Автор: Повх Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Детство" комбинированного вида - СП д/с № 193
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры как средство музыкального развития у детей дошкольного возраста с Синдромом Дауна
Раздел: дошкольное образование
Театрализованные игры как средство музыкального развития у детей
дошкольного возраста с Синдромом Дауна
Музыкальный руководитель
МАДОУ д/с «Детство» - СП д/с № 193
г. Нижний Тагил
Повх Елена Владимировна
Сколько раз вы сегодня сказали «здравствуйте» или «добрый день», или
просто
«привет»?
Сколько
раз
поблагодарили
кого-то
или
попросили
о
помощи? Мы произносим простые слова, не задумываясь, и многим из нас
сложно представить, что для ребенка с синдромом Дауна каждая даже самая
короткая фраза – уже маленькая победа.
Именно
речь
–
одна
из
самых
больших
проблем
для
мальчиков
и
девочек
с
синдромом
Дауна.
Речь
у
них
развивается
медленнее
всего
–
медленнее
способности
узнавать
новое,
медленнее
умения
ходить
и
двигаться.
Это- генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках
человека
дополнительной
хромосомы.
Лишняя,
47-я
хромосома,
обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие
которых ребенок медленнее развивается и позже своих ровесников проходит
общие для всех детей этапы развития.
Мальчики и девочки с синдромом Дауна, их еще называют «солнечными
детьми»,
рождаются
с
одинаковой
частотой,
а
их
родители
имеют
нормальный набор хромосом. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Это
случайность и «вылечить» нельзя, ведь это не болезнь.
В настоящее время нет никаких сомнений в том, что эти дети обладают
большим потенциалом для обучения. Как у любого из нас, у человека с
синдромом
Дауна,
есть
свои
сильные
и
слабые
стороны,
привычки
и
предпочтения, увлечения и интересы.
От нас, педагогов, зависит очень многое. Чем лучше мы понимаем, как
помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности и
вообще,
каковы
они,
тем
успешнее
будет
проходить
их
интеграция
в
общество.
При
планировании
работы
по
музыкальному
развитию
с
детьми
дошкольного возраста с синдромом Дауна учитываем следующие моменты:
Такие дети проходят те же стадии развития. Формирование их идет тем
же
путем,
что
и
у
обычно развивающегося
сверстника,
однако
«солнечный» ребенок дольше находится на каждой стадии развития.
Речь
появляется
поздно
и
остаётся
недоразвитой,
словарный
запас
бедный.
Нарушено зрение
Снижен слух,
Ограничен
объем
информации,
которую
может
воспринять
ребенок
в процессе занятия.
Нарушена целостность восприятия
А
плохое
самочувствие
может
значительно
повлиять
на
внимание
ребенка.
Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий
уровень запоминания.
Но
они
любопытны
и
обладают
подражательной
способностью,
и
эмоциональная сфера остается практически сохраненной
Но несмотря не на что, таким детям присуща удивительная душевная
аура!
Они
всегда
добры,
заботливы,
ласковы
и
очень
зависимы
от
взрослых, которые с ними общаются, их учат. «Солнечные дети»,
заранее
любят весь мир и всех окружающих. У них отсутствует ген агрессии.
Музыкальное
воспитание
детей
с
синдромом
Дауна
имеет
очень
большое значение для развития. Одним из видов музыкальной деятельности,
является театрализованная игра.
Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать
интерес
к
литературе,
музыке,
психические
процессы,
пантомимические
навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.
Целью использования театрализованной игры на музыкальных занятиях
является формирование и коррекция социального, эмоционального,
интеллектуального потенциала ребёнка.
Проведение данной работы решает образовательные, воспитательные,
коррекционные задачи:
развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии,
распознавать своё эмоциональное состояние, оценивать его;
развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и со
взрослыми;
обучение неречевым и речевым средствам общения;
формирование основ нравственного поведения;
развитие пространственно-временной ориентации
развитие общей моторики в процессе использования имитационных
движений;
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании
пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо.
Чтобы
обучение
и
воспитание
детей
происходило
без
ущерба
их
здоровью, а наоборот способствовало его укреплению, важно организовать
воспитательно-педагогический
процесс,
таким
образом,
чтобы
коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях сочеталась со
здоровьесберегающими технологиями.
Поэтому основные принципы моей работы по театрализации следующие:
1.
принцип интеграции детских художественных деятельностей
(музыкальной, речевой, игровой),
2.
принцип сотворчества взрослых и детей;
3.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
возможность ребёнка работать в своем темпе;
4.
охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
5.
индивидуальный подход;
6.
доступность, повторяемость и концентричность предложенного
материала. Постоянное использование наглядности, качественного
дидактического материала;
7.
принцип от простого к сложному ,маленькая дозировка с
постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
8.
использование системы поощрений;
9.
создание благоприятного эмоционального фона;
10. мультисенсорный подход;
11. единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
Но
хочу
остановиться
на
мультисенсорном
подходе,
т.к.
Дети
с
синдромом Дауна, легко отвлекаются, испытывают трудности, связанные с
концентрацией внимания, они «визуалы», им легче воспринимать материал с
помощью
мультисенсорного
подхода,
затрагивающего
несколько
органов
чувств. «Услышал, увидел, сделал!».
Вместо
того,
чтобы
просто
рассказывать
ребенку
о
том
или
ином
предмете,
нужно
включить
и
другие
способы
восприятия. Например,
показываю
детям
игрушку-мишку.
Это
—
мишка
косолапый,
давайте
покажем, как он ходит. Ребята видят объект, слышат о нём речь и при этом
активно двигаются (ходят как медведь) под музыку.
Использование системы поощрений на наших занятиях
выражается в похвале, доброжелательных словах, рукопожатии, улыбке. А
«Солнечные
малыши»
еще
и
нуждаются
в
стимулирующем
действие
«обнимашек» т.е., тактильном прикосновении к ребенку.
Для поощрения одного или всех детей использую такой приём: аплодируем
одному
или
нескольким
детям (солистам) и
обычно
в
конце
занятия
аплодируем всем. Тем самым, благодарим за общение совместный труд .
Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения
слов. Только позднее кроха начинает понимать, что при помощи слов можно
сказать
гораздо
больше,
чем
жестами
и
тогда
начинается
постепенное
отхождение от языка жестов. В театрализованных играх, Солнечный малыш,
бывает
активен
по
разному:
когда
охотно
участвует
в
общих
играх,
имитируют жесты и действия, а когда находился в качестве зрителя.
В своей работе с детьми с Синдромом Дауна использую разнообразные
театрализованные
игры,
применяю
различные
формы
работы:
игры-
разминки,
упражнения,
этюды,
пальчиковую
гимнастику,
инсценировки,
игры-хороводы,
спектакли.
Поскольку
познавательная
активность детей
с
синдромом
Дауна
снижена, использование
игровой мотивации
играет
решающую роль в усвоении навыков.
В
процессе
работы
понимаю,
что
дети
получают
во
время
игры
положительный заряд эмоций от совместной деятельности, строится мостик
доверия, снимается напряжение, уходит усталость.
Таким
образом,
использование
театрализованной
игры
как
средства
коррекции
и
развития
детей
с
Синдромом
Дауна,
знакомит
с
миром
прекрасного,
расширяет
представление
об
окружающем,
а
главное
способствует
психологической
адаптации
ребёнка
в
социуме
и
является
э ф ф е к т и в н ы м
с р е д с т в о м
с о ц и а л и з а ц и и
д е т е й .
Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди
необходимы человечеству, чтобы оно училось любить. У них очень любящее
сердце!