Напоминание

"Применение интерактивных познавательных стратегий при обучении английскому языку младших школьников"


Автор: Рожкова Анна Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: Г. Озерск, п. Новогорный, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение интерактивных познавательных стратегий при обучении английскому языку младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение интерактивных познавательных стратегий при

обучении английскому языку младших школьников.

Для успешного построения процесса обучения иноязычному общению

младших школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий необходима разработка соответствующей модели, алгоритма,

рекомендаций, отражающей детальную структуру, свойства, основные

составляющие, а также особенности функционирования данного процесса в

условиях реализации новых федеральных государственных образовательных

стандартов, предназначенных для начальной школы. Процесс обучения

иностранному языку младших школьников на основе применения

интерактивных познавательных стратегий предусматривает организацию

эффективного методического взаимодействия учителя и учащихся с целью

всестороннего развития младшего школьника в образовательной

коммуникативной среде.

Процесс обучения иноязычному общению младших школьников на

основе применения интерактивных познавательных стратегий – это сложный

и многогранный процесс, включенный в общую систему всестороннего

развития личности, основанный на всеобщем взаимодействии всех субъектов

иноязычного образования. Цель обучения в соответствии с предлагаемым

алгоритмом– обучение иноязычному общению младших школьников на

основе применения интерактивных познавательных стратегий, направленное

на всестороннее развитие личности учащегося в ходе решения им учебных,

развивающих, воспитательных и познавательных задач в процессе

коммуникации на иностранном языке в специально созданной интерактивной

образовательной среде.

Процесс обучения иноязычному общению младших школьников на

основе применения интерактивных познавательных стратегий позволяет

решать следующие задачи:

1) развивать необходимые коммуникативные умения на иностранном

языке;

2) формировать мотивацию к общению на иностранном языке;

3) формировать у учащихся навыки и развивать умения самостоятельной

работы;

4) расширять общекультурный и лингвистический кругозор учащихся;

5) формировать способность достойно представить свою страну

средствами иностранного языка.

Для раскрытия сущности и основных особенностей процесса обучения

иноязычному общению младших школьников на основе применения

интерактивных познавательных стратегий необходимо рассмотреть подходы,

которые составили теоретическую основу разрабатываемой модели.

Приоритетным подходом в реализации предлагаемой модели является

проблемно-деятельностный подход. На основании проблемно-

деятельностного подхода процесс обучения иноязычному общению младших

школьников происходит в условиях выполнения «познавательных

деятельностных заданий», построенных с учетом организации различных

видов общения (игрового, имитационного, свободного) с целью решения

познавательных задач средствами иностранного языка на основе применения

интерактивных познавательных стратегий. Особое значение в этом

отношении приобретают задания творческого характера, которые

способствуют эффективному применению способов и приемов решения

познавательных задач на основе применения интерактивных познавательных

стратегий, а также соответствующих образовательных ресурсов на

иностранном языке. Основным средством обеспечения проблемного

характера иноязычного образования является противоречие, которое требует

разрешения в процессе интерактивного взаимодействия при создании

исследовательского проекта.

Для того чтобы достичь цели указанной деятельности, необходимо

владеть средствами иностранного языка, которые представлены в

аутентичных источниках с учетом необходимой адаптации к возрасту и

интересам детей.

Проблемно-деятельностный подход предполагает отказ от жестких

авторитарных схем, связанных с манипулированием обучающихся и

установкой на запоминание готовых знаний. Важным здесь является

освобождение творческой энергии каждого обучающегося в процессе

совместной продуктивной деятельности. Проблемно-деятельностный подход

в процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе

применения интерактивных познавательных стратегий реализуется

посредством специально созданных условий, в которых обучающиеся,

опираясь на имеющийся у них опыт, самостоятельно обнаруживают и

осмысливают проблемную ситуацию, мысленно и практически действуют в

целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения.

В качестве ведущих подходов предлагаемого алгоритма были выделены

следующие: проблемно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный,

личностно-деятельностный, компетентностный. Построение указанной

модели невозможно без реализации ведущих принципов, являющихся

важнейшим компонентом теоретического блока реализации модели обучения

иноязычному общению младших школьников на основе применения

интерактивных познавательных стратегий.

Наиболее приоритетными являются следующие принципы:

индивидуализации, интегративности, активности, сознательности,

наглядности, новизны, целостности развивающейся личности,

сотрудничества и сотворчества, проблемности.

1. Принцип индивидуализации направлен на учет неповторимой

индивидуальности каждого учащегося как личности. В процессе обучения

иноязычному общению на основе применения интерактивных

познавательных стратегий индивидуальным является не только сам процесс

овладения иностранным языком (у каждого ребенка свой индивидуальный

опыт, свой уровень развития способностей), но и объект усвоения. Речь

любого человека, вне зависимости от его возраста, языка и национальности,

индивидуальна по как минимум трем параметрам: по механизму мотивации,

по содержанию речевого высказывания (каждый выражает в речи

собственную позицию, свое мнение) и по способу формулирования мысли

(каждый обучающийся индивидуально выбирает те или иные речевые

средства для самовыражения) [Кузовлев 1999]. Младшие школьники имеют

возможность проявить свою индивидуальность в ходе выполнения

познавательных заданий, выполнение которых требует самостоятельного

выбора лингвистических средств и познавательной информации в

соответствии с индивидуальными интересами и особенностями ребенка.

