Напоминание

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса


Автор: Дадаева Оксана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №94"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Скоро в пятый класс
Тема: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся 4 класса

«Скоро в 5 класс»

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее

педагогических сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним

из

труднейших

периодов

школьного

обучения.

Состояние

детей

в

этот

период

с

педагогической

точки

зрения

характеризуется

низкой

организованностью,

учебной

рассеянностью

и

недисциплинированностью,

снижением

интереса

к

учебе

и

ее

результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной

тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они

очень рассеяны, не могут понять, как им теперь надо общаться с педагогами, какие

требования обязательны для выполнения, а какие – нет. Трудно в этот период и педагогам,

особенно тем, которые, выпустив 11 класс, берут снова 5. Пятиклассники предстают перед

ним несамостоятельными, с низким уровнем волевого контроля и т.д.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения учащихся 4 классе

является

создание

социально-психологических

и

педагогических

предпосылок

для

успешного перехода четвероклассников в среднее звено.

При этом речь идет не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и

о закладывании фундамента успешного психологического развития ребенка в процессе

всего дальнейшего обучения.

Задачами сопровождающей деятельности будут следующие:

Выявить уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в

среднем звене.

Создать

педагогические

условия

для

формирования

интеллектуальных

и

личностных предпосылок успешного обучения учащихся в среднем звене.

Способствовать

созданию

социально-личностных

предпосылок

успешного

обучения в среднем звене.

Для этого необходимо организовать во второй половине учебного года специальные

занятия

с

учащимися

4

класса.

Продолжительность

одного

занятия

40

-50

минут.

Периодичность – один раз в неделю. Всего 10 -12 занятий: 2 дополнительных часа могут

быть использованы либо в начале занятий для сплочения группы, создания атмосферы

психологической безопасности; либо в конце – чтобы устроить для ребят чаепитие.

Занятия с учащимися включают в себя необходимый диагностический минимум, а так

же игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, самопознание, развитие

внимания, памяти, мышления.

Для диагностики интеллектуального развития учащихся, особенностей учебной

деятельности и взаимоотношений в классе используются следующие методики:

- тест «Общая осведомленность»;

- методика Кобылицкой «Исправь ошибки»;

- методика изучения объема внимания;

- методика определения словесно-логического мышления;

- методика изучения смысловой и образной памяти;

- методика обратной связи;

- социометрия.

На занятиях с учащимися

используется специальная печатная тетрадь, в которой

помещены все задания и бланки к методикам. После каждого занятия педагог-психолог

фиксирует результаты диагностики и дает возможность учащимся самим записать его в

тетради. Использование тетради дает возможность ребенку возвращаться к предыдущим

заданиям, с тем, чтобы выполнить их лучше. Эта тетрадь после окончания занятий может

перейти в его портфолио.

Тематический план занятий

занятия

Тема занятия

Количество

часов

1

Вводное

занятие.

Кто

Я?

Какой

Я?

Тест

«Общая

осведомленность».

1

2

Рефлексия личностных качеств. Память.

1

3

Внимание! О внимании.

1

4

Как

мы

мыслим?

Диагностика

словесно-логического

мышления.

1

5

Игры

и

упражнения

на

развитие

внимания,

мышления.

Диагностика объема внимания.

1

6

Эмоции. Как мы себя чувствуем в школе. Самооценка.

1

7

Игры

и

упражнения

на

развитие

внимания,

мышления.

Социометрия.

1

8

Организованность, сотрудничество и поддержка –

основные принципы успешной работы.

1

9

Игровой тренинг. «Активизация познавательной

деятельности младших школьников».

1

10

Заключительное занятие.

1

И

того:

10 часов

Каждое занятие включает в себя:

- разминку; упражнения, направленные на повышение активности учащихся, настроя их

на совместную деятельность;

- беседу по основной теме занятия;

- диагностику;

- игры и упражнения на развитие учебно-познавательных мотивов;

- упражнения на самопознание;

- рефлексию занятия.

Занятия можно проводить со всем классом, но если класс больше 20 человек лучше

разбить на две группы. Для достижения обстановки психологической безопасности первое

упражнение на каждом занятии начинать в круге, а затем пересаживать детей за парты для

выполнения заданий в тетради. В конце занятия – рефлексия: что понравилось? Что было

для тебя трудным на занятии? Чему научился? Что узнал нового?

