Автор: Мутаева Айшат Дадамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24"
Населённый пункт: Городской округ Балашиха Московская область
Наименование материала: Методическая разработка Урок по ОРКС
Тема: Религии мира
Раздел: начальное образование
Конспект урока
:
Религии мира
.4
КЛАСС
(с презентацией)
Выполнила Мутаева А.Д.
Виды деятельности
: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Цели урока
:
1.
Образовательные –
формировать знания обучающихся (на основе имеющихся) о сущности религии и
основных отличительных особенностях мировых религий;
обозначить роль религии в современном мире.
2.
Воспитательные –
формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов,
корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;
приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным
человечеством;
побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.
3.
Развивающие –
Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из
предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и
оценивать различные точки зрения.
4.
Методические –
Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных
условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение
обучающихся в процессе обучения; формирование познавательной активности
обучающихся при изучении нового материала.
. Оборудование:
Мультимедийный проектор, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал
для учащихся в виде карточек.
Ход урока
1.
Организация деятельности учащихся
Послушайте притчу и подумайте ,о чем сегодня будем говорить и чему посвящена
тема урока?
Атеистка
и
верующая
Д
ве женщины дружили с самого детства. Их объединяли общие интересы, но у одной из
подруг в доме часто говорили о Боге и вере, а другая росла в семье атеистов.
Верующая подруга как-то поделилась со своей неверующей подругой:
— Ты знаешь, я поняла и приняла слова Христа: «Кто любит отца и мать более,
нежели меня, не достоин меня. И кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин
меня».
Подруга-атеистка возмутилась:
— Я не понимаю и не принимаю этого! Как можно любить Бога больше, чем
родителей? Я люблю их больше всех на свет
Шли годы, они взрослели. Их родители состарились, стали больными и немощными.
Подруга-атеистка отдала отца и мать в дом престарелых, а верующая присматривала за
своими до конца их жизни.
2
.Актуализация изученного.
-Правильно, сегодня мы продолжим разговор о мировых религиях.
РЕЛИГИЯ
(от
лат. religio —
набожность,
святыня,
предмет
культа),
мировоззрение
и
мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ),
основана
на
вере
в
существование
бога
или
богов,
сверхъе сте ственного.).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а
по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли
религии.
Слайды № 1,2
Основная часть
. Какие же основные функции имеет религия?
Религия
объединяет
всех
верующих
в
одну
группу
,
внутри
которой
,
как
правило
,
налажены
достаточно
тесные
социальные
и
коммуникативные
связи
.
Верующие
общаются
между
собой
на
богослужениях
,
между
ними
часто
устанавливаются
близкие
и
доверительные
отношения
,
поэтому
принадлежность
к
какой
-
либо
религиозной
группе
зачастую
дает
человеку
возможность
удовлетворить
свои
коммуникативные потребности
.
Другим
аспектом
коммуникативной
функции
религии
является
общение
человека
с
богом
через
молитву
На какие виды подразделяются религии?(христианство ,ислам, буддизм, иудаизм)
Глядя на храмы определите о каких религиях идёт речь?
Слайд № 3,4
-
Сегодня
мы
будем
говорить
о
двух
религиях
,
самых
распространенных
в
мире
и
в
России
-
Христианстве
и
Исламе
.
-
Кто
же
основатели
этих
великих
религий
?
У
каждой
группы
на
столах
есть
карточки
с
названиями
,
принадлежащими
одной
из
двух
религий
.
Вам
надо
выбрать
слова
,
принадлежащие
вашей
религии
.
(
Дети
выбирают
свои
карточки
и
представитель
каждой
группы
называет
основателей
двух
религий
)
-
Что
же
вы
о
них
знаете
и
вообще
об
этих
конфессиях
?
Слайд № 5
3
Христианство
и
Ислам
Мессия – помазанник, по гречески Христос.
Рассказ учителя о рождении Иисуса.
