Напоминание

Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном дошкольном образовательном учреждении


Авторы: Рыжова Елена Юрьевна, Рослая Елена Александровна
Должность: учителя-тифлопедагоги
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №132"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения

глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном

дошкольном образовательном учреждении

Рослая Е.А. - учитель - дефектолог

Рыжова Е.Ю.- учитель - дефектолог

Аннотация: актуальность

выбранной

темы

обусловлена

тем, что

использование

цветоимпульсной

терапии

оказывает

профилактическое

и

лечебное

воздействие

на

зрительный

анализатор

ребёнка,

растормаживая

сетчатку

и

повышая

остроту

зрения

амблиопичного

глаза.

Осознанное,

целенаправленное восприятие цвета, организованное взрослыми, помогает

ребёнку

увидеть

всё

разнообразие

цветовых

тонов

и

сформировать

зрительный образ цвета. Развитие цветовосприятия способствует сохранению

и укреплению здоровья детей.

Ключевые слова:

цветовосприятие, цветоразличение, острота зрения,

дети

с

нарушениями

зрения,

амблиопия,

коррекционно

развивающая

работа.

Цветовосприятие, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни

ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все

многообразие цветов в природе и искусстве.

При нарушении зрения происходит сокращение, ослабление таких

функций зрительного восприятия как скорость, полнота и точность, которые

напрямую

зависят

как

от

остроты

зрения,

так

и

от

состояния

цветоразличения.

Различительная

способность

к

цвету

нарушается

при

заболеваниях

зрительно-нервного

аппарата

(заболевания

сетчатки,

зрительного

нерва,

глаукомы),

у

детей,

имеющих

остаточное

зрение

в

пределах 0,01 - 0,04, а также слабовидящих.

Существуют следующие типы нарушений цветового зрения:

• полная цветовая слепота, когда все цвета кажутся серыми;

• частичное нарушение цветоразличения оттенков красных и зеленых

цветов.

Все

цвета

воспринимаются

в

двух

основных

тонах:

жёлтом

и

голубом.

В

некоторых

случаях

отмечается

преимущественное

снижение

различительной способности к красным, в других - к зеленым лучам;

Частичное

нарушение

цветоразличения

к

сине-фиолетовой

части

спектра, когда спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленых тонах.

Нарушение

цветоразличения

может

быть

врожденным

или

приобретённым, в зависимости от чувствительности зрительного анализатора

к разным участкам спектра. Так, при врождённых нарушениях отмечается

снижение чувствительности в основном к красному и зеленым цветам, а при

п р и о б р е т ё н н ы х

н а ру ш е н и я х

-

к

к р а с н ы м,

зе л ё н ы м,

с и н и м .

Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может

давать значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться.

Разнообразие заболеваний и проявление нарушений цветового зрения

предполагает учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и

создании условий, компенсирующих недостатки цветового восприятия.

В

комплексном

лечении

глазных

заболеваний

в

ДОУ

широко

применяется цветоимпульсная терапия, оказывающая профилактическое и

лечебное воздействие на зрительный анализатор ребёнка и весь организм в

целом.

В лечебных целях используется красный, оранжевый, зелёный, синий

цвета. Красный и оранжевый цвета улучшают микроциркуляцию, повышают

чувствительность

рецепторов

сетчатки,

и

остроту

зрения.

Зелёный

цвет

улучшает

микроциркуляцию

глаза,

понижает

внутриглазное

давление,

наиболее

эффективно

восстанавливает

биоритм

зрительного

анализатора.

Синий

-

обладает

успокаивающим

действием,

снижает

внутриглазное

давление.

Одна

из

основных

задач

сенсорного

воспитания

дошкольников

с

нарушением зрения - последовательное ознакомление детей с сенсорными

эталонами цвета и их систематизацией. В основе такого ознакомления лежит

организация

действий

детей

по

обследованию

и

запоминанию

основных

разновидностей

эталонов

цвета.

Зная,

что

цвет,

растормаживая

сетчатку,

влияет на повышение остроты зрения амблиопичного глаза, педагоги ДОУ

используют в своей работе яркий, красочный дидактический материал и

соответствующую предметно – развивающую среду.

Тифлопедагоги

разработали

и

широко

используют

специальные

методики

развития

цветовосприятия

детей

дошкольного

возраста

с

нарушением зрения:

методика

коррекции

различимости

цветового

тона

реализуется

с

п о м о щ ь ю

ф о т о с т и м ул я т о р а ,

ко м п ь ю т е р а ,

л о к а л и з а т о р а

с

интерференцированными

фильтрами.