Оценить эффективность программы достаточно сложно. На последнем занятии для

получения

обратной

связи

проводится

анкетирование,

содержащие

в

себе

вопросы:

«Понравились ли вам занятия? Что особенно запомнилось или понравилась?» Так как

программа содержит упражнения на самопознание, учащиеся учатся видеть свои сильные

и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. Развитие навыков группового

взаимодействия снижает конфликтность в классе; снижается и тревожность, связанная с

изменением школьной ситуации – переходом в 5 класс. А когда ребята придут в 5 класс, их

ждут

новые

встречи

с

педагогом-психологом

в

рамках

программы

психолого-

педагогического сопровождения «Я – пятиклассник».

1.

Вводное занятие.

Кто Я? Какой Я? Тест «Общая осведомленность».

Цель:

Ознакомление

с

правилами

работы

на

занятиях.

Создание

атмосферы

психологической безопасности, сплочение группы. Дифференциация представлений о

себе.

Выявление

круга

представлений

ребенка

об

окружающем

мире,

умении

рассуждать и обосновывать свои выводы.

Оборудование: тетради для занятий, мягкая игрушка, платок или повязка для глаз.

Ход занятия

1.

Игра «Снежный ком» (имя)

2.

Беседа «Скоро в пятый класс». Выявление у учащихся ожиданий по этому поводу;

мотивов их учения, опасений, связанных с переходом в пятый класс.

3.

Упражнение «Кто Я? Какой Я?» с. 4

4.

Тест «Общая осведомленность» с. 4

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.

Педагог-психолог читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в тетради.

1. Как называет наш областной центр? (Кемерово)

2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)

3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)

4. Где садится солнце? (На западе)

5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу))

6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)

7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)

8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)

9. Как называется столица России? (Москва)

10. Кто живет во Франции? (Французы)

Оценка:

каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

5.

Игра «Отгадай, кто сидит на стуле». (Нужен платок для завязывания глаз голящему)

6.

Какие черты характера мне нравятся в людях? Задание в тетради с.4

7.

Завершение занятия. Рефлексия занятия.

2.

Рефлексия личностных качеств. Память.

Цель:

формирование

представлений

о

себе

и

личностных

особенностях

другого;

оценка

способностей

ребенка

к

смысловому

запоминанию,

диагностика

образной

памяти.

Оборудование: тетради для занятий, мягкая игрушка.

Ход занятия

1.

Игра Снежный ком» («Бабушка взяла свой чемодан и положила в него…»)

2.

Рефлексия личностных качеств и качеств другого. С.5

3.

Игра «Узнай, чей голосок?»

4.

Диагностика памяти. С.5

Смысловая память

Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить.

Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.

После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой

пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.

шум — вода

стол— обед

мост — река

рубль — копейка

лес — медведь

дуб — желудь

дичь — выстрел

рой — пчела

час — время

гвоздь — доска

Оценка

: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1

балл.

Образная память.

Инструкция

: сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как

можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, нарисуйте или

запишите все, что запомнили. Время предъявления таблицы 20 секунд.

Учащиеся выполняют задание в тетради.

5.

Возвращение к первому заданию.

- Кому мы сегодня собирали чемодан?

- Что она в него положила?

6. Рефлексия занятия.

3.

Внимание! О внимании.

Цель:

познакомить

учащихся

с

понятием

внимания;

изучение

внимания,

сформированности функций контроля.

Оборудование: тетради для занятий, мягкая игрушка.

Ход занятия

1.

Игра «Снежный ком». («Мне на День рождения подарили…»)

2.

Вставь пропущенные буквы. С.6

3.

Беседа о внимании.

4.

Диагностика внимания. Методика Кобылицкой «Исправь ошибки». С. 6

5.

Игра «Запомни все».

6.

Возвращение к первому заданию.

- Кому досталось больше всего подарков?

- Что подарили на День рождения?

7. Игра «Быстрота реакции». Запиши каждую последнюю букву из слов: дом, окно,

крокодил, озеро, вперед, варенье, колодец. Что получилось? (молодец)

8. Рефлексия занятия.

4.

Как мы мыслим? Диагностика словесно-логического мышления.

