Автор: Мелкумян Рита Георгиевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГАУДО ДМТ "Домисолька"
Населённый пункт: Г.Москва,ул.Маршала Бирюзова, д.5
Наименование материала: Методическая программа
Тема: Веселые нотки
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ДОМИСОЛЬКА»
Принята на заседании
методического совета
Протокол № ____
от «___» ____________20___года
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГАУДО «Домисолька»
________________И.Н. Жиганов
Приказ № ____
от «___»_____________20___года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-16 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Автор-составитель программы:
Мелкумян Рита Георгиевна,
педагог дополнительного образования
Москва – 2018
Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Веселые
нотки» имеет художественную направленность и реализуется на платной основе.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Музыка
является
неотъемлемой
частью
общей
культуры
человека,
оказывает
мощное эмоциональное влияние на формирование характера ребенка.
Данная программа направлена на приобретение первоначальных умений и навыков
игры
на
фортепиано
и
ориентирована
на
интеллектуальное
и
художественно
–
эстетическое
развитие
ребенка.
Она
расширяет
представления
учащихся
об
исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки,
приобщает детей к музыкальной культуре.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они
имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию
различных стилей музыки (классика, джаз и т.д.) в юном возрасте. Это делает их более
восприимчивыми к различным вещам в жизни, от урока к уроку ребенок достигает
определенных положительных результатов, и это дает ему уверенность в своих силах.
В
выше
сказанном
заключается педагогическая
целесообразность
данной
программы.
Цели и задачи программы:
Цель программы – музыкально-эстетическое развитие детей, формирование их
художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, воспитание музицирующих
любителей музыки.
Задачи программы:
Обучающие:
освоение основ нотной грамоты,
освоение принципа игры по нотам,
освоение принципов ансамблевого музицирования,
формирование пианистических навыков.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей,
развитие зрительной и моторной памяти,
развитие внутреннего музыкального слуха,
развитие навыков концентрации внимания,
тренировка осознанных и самостоятельных домашних занятий.
Воспитательные:
формирование художественного и музыкального вкуса,
навыки культуры поведения на сцене,
воспитание
настойчивости,
целеустремленности
и
ответственности
в
достижении творческих результатов.
Отличительные особенности:
Основные задачи – развитие музыкальных способностей, приобретения основных
исполнительских
навыков
игры
на
фортепиано,
исполнение
большого
количества
произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры,
2
чтение
с
листа,
самостоятельной
работы
над
произведением,
развитие
творческих
способностей учащихся.
Особенность
данного
курса
–
главный
акцент
ставится
на
музицирование,
исполнение популярной музыки и подбор произведений на слух, особенное внимание
уделяется песням, так как дети, посещающие Детский Музыкальный Театр «Домисолька»,
обучаются вокалу и знакомы с разнообразным песенным репертуаром.
Сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей ученика.
Основная программа включает большое количество относительно легких произведений,
доступных для быстрого разучивания, доставляющих удовольствие от музицирования.
Учитывая,
что
не
все
учащиеся
имеют
хорошую
музыкальную
память,
на
зачетах
разрешается исполнять произведения по нотам.
Возраст обучающихся по программе:
В реализации программы участвуют дети от 5 до 16 лет.
Срок реализации программы:
Срок реализации программы 5 лет.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
- очная;
- индивидуальная.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 (один) или 2 (два) раза в неделю по одному часу (время
занятий включает 45 мин. учебного времени и 15-мин. перерыв).
Общее количество часов в год – 36 часов или 72 часа.
Форма
и
режим
занятий
предполагают
классные
занятия,
домашние
и
самостоятельные занятия.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Занимаясь
по
данной
программе,
учащийся
приобретает
необходимые
практические навыки игры на фортепиано.
К концу первого года обучения дети будут знать и уметь:
- ноты скрипичного и басового ключа в пределах двух октав;
- 20-30 пьес для решения различных учебных задач: технических (координация рук,
пальцев),
художественно-исполнительских
(работы
над
фразировкой,
динамикой,
нюансировкой);
- 2-3 джазовые легкие пьесы;
- навыки чтения с листа.
