Напоминание

"Интеграция инновационных технологий педагогики в системе образования"


Автор: Кулиева Галина Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: средняя общеобразовательная школа № 39
Населённый пункт: Республика Казахстан. ЗКО. г.Уральск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция инновационных технологий педагогики в системе образования"
Раздел: среднее образование





Назад




ЗКО., г. Уральск

СОШ № 39

Тема:

«Интеграция инновационных технологий педагогики в системе образования»

Подготовила:

учитель музыки

Кулиева Г.Б.

Февраль 2017 г.

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились

цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые

подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания

работников

образования

поставлена

результативность

обучения,

которая

связана

с

разработкой

и

внедрением

в

учебный

процесс

новых

п е д а г о г и ч е с к и х

т е х н о л о г и й .

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений

активных

поисков

новых

педагогических

решений,

способствующих

развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных

учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем,

такие виды искусства, как музыка и литература, тесно взаимосвязаны и

позволяют каждому ученику воспринимать мир в его единстве.

Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Музыка выражает

человеческие чувства. Литература способна описать конкретные события. Ни

одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать

исчерпывающую информацию о мире. Межпредметные связи формируют

потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам

искусства. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности

детей.

Нетрадиционные

формы

урока формируют

новые

знания,

закрепляют

умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках,

как

на

разновидности

нетрадиционной

формы

урока,

происходит

систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных

уроках

с

применением

игровых

технологий

происходит

дедуктивный

и

индуктивный процесс формирования знаний.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить

любовь

к

художественному

слову.

Она

помогает

ученику

почувствовать

единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие

ценности,

способствовать

воссоединению

целостного

мировосприятия.

Цель

уроков

музыки

привить

любовь

к

музыке

и

развить

творческие

способности у детей.

Литература

и

музыка

сфера

прекрасного.

Они

должны

очищать

и

облагораживать человека силой художественного слова.

Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства,

душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать

которого мы стремимся.

Интеграция

помогает

ученику

видеть

богатство

и

разнообразие

мира.

Интеграция

является

относительно

новым

веянием

в

образовательном

процессе и становится востребованным в современной школе, где развернуты

активные

поиски

инновационных

педагогических

технологий.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной

дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и

одновременно

усилить

мотивацию

изучения

отдельного

предмета.

Интеграция

должна

способствовать

воссоединению

целостности

мировосприятия

единство

мира

и

человека,

живущего

в

нем

и

его

познающего.

Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к.

содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт

учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные

между собой на основе целеполагания.

При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у

детей

образного

мышления,

эстетического

вкуса,

умения

сравнивать

и

анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения

слушать

собеседника,

формирование

умения

работать

в

группах,

умения

прислушиваться к мнению других.

Ребята, слушая музыкальные произведения, параллельно с темой урока

усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой

частью урока литературы.

Приучая

школьников

работать

с

книгами

о

музыке,

музыкальными

справочниками, журналами, полезно опираться на их умения пользоваться

справочными

материалами,

полученные

на

уроках

русского

языка

и

литературы, - умение собирать и систематизировать материал к сочинению с

учетом темы и основной мысли; умение пользоваться словарями: толковым и

и н о с т р а н н ы х

с л о в .

Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных

аспектов

реализации

межпредметных

связей,

спо собствующих

формированию

мировоззрения

учащихся,

их

эстетическому

развитию.

Прослушивание

музыкальных

произведений

и

их

сопоставление

с

произведениями

литературы

расширяет

знания

и

умения

учащихся,

приобретение на уроках музыки. Основная задача этих уроков - развитие

музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.

Воздействие

на

чувства,

музыка

создает

на

уроке

благоприятную

эмоциональную

атмосферу

для

восприятия

и

углубленного

понимания

литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может

передать конкретных представлений и понятий. Зато она способна глубоко и

непосредственно

передать

переживания

человека.

Повышенная

эмоциональность музыки, ее способность глубоко и взволнованно выразить

жизнь души, ее сходств с интонациями человеческой речи роднят литературу

и

музыку

как

виды

искусства

и

создают

предпосылки

для

вдохновения

музыкальных

произведений

на

уроках

литературы.