Цель:

ознакомление

с

понятием

мышление,

изучение

основных

мыслительных

операций на вербальном уровне.

Оборудование: тетради для занятий, непрозрачный мешочек с мелкими предметами.

Ход занятия

1.

Игра «Угадай, что за предмет?»

2.

Беседа «Как мы мыслим?»

3.

Диагностика словесно-логического мышления. С. 7.

4.

Завершение занятия.

5. Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

Диагностика объема внимания.

Цель: тренировка произвольного внимания, умения решать анаграммы; изучение объема

внимания.

Оборудование: тетради для занятий.

Ход занятия

1.

Игра «Предай хорошее настроение».

2.

Анаграммы. С.8

3.

Соедини точки так, чтобы получился предмет. С.8

4.

Игра «Шифровальщик». Учащиеся шифруют 2-3 слова, затем предлагают свои

анаграммы расшифровать одноклассникам.

5.

Диагностика объема внимания. С.9.

6.

Рефлексия занятия.

6. Эмоции. Как мы себя чувствуем в школе. Самооценка.

Цель:

ознакомление

с

проявлениями

эмоциональных

состояний;

изучение

психологической безопасности учащихся в школе, самооценки.

Оборудование: тетради для занятий.

Ход занятия

1.

Игра «Отгадай эмоцию»

2.

Беседа «Эмоции»

3.

Изобрази эмоцию. С.10

Дорисовать лицо: веселое, грустное, спокойное, равнодушное.

4.

Оценка школьных ситуаций. С. 10

5.

Самооценка.

6.

Рефлексия занятия.

7.

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Социометрия.

Цель: тренировка внимания, памяти, умения составлять слова из букв данного слова;

рефлексия личностных качеств.

Оборудование: тетради для занятий, бланки для социометрии.

Ход занятия

1.

Игра «хорошо – плохо».

2.

Игра – соревнование. Составление слов. С. 11

3.

Графический диктант: 2 клетки вниз, 5 клеток вправо– поставьте точку.

2 кл вниз, 3 кл влево, 3 кл вниз, 2 кл вправо, 1 кл вверх, 2 кл вправо, 1 кл вниз, 2 кл

вправо, 2 кл вверх, 2 кл вправо, 2 кл вниз, 1 кл вправо, 1 кл вверх, 2 кл вправо, 1 кл

вниз, 3 кл вправо, 1 кл вверх, 2 кл вправо, 1 кл вниз, 2 кл вправо, 4 кл вверх, 10 кл

влево, 1 кл вниз, 2 кл влево, 2 кл вверх, 3 кл влево.

4. Социометрия. Бланки для диагностики.

5.Рефлексия занятия.

8. Организованность, сотрудничество и поддержка –

основные принципы успешной работы.

Цель: формирование умения сотрудничать и поддерживать друг друга.

Задачи:

познакомить учащихся с основными принципами успешной работы;

способствовать сплочению коллектива, повышению самооценки;

формировать умения работать вместе.

Оборудование:

карточки

со

словами:

организованность,

сотрудничество,

поддержка

(разрезанные по числу участников занятия), 3 листа А4, простые карандаши по числу

участников, бланки к упражнению «Делаем вместе».

Ход занятия

1. Разминка.

- Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

у кого в классе есть друзья.

у кого карие глаза.

кто знает, чем мы сегодня будем заниматься.

кто не знает, чем мы сегодня будем заниматься.

2. Сообщение темы занятия.

- На занятии у вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но

есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не

кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все.

Но вначале я хочу рассказать вам одну притчу.

В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший

большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил

принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался

сделать это, но хотя они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец

попросил

разрезать

проволоку,

связывающую

веник,

и

предложил

сыновьям

сломать

рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не

страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

- О чем эта притча?

3. Упражнение «Строй»

- Я уверена, что вы легко и быстро сможете построиться по росту. А я попрошу вас

построиться по алфавиту. Но вы должны это сделать молча. Молодцы. А теперь по дням

рождения.

После выполнения обсудить, что получилось, а что – нет.

4. Деление на команды. Всем раздаются карточки. Ваша задача собрать 3 слова.

- Какие это получились слова?

На

доске: Организованность,

сотрудничество

и

поддержка

- это

и

есть

основные

принципы успешной работы.

