Напоминание

Методическая копилка рекомендаций педагога-психолога для учителей, работающих с детьми с ОВЗ


Автор: Споляк Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат №7 г.Ангарска"
Населённый пункт: город Ангарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая копилка рекомендаций педагога-психолога для учителей, работающих с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Составила: Педагог-психолог ГОКУ «Школа-интернат№7 г. Ангарска» Споляк Оксана Николаевна
Методическая копилка рекомендаций педагога-психолога

для учителей, работающих с детьми с ОВЗ

Рекомендации педагога-психолога для учителей, работающих с детьми ОВЗ

Особые условия:
-Изменения способов подачи информации и модификации учебного плана. -Изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. -Необходимые изменения включить в индивидуальный образовательный план учащегося. 
В процессе обучения учителю следует:
- Использовать четкие указания. - Поэтапно разъяснять задания. - Давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, разделяя его на отдельные части и давать их постепенно. - Учить последовательно, выполнять задания. - Повторять инструкции к выполнению задания. - Демонстрировать уже выполненное задание. 
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- Чередовать занятий и физкультурные паузы. - Предоставлять дополнительное время для завершения задания; для сдачи домашнего задания. - Использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; -Обеспечивать школьника копией конспекта. 
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- Использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. - Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. - Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями. - Акцентировать внимание на хороших оценках. -Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. - Проводить оценку переделанных работ. -Развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но делать это тактично, используя игровые приемы. -Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. -Необходимо прибегать к дополнительным стимулам (похвала, соревнования, жетоны, наклейки).

Организация учебного процесса
-На каждом уроке вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности. Не требовать немедленного включения в работу. -Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. -Использовать вербальные поощрения. - Составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника. -Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства. -Использовать (слова, жесты), которые, дадут учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. -Игнорировать незначительные поведенческие нарушения. -Отмечать изменения в поведении, которые предупреждают о переутомлении учащегося. 
Организация учебного процесса
-В момент выполнения задания не отвлекать учащегося на дополнения инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. -Облегчить учебную деятельность использованием всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать. -Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут). -Давать на уроке не более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. -Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. -Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому. -Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
Что необходимо делать учителю в конфликтной ситуации:
 Контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося обосновать свои претензии, предоставить ему возможность «выпустить пар».  Постараться взглянуть на проблему глазами ученика, не приписывать ученику своё понимание его позиции, перейти на «Я-высказывания», например: не «вы меня обманываете, а я чувствую себя обманутым».  Соблюдать вежливость и тактичность.  Избегать соблазна наказать, обвинить, упрекнуть, подвергнуть критике.  Если конфликт состоялся при классе, то взять «тайм-аут» и продолжить разговор после урока без слушателей и зрителей (после паузы, спадёт накал страстей и не будет «работы на публику»).  Не бояться принести свои извинения, если чувствуешь вину.  Умело использовать юмор и смекалку.  Независимо от результатов разрешения конфликта необходимо постараться не разрушить отношений с ребёнком (высказать сожаление по поводу возникших трудностей, выразить своё расположение к ученику).

Что нельзя делать учителю в конфликтной ситуации:
 Отвечать агрессией на агрессию (это принизит ваше достоинство).  Затрагивать качества личности ребёнка, а давать оценку только его действиям (по конкретному поводу).  Обращать внимание на национальные особенности детей.  Оскорблять детей.  Прилюдно обсуждать родителей и родственников ребёнка.  Сравнивать детей (у каждого есть положительные и отрицательные качества).  Унижать достоинство ребёнка (это не укрепляет авторитет взрослого).


В раздел образования