Напоминание

"Разработка методики коррекционной работы по развитию осязания через предметно-практическую деятельность"


Автор: Самсонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №132"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Разработка методики коррекционной работы по развитию осязания через предметно-практическую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Разработка методики коррекционной работы по развитию осязания

через предметно-практическую деятельность»

Аннотация: статья

посвящена

актуальной

на

сегодняшний

день

проблеме

использования

дидактической

игры

как

средства

развития

осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное

внимание в работе авторы акцентируют на значении дидактических игр и

необходимости их использования в коррекционно-воспитательном процессе

при

работе

с

воспитанниками

групп

компенсирующий

направленности.

Авторами представлена серия дидактических авторских игр, направленных

на развитие осязания и мелкой моторики у детей со зрительной патологией.

Ключевые

слова: дидактическая

игра,

мелкая

моторика,

дети

с

нарушением

зрения,

осязание,

осязательное

воспитание,

ребенок

с

ОВЗ,

моторная

недостаточность,

тактильное

восприятие,

коррекционно-

воспитательный процесс.

Дети, поступающие в дошкольные учреждения для слабовидящих и

слепых,

как

правило

не

готовы

к

активному

использованию

осязания

в

учебном

процессе.

Это

происходит

потому,

что

в

семье

не

обращалось

достаточного

внимания

на

развитие

их

практического

опыт а,

формирующегося

в

процессе

обследования,

т.е.

не

умеют

ощупывать

предметы,

легко

к

ним

прикасаться,

затрудняются

в

выполнении

других

предметно- практических действий. Этому их надо специально научить и

довести навыки правильного осязательного восприятия до автоматизма.

Работа по развитию осязания требует значительного времени. Задача

воспитателя

заключается

в

том,

чтобы

на

коррекционных

занятиях

целенаправленно

развивать

у

детей

с

нарушением

зрения

осязательную

чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно

проводить только, в виде отдельных механических упражнений, ее следует

включать в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно

и

с

интересом

выполнить.

К

таким

видам

деятельности

относятся

обследование знакомых и незнакомых предметов, изготовление аппликаций,

конструирование,

лепка,

участие

в

разнообразных

дидактических

играх,

чтение

рельефных

рисунков,

подготовка

руки

к

письму.

В

процессе

осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и

признаков предметов: форма, величины, фактуры, температурных изменений.

Знакомство с формой посредством осязания следует начинать с объемных

геометрических фигур: куба, шара, бруска, цилиндра, конуса.

Первоначально дети должны научиться узнавать эти формы, отличать одну

от

другой,

показывать

жестами

характерные

признаки

каждой

формы

и

соотносить с этими формами знакомые предметы, например: мяч, помидор,

яблоко имеют шарообразную форму; многие коробки по форме похожи на

брусок; морковь, шпиль башни представляют форму конуса и т.п.

От объемных геометрических форм следует перейти к плоским.

Воспитатель дает каждому ребенку модель геометрической фигуры (круг,

квадрат, треугольник и т.п.), называет ее и руководит обследованием.

Для закрепления полученных таким образом представлений предлагается

найти

среди

нескольких

геометрических

фигур,

а

затем

и

предметов

(пуговица, носовой платок, салфетка) фигуры заданной формы.

На следующем этапе надо упражнять детей в нахождении знакомых

геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей.

Например,

крышка

стола

имеет

прямоугольную

форму,

сидение

стула

-четырехугольную, донышко цветочного горшка - круглую и т.д.

Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо

варьировать величину и фактуру обследуемых моделей фигур и предметов.

Эффективным средством совершенствования моторики и осязания в

процессе

восприятия

форм

являются

различные

упражнения

на

классификацию

геометрических

фигур.

Так,

можно

предложить

детям

разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты, кубы, шары,

цилиндры, конусы. Выполнение таких упражнений способствует развитию

элементарных

приемов

обследования

формы

и

тренировке

мышечных

ощущений,

совершенствованию

движений

кисти

и

пальцев

рук

(ребенок

учится обхватывать предмет прочно, но без напряжения).

Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук полезно сортировать

различные предметы: бусинки, камешки, ракушки и т.д. Сортировать можно и

фишки разных мозаик, для чего надо смешать их, а затем разложить по

величине и по форме. При выполнении предлагаемых упражнений более

крупные

предметы

складываются

в

коробку,

а

мелкие

в

бутылочку

с

нешироким горлышком. Последнее нужно для того, чтобы выработать у

ребенка умение достаточно прочно брать предметы большим и указательным

пальцами.

Сначала

упражнения

проводятся

в

медленном

темпе,

но

постепенно в них включаются элементы соревнования (игра «Кто быстрее и

точнее»).

Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия

заключаются

в

игре

«Чудесный

мешочек».

Мешочек

комплектуется

различными небольшими предметами. В зависимости от дидактических задач

игра

может

проводиться

по-разному,

например,

ребенок

нащупывает

и

достает

названный

воспитателем

предмет

или

отбирает

предметы

по

указанному воспитателем признаку (по форме, материалу или его свойствам).

Другой вариант этой игры. Ребенок достает первый попавшийся предмет,

обследует его и дает характеристику, т.е. называет характерные признаки

этого предмета.

В дидактической игре можно упражнять детей в дифференцировании

предметов по величине.

Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое

внимание знакомству и распознанию поверхностей с различными фактурами:

гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей,

различных

сортов

бумаги,

наборы,

включающие

предметы

из

дерева,

металла. Стекла, пластмассы, глины и др. материалов.

При ознакомлении детей с нарушением зрения с фактурой предметов их

внимание фиксируется также и на температурных ощущениях, получаемых

при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо

сочетать

с

характеристикой

их

фактуры.

Например,

металл

-

гладкий

и

холодный, «бархатная» бумага - шероховатая и мягкая.

Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания,

является

занятие

аппликацией.

Его

можно

начать

с

обследования

геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и

композиции.

Поначалу

разнообразие

фигур,

которыми

оперируют

дети,

должно быть минимальным. По заданию воспитателя дети упражняются в

выкладывании геометрических фигур в указанные участки фланелеграфа.

Например, «Слева на фланелеграфе положите гладкие, справа положите так

же фигуры, но шероховатые». Далее можно перейти к построению из двух

геометрических фигур отдельных объектов. На следующем этапе отдельные

объекты объединяются в композиции. Эти занятия полезно чередовать с

упражнениями

по

выкладыванию

из

геометрических

фигур

узоров

и

орнаментов. Детям надо объяснить, что орнамент - это узор, украшающий

края ковра, тканей, панелей домов и состоящий из повторений одинаковых

деталей.

Еще одним видом практической деятельности слабовидящих детей,

направленной

на

совершенствование

координации

движений

и

развитие

осязания, является работа с мозаикой. Занятия с мозаикой надо начинать не с

непосредственного

конструирования

(выкладывания

фигур),

а

с

общего

ознакомления с назначением и приемами работы и ее деталями. Ребенку надо

объяснить и показать, что рабочее поле (полотно с дырочками) располагается

слева от него, а коробочка с фишками - справа. Затем важно научить детей на

ощупь находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При

этом указательный палец руки находит свободное отверстие на рабочем поле

мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в

дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки. Чтобы

фишку можно было вставить в отверстие, ее следует держать за «шляпку».

До

выкладывания

определенных

фигур

надо

потренировать

ребенка

в

заполнении фишками всего рабочего поля мозаики. Сначала оно заполняется

без определенного порядка, а затем следует перейти к выкладыванию прямых

линий, вставляя фишку рядами слева направо и передвигаясь при этом сверху

вниз.

Существуют

различные

формы

фишек:

квадратные,

круглые,

треугольные,

грибковые,

полукруглые.

