Напоминание

"Люблю тебя,мой край родной - Югра!"


Автор: Андреева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС№15 "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Г.НИЖНЕВАРТОВСК ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: познавательно- речевой проект
Тема: "Люблю тебя,мой край родной - Югра!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно - речевой проект: «Люблю тебя, мой край родной – Югра!»

Введение: Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует

формированию

нравственно

патриотических

чувств,

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в

совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке

общечеловеческих

нравственных

качеств

личности,

приобщение

к

истокам

национальной

региональной

культуры,

природе

родного

края,

воспитание

эмоционально-действенного

отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Новизна: исследования работы заключается в реализации духовного потенциала носителей

традиционных знаний о культурном наследии Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.

Паспорт проекта:

Наименование

проекта

«Люблю тебя, мой край родной – Югра!»

Вид проекта:

Познавательно- речевой, долгосрочный, коллективный.

Сроки реализации :

С 04 февраля по 24 мая 2019 года

Составители проекта

Воспитатель: Андреева Н.В.

Участники

проекта

Воспитатели: Андреева Н.В., Тагирова Р.А.

Музыкальный руководитель Соловьева О.Н.

Дети группы КН для детей от 6 до 7 лет №1

Родители (законные представители)

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических

чувств, через ознакомление с родным краем ХМАО- Югра.

Задачи проекта

1.

Формировать

представления

детей

о

крае

ХМАО

-

Югре;

познакомить воспитанников с жизнью и бытом коренных народов ханты

и манси; с их традициями;

2.

Расширять представления о животном и растительном мире края;

3.

Развивать

познавательный

интерес

к

коренному

населению

крайнего Севера, через знакомство с играми, традициями и обычаями;

4.

Воспитывать любви к родному краю, бережному отношению к

природе, народным традициям;

5.

Повысить

педагогическую

компетентность

родителей

по

формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Сроки и этапы

реализации проекта

1

этап

-

подготовительный:

Постановка

цели

и

задач,

выбор

оборудования

и

материалов,

составление

перспективных

планов,

пополнение

предметно-развивающей

среды,

подбор

диагностического

инструментария.

2 этап – основной: Реализация проекта через взаимодействие с детьми,

родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности

детей.

3

этап

завершающий:

Обобщение

результатов

работы

в

форме

закрепления

полученных

знаний,

формулировки

выводов,

и

по

возможности составление рекомендаций, презентация опыта.

Содержание проекта

Предметом изучения являются традиции народов

ханты и манси, их

содержание,

организационные

формы

эффективного

использования

в

повседневной жизни детей

Ожидаемые

результаты

Дети

имеют

представления

о

своем

родном

крае:

о

животном

и

растительном мире своего округа; о коренном народе ханты и манси, их

традициях и обычаях.

- имеют представления о народных орнаментах народов ханты и манси;

-проявляют интерес, любознательность к родному краю;

-проявляют эмоционально – положительное отношение к своему краю,

гордость и любовь к родному краю.

План

работы

над

проектом.

Предварительная работа.

С детьми:

Рассматривание фотоальбомов, книг и иллюстраций о традициях народов ханты.

Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Путешествие по Югре».

Разучивание стихов хантыйских авторов

Чтение хантыйских сказок

С.Р.игра «Охотники», «Оленеводы»

Просмотр презентаций, мультфильмов о народе ханты

Ознакомление детей с историей возникновения народных игр хантов

Использование различных дидактических игр по тематике

Использование элементов хантыйских игр и состязаний

Участие в народных играх и состязаниях народов ханты

Составление творческих рассказов «Мой любимый край». Разучивание стихотворений о

родном крае.

Знакомство с орнаментами народов ханты и манси. Рисование на тему «Край родной»,

«Продолжи

и

укрась

орнамент»,

«Дорисуй»,

«Украшение

хантыйским

орнаментом

одежды». Лепка «Животные и птицы нашего края ».

С родителями:

Анкетирование родителей

совместный поиск информации, нахождение различных способов решения проблемы в

различных информационных источниках.

Участие в создании фото - выставки «Традиции народов севера»

Рекомендации для родителей «Играем вместе»

Привлечение

родителей

к

изготовлению

атрибутов

к

играм,

обогащение

предметно

пространственной развивающей среды.

Привлечение родителей к участию и организации совместных мероприятий «Народные

состязания»

Оформление материалов и методических рекомендаций для родителей

Посещение городского этнографического музея.

Использование

методической

литературы

по

формированию

у

детей

нравственно

-

патриотического воспитания.

Создание выставки рисунков «День Ворона»

Участив в выставках семейного творчества.

Выпуск газет.

I. этап – подготовительный: с 04.02.2019 - 28.02.2019г.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проектирования.

Анкетирование родителей

Рассматривание фотоальбомов, книг и иллюстраций о культуре народов севера хантов.

