Автор: Гринёва Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 40 Московского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние родительских установок на развитие детей
Раздел: дошкольное образование
Влияние родительских установок
на развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В
неосознаваемой
сфере
очень
важное
значение
имеет
фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно,
родители
-
самые
значимые
и
любимые
для
ребёнка
люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В
отличие
от
сформировавшейся
личности,
ребёнок
3-4
лет
не
владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными
мотивами
и
желаниями.
Родителям
стоит
осторожно
и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков
ребёнка,
избегать
установок,
которые
впоследствии
могут
отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и
эмоционально ограниченной.
Установки
возникают
повседневно.
Они
случайны,
слабы,
другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем
раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не
исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его
поведения
и
чувства.
Оружием
против
негативной
установки
может
стать
только
контрустановка,
причём
постоянно
подкрепляемая
положительными
проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка
"Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но
только
в
том
случае,
если
ребёнок
будет
действительно
получать
подтверждение
своим
способностям
в
реальной
деятельности
(рисование,
лепка, пение и т.д.).
Несомненно,
большая
часть
родительских
установок
положительна
и
способствует
благоприятному
развитию
личного
пути
ребёнка.
А
раз
они
помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и
выжить
в
окружающем
мире.
Примером
исторически
сложившихся
и
передаваемых
из
поколения
в
поколение
положительных
установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с
мудрым
адаптационным
смыслом,
где
добро
побеждает
зло,
где
важны
стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже
приведена
таблица
наиболее
часто
встречающихся
негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они
могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли
некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансфо-
рмировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и
яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
и вовремя исправьтесь
"Не будешь
слушаться, с тобой
никто дружить не
будет…".
Замкнутость,
отчуждённость,
угодливость, безынициативность,
подчиняемость,
приверженность
стереотипному поведению.
"Будь собой, у каждого
в жизни будут друзья!".
"Горе ты моё!"
Ч у в с т в о
в и н ы ,
н и з к а я
с а м о о ц е н к а ,
в р а ж д е б н о е
отношение
к
окружающим,
от ч уж д е н и е ,
ко н фл и кт ы
с
родителями.
"Счастье ты моё, радость
моя!"
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
С д е р ж и в а н и е
э м о ц и й ,
внутренняя
о з л о бл е н н о с т ь ,
т р е в о ж н о с т ь ,
г л у б о к о е
п е р е ж и в а н и е
д а ж е
незначительных проблем, страхи,
повышенное
эмоциональное
напряжение.
"Поплачь, будет
легче…".
"Вот дурашка, всё
готов раздать…".
Низкая
самооценка,
жадность,
накопительство,
трудности
в
общении
со
с ве р с т н и ка м и ,
эгоизм.
"Молодец, что делишься
с другими!".
"Не твоего ума
дело!".
Низкая самооценка, задержки в
п с и х и ч е с к о м
р а з в и т и и ,
отсутствие
своего
м н е н и я ,
р о б о с т ь ,
о т ч у ж д ё н н о с т ь ,
конфликты с родителями.
"А ты как думаешь?".
"Ты совсем, как
твой папа (мама)
…".
Т р у д н о с т и
в
о б щ е н и и
с
родителями,
идентификация
с
родительским
п о в е д е н и е м ,
н е а д е к ват н а я
с а м о о ц е н к а ,
у п р я м с т в о ,
п о в т о р е н и е
поведения родителя.
"Папа у нас
замечательный человек!"
"Мама у нас умница!".
"Ничего не умеешь
делать, неумейка!".
Неуверенность
в
своих
силах,
низкая
самооценка,
ст рахи,
задержки психического развития,
безынициативность,
низ ка я
"Попробуй ещё, у тебя
обязательно получится!".
мотивация к достижению.
"Не кричи так,
оглохнешь!"
С к р ы т а я
а г р е с с и в н о с т ь ,
повышенное
психоэмоциональное
напряжение,
болезни
горла
и
ушей, конфликтность.
"Скажи мне на ушко,
давай пошепчемся…!".
"Неряха, грязнуля!".
Чувство вины, страхи,
рассеянность, невнимание к себе
и своей внешности,
неразборчивость в выборе
друзей.
"Как приятно на тебя
смотреть, когда ты чист
и аккуратен!"
"Противная
девчонка, все они
капризули!"
(мальчику о
девочке).
"Негодник, все
мальчики забияки и
драчуны!" (девочке
о мальчике).
Нарушения в психосексуальном
развитии, осложнения в
межполовом общении, трудности
в выборе друга
противоположного пола.
"Все люди равны, но в то
же время ни один не
похож на другого".
"Ты плохой,
обижаешь маму, я
уйду от тебя к
другому ребёнку!".