- Что будет, если мы не будем организованными?

- Сотрудничать – это значит уметь уступать, что будет, если мы не будем уступать друг

другу?

- Поддержка – это значит…. Что будет, если мы не будем поддерживать друг друга?

5. Упражнение «Совместное рисование»

Инструкция: Сейчас вы будете рисовать медведя. Рисовать будем

на одном листе,

передавая его по команде «стоп» т. е. начинает первый рисовать, по команде «стоп»,

передает второму. Второй рисует, по команде «Стоп», передает третьему и т. д.

Обсуждение выполнения задания.

6. Задание в тетради с. 12. Преврати каждую фигуру в предмет.

7. Упражнение «Делаем вместе». Приложение 5.

8. Завершение занятия.

9. Игровой тренинг.

«Активизация познавательной деятельности младших школьников».

Цель:

создание

условий

для

активизации

познавательной

деятельности

младших

школьников.

Задачи: развитие познавательной сферы младших школьников;

развитие навыков коллективной работы;

развитие социально-психологических качеств личности;

развитие рефлексии.

Оборудование: разрезная картинка – ребус (по числу участников), таблички с названиями

команд: «Вишенка», «Радуга», «Солнышко», тетради для занятий.

Ход занятия

Целевая установка: В жизни много различных ситуаций, когда нам нужно проявить

смекалку, выдумку чтобы найти выход из какой-либо ситуации или найти решение какой-

либо задачи. Сейчас вам представится такая возможность.

Основная часть

Задание 1. «Ребус». Приложение 6.

Участникам тренинга раздаются три разрезанные (по количеству участников) картинки.

Собрав картинку, участники тренинга делятся на три команды, отгадывают ребус и узнают

название своей команды. Команды занимают места за игровыми столами.

Итак, у нас образовалось три команды: «Вишенка», «Радуга», «Солнышко».

Задание 2. «Сочини рассказ».

Даны слова:

ФЛАГ, ВОРОТНИК, ЗИМА, НОС, ОБРУЧ,

АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ.

Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.

Команды работают 3-5 минут, затем представляют свои рассказы.

- Трудно было выполнить задание? Почему?

Игра «Тропинка, кочки, копна»

Играем в игру «Тропинка, кочки, копна». Если я скажу: «Тропинка» - все изображают

тропинку: приседают друг за другом, руки кладут на плечи впереди сидящему. Если я

скажу: «Кочки» - все приседают и закрывают голову руками. Если я скажу: «Копна» - все

собираются в круг и поднимают руки вверх, изображая копну. Все встали, играем.

Задание 3. «Тарабанская грамота».

Перед вами – «Тарабанская грамота». Ваша задача – прочесть, что там написано. Время

выполнения задания 3 минуты.

- Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

- Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание?

Задание 4. «Рисуночное письмо».

Когда – то люди не знали букв. Но они могли писать друг другу письма. Каким образом?

Они могли рисовать. Напишите с помощью рисунков короткое письмо вашим соперникам.

Что помогло вам справиться с заданием?

Заключительная часть

Упражнение «Быстрота реакции»..

Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле,

узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.

А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.

-

Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников

игры.

(Спасибо за работу)

Рефлексия занятия.

Участники тренинга снова садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия.

-

Как вы себя чувствовали на занятии? Что понравилось? Кому было трудно?

10. Заключительное занятие.

Цель:

подведение

итогов:

рефлексия

личностного

роста

каждого

участника

группы,

получение обратной связи.

Оборудование: дипломы участникам занятий, мягкая игрушка, тетради для занятий.

Ход занятия

1.

Упражнение «Я желаю тебе..» или упражнение «Комплименты»

2.

Заполнение анкеты. С.13

3.

Игра «лучшее качество»

4.

Вручение дипломов.

5.

Рефлексия занятия.

Литература

1.

Битянова,

М.Р.

Работа

психолога

в

начальной

школе

/

М.Р.

Битянова.-

М.:

Совершенство, 1998.

2.

Образцова, Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО

«Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.

3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов.-

М., 1995.

4. Родионов, В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 -11

классов / В.А. Родионов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома / Н.В. Самоукина . - М., 1993.

6. Фопель

К.

Как

научить

детей

сотрудничать?

Сборник

психологический

игр

и

упражнений / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001.



В раздел образования