Учащимся необходимо предоставлять широкий выбор речевых средств в

зависимости от их потребностей, настроения, вкуса и т.д.

2. Принцип интегративности является одним из наиболее важных

принципов предлагаемой модели. Одной из важнейших особенностей

является организация взаимодействия всех участников процесса иноязычного

образования, поэтому, в соответствии со спецификой указанной модели,

ребенок должен быть включен в разнообразные виды деятельности на основе

интеграции различных предметов (иностранный язык, окружающий мир,

рисование, музыка, технологии). Процесс обучения иноязычному общению

младших школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий предполагает интеграцию коммуникативной деятельности с такими

видами деятельности, как игровая, изобразительная, танцевальная,

театральная, предметная, литературно-творческая.

3. Принцип активности предполагает максимальную активность

обучающихся в процессе обучения иноязычному общению младших

школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий. Учащиеся не только должны направляться целями и задачами,

которые ставит перед ними учитель, но и должны учиться самостоятельно

ставить перед собой индивидуальные цели, а также прилагать определенные

усилия для их достижения. При этом важно осознание учащимися того, что

процесс этот является комплексным, требующим определенного волевого

усилия.

4. Принцип сознательности в обучении иноязычному общению

младших школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий предполагает сознательное овладение языковыми средствами и

познавательными интерактивными стратегиями в ходе решения

коммуникативных задач учащимися.

5. Принцип наглядности предполагает использование различных опор

(зрительных, слуховых), а также информационных и телекоммуникационных

технологий для обучения иноязычному общению младших школьников на

основе применения интерактивных познавательных стратегий. Применение

наглядности способствует повышению эффективности процесса реализации

интерактивных познавательных стратегий с целью решения младшими

школьниками коммуникативных задач.

6. Принцип новизны предполагает использование материалов, которые

вызывают позитивные изменения в познавательной активности учащихся

благодаря содержащейся в них новой, интересной для учащихся,

информации. Кроме того, новизна должна пронизывать формы и методы

учебно-воспитательного процесса, условия, способы и средства его

осуществления, а также вариативность задач и проблемных ситуаций,

речевых высказываний, необходимых для организации общения в процессе

совместной деятельности обучающихся.

7. Принцип целостности развивающейся личности. Процесс обучения

иноязычному общению младших школьников на основе применения

интерактивных познавательных стратегий предусматривает формирование

целостной личности обучающегося, её целостного мировоззрения и

миропонимания.

8. Принцип сотрудничества и сотворчества в процессе коммуникации.

Реализация данного принципа связана с коллективным взаимодействием

всех участников процесса обучения иноязычному общению младших

школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий. Данный принцип подразумевает организацию продуктивного

взаимодействия учителя и учащегося, учителя и всех учащихся, учащихся

между собой [Китайгородская 2000]. Важное место в реализации данного

принципа занимают задания, требующие от каждого ребенка в классе

внесения личного вклада в творческое дело, выполняемое коллективно. Такие

задания способствуют приобретению опыта взаимопомощи и сотрудничества

детей в классе.

9. Принцип проблемности предусматривает включение учащихся в

решение проблемных ситуаций средствами иностранного языка на основе

использования интерактивных познавательных стратегий в определенном

социокультурном контексте. Важным структурным компонентом

теоретического блока рассматриваемой модели является содержание

процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе

применения интерактивных познавательных стратегий. В качестве

содержательной основы указанного процесса представляется возможным

использование текстов, отражающих проблемные ситуации и

стимулирующих познавательную активность обучающихся, песни,

информационные и телекоммуникационные аутентичные источники,

фотографии, рисунки, картины, которые стимулируют познавательную

деятельность младших школьников. Технологический блок разрабатываемой

модели включает в себя следующие структурные компоненты: методы,

приемы, средства, методические условия, а также алгоритм эффективной

реализации модели обучения иноязычному общению младших школьников

на основе применения интерактивных познавательных стратегий.

Наиболее значимыми с точки зрения данной работы являются

следующие методы обучения иноязычному общению младших школьников:

коммуникативный, игровой, а также активные методы обучения (метод

проектов, дискуссия и др.). Базисной основой технологического блока

процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе

применения интерактивных познавательных стратегий являются следующие

приемы: прием пробуждения (активизирует речемыслительные и творческие

способности обучающихся); прием создания ярких ассоциаций (активизирует

психологические процессы памяти, внимания, воображения, мышления и

восприятия на основе аутентичного языкового материала); прием

симулирования эмоций (обеспечивает позитивный эмоциональный фон

учебно-воспитательного процесса); прием ролевого общения (активизирует

речевые возможности личности); прием объяснения (необходим для

объяснения возможных лингвистических и познавательных затруднений);

прием аналитического исследования проблемной ситуации (помогает

осуществлять анализ проблем, ситуаций и категорий в ходе

коммуникативнопознавательной деятельности); прием упрощения

(представление сложной информации в более доступной форме) и др.