К концу второго года обучения дети будут знать и уметь:
- общепринятые темповые и динамические обозначения;
- аппликатурные принципы игры гамм (хроматическая, расходящаяся, в прямом
движении);
-
10-12
музыкальных
произведений:
1-2
полифонических
произведений,
1-2
произведения крупной формы, 4-6 разнохарактерные пьесы, 2-3 этюда на различные виды
техники;
- 2-3 джазовые пьесы;
- навыки чтения с листа (играть, видя на один такт вперед пьесы).
К концу третьего года обучения дети будут знать и уметь:
3
- 8-10 музыкальных произведений;
- 1 полифоническую пьесу;
- 1 произведение крупной формы;
- 2-3 разнохарактерные пьесы;
- 1-2 этюда;
- 2-3 джазовые пьесы;
-1-2 ансамблевые пьесы;
- навыки игры с педалью;
- гаммы: До, Соль, Ре
- подбирать по слуху песни с простым аккомпанементом.
К концу четвертого года обучения дети будут знать и уметь:
В течение учебного года ученик должен пройти 12-15 различных по форме музыкальных
произведений:
2 полиграфические пьесы;
2 произведения сонатной или вариационной формы;
5-6 пьес, различных по характеру;
5-6 этюдов;
1-2 ансамблевых пьесы;
2-3 джазовые пьесы;
Навыки игры с педалью;
Гаммы:
мажорные
диезные
бемольные
до
4х
знаков
включительно;
аккорды,
арпеджио;
Чтение нот с листа.
К концу пятого года обучения дети будут знать и уметь:
В течение учебного года ученик должен пройти 15-17 различных по форме музыкальных
произведений:
2 полифонические пьесы;
2 произведения сонатной или вариационной формы;
6 пьес, различных по характеру;
5-6 этюдов;
2-3 ансамблевые пьесы;
2-3 джазовые пьесы;
Гаммы: мажорные диезные до 5-ти знаков, бемольные до 4-х знаков и минорные,
аккорды, арпеджио;
Чтение нот с листа.
Раздел 2. Формы подведения итогов реализации программы
Проверка знаний, умений и навыков является важной частью образовательного
процесса
и
осуществляется
педагогом
в
виде
регулярного
контроля.
Используется
текущая, промежуточная диагностика и итоговая аттестация в течение каждого года.
Итоговая аттестация, как и промежуточная, проводится в виде открытых уроков
(классных
концертов)
с
присутствием
родителей.
А
также
участие
в
конкурсах
(окружного, городского, всероссийского и международного уровней).
В конце первого полугодия традиционно проводится концерт «Рождественские
встречи».
4
В
конце
учебного
года
проводится
классический
концерт
с
участием
всех
обучающихся класса.
Фиксация результатов промежуточной (итоговой) аттестации осуществляется по
рейтинговой системе (высокий, средний, низкий уровень). Результаты промежуточной
(итоговой) аттестации заносятся в оценочный лист.
Способами фиксации итоговой аттестации являются: фото, видеосъемка, грамоты,
благодарственные письма.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Высокий уровень (В)
Обучающийся показывает высокий уровень теоретических
знаний,
овладел
вс еми
умениями
и
н а в ы к а м и ,
предусмотренными программой
Средний уровень (С)
Обучающийся овладел не менее ½ объема теоретических
знаний и практических умений, навыков, предусмотренных
программой
Низкий уровень (Н)
Обучающийся
овладел
менее
½
объема
теоретических
знаний и практических умений, навыков, предусмотренных
программой
Раздел 3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практик
а
всего
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство с
инструментом.
1/1
2/2
3/3
Беседа.
Прослушивание.
2
Выразительные
возможности фортепиано.
Слушание музыки,
контрастной по
содержанию.
2/4
-
2/4
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
3
Ритмические упражнения
(прохлопывание мелодий,
звуки долгие, короткие,
пальчиковые игры).
-
2/5
2/5
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
4
Постановка рук. Игра 2, 3 и
4 пальцами.
-
4/8
4/8
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
5
Игра и подбор попевок
одним пальцем
-
4/8
4/8
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
6
Освоение нотной грамоты.
Скрипичный и басовый
ключ. Основные
длительности.