Чувство вины, страхи,
тревожность, ощущение
одиночества, нарушение сна,
отчуждение от родителей, "уход"
в себя или "уход" от родителей.
"Я никогда тебя не
оставлю, ты самый
любимый!".
"Жизнь очень
трудна: вырастешь –
узнаешь…!"
Недоверчивость, трусость,
безволие, покорность судьбе,
неумение преодолевать
препятствия, склонность к
несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм.
"Жизнь интересна и
прекрасна! Всё будет
хорошо!".
"Уйди с глаз моих,
встань в угол!"
Нарушения взаимоотношений с
родителями, "уход" от них,
скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
"Иди ко мне, давай во
всём разберёмся
вместе!"
"Не ешь много
сладкого, а то зубки
будут болеть, и
будешь то-о-ол-
стая!".
Проблемы с излишним весом,
больные зубы, самоограничение,
низкая самооценка, неприятие
себя.
"Давай немного оставим
папе (маме) ит.д."
"Все вокруг
обманщики, надейся
только на себя!"
Трудности в общении,
подозрительность, завышенная
самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение
одиночества и тревоги.
"На свете много добрых
людей, готовых тебе
помочь…".
"Ах ты, гадкий
утёнок! И в кого ты
такой некрасивый!".
Недовольство своей
внешностью, застенчивость,
нарушения в общении, чувство
беззащитности, проблемы с
родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и
возможностях.
"Как ты мне
нравишься!".
"Нельзя ничего
самому делать,
спрашивай
разрешения
Робость, страхи, неуверенность в
себе, безынициативность, боязнь
старших, несамостоятельность,
"Смелее, ты всё можешь
сам!".
у старших!".
нерешительность, зависимость
от чужого мнения, тревожность.
"Всегда ты не
вовремя
подожди…".
Отчуждённость, скрытность,
излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности,
ненужности, "уход" в себя",
повышенное
психоэмоциональное
напряжение.
"Давай, я тебе помогу!"
"Никого не бойся,
никому не уступай,
всем давай сдачу!".
Отсутствие самоконтроля,
агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости,
сложности в общении, проблемы
со сверстниками, ощущение
вседозволенности.
"Держи себя в руках,
уважай людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте
свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное
занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в
будущем
и
отрицательно
повлиять
на
психоэмоциональное
благополучие
ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
● Я сейчас занят(а)…
● Посмотри, что ты натворил!!!
● Как всегда неправильно!
● Когда же ты научишься!
● Сколько раз тебе можно повторять!
● Ты сведёшь меня с ума!
● Что бы ты без меня делал!
● Вечно ты во всё лезешь!
● Уйди от меня!
● Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,
ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
● Ты самый любимый!
● Ты очень многое можешь!
● Что бы мы без тебя делали?!
● Иди ко мне!
● Садись с нами…!
● Я помогу тебе…
● Я радуюсь твоим успехам!
● Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
● Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и
счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна
оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не
беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая
боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом
инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными,
энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит
не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
Не следует:
● Запирать его одного в тёмной или тесной комнате.
● Бить по рукам, по голове и лицу.
● Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделает».
● Пугать животными.
● Заставлять неподвижно лежать, сидеть, стоять и т.д.
● Объявлять ребёнку бойкот.
Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и
ласки.
Если ребёнок боится, нельзя:
1. Смеяться над ним, называть трусишкой.
2. Высмеивать, особенно при других детях.
3. Наказывать за страх.
Как преодолеть страх?
Если ребёнок боится бабу Ягу, ведьму, страшилу и др., то нужно:
1. Предложить нарисовать их.
2. Поиграть в сказочных героев.
Если ребёнок боится темноты:
1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
2. Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати,
прокладывая пути к предметам, которые могут понадобиться ночью.
3. Придумать
игру,
в
ходе
которой
нужно
входить
в
тёмную
комнату,
например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые в тёмной комнате.
Если ребёнок боится собак:
1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может трогать, играть.
2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь
насмотреться
на
его
выходки,
оставаясь
рядом
с
ребёнком,
чтобы
он
не
т
р
е
в
о
ж
и
л
с
я
.
Перед сном нельзя:
1. Устраивать шумные игры.
2. Смотреть страшные фильмы
3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.
Перед сном надо:
1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат,
гномов.
2. Спокойно разговаривать
3. Создавать обстановку мира, покоя и уюта.
Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше
распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
● Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не
должно быть похоже на упрашивание.
● Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком
трудного напряжения.
●
Оно
должно
быть
разумным,
т.е.
не
должно
противоречить
здравому
смыслу.
● Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
● Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и
добиваться выполнения Ваших требований.