Напоминание

"Мой ключик к реализации ФГОС ДО"


Автор: Якимова Елена Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: г. Красноярска
Наименование материала: статья
Тема: "Мой ключик к реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мой ключик к реализации ФГОС ДО.

Якимова Е.Р., воспитатель МБДОУ №165,

Г. Красноярск

Так же, как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на эта-

пе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального го-

сударственного образовательного стандарта дошкольного образования, а так-

же поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед

нами новых образовательных задач. Работая более 30 лет в детском саду, мне

сложно было осознать изменение требований и подходов к воспитанию в дет-

ском саду.

Появление стандарта, на мой взгляд, -

важный шаг приближения

педагогов к осознанию возможности самостоятельного принятия решения о

выборе примерной образовательной программы для учреждения в котором

они работают.

Для большинства педагогов дошкольных учреждений очевидны

положительные

стороны,

которые

несут

в

себе

возможность

выбирать

примерную программу для образования детей. Но вместе с тем, возможность

самостоятельного выбора, ставит каждого педагога в такие условия, когда

ответственность за принятое решение и качество реализации программы

ложится целиком на его плечи. Как не ошибиться, и во всём многообразии

предложений выбрать именно ту примерную образовательную программу,

которая

максимально

обеспечивала

бы

учет

современных

требований

к

организации

образовательной

среды

в

дошкольном

образовательном

учреждении?

Считаю,

что

качество

дошкольного

воспитания

определяется

характером общения взрослого и ребенка. Отношение педагогов к детям

является,

на

мой

взгляд,

не

только

критерием

соответствия

программы

стандарту,

но

и

важнейшим

показателем

цивилизованности

общества.

И

переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка,

является не узко образовательной проблемой, а задачей переустройства всей

совместной

жизни

детей

и

взрослых,

задачей

изменения

«социальной

ситуации развития» (по терминологии Л.С. Выготского).

Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться позиции не

«над»,

а

«вместе».

Его

цель

содействовать

становлению

ребенка

как

личности, а основные задачи – развитие доверия ребенка к миру, чувства

радости

существования,

«психологическое

здоровье»

каждого

ребёнка,

развитие

индивидуальности.

Знания,

умения,

навыки

должны

рассматриваться

не

как

цель,

а

как

средство

полноценного

развития

личности.

Способы

общения

должны

предполагать

умение

вставать

на

позицию ребенка, учитывать его точку зрения и не игнорировать его чувства

и эмоции. Тактика общения – сотрудничество, позиция педагога - исходить из

интересов ребенка, взгляд на ребенка должен быть как на полноправного

партнера в условиях сотрудничества.

Руководствуясь выше изложенными принципами, при разработке об-

разовательной программы, коллектив педагогов нашего учреждения (МБДОУ

165 г. Красноярска) взял за основу примерную образовательную программу

«Золотой ключик». Авторы: Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психоло-

гических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Института

психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитар-

ного Университета и Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических

наук, профессор, зав. кафедрой проектирующей психологии, директор Инсти-

тута психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гумани-

тарного Университета.

Построение образовательного процесса по данной программе нацелено

на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям мак-

симально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмо-

циональное благополучие, и счастливую радостную жизнь каждого ребенка.

Для достижения этой цели предполагается изменение принципов и основ ор-

ганизации педагогического процесса.

Главный

принцип

-

дошкольное

детство

является

одним

из

самых

главных этапов в жизни ребенка, это период жизни значимый сам по себе.

Примерная образовательная программа «Золотой ключик»,

прежде всего,

ориентирована на личность ребенка. Мы не просто воспитываем, мы живем

совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников и

уже

внутри этой жизни решаем свои педагогические задачи.

В нашем детском саду, в соответствии с примерной образовательной

программой, воспитываются дети в разновозрастных группах (от 2 до 7 лет).

Поэтому невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с

детьми. Общение и совместная деятельность – это та основа, на которой

строится вся жизнь детей в детском саду. Большое значение имеет работа

педагога

с

детьми

в

микрогруппах,

организация

индивидуальной

и

совместной

деятельности

с

участием

детей

и

взрослых

(специалистов

и

родителей). В течение дня педагог находится по отношению к ребенку в

разных позициях «на равных» и «вместе».

Решение

большинства

воспитательных

задач,

а

также

освоение

основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в

разновозрастном

общении

детей

друг

с

другом,

воспитателями,

специалистами,

родителями

в

сбалансированных,

коллективных,

микро

групповых

и

индивидуальных

деятельностях,

в

многообразных

играх

и

театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

Задолго до появления ФГОС ДО, в 1994 году коллектив педагогов

нашего учреждения начал реализовывать программу «Золотой ключик». Наш

детский

сад,

сравнивали

с

маленьким

демократическим

государством

в

государстве, где свободно изъявляется свое мнение и воля, где к ребенку

прислушиваются, учитываются его желания, не игнорируются его чувства и

эмоции.