Нередко

источником

вдохновения для композитора выступает литературное произведение. Музыка

и литературный текст, соединяясь в песне, романсе, опере, образует новое

художественное единство, которое начинает жить по своим законам. Музыка,

как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее

частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения.

Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения

и

речи

школьников

средствами

музыки,

можно

ожидать

более

чуткого

отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным

переживаниям.

Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Интеграция

позволит

разнообразить

анализ

произведения,

приобщить

школьников

к

тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность

учащихся. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а

этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске

новых

педагогических

решений.

На

этом

пути

возможны

и

открытия,

и

ошибки.

Существуют

два

понятия:

интеграция

и

межпредметная

связь.

Долгое время считали, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-

таки есть. Ответ в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно

целое».

Следовательно,

интеграция

объединение

всех

частей

в

единое

целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между

предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

В свою очередь, музыка как «стенограмма» чувств (Л.Н.Толстой), «зеркало

души» воодушевляет художников слова на созданье языка словесных ее

изображений, которое вызывает сопереживание читателей.

Особенно наглядно демонстрирует связь литературы и музыки вторая

половина 19 века. Музыка того времени занимает значительное место в

духовной жизни людей и в системе искусства. Музыка входит в мир

литературных героев, их музыкальность во многом определяет отношение к

ним автора.

Через все жизнь пронес к музыке любовь великий драматург

А.Н.Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он

обладал чутких слухом, охотно пел легким баритоном романсы русских

композиторов, среди которых особенно почитал М.И.Глинку «Ивана

Сусанина» он считал «неувядаемой пьесой». Восторженно относился к опере

«Руслан и Людмила». Большинство музыкальных впечатлений,

приобретенных драматургом, нашло свое отражение в его пьесах. В целом

ряде пьес Островского песня и романс являются важным средством

характеристики героев.

Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой

Ларисы Огудоловой.

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» написана на сюжет

одноименной сказки драматурга. Самое дорогое детище композитора, эта

опера с ее трепетным ариазо героини, лукавыми песнями пастуха Леля.

Музыка является героем и многих произведений И.С. Тургенева. Стоит

назвать такие его создания как «Призраки», «Клара Милич», «Песнь

торжественной любви», «Певцы», «Дворянское гнездо», чтобы убедиться в

том, что музыка выступает как важный компонент художественной системы

писателя.

Художник слова очень любит музыку, искренне восхищался ею.

Значительна роль музыки в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Итальянская опера, упоминаемая в дневнике Чернышевского, была

чрезвычайно популярна в России. Увлечение Чернышевского итальянской

оперой находит отзвук в его романе «Что делать?».

В романе преобладает песенная стихия: это и народная песня, и музыкально-

интонируемая поэзия, т.е. по выражению Чернышевского «естественное

пение».

Начало расцвета русского романса как музыкального жанра, соединившего

русскую лирическую поэзию и музыку, относится к первой половине 19 века.

В русском романсе нашла отражение история русской поэзии от

предшественников Пушкина до наших дней. Бурное развитие романса

вызвано мелодичностью стихотворений В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского,

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов.

Основой привлечения музыки на уроках литературы является взаимосвязь

искусств. «Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте,

«не разлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они

образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную нашу

национальную культуру» - писал А. Блок, подчеркивая взаимовлияние

искусств.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является

ее

частью.

У

музыки

и

литературы

очень

много

общих

точек

соприкосновения.

Если

учитель

будет

обращать

внимание

на

развитие

мышления,

воображения

и

речи

школьников

средствами

музыки,

можно

ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и

чужим эмоциональным переживаниям.

Интеграция

позволит

разнообразить

анализ

произведения,

приобщить

школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную

деятельность учащихся. Школа призвана развивать творческие способности

учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного

цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске

новых

педагогических

решений.

На

этом

пути

возможны

и

открытия,

и

ошибки.

Существуют

два

понятия:

интеграция

и

межпредметная

связь.

Долгое время считали, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-

таки есть. Ответ в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно

целое».

Следовательно,

интеграция

объединение

всех

частей

в

единое

целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между

предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.



В раздел образования