4/8
6/12
10/20
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
5
7
Освоение простейших
приемов игры
1/2
3/6
4/8
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
8
Знаки альтерации
1/2
1/2
2/4
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
9
Чтение с листа
-
1/2
1/2
Педагогическое
наблюдение.
10
Игра в ансамбле
-
2/6
2/6
Педагогическое
наблюдение.
11
Подведение итогов
-
2/4
2/4
Открытое
занятие/Класс-
концерт
Итого
9/17
27/55
36/72
Второй год обучения
№
п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практик
а
всего
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Повторение
пройденного материала
2/2
4/6
6/8
Беседа.
Прослушивание.
2
Освоение штрихов,
приемов звукоизвлечения.
Динамические оттенки
3/6
6/12
9/18
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
3
Ритм, метр
2/4
3/6
5/10
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
4
Разбор произведений
2/4
6/14
8/18
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
5
Чтение с листа
-
4/8
4/8
Педагогическое
наблюдение.
6
Игра в ансамбле
-
2/6
2/6
Педагогическое
наблюдение.
7
Подведение итогов
-
2/4
2/4
Открытое
занятие/Класс-
концерт
Итого
9/16
27/56
36/72
Третий год обучения
№
п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практик
а
всего
6
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Повторение
пройденного материала
2/2
4/6
6/8
Беседа.
Прослушивание.
2
Гаммовый комплекс
1/2
6/14
7/16
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
3
Ритм, метр
-
2/4
2/4
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
4
Разбор и игра программы
1/2
8/16
9/18
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
5
Работа над звуком
2/4
4/8
6/12
Педагогическое
наблюдение.
6
Игра в ансамбле
-
4/10
4/10
Педагогическое
наблюдение.
7
Подведение итогов
-
2/4
2/4
Открытое
занятие/Класс-
концерт
Итого
6/10
30/62
36/72
Четвертый год обучения
№
п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практик
а
всего
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Повторение
пройденного материала
2/2
4/6
6/8
Беседа.
Прослушивание.
2
Гаммовый комплекс
1/ 2
6/14
7/16
Педагогическое
наблюдение.
Повторение
Опрос
3
Разбор и игра программы
1 / 2
6/14
9/18
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
4
Разучивание нотного текста0
4/6
2/4
Прослушивание
Закрепление материала
Опрос
5
Работа над звуком
2/4
4/8
6/12
Педагогическое
наблюдение.
6
Игра в ансамбле
-
4/10
4/10
Педагогическое
наблюдение.
7
Подведение итогов
-
2/4
2/4
Открытое
занятие. Класс-
концерт.
Итого:
6/10
32/62
36/72
Пятый год обучения
7
№
п/п
Название разделов,
тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практика
всего
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Повторение
пройденного материала
2/2
4/6
6/8
Беседа.
Прослушивание.
2
Гаммовый комплекс
1 /2
6/14
7/16
Педагогическое
наблюдение
Повторение и разучивание
новых гамм
Опрос
3
Работа над программой
(разбор)
1 /2
6/14
9/18
Педагогическое
наблюдение.
Исправление ошибок
Прослушивание
4
Закрепление материала
Прослушивание
5
Работа над звуком
2/4
4/8
6/12
Педагогическое
наблюдение
6
Игра в ансамбле
-
4/10
4/10
Педагогическое
наблюдение.
7
Подведение итогов
-
2/4
2/4
Открытый урок.
Класс- концерт.
Итого:
6/10
32/62
36/72
Содержание учебно-тематического плана
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
клавиатурой.
Теория: Правила
поведения
в
школьном
учреждении.
Правила
обращения
с
музыкальными инструментами. Рассматривание клавиатуры и внутреннего устройства
фортепиано. Расположение клавиш, их закономерность. Объяснение правильной посадки
за инструментом.
Практика:
Первоначальное
прикосновение
к
клавишам.
Упражнения
на
знакомство с клавиатурой.
Тема
2.
Выразительные
возможности
фортепиано.
Слушание
музыки,
контрастной по содержанию.
Теория: Объяснение регистров на образах русских сказок.
Практика: Игра педагога разных по содержанию произведений, накопление у
ребенка музыкальных впечатлений.
Тема 3. Ритмические упражнения (прохлопывание мелодий, пальчиковые
игры).
Практика: Развитие мелкой моторики. Развитие чувства ритма.
