Напоминание

Что такое устойчивые выражения


Автор: Анисимова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоуренская средняя школа
Населённый пункт: село Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Что такое устойчивые выражения
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Что такое устойчивые выражения

Цель урока: расширить знания учащихся об устойчивых выражениях.

Задачи урока:

1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как

единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как

учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.

3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения

(поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции,

приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать

информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).

4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в

устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических

особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в

потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников;

обогащать словарный запас школьников.

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Поэтому,

чтобы не ударить в грязь лицом, нам нужно взять себя в руки и работать, засучив

рукава. Я желаю вам ни пуха, ни пера. Садитесь.

- Я приглашаю вас на экскурсию в город Устойчивых выражений. Свою работу вы

будете оценивать в листах самооценки.

2. Минутка чистописания.

- Мы находимся на улице Чистописания. Посмотрите, как здесь чисто и красиво. Мы

тоже будем соблюдать чистоту и порядок в наших тетрадях. Запишите число, классная

работа. Буквы, которые мы будем писать, являются первыми в словосочетании

«устойчивые выражения» (Уу, Вв).

- Запишите буквы в тетрадь правильно, красиво, аккуратно. Оцените свою работу.

3. Актуализация знаний.

- Мы пришли на улицу Тестов. Жители этой улицы предлагают нам вспомнить, что

такое синонимы и антонимы и выполнить тест (ответы детей).

1) Найди пары синонимов и соедини их линией:

приятель воин

противник друг

солдат враг

2)Подбери антонимы к словам:

горе, конец, жара

3) Найдите в тексте устойчивые выражения и расшифруйте их:

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед

дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на

крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики

оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья.

Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя

Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне

стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались

на удочку.

- В каком задании возникло затруднение? (в третьем).

- Проверьте по образцу 1 и 2 задание, оцените свою работу. А к 3 заданию мы

вернёмся в конце урока.

4. Постановка учебной проблемы.

-

Почему

не

получилось

выполнить

3

задание?

Перед

нами

проблема.

Как

её

устранить? (узнать, что такое устойчивые выражения).

- Какие цели поставим на урок?

1) узнать, что такое устойчивые выражения

2) научиться находить устойчивые выражения в тексте и объяснять их значение

5. Решение учебной задачи.

- Ребята, а где мы можем узнать, что такое устойчивые выражения? (в учебнике).

- Откройте учебник на с. 113, прочитайте сообщение летучей мыши.

- Что же такое устойчивые выражения? Можно ли их составить? (нет, они уже есть в

готовом виде).

6. Первичное закрепление.

1) Ребята, а знаете ли вы, что обозначают устойчивые выражения? Где мы можем это

узнать? (в словарях). А где находятся словари? (в библиотеке). Давайте заглянем в

местную библиотеку и узнаем, какие там есть словари. (показ фразеологических

словарей).

- А у нас в учебнике есть словарь устойчивых выражений? Найдите и запишите

значение выражений (работа в парах):

- яблоку негде упасть - нос совать - попасть впросак - бить ключом

- собачий холод - пиши пропало - сидеть сычом - кривить душой

-Зачитайте свои ответы, оцените работу.

2) Русский язык богат устойчивыми выражениями. А откуда они появились, мы узнаем

в музее, который находится в этом городе.

Бить баклуши - бездельничать.

А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками,

десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в

качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому

она и стала образцом не дела, а безделья.

Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.

Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века.

Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало

нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время

работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало

относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно

делалось кое-как.

Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи

неприятности.

В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь

предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь

взял булыжник и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он

убил, но и человека тоже.

3) Мы с вами находимся на улице Игровой. Жители этой улицы очень любят играть с

устойчивыми выражениями.

- Я буду показывать картинку, а вы должны узнать устойчивое выражение.

Физминутка.

- Наверное, вы уже устали путешествовать по городу, давайте немного отдохнём.

Встали как стойкие оловянные солдатики

Дотянемся до неба

Разведём руками

Поводим себя за нос

Согнёмся в три погибели

А теперь руки в брюки

Потянем себя за уши

Побьём друг другу челом

Закатим глаза

Займём своё место

- А сейчас мы отправляемся на улицу Мастеров. Оказывается, у людей разных

профессий возникали свои устойчивые выражения. Выберите и наклейте подходящие

для вашей картинки устойчивые выражения (групповая работа).

1 группа – врач, портной

2 группа – столяр, повар

7. Включение нового в систему знаний и повторение.

- Ребята, у нас осталось невыполненное задание на улице Тестов. Теперь вы сможете

его выполнить? Выполните и проверьте по образцу. Оцените себя.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. В какой город мы путешествовали? Что узнали

об устойчивых выражениях? Посмотрите на свои листы самооценки. У вас на столах

лежат воздушные шарики с устойчивыми выражениями. Выберите шарик, который

больше подходит к вашей работе на уроке. Если вы хорошо работали и все задания

выполняли правильно, то вы работали засучив рукава. Если у вас не всё получалось,

но вы многое поняли, то мотали на ус. А если вы почти ничего не сделали и не поняли,

то считали ворон (прикрепляют шарики к доске).

- Я благодарю вас за работу на уроке. Дома вам нужно будет найти устойчивые

выражения со словами рука, язык и записать их в тетрадь.



В раздел образования