Поиск информации, нахождение различных способов решения проблемы в различных

информационных источниках.

II. этап – основной: с 04.03.2019 – 06.05.2019г.

Использование конспектов НОД о крае

Совместная работа с родителями

в выставках, соревнованиях, викторинах, экскурсиях,

конкурсах,

Сбор фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок.

Участие в конкурсах различного уровня

III. этап – завершающий: с 06.05.2019 – 31.05.2019

Подведение итогов действия долгосрочного познавательно- речевого проекта «Люблю тебя,

мой край родной –Югра!»

Литература:

1.

«Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

2.

Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

3.

Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении:

планирование, разработки занятий и мероприятий»

4.

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет Р. С.

Буре

5.

Сказки народов Севера. Составитель В.В. Винокурова, Ю.А.Сем.

6.

Мансийские орнаменты. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д.

7.

Народная культура и традиции. Н.В. Косарева

Приложение 1.

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомить с

произведениями национальных поэтов.

Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.

Предварительная работа: знакомство с праздниками народов Севера: "Медвежий праздник",

"Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание

иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание сценки: "Охота на медведя".

Материал: орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.

Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Участники: группа детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: В каком городе?

Дети: В городе Нижневартовске.

Воспитатель: Где находиться наш город?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Кто коренные жители Севера?

Дети: Ханты, ненцы, манси.

Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются

годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов

Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

Дети: "Медвежий праздник".

Воспитатель: В какое время года его празднуют?

Дети: Осенью.

Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Где устраивают праздник?

Дети: В юрте, того охотника, который убил медведя.

Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными

лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

В-ль: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

В-ль: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное.

Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

Сценка: "Охота на медведя".

Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а

жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь

тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты

и сама легко убьешь этого медведя.

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний

день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит

тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам свет и тепло,

Красное солнце наше

Весна, весна - Ворнэ

Приди весна с радостью,

С доброй радостью, с великой милостью.

Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Дети: Ворона.

Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и

приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется

этот праздник?

Дети: "Вороний день".

Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра),

готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

Дети: У сосны.

Воспитатель: Для чего они там собирались?

Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

Дети: Пели и плясали.

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят

играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

П/и "Хейро".

Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?

Дети: "День оленевода".

Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой

праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.

Воспитатель: А как они это определяют?

Дети: Они устраивают соревнования.

Воспитатель: Какие?

Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.

Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.

Дети: Каюр.

Воспитатель: Какой приз получает победитель?

Дети: Буран.

Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?

Дети: Прыжки через нарты.

Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число

нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие

состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают

палку.

А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот,

кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды.

Во что одеваются мужчины народов Севера?

Дети: Малица.

Как называется женская одежда коренных народов?

Дети: Ягушка.

Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Чем украшали ягушку? Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги.

Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

Хантыйские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?

Стихи о Югре

Есть на карте у меня

Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.

Говорят, что в ней полным-полно чудес,

И зверей и ягод полон сказочный лес.

Говорят олени тут живут,

И деревья до небес растут.

Приезжайте в гости к нам друзья-

Мы покажем вам свои места.

Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,

Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.

И целебных трав полна моя тайга-

Приезжайте, вас излечим навсегда.

Нет красивей, нет чудесней нашего края.

И от этой красоты душа замирает.

И чудес полным - полна моя Югра-

Будет райским уголком она всегда!

«Чудесный край»

Живу в краю чудесном я - он под названием Югра.

Бывает он красив зимой, когда снежинок белых рой

Летит как бабочки на свет, кругом искрится белый снег.

Еще красив мой край весной, когда небесной синевой

Освободившись ото сна, сияет речка под слоем льда.

А летом, хоть и мошек тьма, люблю сидеть я у пруда

И наблюдать за красотой, и отдыхать со всей душой!

И осенью, когда надежды вновь уйдут, угаснут без следа,

Я вспоминаю зиму, весну, лето - мои любимые места!

Гимн округу

Под Полярной звездой край суровый,

Край звериных нехоженых троп,

Край промозглых дождей и туманов

И поэтов восторженных строк.

Кто здесь не был – тому непонятна

Прелесть северных белых ночей,

Дым костров над таежным урманом,

Блеск раскосых хантыйских очей.

Как обманчив покой и дремота

Перламутровых светлых озер,

Отразивших, как в зеркале, небо

И затейливый звездный узор.

Нефть гнедою косматою гривой

Рвется здесь из клокочущих недр,

И качается рядом пугливо

Небеса подпирающий кедр.

Где когда-то природа стелила

Разноцветные ягод ковры,

Встали кубики многоэтажек,

И слышны голоса детворы.

Буровых золотыми огнями

Нас встречает разбуженный край,

И июльским пылающим морем

Розовеет в тайге иван-чай.



В раздел образования