Тема 4. Постановка рук.
Практика: Упражнения на столе 2, 3, 4 пальцами правой руки. Упражнения на
столе 2, 3, 4 пальцами левой руки. Отрабатывание 2, 3, 4 пальцами на фортепиано.
Тема 5. Игра и подбор попевок одним пальцем.
8
Практика: Игра попевок на 2-3 нотах с использованием 2-го, 3-го и 4-го пальцев
каждой рукой отдельно. Транспонирование попевок от белых клавиш.
Тема 6. Освоение нотной грамоты. Скрипичный и басовый ключ. Основные
длительности.
Теория: Объяснение расположения нот на двухлинейной системе.
Практика: Игра легких пьес отдельными руками, игра легких пьес, поочередная
игра рук.
Тема 7. Освоение простейших приемов игры.
Теория: Объяснение о штрихах (приемах).
Практика: Игра на фортепиано нон легато. Игра на фортепиано легато игра на
фортепиано стаккато.
Тема 8. Знаки альтерации.
Теория. Понятия тон, полутон, диез, бемоль, бекар.
Практика. Изучение пьес на черных клавишах.
Тема 9. Чтение с листа.
Практика. Навык чтения с листа.
Тема 10. Игра в ансамбле.
Практика. Игра в ансамбле с педагогом, развитие способности ученика слышать
себя в общем ансамблевом фоне.
Тема 11. Подведение итогов.
Практика.
Итоговое,
занятие
проводится
в
открытой
форме
с
присутствием
родителей (по желанию). Цель – подведения итогов за первый год обучения. Ученик
должен сыграть несколько легких пьес.
Примерный репертуар
Первый год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С.
Нотная
тетрадь
Анны
Магдалены
Бах
(по
выбору)
Произведения крупной формы
Беркович И.
Вариации на тему русской народной песни «Во
саду ли, в огороде»
Ванхаль И.Б.
Соч.41. Сонатины:
№ 1 До мажор
№ 2 Фа мажор
Дюбюк А.
Русская песня с вариацией
Пьесы
Гедике А.
Соч.36.
Заинька
Танец
Гречанинов А.
Соч. 98
Мазурка
Майкапар С.
Соч. 28. Бирюльки
В садике
Моцарт Л.
Менуэт ре минор
Рыбицкий Ф.
Соч. 20. На качелях
9
Самонов А.
Вы цветы мои, цветочки
Сигмейстер С.
Ковбойская песня
Этюды
Гнесина Е.
Маленькие этюды для начинающих:
№ 1-3, 7, 9-13, 15, 19
Ансамбли
Литовко Ю.
Хрестоматия фортепьянного ансамбля: № 1-15
Моцарт В.
Опера «Волшебная флейта»: Ария Папагено
Джазовые пьесы
Мурадян Г.
Джазовые пьесы
Майер М.
Джазовые пьесы. 1 том Для детей.
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение
пройденного материала.
Теория:
Правила
поведения
в
школьном
учреждении.
Правила
обращения
с
музыкальными инструментами.
Практика:
Повторения
всего
материала
за
первый
год
обучения
(ноты,
длительности, знаки альтерации и так далее).
Тема 2. Освоение штрихов, приемов звукоизвлечения. Динамические оттенки.
Теория: Разные приемы звукоизвлечения связанные с образом и песен
Практика:
Дальнейшее
освоение
штрихов
легато,
нон
легато,
стаккато,
динамические оттенки.
Тема 3. Ритм, метр.
Практика: Повторение основных длительностей (целые, половинные, четвертные,
восьмые). Музыкальный размер. Понятие затакт. Организации длительностей в такте.
Тема 4. Разбор произведения.
Теория: Образное мышление. Развитие фантазии.
Практика: Игра разных по содержанию характеру пьес.
Тема 5. Чтение с листа.
Практика: Улучшение навыков чтения с листа.
Тема 6. Игра в ансамбле.
Практика:
Сыграть
в
ансамбле
с
педагогом
пьесы
различного
жанра.
Формирование навыка звукового баланса.
Тема 7. Подведение итогов.
Практика:
Итоговое,
занятие
проводится
в
открытой
форме
с
присутствием
родителей
(по
желанию).
