Методическая копилка рекомендаций педагога-психолога для учителей, работающих с детьми с ОВЗ
Автор: Споляк Оксана Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат №7 г.Ангарска" Населённый пункт: город Ангарск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая копилка рекомендаций педагога-психолога для учителей, работающих с детьми с ОВЗ Раздел: среднее образование
Рекомендации педагога-психолога для учителей, работающих с детьми ОВЗ
Особые условия:
-Изменения способов подачи информации и модификации учебного плана.
-Изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов
представления результатов.
-Необходимые изменения включить в индивидуальный образовательный план учащегося.
В процессе обучения учителю следует:
- Использовать четкие указания.
- Поэтапно разъяснять задания.
- Давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный
материал, разделяя его на отдельные части и давать их постепенно.
- Учить последовательно, выполнять задания.
- Повторять инструкции к выполнению задания.
- Демонстрировать уже выполненное задание.
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- Чередовать занятий и физкультурные паузы.
- Предоставлять дополнительное время для завершения задания; для сдачи домашнего
задания.
- Использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-Обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- Использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- Акцентировать внимание на хороших оценках.
-Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился.
- Проводить оценку переделанных работ.
-Развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но
делать это тактично, используя игровые приемы.
-Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения
самых простых заданий.
-Необходимо прибегать к дополнительным стимулам (похвала, соревнования, жетоны,
наклейки).
Организация учебного процесса
-На каждом уроке вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с
трудом
переключается
с
предыдущей
деятельности.
Не
требовать
немедленного
включения в работу.
-Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
-Использовать вербальные поощрения.
- Составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения
школьника.
-Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого
требуют обстоятельства.
-Использовать (слова, жесты), которые, дадут учащемуся понять, что его поведение
является недопустимым на данный момент.
-Игнорировать незначительные поведенческие нарушения.
-Отмечать изменения в поведении, которые предупреждают о переутомлении учащегося.
Организация учебного процесса
-В момент выполнения задания не отвлекать учащегося на дополнения инструкции, т.к.
процесс переключения у них очень снижен.
-Облегчить учебную деятельность использованием всех анализаторов (двигательного,
зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть,
проговаривать.
-Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения
переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10
минут).
-Давать на уроке не более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не
столько механическую, сколько смысловую память.
-Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с
многократным повтором основных моментов.
-Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому.
-Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям
ребёнка.
Что необходимо делать учителю в конфликтной ситуации:
Контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося
обосновать свои претензии, предоставить ему возможность «выпустить пар».
Постараться взглянуть на проблему глазами ученика, не приписывать ученику своё
понимание его позиции, перейти на «Я-высказывания», например: не «вы меня
обманываете, а я чувствую себя обманутым».
Соблюдать вежливость и тактичность.
Избегать соблазна наказать, обвинить, упрекнуть, подвергнуть критике.
Если конфликт состоялся при классе, то взять «тайм-аут» и продолжить разговор
после урока без слушателей и зрителей (после паузы, спадёт накал страстей и не
будет «работы на публику»).
Не бояться принести свои извинения, если чувствуешь вину.
Умело использовать юмор и смекалку.
Независимо от результатов разрешения конфликта необходимо постараться не
разрушить отношений с ребёнком (высказать сожаление по поводу возникших
трудностей, выразить своё расположение к ученику).
Что нельзя делать учителю в конфликтной ситуации:
Отвечать агрессией на агрессию (это принизит ваше достоинство).
Затрагивать качества личности ребёнка, а давать оценку только его действиям (по
конкретному поводу).
Обращать внимание на национальные особенности детей.
Оскорблять детей.
Прилюдно обсуждать родителей и родственников ребёнка.
Сравнивать детей (у каждого есть положительные и отрицательные качества).
Унижать достоинство ребёнка (это не укрепляет авторитет взрослого).