Автор: Гущина Наталия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: советы родителям будущих первоклассников
Раздел: начальное образование
Статья на тему: «Советы родителям будущих
первоклассников»
1. Правда ли, что при поступлении в 1 класс ребенок должен обладать базовыми
знаниями? Какими?
2. Некоторые родители нанимают репетитора перед 1 классом, беспокоясь, что сами научат
«не так». Может ли мама «неправильно» научить читать и писать крючки?
3. Нужен ли репетитор параллельно с занятиями в школе? Не будет ли в этом случае
путаницы: учитель учит так, а репетитор иначе?
Такие вопросы часто задают родители, чьи дети собираются поступать в 1 класс.
Ребёнок, идущий в первый класс, для качественной подготовки к учебной
деятельности должен действовать в нескольких направлениях.
Будущему первокласснику
просто необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве
окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
свое имя, фамилию и отчество;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
свой адрес – город, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего
телефона (если есть);
страну, в которой живет, и ее столицу;
основные достопримечательности своего города
основные цвета и их оттенки;
части тела человека;
предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
профессии, виды спорта;
виды наземного, водного, воздушного транспорта;
известные русские народные сказки;
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в
общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями,
совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у ребенка к школьному возрасту
наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для
чтения и письма. Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и
обсуждать прочитанное. Учить будущего школьника четко и последовательно выражать
мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог
отвечать на уроках. Поощрять ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточнять
детали и его мнение, задавать вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что
было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в
антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая
«сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово»
(водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.
Математика, счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые
знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические
представления к 1 классу:
знать цифры от 0 до 9;
уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до
4 и т.п.);
уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за
ним;
понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10
(2<6, 9=9, 8>3);
уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
уметь сравнить количество предметов в двух группах;
решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал, ромб);
уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому
признаку;
ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на
листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы,
птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые
задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков
счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что
обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на
игрушечной доске, выкладывайте их из камешков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по
образцу;
рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
писать по образцу печатные буквы;
аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические
фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры
по контуру);
лепить из пластилина и глины;
клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие
задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.
Поэтому обязательно нужно заниматься дома лепкой и рисованием, собирать пазлы,
создавать вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики
сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за
школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился
складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С
одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется,
что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что
учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Однажды сама была свидетелем, как бабушка, идя по улице с внучкой, неправильно учила
её произносить слово по слогам. Вот и невольно задумаешься: «Может ли мама или
бабушка «неправильно» научить читать или писать?»
Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1
классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:
Различает согласные и гласные буквы.
Понимает, чем отличается буква от звука.
Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в
центре или же в конце слова.
Умеет разделять слово на отдельные слоги.
Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки
соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу
обучения в школе уже может:
1.
Удерживать правильно в руке карандаш, ручку или кисть для
рисования.
2.
Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку
от бумаги.
3.
Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может
дорисовать по образцу половинку рисунка.
4.
Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при
оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.
Все эти понятия формируются у ребенка еще в детском саду. Тяжелее тем детям, которые
по разным причинам не посещали детский сад. Грамотные родители, стремящиеся к тому,
чтобы их ребенок не отставал от своих сверстников, стараются сами развивать его. Сейчас
очень много методической литературы, пособий, которые помогут в развитии и
воспитание своего чада. Но! Современные молодые родители сейчас, к сожалению, или к
счастью много работают, стремятся обеспечить будущее своим детям, забывая о том, что
их ребенок не знает элементарных вещей. Многие родители не знают, как правильно
преподнести тот или иной материал и в этом на помощь им приходит репетитор.
Параллельно с занятиями в школе он только в помощь. Поможет занятым родителям в
обучении детей. И совершенно не навредит, так как преподается материал тот, который
проходит ребенок в школе, на уроках.