Подготовка
двух
разнохарактерных
произведений.
Настрой
ученика на более качественную работу, улучшение качества выступления.
Примерный репертуар
Второй год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах:
№ 4 Менуэт Соль мажор
№ 22 Волынка Ре мажор
Произведения крупной формы
Бетховен Л.
Сонатина Соль мажор, ч.2
10
Диабелли А.
Соч. 168, № 1. Сонатина Фа мажор
Пьесы
Гречанинов А.
Соч. 98. Детский альбом (по выбору)
Майкапар С.
Соч. 28. Бирюльки:
2-я тет.: Вальс
Парцхаладзе М.
Восточная мелодия
Хачатурян А.
Андантино
Чайковский П.И.
Соч. 39. Детский альбом:
Болезнь куклы
Старинная французская песенка
Шуман Р.
Первая утрата
Этюды
Черни К.
Избранные фортепианные этюды
1 тетр.: № 13, 15-17, 23, 25, 26
Ансамбли
Глинка М.
Опера «Иван Сусанин»:
Танец. Перелож. Л. Солина
Шмитц М.
Танцуем буги
Джазовые пьесы
Майер М.
Джазовые пьесы для детей. 2 том.
Шмитц М.
Джазовые пьесы
Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Те о р и я : Правила
противопожарной
безопасности.
Правила
обращения
с
музыкальными инструментами.
Тема 2. Гаммовый комплекс.
Теория: Аппликатура в гаммах.
Практика: Аппликатура в гаммах До, Соль, Ре мажорах. Хроматическая гамма,
расходящаяся, аккорды из 3 звуков.
Тема 3. Ритм, метр.
Практика: Ритм – четверть с точкой и восьмая, половинка с точкой.
Тема 4. Разбор и игра программы.
Теория: Образное мышление.
Практика:
Преодоление
трудностей
при
разборе
произведений.
Подготовка
концертных номеров.
Тема 5. Работа над звуком.
Теория: Анализ произведения.
Практика: Понятие мелодии и сопровождения. Работа над звукоизвлечением.
Тема 6. Игра в ансамбле.
Практика:
2-3
произведения,
из
которых
одно
произведение
готовится
для
концертного исполнения.
Тема 7. Подведение итогов.
Итоговое, занятие проводится в открытой форме с присутствием родителей (по
желанию). Подготовка двух разнохарактерных произведений.
Примерный репертуар
Третий год обучения
11
Полифонические произведения
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах:
№ 5. Менуэт соль минор
№ 7. Менуэт Соль мажор
Произведения крупной формы
Клементи М.
Соч. 36, № 2 Сонатина Соль мажор
Кулау Ф.
Вариации Соль мажор
Пьесы
Глинка М.
Полька
Дварионас Б.
Маленькая сюита: Прелюдия
Хачатурян А.
Андантино
Чайковский П.
Соч. 39. Детский альбом: Немецкая песенка
Шмитц М.
Джазовые песенки
Шуберт Ф.
Экосез Соль мажор
Этюды
Дювернуа Ж.
Соч. 176. Этюды
Черни К.
Избранные фортепианные этюды
(ред. Г. Гермер), 1 тетр.: № 21, 22, 24, 30, 32, 35,
36
Ансамбли
Черчилл Ф.
Музыка
к
мультфильму
«Белоснежка
и
семь
гномов»: № 3, 5, 13
Джазовые пьесы
Майер М.
Джазовые пьесы для детей. 2-3 том.
Лехтинен Р.
Летка-енка
Джоплин С.
Артист эстрады
Коровицын М.
Детский джаз
Четвертый год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Правила противопожарной безопасности. Правила обращения с
музыкальными инструментами.
Тема 2. Гаммовый комплекс.
Теория: Аппликатура в гаммах.
Практика: Аппликатура в гаммах До, Соль, Ре, ля, Ми Мажорах. Хроматическая
гамма, расходящаяся, аккорды из 3 звуков и короткие арпеджио.
Тема 3: Разбор и игра программы.
Теория: Образное мышление.
Практика: Вначале разбор отдельными руками, затем двум руками. Преодоление
трудностей при разборе произведений. Подготовка конкурсных номеров.
Тема 4: Разучивание нотного текста.
