Автор: Анисимова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоуренская средняя школа
Населённый пункт: село Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Что такое устойчивые выражения
Раздел: начальное образование
Тема: Что такое устойчивые выражения
Цель урока: расширить знания учащихся об устойчивых выражениях.
Задачи урока:
1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как
единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2)личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как
учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения
(поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции,
приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать
информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).
4)развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в
устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических
особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в
потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Поэтому,
чтобы не ударить в грязь лицом, нам нужно взять себя в руки и работать, засучив
рукава. Я желаю вам ни пуха, ни пера. Садитесь.
- Я приглашаю вас на экскурсию в город Устойчивых выражений. Свою работу вы
будете оценивать в листах самооценки.
2. Минутка чистописания.
- Мы находимся на улице Чистописания. Посмотрите, как здесь чисто и красиво. Мы
тоже будем соблюдать чистоту и порядок в наших тетрадях. Запишите число, классная
работа. Буквы, которые мы будем писать, являются первыми в словосочетании
«устойчивые выражения» (Уу, Вв).
- Запишите буквы в тетрадь правильно, красиво, аккуратно. Оцените свою работу.
3. Актуализация знаний.
- Мы пришли на улицу Тестов. Жители этой улицы предлагают нам вспомнить, что
такое синонимы и антонимы и выполнить тест (ответы детей).
1) Найди пары синонимов и соедини их линией:
приятель воин
противник друг
солдат враг
2)Подбери антонимы к словам:
горе, конец, жара
3) Найдите в тексте устойчивые выражения и расшифруйте их:
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед
дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на
крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики
оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья.
Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя
Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне
стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались
на удочку.
- В каком задании возникло затруднение? (в третьем).
- Проверьте по образцу 1 и 2 задание, оцените свою работу. А к 3 заданию мы
вернёмся в конце урока.
4. Постановка учебной проблемы.
-
Почему
не
получилось
выполнить
3
задание?
Перед
нами
проблема.
Как
её
устранить? (узнать, что такое устойчивые выражения).
- Какие цели поставим на урок?
1) узнать, что такое устойчивые выражения
2) научиться находить устойчивые выражения в тексте и объяснять их значение
5. Решение учебной задачи.
- Ребята, а где мы можем узнать, что такое устойчивые выражения? (в учебнике).
- Откройте учебник на с. 113, прочитайте сообщение летучей мыши.
- Что же такое устойчивые выражения? Можно ли их составить? (нет, они уже есть в
готовом виде).
6. Первичное закрепление.
1) Ребята, а знаете ли вы, что обозначают устойчивые выражения? Где мы можем это
узнать? (в словарях). А где находятся словари? (в библиотеке). Давайте заглянем в
местную библиотеку и узнаем, какие там есть словари. (показ фразеологических
словарей).
- А у нас в учебнике есть словарь устойчивых выражений? Найдите и запишите
значение выражений (работа в парах):
- яблоку негде упасть - нос совать - попасть впросак - бить ключом
- собачий холод - пиши пропало - сидеть сычом - кривить душой
-Зачитайте свои ответы, оцените работу.
2) Русский язык богат устойчивыми выражениями. А откуда они появились, мы узнаем
в музее, который находится в этом городе.
Бить баклуши - бездельничать.
А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками,
десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в
качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому
она и стала образцом не дела, а безделья.
Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.
Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века.
Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало
нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время
работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало
относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно
делалось кое-как.
Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи
неприятности.
В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь
предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь
взял булыжник и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он
убил, но и человека тоже.
3) Мы с вами находимся на улице Игровой. Жители этой улицы очень любят играть с
устойчивыми выражениями.
- Я буду показывать картинку, а вы должны узнать устойчивое выражение.
Физминутка.
- Наверное, вы уже устали путешествовать по городу, давайте немного отдохнём.
Встали как стойкие оловянные солдатики
Дотянемся до неба
Разведём руками
Поводим себя за нос
Согнёмся в три погибели
А теперь руки в брюки
Потянем себя за уши
Побьём друг другу челом
Закатим глаза
Займём своё место
- А сейчас мы отправляемся на улицу Мастеров. Оказывается, у людей разных
профессий возникали свои устойчивые выражения. Выберите и наклейте подходящие
для вашей картинки устойчивые выражения (групповая работа).
1 группа – врач, портной
2 группа – столяр, повар
7. Включение нового в систему знаний и повторение.
- Ребята, у нас осталось невыполненное задание на улице Тестов. Теперь вы сможете
его выполнить? Выполните и проверьте по образцу. Оцените себя.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. В какой город мы путешествовали? Что узнали
об устойчивых выражениях? Посмотрите на свои листы самооценки. У вас на столах
лежат воздушные шарики с устойчивыми выражениями. Выберите шарик, который
больше подходит к вашей работе на уроке. Если вы хорошо работали и все задания
выполняли правильно, то вы работали засучив рукава. Если у вас не всё получалось,
но вы многое поняли, то мотали на ус. А если вы почти ничего не сделали и не поняли,
то считали ворон (прикрепляют шарики к доске).
- Я благодарю вас за работу на уроке. Дома вам нужно будет найти устойчивые
выражения со словами рука, язык и записать их в тетрадь.