Предлагается

контрольное

задание:

«Назови цвета, вспыхивающие в случайном порядке полей»;

методика

тренировки

цветового

зрения

реализуется

с

помощью

тренажёра, состоящего из цветных кружков. Ребенку предлагается сосчитать

количество цветных кружков от центра к периферии, а затем в обратном

направлении, называя цвет каждого кружка. Данная методика помогает детям

быстро ориентироваться при определении окраски предметов;

методика активизации зрительной системы, путём воздействия на неё

цветных

светофильтров

также

широко

используется

педагогами,

так

как

работа

с

цветными

светофильтрами

эффективна

при

восстановлении

бинокулярного

зрения,

для

профилактики

близорукости,

при

лечении

рефракционной амблиопии (при дальнозоркости и близорукости).

Методика

предполагает

рассматривание

объектов

через

цветные

плёночные

светофильтры

с

постепенным

уменьшением

их

размеров

и

увеличением расстояния. При работе с цветными фильтрами учитывается

часть суток и время года, например: жёлтые светофильтры используются в

пасмурные

дни,

в

осенне-зимний

период

с

укороченной

естественной

освещённостью;

утром

используется

жёлтый

цвет

(ближе

к

цвету

восходящего солнца); днём - зелёный (как цвет окружающей природы в

летнее, наиболее комфортное время года); вечером - синий (как цвет неба

после захода солнца, непосредственно перед ночью). Красный цвет действует

возбуждающе, поэтому применяется по рекомендации врача. При косоглазии

- предпочтение отдаётся светофильтрам оранжевого цвета; при близорукости,

дистрофии сетчатки глаза – бирюзово - зелёные; при катаракте, глаукоме —

синие светофильтры.

Зелёный светофильтр подходит при любом глазном заболевании.

Для тренировки глазодвигательных, цилиарных и мышц радужки, а так

же

для

профилактики

застойных

явлений

в

них,

используются

цветоимпульсные очки с разноцветными фильтрами, а также видеоазимуты,

бегущие огни, электронные игры с цветофильтрами.

Чтобы повысить чувствительность к различению не только цветового

тона,

но

и

элементов

изображений,

нами

широко

применяется

методика

коррекции

нарушений

различимости

хроматического

контраста.

Детям

предъявляются ритмические стимулы, имеющие форму круга или квадрата,

цвет которых контрастирует с цветом фона по принципу оппонентности:

красное изображение на зелёном фоне, зелёное - на красном; синее - на

жёлтом, жёлтое - на синем; красное - на синем, синее - на красном.

В специально организованной деятельности, педагоги знакомят ребёнка

с изменяемостью каждого цвета по светлоте, учат группировать цвета на

тёплые

и

холодные,

знакомят

с

мягкими

пастельными

и

резкими

контрастными сочетаниями цветов.

Осознанное,

целенаправленное

восприятие

цвета,

организованное

взрослыми, помогает ребёнку увидеть всё разнообразие цветовых тонов и

сформировать зрительный образ цвета.

Тифлопедагоги ДОУ разработали и широко используют развивающую

компьютерную программу «Семицветик», где игры и игровые задания на

развитие цветовосприятия представлены в мультимедийном варианте.

Для

закрепления

знаний,

полученных

в

детском

саду,

родителям

рекомендуется, при общении с детьми, использовать следующие вопросы:

- Какое время года (часть суток) изобразил художник? Как узнали?

-

Какие

краски

использовал

художник

для

передачи

вечернего

(утреннего, грозового, солнечного) неба?

- Какие краски преобладают в картине, передающей зарю?

- В чем своеобразие использования оттенков голубого цвета?

- Какую часть суток передал художник с помощью красного цвета и его

оттенков? и др.

Литература:

1.

Волков

В.В.,

Лебехов

П.И.

Тесты

и

упражнения

для

проверки

и

тренировки зрения. – СПб.: Гиппократ, 1992. – 6 с.

2.

Гойденко

В.С.,

Загорская

Н.А.

Цветоимпульсная

терапия

заболеваний

внутренних органов, неврозов и глазных болезней. – М., 1996. – 43 с.

3.

Григорьева

Л.П.,

Сташевский

С.В.

Основные

методы

развития

зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990. – 41 с.

4.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения. – Калуга, из-во «Адель», 1998. – 56с.

5.

Ремезова Л.А. Разноцветные задачи. – М. Школьная пресса, 2005. – 32 с.



В раздел образования