Для

развития

осязания

надо

пользоваться всеми видами мозаик, так кА каждая форма применяется для

определенных целей. Так, круглыми фишками удобно выкладывать цветы,

квадратными - предметы мебели, ковры, лодочки и т.д.

Научив выкладывать прямые линии, можно перейти к изображению с их

помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При этом

лодочку лучше составить из фишек красного цвета, парус - белого цвета,

море - голубого, а флаг - красного.

При переходе к составлению мозаичных композиций сначала педагог

выкладывает образец орнамента, затем знакомит с ним ребенка и дает ему

указания

к

работе

по

данному

образцу.

Различные

варианты

мозаичных

композиций, а также применение мозаик с мелкими и крупными деталями

позволяют

подходить

к

детям

дифференцированно

и

каждому

давать

посильные задания. Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует

освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание

отверстий

левой

рукой

подготавливает

детей

к

умению

контролировать

движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму и

чтению.

Яркая окраска фишек вызывает у детей положительные эмоции и

содействует развитию у них цветоразличия.

От мозаик следует перейти к составлению различных объектов из деталей

конструктора.

Упражнения в конструировании также способствует развитию осязания,

укреплению мышц рук, подвижности пальцев.

Овладение приемами работы с конструктором следует начинать с

построения башенок, лестниц, стен. Затем детей можно научить собирать

сплошные

стены,

а

от

них

перейти

к

объяснению

и

показу

способов

построения

лестниц.

На

последующих

занятиях

с

использованием

конструктора

нужно

научить

детей

строить

дома

с

окнами.

Во

время

небольшой беседы о жилых домах вокруг нас, школах, кинотеатрах внимание

слабовидящих детей обращается на то, что все здания имеют такие общие

детали,

как

окна,

двери,

крышу.

Поэтому

при

строительстве

дома

уже

впервом ряду одной из стен делается проем, означающий дверь для входа в

здание. Сразу же детям объясняется, как закрепляются углы в доме, как

подбираются кирпичики для второго ряда. Место соединения двух соседних

кирпичиков (шов) хорошо различимо на ощупь. Воспитатель разъясняет, как

важно

для

прочности

постройки

соединять

кирпичики

последующего

(верхнего) ряда так, чтобы швы соседних рядов (например первого и второго)

не совмещались. Это возможно за счет использования для кладки стены

кирпичиков разных размеров.

В третьем ряду предусматриваются проемы (пропуска) для окон. Здесь

следует помочь ребенку рассчитать, сколько окон, на какой стене должно

быть в строящемся доме.

После пятого ряда кладки кирпичей над окнами делаются перекрытия, а

затем укрепляется крыша.

Развитие

мелкой

моторики

рук

в

сочетании

с

конкретизацией

представлений

об

окружающем

эффективно

осуществляется

в

процессе

конструирования

мебели.

Практическую

работу

нужно

предварять

вступительной беседой, во время которой детям объясняется, что из деталей

пластмассового

конструктора

можно

собирать

различные

предметы

игрушечной

мебели.

При

этом

необходимо

дать

детям

для

тщательного

обследования готовые образцы мебели (шкаф, стул, стол, диван). После того,

как

дети

научатся

собирать

отдельные

предметы

можно

переходить

к

составлению

различных

композиций.

Для

того,

чтобы

конструируемое

изделие было прочным и не рассыпалось, надо научить ребенка плотно

подгонять детали друг к другу. Важным моментом здесь является умение

подобрать детали по размерам, для чего необходимо сравнивать их путем

обследования, наложения и приложения. В процессе конструирования у детей

вырабатываются

умения

осторожно

прикладывать

и

скреплять

детали,

ставить их, не ломая постройки, стоящие рядом.

Занятия лепкой требуют от детей определенных физических сил

затрачиваемых на разминание, сплющивание и раскатывание пластилина. В

частности,

разминание

пластилина

способствует

развитию

подвижности

пальцев и укреплению мышц кистей рук. В процессе этой же деятельности

развивается

мелкая

моторика

рук,

повышается

о с я з ат е л ь н а я

чувствительность.

