Напоминание

Влияние родительских установок на развитие детей


Автор: Гринёва Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 40 Московского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние родительских установок на развитие детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние родительских установок

на развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух

взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и

подсознание.

В

неосознаваемой

сфере

очень

важное

значение

имеет

фиксированное

отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и

психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в

эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

Бесспорно,

родители

-

самые

значимые

и

любимые

для

ребёнка

люди.

Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,

непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость

родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В

отличие

от

сформировавшейся

личности,

ребёнок

3-4

лет

не

владеет

психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться

осознанными

мотивами

и

желаниями.

Родителям

стоит

осторожно

и

внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам

поступков

ребёнка,

избегать

установок,

которые

впоследствии

могут

отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и

эмоционально ограниченной.

Установки

возникают

повседневно.

Они

случайны,

слабы,

другие

принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем

раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не

исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его

поведения

и

чувства.

Оружием

против

негативной

установки

может

стать

только

контрустановка,

причём

постоянно

подкрепляемая

положительными

проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка

"Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но

только

в

том

случае,

если

ребёнок

будет

действительно

получать

подтверждение

своим

способностям

в

реальной

деятельности

(рисование,

лепка, пение и т.д.).

Несомненно,

большая

часть

родительских

установок

положительна

и

способствует

благоприятному

развитию

личного

пути

ребёнка.

А

раз

они

помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные

инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и

выжить

в

окружающем

мире.

Примером

исторически

сложившихся

и

передаваемых

из

поколения

в

поколение

положительных

установок,

охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с

мудрым

адаптационным

смыслом,

где

добро

побеждает

зло,

где

важны

стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже

приведена

таблица

наиболее

часто

встречающихся

негативных

родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они

могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.

Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли

некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим

детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь

трансфо-

рмировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и

яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь

слушаться, с тобой

никто дружить не

будет…".

Замкнутость,

отчуждённость,

угодливость, безынициативность,

подчиняемость,

приверженность

стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого

в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Ч у в с т в о

в и н ы ,

н и з к а я

с а м о о ц е н к а ,

в р а ж д е б н о е

отношение

к

окружающим,

от ч уж д е н и е ,

ко н фл и кт ы

с

родителями.

"Счастье ты моё, радость

моя!"

"Плакса-Вакса,

нытик, пискля!"

С д е р ж и в а н и е

э м о ц и й ,

внутренняя

о з л о бл е н н о с т ь ,

т р е в о ж н о с т ь ,

г л у б о к о е

п е р е ж и в а н и е

д а ж е

незначительных проблем, страхи,

повышенное

эмоциональное

напряжение.

"Поплачь, будет

легче…".

"Вот дурашка, всё

готов раздать…".

Низкая

самооценка,

жадность,

накопительство,

трудности

в

общении

со

с ве р с т н и ка м и ,

эгоизм.

"Молодец, что делишься

с другими!".

"Не твоего ума

дело!".

Низкая самооценка, задержки в

п с и х и ч е с к о м

р а з в и т и и ,

отсутствие

своего

м н е н и я ,

р о б о с т ь ,

о т ч у ж д ё н н о с т ь ,

конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как

твой папа (мама)

…".

Т р у д н о с т и

в

о б щ е н и и

с

родителями,

идентификация

с

родительским

п о в е д е н и е м ,

н е а д е к ват н а я

с а м о о ц е н к а ,

у п р я м с т в о ,

п о в т о р е н и е

поведения родителя.

"Папа у нас

замечательный человек!"

"Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь

делать, неумейка!".

Неуверенность

в

своих

силах,

низкая

самооценка,

ст рахи,

задержки психического развития,

безынициативность,

низ ка я

"Попробуй ещё, у тебя

обязательно получится!".

мотивация к достижению.

"Не кричи так,

оглохнешь!"

С к р ы т а я

а г р е с с и в н о с т ь ,

повышенное

психоэмоциональное

напряжение,

болезни

горла

и

ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко,

давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи,

рассеянность, невнимание к себе

и своей внешности,

неразборчивость в выборе

друзей.

"Как приятно на тебя

смотреть, когда ты чист

и аккуратен!"

"Противная

девчонка, все они

капризули!"

(мальчику о

девочке).

"Негодник, все

мальчики забияки и

драчуны!" (девочке

о мальчике).

Нарушения в психосексуальном

развитии, осложнения в

межполовом общении, трудности

в выборе друга

противоположного пола.

"Все люди равны, но в то

же время ни один не

похож на другого".

