью людей, живших в эпоху А.С. Пушкина, с
русским бытом, традициями, фольклором, с великими людьми того времени
обогащает представления детей новым содержанием. Если дети используют
приобретённый опыт в своих спонтанных играх в детском саду и дома - это
показатель того, что приобретенные знания, не чужды ребенку. Кульминацией
освоения детьми этой большой темы является «Пушкинский бал», к которому
дети готовятся очень трепетно: изготавливают веера, девочки придумывают
пышные наряды, а мальчики сооружают цилиндры. Праздник традиционно
проходит в музыкальном зале, стилизованном под 19 век. На фоне звучащих
романсов, стихов А.С. Пушкина, театрализации сказок, дети ощущают себя
участниками реальных исторических событий из прошлой жизни России.
В ноябре
дети погружаюся в знакомство
с греческой культурой.
Ведётся
работа
над
образностью,
выразительностью
языка.
Ребята
соприкоснутся с творчеством Гомера. Будут анализировать понятия «добро»
и «зло» в мифах и сказках. Дети будут учиться передавать собственное
состояние
и
настроение
посредством
мимики
и
пантомимы.
Будет
проводиться параллель между русской и греческой культурой, сравнение
культуры разных эпох.
Таким образом, новогодний праздник вберет в себя знания и умения,
которые дети приобретали в течение трех месяцев. Произойдёт логическое
завершение
Пушкинской
темы.
На
праздник
придут
герои
сказок
А.С.
Пушкина,
роль
которых
принадлежит
детям
и
их
родителям.
Следует
отметить: особенность детской театрализации в том, что дети ориентируются
не на заученный текст, а импровизируют, понимают главное содержание
сказки и характеристики героев, придумывают новые способы выражения
поступков
и
действий
сказочных
персонажей.
Импровизации
детей
способствует многократное проигрывание игр на сюжеты сказок, причем ни
один сюжет не имел какого-то либо образца взрослого. Каждый раз детская
игра – это премьера. Наигравшись в героев сказок А.С. Пушкина, дети сами
становятся авторами сказок и режиссерами постановок.
Несколько слов о том, какое участие принимают дети в выборе места
проведения того или иного праздника. «Территорию» проведения праздника
дети
выбирают
самостоятельно,
посоветовавшись
с
педагогами
и
родителями. Приводятся разные аргументы в пользу «зала» или «группы» как
место
проведения
праздника.
Например,
день
рождения,
папин
и
мамин
праздники дети считают домашними праздниками, и желают их проводить в
группе, являющейся второй семьей. А такие праздники, как Пушкинский бал,
Осенний
бал,
Новый
год,
дети
считают
торжественными
праздниками
и
желают
их
провести
в
музыкальном
зале.
Праздники
сплачивают
детей,
педагогов
и
родителей
как
партнеров
по
общению,
дарят
ощущение
полноценно проживаемой жизни.
В том случае, если праздник организуется по традиции, то подготовка к
празднику и характер проведения праздника имеют свои особенности. Как
уже было сказано выше, типовой вариант праздника берется из методической
литературы,
сценарий
праздника
готовит
музыкальный
руководитель,
педагоги получают уже готовый сценарий, распределяются роли и стихи (как
правило,
без
учета
мнения
детей,
по
принципу
«взрослому
видней»).
Предварительная
подготовка
заключается
в
организации
наблюдения
за
погодой, рассматривании иллюстраций о зиме, чтении рассказов, заучивании
стихов, разучивании песен, рисовании, аппликации о зиме, беседы с детьми о
новогоднем
празднике,
изготовление
костюмов.
Подготовка
к
празднику
осуществляется постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим
миром, с художественной литературой, на музыкальных занятиях и занятиях
изобразительной
деятельности.
В
программу
утренника
включается
как
можно
больше
подвижных
игр
и
аттракционов.
Перед
новогодним
праздником в течение месяца, практически каждый день, идут репетиции,
резко
снижающие
интерес
детей
к
празднику
во
время
его
проведения.
Заметное оживление происходит при появлении Деда Мороза с подарками.
Праздник
–
как
концерт
для
родителей.
Как
правило,
ребенок
не
взаимодействует со своим героем по той причине, что он не прочувствовал
этот сказочный образ, и можно наблюдать, как на детском празднике живут
«не вместе», а «врозь»: ребенок, его герой сказки, костюм ребенка.
Организация детских праздников без учета интересов и пожеланий
самих
детей
способствует
быстрому
угасанию
у
них
впечатлений
о
празднике.
Праздники,
организованные
по
примерной
образовательной
программе
«Золотой
ключик»,
дарят
детям
большой
багаж
впечатлений,
которые передаются в детских рисунках, богатых сюжетным содержанием.
Впечатление от праздника развивают ребенка не только эмоционально, но и
интеллектуально.
Почему у детей не пропадает интерес к познанию нового материала и
уже
знаемого
детьми?
Ответ
заключен
в
особенностях
образовательной
программы: нет репетиций, дети действуют в контексте событий, им нет
необходимости
заучивать
свои
роли,
они
все
это
прожили,
играя.
Разновозрастность общения, которая дает возможность передавать друг другу
значительный опыт естественным путем, когда можно обучаться у одних и
обучать других, кого-то защищать, о ком-то заботиться, многопозиционность
взрослых
по
отношению
к
ребенку
-
на
ребенка
не
давит
авторитет
взрослого, ориентация взрослых на принцип единства аффекта и интеллекта
в организации образовательного процесса.
Таким образом, очень важно при выборе примерной образовательной
программы иметь четкую позицию в осознании особенностей организации и
технологии
проведения
занятий
и
других
форм
работы
с
детьми.
От
понимания принадлежности программ к той или иной модели образования,
на
мой
взгляд,
будет
зависеть
качество
ее
реализации.
Безусловно,
все
программы нацелены на развитие ребенка и преследуют одну благородную
цель
–
вырастить
полноценного
члена
общества.
Программе
«Золотой
ключик» более 20 лет и её эффективность доказана временем. Практика
показала, что наши выпускники, уходя в общеобразовательную школу, имеют
высокий уровень произвольности поведения. Они легче идут на установление
контакта
с
другими
людьми
(учителями,
старшеклассниками),
умеют
самостоятельно организовываться для решения каких-либо задач, с ними
интересно общаться, в них нет «зажатости». А такое поведение характерно
для зрелой личности.
С полной уверенностью можно говорить, о том, что примерная образо-
вательная программа «Золотой ключик» авторов: Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцо-
вой - это современная, и актуальная программа. Она соответствует новым
требованиям к организации дошкольного образования, заложенным в феде-
ральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-
ния. И в своей статье я постаралась это показать.