Автор: Бухарина Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №3
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: Конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с ОНР
Тема: "Чистый город"
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Чистый город»
Цель: Развитие связной речи детей посредством экологического воспитания,
с использованием ТСО.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Создать условия для получения
детьми знаний о существовании экологических проблем города.
Сформулировать потребность в соблюдении правил охраны окружающей
среды. Мотивировать детей к самостоятельному решению проблемы. Дать
возможность применить на практике полученные знания.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать речь воспитанников,
обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом.
Активизировать мышление детей. Совершенствовать память, образное
мышление, речевой слух, зрительное восприятия и внимание.
Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную
общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи. Сформировать желание познакомить
с правилами поведения на улице друзей и родителей. Продолжать
воспитывать бережное отношение к родному городу, желания видеть его
чистым и красивым. Совершенствовать эстетический вкус.
Вводная часть. Здравствуйте, ребята. Поздороваемся с гостями.
Дети, вам тепло?
- Да!
– В зале светло?
– Да!
– Хотите кое-чему научиться?
– Да!
– Значит можно всем садиться!
Проходите и присаживайтесь на тот стульчик с картинкой, которая вам
больше нравиться.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику.
Логопед : Посмотрите внимательно, что изображено на карточках? А вы
можете рассказать о том, что видите. (На картинках изображены фрагменты
нашего города: дома, дороги с транспортом, улица, парк, школа, больница,
магазин, вокзал). Дети пытаются описать здания, которые изображены.
Основная часть.
А теперь прикрепите свои карточки на магнитную доску. (или на прищепки)
Дети вешают картинки. Смотрят что получилось.
Логопед: Ребята, присмотритесь, мне кажется, это напоминает наш с вами
город. А как он называется? Барабинск. А мы с вами – барабинцы.
Давайте попробуем повторить рассказ о городе, в котором мы живем.
Какие здания есть в нашем городе?
- Какие бывают улицы? А дома на них?
Прямые, кривые, широкие, узкие, длинные, короткие.
- Какой транспорт ходит по вашей улице?
Общественный, легковой или
грузовой транспорт.
- Больница, школа, банк, стадион и т.д.
- Как вести себя нужно на улице? Или в парке?
Играть в определённом месте, не ходить по улице без родителей, не
выбегать на проезжую часть, не мусорить.
- Что нужно знать, чтобы наша улица была всегда красивой, чистой?
Не мусорить, ходить на субботник всей семьёй,
не ломать ветки, не рвать
цветы на клумбах.
Верно! А вы не мусорите на улицах? Ведь если люди будут разбрасывать
мусор, где им хочется город будет грязным и превратиться в свалку! На город
надвигается беда!!!!
Логопед переворачивает доску, где изображен грязный город. Хотели бы вы
жить здесь? Нет! Необходимо помочь городу оставаться светлым и чистым.
Логопед показывает грустный смайлик. Город просит о помощи. Давайте ему
поможем.
Но что бы следить за чистотой, нужно быть очень внимательными. Давайте
сейчас начнём проверять чистоту. Проверьте чистоту вокруг, по-моему, здесь
были сладкоежки и разбросали фантики. Что мы можем сделать?
Физминутка «Собери фантики».
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Все бумажки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Молодцы! (Дети собрали фантики в корзину)
А тут ещё и листья и устроим листопад.
Дыхательная гимнастика «Осенние листья».
А природе тоже понадобится наша помощь? Ведь осенние листья тоже
необходимо убирать. Дети собирают листья и складывают их в другую
корзину. О, ребята, я нашла письмо от кого-то. Давайте прочтем. Логопед
разворачивает письмо, читает: «Чисто не там где метут, а там, где не сорят!»
Я знаю, ребята, это пословица о чистоте. Дети повторяют пословицу. Но кто
же передал нам письмо? Я думаю, мы скоро об этом узнаем. Логопед
переворачивает смайлик – он грустный. Наш город всё еще в беде!!!
Ребята, наверное, вы устали. Приглашаю вас отдохнуть и посмотреть
мультфильм. Но сначала приобретите билеты. Глядя на картинку, скажите
какие причины загрязнения города вы можете назвать. (дети ломают ветки,
разбрасывают мусор, кидают мусор с балкона).
Этот мультфильм о веселых пчелках, посмотрим, что у них произошло. Дети
смотрят мультфильм. Беседа по мультику.
- Какую ошибку совершил Базз?
-Что произошло в сказочном городе?
- Какая проблема у них появилась?
Как же рассказать всем жителям о том, что нельзя раскидывать мусор?
Хотите узнать что было дальше? Смотрим мультфильм.
Что придумал Базз?
Как герои помогли своему городу и жителям?
Ответы детей. Ребенок переворачивает смайлик на выходе из «кинотеатра».
Наш город всё ещё в беде!!!
Сейчас мы отдохнем и поиграем.
Речевая игра с использованием мнемотехники. «Город»
Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как
окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
Логопед переворачивает грустный смайлик. Городу до сих пор грозит беда!
Надо что-то делать!
А мы можем рассказать жителям о том, что нельзя мусорить. Как мы это
сделаем? Мы тоже можем сделать плакаты, листовки. А что для этого нужно?
Бумага, клей, фломастеры.
Заключительная часть.
Логопед: Я приготовила для вас заготовки. Дети мастерят экологические
листовки. Проговаривают, что они обозначают. Повторяют пословицу. Это
может стать девизом нашего дня. И мы с вами весь день посвятим чистоте.
Гимнастика для глаз. Вспомним, как Базз собирал мусор. Дети смотрят
глазами, куда летела пчелка.
Логопед говорит, что повесит свой плакат на входную дверь в своем доме,
чтобы соседи не разбрасывали мусор во дворе. А вы куда денете свои
плакаты? Можно развесить, отдать маме, и она унесет на работу, покажет
коллегам. Логопед показывает детям весёлый смайлик. Теперь нашему городу
не угрожает беда! Спасибо!
Спасибо вам, ребята, мне было приятно с вами провести время!