Прежде чем перейти к лепке детям полезно выполнять силовые

упражнения с резиновым кольцом. На счет «раз» кольцо сжимается, на «два»

- разжимается. Поначалу упражнение повторяется 5-6 раз в медленном темпе.

В последующем количество движений для каждой руки увеличивается до 10.

Темп выполнения упражнения также увеличивается. Занятия лепкой нужно

начинать с лепки палочек. При этом кусочек пластилина дети должны катать

не

на

столе,

а

между

ладонями.

От

лепки

палочек

перейти

к

лепке

«колбасок»,

которые

также

раскатывают

между

ладонями,

далее

дети

овладевают умением соединять концы «колбасок», образуя таким образом

колечки.

Затем

их

следует

научить

отщипывать

от

«колбаски»

кусочки

пластилина и лепить из них шарики. Когда дети овладеют приемами лепки

основных

(палочек,

«колбасок»,

колечек,

шарика),

можно

переходить

к

выполнению различных поделок. По мере приобретения детьми навыков

лепки задания усложняются: от лепки отдельных предметов переходят к

различным композициям.

Например, предлагается слепить корзину и сложить в нее овощи (фрукты),

которые были вылеплены на предыдущем занятии. При выполнении этого

задания ребенок должен держать пальцы левой руки в корзине и находить

ими незаполненные места, а правой осторожно искать на столе «овощи»,

брать

их

и

укладывать

в

корзинку.

Упражнения

такого

рода

развивают

осязание, вырабатывают точность координации движений рук.

Прежде чем начать обучение слабовидящих детей элементам рисования,

их

необходимо

научить

правильно

соотносить

обследуемый

рельефный

рисунок с предметом.

Поэтому к восприятию рельефного рисунка с помощью осязания следует

переходить

лишь

после

предварительного

знакомства

с

натуральным

предметом или его объемной моделью (игрушкой), обращая особое внимание

на

формирование

умения

правильно

соотносить

их.

Нужно

научить

слабовидящего ребенка находить на рисунке части, соответствующие частям

объемного предмета.

Важную направляющую и уточняющую роль в организации осязательного

восприятия

рисунков

играет

слово

воспитателя.

Поэтому

обследование

изображений незнакомых детям предметов должно сочетаться с подробными

словесными пояснениями, объяснениями или инструкциями педагога.

Выводы: Таким

образом,

осязание

у

детей

с

нарушением

зрения

становится эффективным средством познания окружающего мира. Более, в

старшем дошкольном возрасте дети с нарушением зрения при благоприятных

условиях воспитания используют при восприятии сенсорные эталоны. У них

формируются

специфические

способы

решения

сенсорных

задач

с

использованием

образов.

Представлений

и

мысленного

их

анализа.

Это

значит, что дети с дефектом зрения, так же как и их зрячие сверстники,

способны правильно оценить, по каким параметрам предмет меняется, а по

каким параметрам предмет меняется, а по каким остается неизменным.

В процессе обучения слабовидящих детей крайне важно, ставя перед ними

ту или иную задачу, не предлагать им готовых решений, а целенаправленно и

последовательно

подводить

к

самостоятельному

решению

задачи

путем

рассуждений

и

практических

действий.

Только

в

этих

условиях

сможет

успешно формироваться познавательная активность детей, их осознанное

восприятие и мышление. Все это поможет подготовить детей с дефектом

зрения к их будущей самостоятельной жизни.

Список литературы:

1.

Развитие осязания и мелкой моторики: Пособие / Сост. О.Е. Прись. –

Воронеж: Истоки, 2012. – 44 с.

2.

Сказочный

мир

через

настоящие

очки:

Методические

материалы

для

работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.

3. Шабанова Э. Фасоль, горох и мелкая моторика / Э. Шабанова // Игра и

дети. – 2003. – №5. – С. 17-18.

4. Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей /

Е.Н. Юрченко. – М.: Новосибирск, 2007. – 144 с.



В раздел образования