Авторы: Рыжова Елена Юрьевна, Рослая Елена Александровна
Должность: учителя-тифлопедагоги
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №132"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения
глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном
дошкольном образовательном учреждении
Рослая Е.А. - учитель - дефектолог
Рыжова Е.Ю.- учитель - дефектолог
Аннотация: актуальность
выбранной
темы
обусловлена
тем, что
использование
цветоимпульсной
терапии
оказывает
профилактическое
и
лечебное
воздействие
на
зрительный
анализатор
ребёнка,
растормаживая
сетчатку
и
повышая
остроту
зрения
амблиопичного
глаза.
Осознанное,
целенаправленное восприятие цвета, организованное взрослыми, помогает
ребёнку
увидеть
всё
разнообразие
цветовых
тонов
и
сформировать
зрительный образ цвета. Развитие цветовосприятия способствует сохранению
и укреплению здоровья детей.
Ключевые слова:
цветовосприятие, цветоразличение, острота зрения,
дети
с
нарушениями
зрения,
амблиопия,
коррекционно
–
развивающая
работа.
Цветовосприятие, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни
ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все
многообразие цветов в природе и искусстве.
При нарушении зрения происходит сокращение, ослабление таких
функций зрительного восприятия как скорость, полнота и точность, которые
напрямую
зависят
как
от
остроты
зрения,
так
и
от
состояния
цветоразличения.
Различительная
способность
к
цвету
нарушается
при
заболеваниях
зрительно-нервного
аппарата
(заболевания
сетчатки,
зрительного
нерва,
глаукомы),
у
детей,
имеющих
остаточное
зрение
в
пределах 0,01 - 0,04, а также слабовидящих.
Существуют следующие типы нарушений цветового зрения:
• полная цветовая слепота, когда все цвета кажутся серыми;
• частичное нарушение цветоразличения оттенков красных и зеленых
цветов.
Все
цвета
воспринимаются
в
двух
основных
тонах:
жёлтом
и
голубом.
В
некоторых
случаях
отмечается
преимущественное
снижение
различительной способности к красным, в других - к зеленым лучам;
•
Частичное
нарушение
цветоразличения
к
сине-фиолетовой
части
спектра, когда спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленых тонах.
Нарушение
цветоразличения
может
быть
врожденным
или
приобретённым, в зависимости от чувствительности зрительного анализатора
к разным участкам спектра. Так, при врождённых нарушениях отмечается
снижение чувствительности в основном к красному и зеленым цветам, а при
п р и о б р е т ё н н ы х
н а ру ш е н и я х
-
к
к р а с н ы м,
зе л ё н ы м,
с и н и м .
Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может
давать значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться.
Разнообразие заболеваний и проявление нарушений цветового зрения
предполагает учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и
создании условий, компенсирующих недостатки цветового восприятия.
В
комплексном
лечении
глазных
заболеваний
в
ДОУ
широко
применяется цветоимпульсная терапия, оказывающая профилактическое и
лечебное воздействие на зрительный анализатор ребёнка и весь организм в
целом.
В лечебных целях используется красный, оранжевый, зелёный, синий
цвета. Красный и оранжевый цвета улучшают микроциркуляцию, повышают
чувствительность
рецепторов
сетчатки,
и
остроту
зрения.
Зелёный
цвет
улучшает
микроциркуляцию
глаза,
понижает
внутриглазное
давление,
наиболее
эффективно
восстанавливает
биоритм
зрительного
анализатора.
Синий
-
обладает
успокаивающим
действием,
снижает
внутриглазное
давление.
Одна
из
основных
задач
сенсорного
воспитания
дошкольников
с
нарушением зрения - последовательное ознакомление детей с сенсорными
эталонами цвета и их систематизацией. В основе такого ознакомления лежит
организация
действий
детей
по
обследованию
и
запоминанию
основных
разновидностей
эталонов
цвета.
Зная,
что
цвет,
растормаживая
сетчатку,
влияет на повышение остроты зрения амблиопичного глаза, педагоги ДОУ
используют в своей работе яркий, красочный дидактический материал и
соответствующую предметно – развивающую среду.
Тифлопедагоги
разработали
и
широко
используют
специальные
методики
развития
цветовосприятия
детей
дошкольного
возраста
с
нарушением зрения:
методика
коррекции
различимости
цветового
тона
реализуется
с
п о м о щ ь ю
ф о т о с т и м ул я т о р а ,
ко м п ь ю т е р а ,
л о к а л и з а т о р а
с
интерференцированными
фильтрами.