На первом месте стоят не учебно-образовательные, а воспитательно-

развивающие

цели.

Играя

с

детьми,

мы

общаемся

с

ними.

Находясь

в

позиции равноправных партнеров по игре, имеем возможность обогащать

представления детей новой познавательной информацией, сообщаем новую

информацию

в

приемлемой

для

ребенка

форме

в

процессе

игры.

Авторитарность воспитателя и родителя

в этой творческой деятельности

недопустима, она препятствует развитию ребенка. Поэтому важнейшим в

организации

отношений

является

установление

взаимодействия

между

взрослыми и детьми в позиции «на равных», что исходит из интересов

ребенка как полноценного члена общества.

Различие в подходах к образованию детей в контексте Программы

воспитания

и

обучения

в

детском

саду

(автор

М.А.

Васильева)

и

образовательной программы МБДОУ № 165 можно наглядно рассмотреть на

примере двух новогодних праздников.

Организация

новогоднего

праздника

по

образовательной

программе

нашего

детского

сада,

в

основе

которой

примерная

образовательная

программа

«Золотой

ключик»,

включает

в

себя

рефлексию

событий,

предшествующих

ему.

И

не

предусматривает

многодневных

репетиций.

Больше

репетируют

взрослые,

так

как

от

их

умения

создать

ситуации,

побуждающие детей к активным действиям в новых условиях, не заученным,

а как бы вновь возникающим, зависит влияние праздника на развитие детей.

Праздник

проводится

не

в

угоду

родителям

и

тщеславию

педагогов

в

подготовке

(«муштровке»)

детей,

а

дает

основания

для

положительных

эмоциональных

переживаний

и

обогащения

жизненного

опыта

каждого

ребенка.

В

данном

учебном

году,

например,

тема

новогоднего

праздника

-

«Карнавал по сказкам А.С. Пушкина». С октября дети и взрослые знакомятся

с «Пушкинским лицеем». Узнают, кто такие первые лицеисты, каков их

внутренний мир, как проходила жизнь лицеистов.

Программой предусмотрено знакомство с творчеством А.С. Пушкина,

по

сказкам,

которые

дети

с

участием

педагогов

и

родителей

будут

театрализовывать,

готовить

костюмы,

атрибуты

к

постановкам,

организовывать образные и режиссерские игры, выпускать газеты, разучивать

танцы: полонез, вальс. В процессе подготовки спектаклей проводится тесная

работа с родителями как с непосредственными участниками всех событий.

Мы осознанно создаём возможность каждому ребенку быть в позиции

субъекта, когда он сам выбирает себе роль, героя, которого бы хотел сыграть,

принимает

активное

участие

в

изготовлении

костюмов,

атрибутов.

Видя

интерес взрослых к своему делу, дети стремятся стать «самыми-самыми». И

пусть шапочка была сшита не совсем аккуратно, но она дорога ребенку тем,

что делал он ее своими руками.

Знакомство детей с жизнью людей, живших в эпоху А.С. Пушкина, с

русским бытом, традициями, фольклором, с великими людьми того времени

обогащает представления детей новым содержанием. Если дети используют

приобретённый опыт в своих спонтанных играх в детском саду и дома - это

показатель того, что приобретенные знания, не чужды ребенку. Кульминацией

освоения детьми этой большой темы является «Пушкинский бал», к которому

дети готовятся очень трепетно: изготавливают веера, девочки придумывают

пышные наряды, а мальчики сооружают цилиндры. Праздник традиционно

проходит в музыкальном зале, стилизованном под 19 век. На фоне звучащих

романсов, стихов А.С. Пушкина, театрализации сказок, дети ощущают себя

участниками реальных исторических событий из прошлой жизни России.

В ноябре

дети погружаюся в знакомство

с греческой культурой.

Ведётся

работа

над

образностью,

выразительностью

языка.

Ребята

соприкоснутся с творчеством Гомера. Будут анализировать понятия «добро»

и «зло» в мифах и сказках. Дети будут учиться передавать собственное

состояние

и

настроение

посредством

мимики

и

пантомимы.

Будет

проводиться параллель между русской и греческой культурой, сравнение

культуры разных эпох.

Таким образом, новогодний праздник вберет в себя знания и умения,

которые дети приобретали в течение трех месяцев. Произойдёт логическое

завершение

Пушкинской

темы.

На

праздник

придут

герои

сказок

А.С.

Пушкина,

роль

которых

принадлежит

детям

и

их

родителям.

Следует

отметить: особенность детской театрализации в том, что дети ориентируются

не на заученный текст, а импровизируют, понимают главное содержание

сказки и характеристики героев, придумывают новые способы выражения

поступков

и

действий

сказочных

персонажей.