Основу средств обучения иноязычному общению младших школьников с

применением интерактивных познавательных стратегий составляет система

заданий. В процессе деятельности обучающимся могут быть предложены

различные комплексы упражнений рецептивного и продуктивного, а также

продуктивно-творческого характера.

Следующим важным компонентом технологического блока является

разработка условий эффективной реализации обучения иноязычному

общению младших школьников на основе применения интерактивных

познавательных стратегий:

1) развитие познавательной мотивации в процессе обучения

иноязычному общению младших школьников на основе интерактивных

познавательных стратегий;

2) обеспечение проблемности в ходе обучения иноязычному общению

младших школьников на основе интерактивных познавательных стратегий;

3) расширение познавательного кругозора через погружение в

интерактивную познавательную среду;

4) обеспечение интерактивного субъектно-субъектного взаимодействия в

процессе общения. Алгоритм реализации модели обучения иноязычному

общению младших школьников на основе применения интерактивных

познавательных стратегий предусматривает последовательное прохождение

следующих этапов: мотивационно-стимулирующего, информационного,

аналитического, актуализации, продуктивного, творческого, аналитико-

оценочного.

Оценочно-результативный блок включает в себя следующие критерии и

показатели эффективной реализации указанной модели:

1) мотивационно-ценностный критерий (показатели: развитие мотивации

к осуществлению общения на иностранном языке; развитие ценностных

ориентаций, необходимых для успешной реализации общения на

иностранном языке);

2) аналитический критерий (показатели: умение анализировать

проблемные ситуации; умение анализировать адекватность применения

средств обучения для реализации интерактивных познавательных стратегий);

3) операционно-деятельностный критерий (показатели: умение

использовать лингвистические средства в процессе реализации

интерактивных познавательных стратегий; умение использовать

социокультурные знания в процессе реализации интерактивных

познавательных стратегий).

Результатом обучения иноязычному общению младших школьников на

основе применения интерактивных познавательных стратегий является

сформированность иноязычной коммуникативной компетенции.

Основные положения обучения иноязычному общению младших

школьников на основе применения интерактивных познавательных

стратегий:

1 . Эффективность процесса обучения иностранному языку младших

школьников обеспечивается умением обучающихся использовать

многообразие познавательных стратегий, среди которых приоритетная роль

отводится интерактивным стратегиям, направленным на реализацию

оптимального взаимодействия младших школьников с различными

субъектами образовательного процесса в коммуникативной образовательной

среде. Интерактивные познавательные стратегии имеют сложный,

комплексный характер и направлены на овладение способами и приемами

образовательной деятельности в процессе коммуникации младших

школьников на иностранном языке. В процессе взаимодействия на

иностранном языке обучающиеся учатся применять приобретенные ими

знания для решения коммуникативных познавательных задач в специально

созданной образовательной среде, стимулирующей к коммуникации.

Познавательные стратегии младших школьников отличаются интерактивным

характером и направлены на решение обучающимися образовательных задач

на основе использования номенклатуры приемов (прием аналитического

исследования проблемной ситуации, прием ролевого общения, прием

конкретизации, прием обобщения, прием упрощения, прием составления

памяток рекомендаций и др.) и набора ресурсов, избираемых учащимися в

соответствии с особенностями планируемой коммуникативно-познавательной

деятельности.

Ведущими интерактивными познавательными стратегиями обучения

младших школьников иноязычному общению являются следующие:

сопоставление и соотнесение коммуникативной познавательной задачи с

ранее изученными с целью отбора коммуникативных средств и

информационных источников; дифференциация коммуникативной

познавательной задачи; идентификация коммуникативной познавательной

задачи; планирование результатов коммуникативной познавательной

деятельности; выделение опорных фактов, определяющих специфику

коммуникативной познавательной задачи; анализ и отбор фактов,

отражающих специфику коммуникативной познавательной задачи;

конкретизация опорных фактов в определенной социокультурной ситуации;

социокультурная интерпретация фактов в определенном познавательном

контексте; использование информационных и телекоммуникационных

источников для детализации коммуникативной познавательной задачи;

анализ, оценка и отбор коммуникативных средств и форм представления

информации, необходимой для решения коммуникативной познавательной

задачи; соотнесение коммуникативной познавательной задачи с

коммуникативными средствами и информационными источниками в

определенном социокультурном контексте; сотрудничество с субъектами

коммуникативной познавательной деятельности; координация деятельности

субъектов образовательного процесса; корректировка результатов

коммуникативной познавательной деятельности и др.



В раздел образования