"Ты плохой,

обижаешь маму, я

уйду от тебя к

другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи,

тревожность, ощущение

одиночества, нарушение сна,

отчуждение от родителей, "уход"

в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не

оставлю, ты самый

любимый!".

"Жизнь очень

трудна: вырастешь –

узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость,

безволие, покорность судьбе,

неумение преодолевать

препятствия, склонность к

несчастным случаям,

подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и

прекрасна! Всё будет

хорошо!".

"Уйди с глаз моих,

встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с

родителями, "уход" от них,

скрытность, недоверие,

озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во

всём разберёмся

вместе!"

"Не ешь много

сладкого, а то зубки

будут болеть, и

будешь то-о-ол-

стая!".

Проблемы с излишним весом,

больные зубы, самоограничение,

низкая самооценка, неприятие

себя.

"Давай немного оставим

папе (маме) ит.д."

"Все вокруг

обманщики, надейся

только на себя!"

Трудности в общении,

подозрительность, завышенная

самооценка, страхи, проблемы

сверконтроля, ощущение

одиночества и тревоги.

"На свете много добрых

людей, готовых тебе

помочь…".

"Ах ты, гадкий

утёнок! И в кого ты

такой некрасивый!".

Недовольство своей

внешностью, застенчивость,

нарушения в общении, чувство

беззащитности, проблемы с

родителями, низкая самооценка,

неуверенность в своих силах и

возможностях.

"Как ты мне

нравишься!".

"Нельзя ничего

самому делать,

спрашивай

разрешения

Робость, страхи, неуверенность в

себе, безынициативность, боязнь

старших, несамостоятельность,

"Смелее, ты всё можешь

сам!".

у старших!".

нерешительность, зависимость

от чужого мнения, тревожность.

"Всегда ты не

вовремя

подожди…".

Отчуждённость, скрытность,

излишняя самостоятельность,

ощущение беззащитности,

ненужности, "уход" в себя",

повышенное

психоэмоциональное

напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся,

никому не уступай,

всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля,

агрессивность, отсутствие

поведенческой гибкости,

сложности в общении, проблемы

со сверстниками, ощущение

вседозволенности.

"Держи себя в руках,

уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте

свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное

занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в

будущем

и

отрицательно

повлиять

на

психоэмоциональное

благополучие

ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

● Я сейчас занят(а)…

● Посмотри, что ты натворил!!!

● Как всегда неправильно!

● Когда же ты научишься!

● Сколько раз тебе можно повторять!

● Ты сведёшь меня с ума!

● Что бы ты без меня делал!

● Вечно ты во всё лезешь!

● Уйди от меня!

● Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не

удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,

ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

● Ты самый любимый!

● Ты очень многое можешь!

● Что бы мы без тебя делали?!

● Иди ко мне!

● Садись с нами…!

● Я помогу тебе…

● Я радуюсь твоим успехам!

● Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

● Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и

счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна

оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не

беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая

боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом

инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными,

энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит

не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и

догадываться!

Не следует:

● Запирать его одного в тёмной или тесной комнате.

● Бить по рукам, по голове и лицу.

● Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделает».

● Пугать животными.

● Заставлять неподвижно лежать, сидеть, стоять и т.д.

● Объявлять ребёнку бойкот.

Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и

ласки.

Если ребёнок боится, нельзя:

1. Смеяться над ним, называть трусишкой.

2. Высмеивать, особенно при других детях.

3. Наказывать за страх.

Как преодолеть страх?

Если ребёнок боится бабу Ягу, ведьму, страшилу и др., то нужно:

1. Предложить нарисовать их.

2. Поиграть в сказочных героев.

Если ребёнок боится темноты:

1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.

2. Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати,

прокладывая пути к предметам, которые могут понадобиться ночью.

3. Придумать

игру,

в

ходе

которой

нужно

входить

в

тёмную

комнату,

например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые в тёмной комнате.

Если ребёнок боится собак:

1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может трогать, играть.

2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь

насмотреться

на

его

выходки,

оставаясь

рядом

с

ребёнком,

чтобы

он

не

т

р

е

в

о

ж

и

л

с

я

.

Перед сном нельзя:

1. Устраивать шумные игры.

2. Смотреть страшные фильмы

3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.

Перед сном надо:

1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат,

гномов.

2. Спокойно разговаривать

3. Создавать обстановку мира, покоя и уюта.

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше

распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

● Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не

должно быть похоже на упрашивание.

● Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком

трудного напряжения.

Оно

должно

быть

разумным,

т.е.

не

должно

противоречить

здравому

смыслу.

● Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

● Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и

добиваться выполнения Ваших требований.



В раздел образования