По христианскому преданию, о рождении Мессии узнали простые пастухи и
мудрецы – звездочеты (волхвы). Следуя за путеводной звездой, они достигли
Вифлеема, где поклонились новоржденному Иисусу, принеся ему дары от
сокровищ Востока: золото, ладан и смирну (смирна, или мира, - ароматическое
масло).
Христианство – Учение о жизни и воскресении Иисуса Христа.
Христиане – последователи Иисуса.
Место возникновения – Вифлеем. Основатель – Иисус Христос.
Ислам
Колыбелью ислама является Аравия. Рождение Мухаммада.
В 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом, Что в переводе с
арабского значит «похвальный».
Однажды они встретили Христианского монаха. Он узнал в Мухаммаде пророка,
чье пришествие было предсказано в древних Писаниях иудеев и христиан.
Мальчик взрослел, не боялся никакой работы, был честен, справедлив и порядочен.
Мухаммад сталХалифом – Так в Аравии называли людей, которые верили в
Единого Бога, жили благочестивой жизнью.
Однажды Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки. К
нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему,
что он – посланник Бога.
Мухаммад не сразу поверил в свою пророческую миссию, считая себя
недостойным. Однако, его жена Хадиджа убедила его, и Мухаммад начал
проповедовать среди мекканцев.
Он призывал людей уверовать в Единого Бога (по – арабски Аллах).
Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после
него преемники – халифы – сумели подчинить земли далеко за пределами с
Новая религия получила название – Ислам.
Приверженцы ислама стали называться – мусульманами.
Ханифы – люди, которые верили в Единого Бога, жили благочестивой жизнью.
Халифы – преемники Мухаммада.
Мусульмане – приверженцы ислама.
Родина ислама – Аравия.
4
.
Священные
книги
мировых
религий
Слайд
№ 6
В исламе Священный Коран — это руководство, которое Аллах ниспослал
Своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с
Господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную
миссию так, как этого пожелал Господь миров
(Коран, 2:185)
. Согласно исламской догматике является
вечным чудом, которое нисколько не потеряет своей важности и актуальности вплоть до
наступления Дня воскресения.
Посмотрите
и
выберите
священные
книги
христиан
и
мусульман
.
-
Что
вы
можете
рассказать
о
них
?
5.
Служители
храмов
Слайд
№8
Обязанности священника
По окончании семинарии ученик становится священником после того, как его посвятил епископ.
Власть епископу была дана в своё время другим епископом. Такая цепочка тянется вглубь веков от
Христа и апостолов и называется Апостольским преемством.
Из семи таинств священник совершает шесть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние
брак и елеосвящение. Епископ же совершает ещё таинство священства. Исповедь (покаяние) —
является один из самых важных таинств. Священнику требуется глубоко чувствовать человека,
соболезновать его проблемам и трудностям.
Священник также должен принимать непосредственное участие в приходской жизни. Должен быть
наставником прихожан, помогать им, быть с ними в горе и радости.
Какие обязанности несет мула в мечети?
Слово Мулла в переводе с арабского языка означает господин, владыка. В
современном мире мулла это обобщенное звание мусульманского
религиозного деятеля, который руководит молитвой при мечети или
является духовной главой мусульманской общины. Муллой называют
имамов и их заместителей в мечетях
6
.
Христианские
и
мусульманские
праздники
.
Слайд № 9 ,10
Давайте назовем их.
7.
Ритуалы
и
обычаи
,
связанные
с
данными
религиями
Слайды №11,12,13,14,15,16,17,18
.
Ураза
байрам
Брак
Пасха
Воскресение
Евхаристия
Намаз
Крещение
Пять
столпов
Ислама
8.
Закрепление
изученного
материала
.
Слайд
№19
-
О
ЧЕМ
МЫ
СЕГОДНЯ
ГОВОРИЛИ
?
Сравнительная
таблица
двух
религий
.
9.
Итог
урока
-
Молодцы
,
ребята
!
Все
хорошо
поработали
.
10.
Народная
мудрость
.
Слайд
№20