Напоминание

Театрализованные игры как средство музыкального развития у детей дошкольного возраста с Синдромом Дауна


Автор: Повх Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Детство" комбинированного вида - СП д/с № 193
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры как средство музыкального развития у детей дошкольного возраста с Синдромом Дауна
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованные игры как средство музыкального развития у детей

дошкольного возраста с Синдромом Дауна

Музыкальный руководитель

МАДОУ д/с «Детство» - СП д/с № 193

г. Нижний Тагил

Повх Елена Владимировна

Сколько раз вы сегодня сказали «здравствуйте» или «добрый день», или

просто

«привет»?

Сколько

раз

поблагодарили

кого-то

или

попросили

о

помощи? Мы произносим простые слова, не задумываясь, и многим из нас

сложно представить, что для ребенка с синдромом Дауна каждая даже самая

короткая фраза – уже маленькая победа.

Именно

речь

одна

из

самых

больших

проблем

для

мальчиков

и

девочек

с

синдромом

Дауна.

Речь

у

них

развивается

медленнее

всего

медленнее

способности

узнавать

новое,

медленнее

умения

ходить

и

двигаться.

Это- генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках

человека

дополнительной

хромосомы.

Лишняя,

47-я

хромосома,

обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие

которых ребенок медленнее развивается и позже своих ровесников проходит

общие для всех детей этапы развития.

Мальчики и девочки с синдромом Дауна, их еще называют «солнечными

детьми»,

рождаются

с

одинаковой

частотой,

а

их

родители

имеют

нормальный набор хромосом. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Это

случайность и «вылечить» нельзя, ведь это не болезнь.

В настоящее время нет никаких сомнений в том, что эти дети обладают

большим потенциалом для обучения. Как у любого из нас, у человека с

синдромом

Дауна,

есть

свои

сильные

и

слабые

стороны,

привычки

и

предпочтения, увлечения и интересы.

От нас, педагогов, зависит очень многое. Чем лучше мы понимаем, как

помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности и

вообще,

каковы

они,

тем

успешнее

будет

проходить

их

интеграция

в

общество.

При

планировании

работы

по

музыкальному

развитию

с

детьми

дошкольного возраста с синдромом Дауна учитываем следующие моменты:

Такие дети проходят те же стадии развития. Формирование их идет тем

же

путем,

что

и

у

обычно развивающегося

сверстника,

однако

«солнечный» ребенок дольше находится на каждой стадии развития.

Речь

появляется

поздно

и

остаётся

недоразвитой,

словарный

запас

бедный.

Нарушено зрение

Снижен слух,

Ограничен

объем

информации,

которую

может

воспринять

ребенок

в процессе занятия.

Нарушена целостность восприятия

А

плохое

самочувствие

может

значительно

повлиять

на

внимание

ребенка.

Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.

Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий

уровень запоминания.

Но

они

любопытны

и

обладают

подражательной

способностью,

и

эмоциональная сфера остается практически сохраненной

Но несмотря не на что, таким детям присуща удивительная душевная

аура!

Они

всегда

добры,

заботливы,

ласковы

и

очень

зависимы

от

взрослых, которые с ними общаются, их учат. «Солнечные дети»,

заранее

любят весь мир и всех окружающих. У них отсутствует ген агрессии.

Музыкальное

воспитание

детей

с

синдромом

Дауна

имеет

очень

большое значение для развития. Одним из видов музыкальной деятельности,

является театрализованная игра.

Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать

интерес

к

литературе,

музыке,

психические

процессы,

пантомимические

навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.

Целью использования театрализованной игры на музыкальных занятиях

является формирование и коррекция социального, эмоционального,

интеллектуального потенциала ребёнка.

Проведение данной работы решает образовательные, воспитательные,

коррекционные задачи:

развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии,

распознавать своё эмоциональное состояние, оценивать его;

развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и со

взрослыми;

обучение неречевым и речевым средствам общения;

формирование основ нравственного поведения;

развитие пространственно-временной ориентации

развитие общей моторики в процессе использования имитационных

движений;

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании

пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо.