Теория: Беседа о внимательном и точном прочитывании авторского текста.
Практика: Продолжение работы над текстом (выучивание наизусть).
12
Тема 5: Работа над звуком.
Теория: Полный анализ произведения.
Практика: Понятие мелодии и сопровождения. Работа над звукоизвлечением.
Тема 6: Игра в ансамбле.
Практика: 2-3 произведения, из которых одно произведение готовится для
концертного исполнения.
Тема 7: Подведение итогов.
Итоговое занятие проводится в открытой форме с присутствием родителей (по
желанию). Подготовка двух разнохарактерных произведений.
Примерный репертуар
Четвертый год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С. «Французские сюиты»
Ария и менуэт из сюиты до минор.
Гендель Г. «12 легких пьес» Куранта.
Произведение крупной формы.
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор ч.II.
Кулау Ф. Соч. 55. Сонатина До мажор №1 Пьесы.
Амиров Ф. Ноктюрн.
Парцхаладзе М. «18 детских пьес» №2,11,15.
Чайковский П. соч. 39 «Детский альбом» Вальс,
Песня жаворонка,
Полька
Шостакович Д. Лирический вальс,Тавот.
Дремлюга М. Лирическая песня.
Шуман Р. Соч.68 Народная песенка Смелый наездник маленький романс.
Этюды
Черни К. «Избранные фортепианные этюды»
под ред. Гермер Г. Тетрадь 1.
Тетрадь 2:№1,№4,№6.
Шитте Л. Соч.68 «25 этюдов» (по выбору)
Ансамбли
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Островский А. Девченки и мальчишки.
Варламов А. Красный сарафан.
Джазовые пьесы
Коровицын М. Детский джаз.
Шмитц М. Джазовые композиции.
Пятый год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Правила противопожарной безопасности. Правила проведения, обращения
с музыкальными инструментами.
13
Тема2. Гаммовый комплекс.
Теория: аппликатура в гаммах.
Практика: аппликатура в гаммах До, Соль, Ре, Ля, Си мажорах. Хроматическая
гамма, расходящаяся, аккорды из 3 звуков, короткие и длинные арпеджио.
Тема 3: Разбор и игра программами.
Теория: Образное мышление.
Практика: вначале разбор отдельными руками, затем двумя руками. Преодоление
трудностей при разборе произведений. Нельзя включать в план произведения,
превышающие возможности учащегося. Подготовка конкурсных номеров.
Тема4: Разучивание нотного текста.
Теория: Беседа о внимательном и точном прочитывании авторского текста.
Практика: Продолжение работы над произведениями (выучивание наизусть)
Тема5: Работа над звуком.
Теория: Полный анализ произведения.
Практика: Понятие мелодии и сопровождения. Работа над звукоизвлечением,
динамиком.
Тема6: Игра в ансамбле.
Практика: 2-3 произведения, из которых одно произведение готовится для
концертного исполнения.
Тема 7: Подведение итогов.
Итоговое занятие проводится в открытой форме с присутствием родителей (по
желанию). Подготовка двух разнохарактерных произведений.
Примерный репертуар
Пятый год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»
Ре мажор №4
Ми мажор №6
«Двухголосные инвенции»
До мажор, ля минор.
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Шесть легких вариаций на Швейцарскую тему.
Гайдн И. Сонаты: До мажор.
Соль мажор.
Чимароза Д. Сонатины: До мажор
Соль мажор.
Пьесы
Амиров Ф. «12 миниатюр для фортепиано»
На охоте. Марш.
Раков Н. Скерцино.
Гурилёв А. Полька – мазурка Ре мажор
Зиринг В.
Соч. 21. Сказание.
Григ Э. Соч.38. Вальс.
Шуберт Ф. Вальс.
Сигмейстер Э. «Фортепианные пьесы для детей»
14
Охота.
Шуман Р. Соч. 68 Дед-Мороз.
Этюды
Лешгорн А. Соч.66. «Этюды» №6, №9, №12.
Чергни-Гермер II тетрадь №8,№10,№15,№16,№18,№19, №20
Шитте Л. Соч. 68 «25 этюдов» №5, №6, №7, №9, №12, №18
Ансамбли
Григ Э. Соч.35. Норвежский танец.
Глиэр Р. Бравурная мазурка.
