Автор: Никишина Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования первой категории
Учебное заведение: МАДОУ № 13
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный подход к организации образовательного процесса в детском саду. Дополнительная образовательная программа "Английский для малышей"
Раздел: дошкольное образование
Современный подход к организации образовательного
процесса в детском саду.
Дополнительная образовательная программа
«Английский для малышей»
Никишина Н.А.
педагог дополнительного образования
первой категории
МАДОУ №13
Введение.
Эффективное обучение иностранным языкам приобретает на сегодняшний
день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном
мире.
Какой бы род занятий не избрал ученик для себя в будущем, незнание
иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и
самообразовательные
возможности,
перспективы
в
выборе
профессии
и
карьеры.
Изучение
иностранного
языка
должно
спо собствовать
формированию у выпускников школ и гимназий таких способностей, которые
дадут
им
возможность
использовать
иностранный
язык
в
качестве
инструмента
общения
в
диалоге
культур,
а
также
как
средство
научно-
технического общения.
Изучение иностранных языков и культур создает реальные условия для
более глубокого осознания ценности и красоты русского языка и культуры его
народа.
Качественное обучение иностранным языкам приобретает в наши дни
особую важность и значение не только для культурного развития каждого
человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое в немалой
степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их
готовности к эффективному межкультурному сотрудничеству.
Потребность в обучении английскому языка детей дошкольного возраста
обусловлена
тем,
что
многие
образовательные
учреждения
включают
в
учебный план изучение английского языка уже с первого класса. Кроме того,
в
новом
Государственном
образовательном
стандарте
предусмотрено
изучение иностранного языка со второго класса. Принимая во внимание
тот
факт,
что
нагрузка
на
детей
в
начальных
классах
значительна,
то
знакомство до школы с предметом “Иностранный язык” позволит не только
подготовить
ребенка
к
обучению,
но
и
сформировать
у
него
основы
коммуникативной
компетенции,
заложить
правильное
произношение,
способствовать накоплению базового лексического запаса.
Раннее
изучение
иностранного
языка
позволяет
обеспечить
более
комфортное
вхождение
ребенка
в
учебный
процесс
начальной
школы,
позволяет
снизить
уровень
стресса,
благотворно
влияет
как
на
процесс
обучения, так и на развитие личности ребенка.
Цели и задачи
Цель
программы:
создать
условия,
обеспечивающие
социально
–
личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность
детей к школьному образованию через изучение английского языка.
Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде
всего,
развивающая
цель.
Обучение
иностранным
языкам
детей-
дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и
психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей.
Поэтому, в качестве основной цели
обучения
выступает
личностное
развитие
ребенка
средствами
предмета.
Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать
иностранный язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять
конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими
видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
Обучение
английскому
языку
на
ранней
ступени
позволяет
решать
следующие задачи:
1. Развивающие:
а) развитие психических функций ребенка:
• внимания (произвольного, непроизвольного),
• памяти (произвольной, непроизвольной),
• мышления (наглядно-образного и логического),
• воображения (репродуктивного и творческого);
б)
развитие
специальных
способностей,
необходимых
для
обучения
иноязычному общению:
• фонематического слуха,
• имитационных способностей,
• способности к догадке,
• способности к различению
2. Воспитательные:
• воспитание понимания, уважения и толерантности к другой культуре;
• воспитание чувства собственного достоинства;
• воспитание правильной оценки себя и других;
• воспитание уважительного отношения к людям;
• воспитание чувства товарищества, дружбы;
• воспитание интереса и положительного отношения к английскому
языку;
• воспитание культуры общения;
3. Познавательные:
•
знакомство
с
праздниками,
традициями,
обычаями
и
реалиями
стран,
говорящих на английском языке;
• знакомство с достопримечательностями стран, говорящих на английском
языке;
• знакомство с окружающим миром;
• знакомство с зарубежным детским песенным, стихотворным и сказочным
фольклором, с миром новых иноязычных игр;
• знакомство с любимыми игрушками детей;
4. Обучающие
• формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых
возможностей и потребностей детей дошкольного возраста;
• умений вести себя в типовых ситуациях: вступать в контакт,
привлекать
внимание,
представлять
себя,
членов
своей
семьи
и
друзей,
вежливо
здороваться,
вежливо
прощаться,
вежливо
выражать
согласие/не согласие,
организовывать
деятельно сть,
в ы р а ж ат ь
понимание/непонимание, вежливо выражать просьбу, выражать намерение
что-либо делать, выражать пожелание, приносить извинения, рассказывать о
своей
семье,
игрушках,
домашних
животных,
об
увлечениях,
кратко
описывать свой дом и т.д.
Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на
уровне,
доступном
детям
дошкольного
возраста,
исходя
из
их
речевых
потребностей и возможностей.