Чтобы

обучение

и

воспитание

детей

происходило

без

ущерба

их

здоровью, а наоборот способствовало его укреплению, важно организовать

воспитательно-педагогический

процесс,

таким

образом,

чтобы

коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях сочеталась со

здоровьесберегающими технологиями.

Поэтому основные принципы моей работы по театрализации следующие:

1.

принцип интеграции детских художественных деятельностей

(музыкальной, речевой, игровой),

2.

принцип сотворчества взрослых и детей;

3.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

возможность ребёнка работать в своем темпе;

4.

охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

5.

индивидуальный подход;

6.

доступность, повторяемость и концентричность предложенного

материала. Постоянное использование наглядности, качественного

дидактического материала;

7.

принцип от простого к сложному ,маленькая дозировка с

постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;

8.

использование системы поощрений;

9.

создание благоприятного эмоционального фона;

10. мультисенсорный подход;

11. единство требований в дошкольном учреждении и в семье.

Но

хочу

остановиться

на

мультисенсорном

подходе,

т.к.

Дети

с

синдромом Дауна, легко отвлекаются, испытывают трудности, связанные с

концентрацией внимания, они «визуалы», им легче воспринимать материал с

помощью

мультисенсорного

подхода,

затрагивающего

несколько

органов

чувств. «Услышал, увидел, сделал!».

Вместо

того,

чтобы

просто

рассказывать

ребенку

о

том

или

ином

предмете,

нужно

включить

и

другие

способы

восприятия. Например,

показываю

детям

игрушку-мишку.

Это

мишка

косолапый,

давайте

покажем, как он ходит. Ребята видят объект, слышат о нём речь и при этом

активно двигаются (ходят как медведь) под музыку.

Использование системы поощрений на наших занятиях

выражается в похвале, доброжелательных словах, рукопожатии, улыбке. А

«Солнечные

малыши»

еще

и

нуждаются

в

стимулирующем

действие

«обнимашек» т.е., тактильном прикосновении к ребенку.

Для поощрения одного или всех детей использую такой приём: аплодируем

одному

или

нескольким

детям (солистам) и

обычно

в

конце

занятия

аплодируем всем. Тем самым, благодарим за общение совместный труд .

Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения

слов. Только позднее кроха начинает понимать, что при помощи слов можно

сказать

гораздо

больше,

чем

жестами

и

тогда

начинается

постепенное

отхождение от языка жестов. В театрализованных играх, Солнечный малыш,

бывает

активен

по

разному:

когда

охотно

участвует

в

общих

играх,

имитируют жесты и действия, а когда находился в качестве зрителя.

В своей работе с детьми с Синдромом Дауна использую разнообразные

театрализованные

игры,

применяю

различные

формы

работы:

игры-

разминки,

упражнения,

этюды,

пальчиковую

гимнастику,

инсценировки,

игры-хороводы,

спектакли.

Поскольку

познавательная

активность детей

с

синдромом

Дауна

снижена, использование

игровой мотивации

играет

решающую роль в усвоении навыков.

В

процессе

работы

понимаю,

что

дети

получают

во

время

игры

положительный заряд эмоций от совместной деятельности, строится мостик

доверия, снимается напряжение, уходит усталость.

Таким

образом,

использование

театрализованной

игры

как

средства

коррекции

и

развития

детей

с

Синдромом

Дауна,

знакомит

с

миром

прекрасного,

расширяет

представление

об

окружающем,

а

главное

способствует

психологической

адаптации

ребёнка

в

социуме

и

является

э ф ф е к т и в н ы м

с р е д с т в о м

с о ц и а л и з а ц и и

д е т е й .

Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди

необходимы человечеству, чтобы оно училось любить. У них очень любящее

сердце!



В раздел образования