Импровизации

детей

способствует многократное проигрывание игр на сюжеты сказок, причем ни

один сюжет не имел какого-то либо образца взрослого. Каждый раз детская

игра – это премьера. Наигравшись в героев сказок А.С. Пушкина, дети сами

становятся авторами сказок и режиссерами постановок.

Несколько слов о том, какое участие принимают дети в выборе места

проведения того или иного праздника. «Территорию» проведения праздника

дети

выбирают

самостоятельно,

посоветовавшись

с

педагогами

и

родителями. Приводятся разные аргументы в пользу «зала» или «группы» как

место

проведения

праздника.

Например,

день

рождения,

папин

и

мамин

праздники дети считают домашними праздниками, и желают их проводить в

группе, являющейся второй семьей. А такие праздники, как Пушкинский бал,

Осенний

бал,

Новый

год,

дети

считают

торжественными

праздниками

и

желают

их

провести

в

музыкальном

зале.

Праздники

сплачивают

детей,

педагогов

и

родителей

как

партнеров

по

общению,

дарят

ощущение

полноценно проживаемой жизни.

В том случае, если праздник организуется по традиции, то подготовка к

празднику и характер проведения праздника имеют свои особенности. Как

уже было сказано выше, типовой вариант праздника берется из методической

литературы,

сценарий

праздника

готовит

музыкальный

руководитель,

педагоги получают уже готовый сценарий, распределяются роли и стихи (как

правило,

без

учета

мнения

детей,

по

принципу

«взрослому

видней»).

Предварительная

подготовка

заключается

в

организации

наблюдения

за

погодой, рассматривании иллюстраций о зиме, чтении рассказов, заучивании

стихов, разучивании песен, рисовании, аппликации о зиме, беседы с детьми о

новогоднем

празднике,

изготовление

костюмов.

Подготовка

к

празднику

осуществляется постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим

миром, с художественной литературой, на музыкальных занятиях и занятиях

изобразительной

деятельности.

В

программу

утренника

включается

как

можно

больше

подвижных

игр

и

аттракционов.

Перед

новогодним

праздником в течение месяца, практически каждый день, идут репетиции,

резко

снижающие

интерес

детей

к

празднику

во

время

его

проведения.

Заметное оживление происходит при появлении Деда Мороза с подарками.

Праздник

как

концерт

для

родителей.

Как

правило,

ребенок

не

взаимодействует со своим героем по той причине, что он не прочувствовал

этот сказочный образ, и можно наблюдать, как на детском празднике живут

«не вместе», а «врозь»: ребенок, его герой сказки, костюм ребенка.

Организация детских праздников без учета интересов и пожеланий

самих

детей

способствует

быстрому

угасанию

у

них

впечатлений

о

празднике.

Праздники,

организованные

по

примерной

образовательной

программе

«Золотой

ключик»,

дарят

детям

большой

багаж

впечатлений,

которые передаются в детских рисунках, богатых сюжетным содержанием.

Впечатление от праздника развивают ребенка не только эмоционально, но и

интеллектуально.

Почему у детей не пропадает интерес к познанию нового материала и

уже

знаемого

детьми?

Ответ

заключен

в

особенностях

образовательной

программы: нет репетиций, дети действуют в контексте событий, им нет

необходимости

заучивать

свои

роли,

они

все

это

прожили,

играя.

Разновозрастность общения, которая дает возможность передавать друг другу

значительный опыт естественным путем, когда можно обучаться у одних и

обучать других, кого-то защищать, о ком-то заботиться, многопозиционность

взрослых

по

отношению

к

ребенку

-

на

ребенка

не

давит

авторитет

взрослого, ориентация взрослых на принцип единства аффекта и интеллекта

в организации образовательного процесса.

Таким образом, очень важно при выборе примерной образовательной

программы иметь четкую позицию в осознании особенностей организации и

технологии

проведения

занятий

и

других

форм

работы

с

детьми.

От

понимания принадлежности программ к той или иной модели образования,

на

мой

взгляд,

будет

зависеть

качество

ее

реализации.

Безусловно,

все

программы нацелены на развитие ребенка и преследуют одну благородную

цель

вырастить

полноценного

члена

общества.

Программе

«Золотой

ключик» более 20 лет и её эффективность доказана временем. Практика

показала, что наши выпускники, уходя в общеобразовательную школу, имеют

высокий уровень произвольности поведения. Они легче идут на установление

контакта

с

другими

людьми

(учителями,

старшеклассниками),

умеют

самостоятельно организовываться для решения каких-либо задач, с ними

интересно общаться, в них нет «зажатости». А такое поведение характерно

для зрелой личности.

С полной уверенностью можно говорить, о том, что примерная образо-

вательная программа «Золотой ключик» авторов: Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцо-

вой - это современная, и актуальная программа. Она соответствует новым

требованиям к организации дошкольного образования, заложенным в феде-

ральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-

ния. И в своей статье я постаралась это показать.



В раздел образования