Методические рекомендации
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
•игровой;
•метод устного опережения;
•словесный (объяснение, беседа, рассказ);
•наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
•практический;
•эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Программа является вариативной, т.е. при необходимости допускается
корректировка
содержания
и
формы
занятий,
времени
прохождения
материала.
Контингент
воспитанников. Настоящая
программа
описывает
курс
обучения иностранному языку для детей дошкольного возраста 4-7 лет. К
обучению принимаются дети, владеющие русским языком на уровне своего
возраста. Добор в группы производится в течение всего учебного года по
результатам собеседования.
Изучаемый материал соответствует следующим требованиям:
- последовательность;
- повторяемость;
- доступность;
-эмоциональность.
Формы работы с родителями:
- музыкальные номера;
- мини-спектакли;
- беседы, консультации.
Материально-техническая база:
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;
- ноутбук;
- смарт-панель;
- библиотека стихотворений и сказок на английском языке;
- картотека CD и MP3 дисков;
-
раздаточный
материал
(карточки,
цветные
карандаши,
цветная
бумага,
счетный материал, дидактические игры и пособия);
- игрушки (тематические, пальчиковые, наборы атрибутики);
- костюмы и аксессуары для постановочных игр
Организация проведения занятий
Ведущей формой сотрудничества является групповая. Наполняемость групп
- 8-10 человек. Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю в
первую или вторую половину дня. Продолжительность занятий 30 минут в
игровой форме с постоянной сменой деятельности.
Во время занятий по обучению детей английскому языку колоссальное
значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии
каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к
каждому ребенку, что позволит растить их общительными, инициативными,
добрыми,
любознательными,
стремящимися
к
самостоятельности
и
творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями.
Особое значение в современном подходе к организации образовательного
процесса
приобретает
интеграция
образовательных
областей,
а
также
взаимодействие специалистов и педагогов. Совместная работа, обмен опытом
и идеями, консультации необходимы как для развития самого педагога, так и
для формирования гармонично развитой личности воспитанника.
Изучение иностранных языков помогает обратить внимание воспитанника и к
другим областям - география, история, культура, литература. С расширением
пространственно-развивающей
среды,
результатом
которого
становится
изменение
жизненного
уклада,
ребенок
получает
гораздо
больше
информации об окружающем его мире и, соответственно, его возможности
выбора несравненно богаче.
Принцип построения занятий с учетом интеграции образовательных
областей
I. Вводная часть:
- приветствие, орг. момент;
- артикуляционная разминка;
- пальчиковые игры
II.
Основная
часть
–
речевой
материал
по
теме
занятия
(лексический
и
грамматический) представляется и используется в форме:
- видеопрезентаций (просмотр, обсуждение, перевод);
- разучивания и исполнения рифмовок, стихотворений, песен;
-
игры;
(дидактические,
презентативные,
сюжетно-ролевые,
подвижные,
настольные, интерактивные и т.д.)
- разминок (спортивные, музыкальные, речевые)
III. Заключительная часть:
- аудирование;
- релаксация (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж,
слоу-гимнастика)
- рефлексия и ориентировка на следующее занятие.
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен уметь:
Специальные умения
Диалогическая
речь -
отвечать
на
вопросы
речевого
партнера
в
рамках
ситуации
общения,
а
также
в
связи
с
содержанием
увиденного
или
услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера.
Монологическая
речь - делать связное сообщение по предложенной теме,
правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого
языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для
данного этапа обучения.
Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно
реагируя
(вербально
или
невербально)
на
его
высказывания
и
просьбы;
понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые
учителем
или
в
звукозаписи
в
естественном
темпе
и
построенные
на
освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.
Специальные навыки.
Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно
ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с
правильной интонацией.
Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме
того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты
песен и т. п.
Заключение
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики
обучения иностранным языкам:
- коммуникативной направленности;
- активации речемыслительной деятельности детей в процессе овладения
языком как средством общения;
- повышение мотивации учения;
- индивидуальному подходу к детям;
- техническому оснащению учебного процесса.
Изучение иностранных языков помогает обратить внимание воспитанника и к
другим областям - география, история, культура, литература. С расширением
пространственно-развивающей
среды,
результатом
которого
становится
изменение
жизненного
уклада,
ребенок
получает
гораздо
больше
информации об окружающем его мире и, соответственно, его возможности
выбора несравненно богаче. Таким образом, изучение иностранного языка ни
в
коем
случае
не
сводятся
только
к
получению
специфических
знаний,
навыкам говорения и понимания иноязычной речи.
Задача преподавателя
иностранного
языка
в
ДОУ,
наряду
с
развитием
специальных
навыков,
сформировать у ребенка положительное и ценностное отношение к данной
дисциплине, задеть его любопытство и любознательность.