Чайковский П. Танец Пастушков.
Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Джазовые пьесы
Шмитц М. Джазовые композиции.
Смирнова Сборник джазовых пьес (переложение для фортепиано).
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Название
материала
Форма
методическ
ого
материала
Тема
программ
ы
Содержательн
ая структура
материала
Назначение
Методика
применени
я
И. Королькова
«крохе-
музыканту»
1 и 2 ч. Ростов-на-
Дону
Феникс 2006г.
Нотный
сборник
Нотная
запись,
постановка
рук
Самые первые
пьесы для
начинающих с
картинками
Освоение нот
скрипичного
ключа и простых
ритмических
рисунков
Классные
занятия,
домашние
занятия,
чтение с
листа
О. Геталова, И.
Визная.
«В музыку с
радостью».
Издательство
«Композитор
Санкт-
Петербург»
2009 г. Издание
2-е
исправленное и
дополненное.
Нотный
сборник,
хрестомати
я
Начальный
этап, этюды,
ансамбль,
чтение с
листа
Полноценная
хрестоматия
для 1-го и 2-го
года.
Накопление
исполнительского
репертуара,
ансамблевого
музицирования,
развитие техники у
ученика
Классные
и
домашние
занятия
А. Николаев
«Школа игры на
фортепиано»
Нотный
сборник
Пьесы,
этюды,
ансамбли
Универсальное
учебное пособие
для первых трех
лет обучения
Качественное
улучшение
репертуара
пианиста
Классные и
домашние
занятия
Материально-технические условия
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
а)
наличие
светлого,
проветренного,
удобного
помещения
с
температурным
режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;
15
б) хорошо настроенный инструмент;
в) удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста детей;
г) магнитофон;
д) учительский стол.
Кадровое обеспечение
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Веселые
нотки»
реализуется
педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
профессиональное
образование
в
области,
соответствующей
профилю
программы,
и
постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо привлечение следующих
специалистов: настройщик фортепиано.
Раздел 5. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы:
1.
Федеральный
закон
от
29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации».
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
5.
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования
детей»
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
6. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О
мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
7. Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря
2014 г. № 922».
8. Устав Государственного автономного учреждения дополнительного образования
города Москвы «Детского музыкального театра «Домисолька».
9.
Положение
о
порядке
разработки
и
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
Государственного
автономного
учреждения
дополнительного
образования
города
Москвы
«Детского
музыкального
театра
«Домисолька».
Список используемой литературы:
1.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор,
1985.
2.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: Советский композитор 1988.
3.
Бахмацкая О. Здравствуй малыш I, II вып. – М.: Советский композитор 1975.
16
4.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1988.
5.
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – С.-Пб.: Композитор, 1999.
6.
Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. – Л.: Музыка,
1988.
7.
Гнесина Е. Фортепианная азбука. – М.: Советский композитор 1976.
8.
Гринштейн К. Книжки-раскраски. – Л.: Палестра, 1986.
9.
Коновалов А. ДоНОТЫши. – Курган, 1999.
10.
Кончаловская Н. Нотная азбука. – М.: Малыш, 1976.
11.
Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианная музыка для детей.
Вып.1. – М.: Музыка, 1970.
12.
Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. – М., 2001.
13.
Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. – М.: Музыка,
1964.
14.
Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: Советский композитор,
1986.
15.
Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
(1 класс). – М.: Музыка, 1980.
16.
Ляховицкая
С.,
Баренбойм
Л.
Сборник
фортепианных
пьес,
этюдов
и
ансамблей 1-ая часть. Изд. 19. – Л.: Музыка, 1979.
17.
Малахова И. Первые шаги в мире звуков. – Л.: Музыка, 1977.
18.
Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. – Киев, 1985.
19.
Мыльников
А.
Рождение
игрушки.
Школа
игры
на
фортепиано.
–
М.:
Композитор, 2000.
20.
Николаев А. Фортепианная игра. – М.: Музыка, 1994.
21.
Перунова Н. Музыкальная азбука. – Л.: Советский композитор 1990.
22.
Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. – М.: Музыка, 1985.
23.
Сафарова
И.
Игры
для
организации
пианистических
движений.
–
Екатеринбург, 1994.
17