Предлагается
контрольное
задание:
«Назови цвета, вспыхивающие в случайном порядке полей»;
методика
тренировки
цветового
зрения
реализуется
с
помощью
тренажёра, состоящего из цветных кружков. Ребенку предлагается сосчитать
количество цветных кружков от центра к периферии, а затем в обратном
направлении, называя цвет каждого кружка. Данная методика помогает детям
быстро ориентироваться при определении окраски предметов;
методика активизации зрительной системы, путём воздействия на неё
цветных
светофильтров
также
широко
используется
педагогами,
так
как
работа
с
цветными
светофильтрами
эффективна
при
восстановлении
бинокулярного
зрения,
для
профилактики
близорукости,
при
лечении
рефракционной амблиопии (при дальнозоркости и близорукости).
Методика
предполагает
рассматривание
объектов
через
цветные
плёночные
светофильтры
с
постепенным
уменьшением
их
размеров
и
увеличением расстояния. При работе с цветными фильтрами учитывается
часть суток и время года, например: жёлтые светофильтры используются в
пасмурные
дни,
в
осенне-зимний
период
с
укороченной
естественной
освещённостью;
утром
используется
жёлтый
цвет
(ближе
к
цвету
восходящего солнца); днём - зелёный (как цвет окружающей природы в
летнее, наиболее комфортное время года); вечером - синий (как цвет неба
после захода солнца, непосредственно перед ночью). Красный цвет действует
возбуждающе, поэтому применяется по рекомендации врача. При косоглазии
- предпочтение отдаётся светофильтрам оранжевого цвета; при близорукости,
дистрофии сетчатки глаза – бирюзово - зелёные; при катаракте, глаукоме —
синие светофильтры.
Зелёный светофильтр подходит при любом глазном заболевании.
Для тренировки глазодвигательных, цилиарных и мышц радужки, а так
же
для
профилактики
застойных
явлений
в
них,
используются
цветоимпульсные очки с разноцветными фильтрами, а также видеоазимуты,
бегущие огни, электронные игры с цветофильтрами.
Чтобы повысить чувствительность к различению не только цветового
тона,
но
и
элементов
изображений,
нами
широко
применяется
методика
коррекции
нарушений
различимости
хроматического
контраста.
Детям
предъявляются ритмические стимулы, имеющие форму круга или квадрата,
цвет которых контрастирует с цветом фона по принципу оппонентности:
красное изображение на зелёном фоне, зелёное - на красном; синее - на
жёлтом, жёлтое - на синем; красное - на синем, синее - на красном.
В специально организованной деятельности, педагоги знакомят ребёнка
с изменяемостью каждого цвета по светлоте, учат группировать цвета на
тёплые
и
холодные,
знакомят
с
мягкими
пастельными
и
резкими
контрастными сочетаниями цветов.
Осознанное,
целенаправленное
восприятие
цвета,
организованное
взрослыми, помогает ребёнку увидеть всё разнообразие цветовых тонов и
сформировать зрительный образ цвета.
Тифлопедагоги ДОУ разработали и широко используют развивающую
компьютерную программу «Семицветик», где игры и игровые задания на
развитие цветовосприятия представлены в мультимедийном варианте.
Для
закрепления
знаний,
полученных
в
детском
саду,
родителям
рекомендуется, при общении с детьми, использовать следующие вопросы:
- Какое время года (часть суток) изобразил художник? Как узнали?
-
Какие
краски
использовал
художник
для
передачи
вечернего
(утреннего, грозового, солнечного) неба?
- Какие краски преобладают в картине, передающей зарю?
- В чем своеобразие использования оттенков голубого цвета?
- Какую часть суток передал художник с помощью красного цвета и его
оттенков? и др.
Литература:
1.
Волков
В.В.,
Лебехов
П.И.
Тесты
и
упражнения
для
проверки
и
тренировки зрения. – СПб.: Гиппократ, 1992. – 6 с.
2.
Гойденко
В.С.,
Загорская
Н.А.
Цветоимпульсная
терапия
заболеваний
внутренних органов, неврозов и глазных болезней. – М., 1996. – 43 с.
3.
Григорьева
Л.П.,
Сташевский
С.В.
Основные
методы
развития
зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990. – 41 с.
4.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением
зрения. – Калуга, из-во «Адель», 1998. – 56с.
5.
Ремезова Л.А. Разноцветные задачи. – М. Школьная пресса, 2005. – 32 с.