Автор: Иванова Людмила Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Сольцы,Новгородской области
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Глагол как часть речи"
Раздел: начальное образование
1
Урок русского языка во 3 классе по теме
«Глагол как часть речи».
Цели:
Обучающийся умеет:
- распознавать глагол;
- сохранять учебную задачу до конца урока.
Содержание: составление алгоритма распознавания глаголов;
Технология: деятельностный метод Л.Г.Петерсон.
Демонстрационныйматериал:
Д1. Понятие «имя существительное».
Д2.Образец для проверки выполнения задания.
Д3. Образец для проверки выполнения задания.
Д4. Образец для проверки выполнения задания.
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.
Д5. Образец для проверки выполнения задания.
2
(что?) сосна
(кто?) кот
(что?) игла
(что ?) книга
(что?) картина
(кто?) сорока
Д6. Задание.
Раздаточный материал:
Р1. Карточка с заданием для каждого учащегося.
Р2. Карточки с заданиями для работы по вариантам:
1-й вариант.
Задание: Распознай и подчеркни глаголы.
По камням бежал звонкий ручей.
С ивы упал сухой лист.
Он запрыгал по струйкам воды.
Ребята наблюдали за ним.
Вода его быстро понесла.
2-й вариант.
Задание: Распознай и подчеркни глаголы.
Наступила весна.
Тает грязный снег.
Открывают глазки подснежники.
Распушились клейкие листочки.
Грачи вьют гнёзда на деревьях.
Р3. Карточка с заданием для каждого учащегося.
Задание: Выпишите имена существительные
из столбика, в котором написаны только имена
Задание: Выпишите имена существительные.
Дети
Автобус
Ласточка
Играть
Мальчик
Пешеход
3
существительные.
Р4. Алгоритм распознавания глагола.
1. Найти имя существительное в тексте (кто? что?).
2. Подобрать к существительному слова-действия
(что делать? что делает? что сделает?)
3. Сделать вывод.
Р5. «Смайлик успеха».
Научился
Могу с помощью
Не научился
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Садитесь за парты, ребята. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне.
Улыбка поднимает настроение.
1.Постановка учебной задачи.
А) Мотивация.
- Сегодня я шла в школу и с деревьев падали листья. Их я принесла вам.
Учитель показывает листья.
- За полный и правильный ответ на уроке вы, ребята, получите листочек.
Б) Целеполагание.
-Как называется страна, по которой мы путешествуем? (Части речи.)
(Д1.)
- Запишите слово «лист».
- Определите часть речи. (Слово лист отвечает на вопрос (что?), значит это
имя существительное.)
сосна
сад
кот
играют
игла
красная
книга
мёд
картина
летит
сорока
рука
4
- Проверьте себя (Д2.).
- Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи».
- С одним жителем мы уже познакомились на прошлых уроках и сегодня
познакомимся ещё с одним. А с каким жителем, вы мне поможете узнать.
- С какой частью речи вы знакомы? (Имя существительное.)
Возьмите карточку с заданием и прочитайте. (Р1.)
- Скажите, пожалуйста, все ли здесь имена существительные? (Нет.)
-А какое слово осталось? (Играет.)
- Запишите в тетради только существительные.
- Какое слово у вас осталось на карточках? (Играет)
- Его можно назвать существительным? Почему? (…)
- А какая это часть речи? Может быть кто-то знает? (Глагол.)
- Вы можете назвать его признаки? (Нет.)
- Почему? (Не знаем.)
- А хотелось бы знать? (…)
- Начиная знакомство с глаголом, какую цель вы поставите перед собой?
(Научиться распознавать глаголы.)
-Как вы думает, какая тема урока сегодня? (Глагол.)
2.Открытие детьми нового знания.
- Какую цель вы поставили перед собой? (Научиться распознавать глаголы.)
- Какую часть речи вы уже умеете распознавать? (Существительное.)
- Что помогает вам распознать имя существительное? (Алгоритм.)
-А чтобы научиться распознавать глагол, что нужно знать? (Алгоритм
распознавания глаголов.)
- Какую учебную задачу нужно выполнить, чтобы научиться распознать
глагол? (Узнать правило распознавания глаголов.)
-Давайте обратимся к слову «играет». Нам нужно определить, какая это часть
речи.
- Найдите в карточке Р.1 имя существительное. (мальчик)
- От имени существительного подберите слова-действия к слову «играет».
( Мальчик Что делает? играет)
- Сделайте вывод, к какой части речи относится слово «играет».
Задание: Выпишите имена существительные.
Дети
Автобус
Ласточка
Играет
Мальчик
Пешеход
5
- А сейчас, работая в парах, выполните задание: вспомните, что вы делали,
чтобы распознать глагол «играет». Составьте алгоритм распознавания любого
глагола.
Задание выполняется, результаты работы заслушиваются, обсуждаются,
согласованный алгоритм распознавания глаголов фиксируется на доске.
- Обратимся к учебнику, может быть, мы узнаем что – то новое. Откройте
учебник на стр.68, прочитайте правило. Сравните, что получилось у вас с
тем, что в учебнике. (Мы нашли существительное,затем подобрали к
существительному слова-действия и сделали вывод.)
- Молодцы!
На партах (Р4.):
Алгоритм распознавания глагола.
1.Найти имя существительное в тексте (кто? что?)
2.Подобрать к существительному слова-действия
( что делать? что делает? что сделает?)
3.Сделать вывод.
Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
3. Первичное закрепление (с комментированием).
- Вспомните, какую учебную цель решаете на уроке? (Учимся распознавать
глаголы.)
- Можете ли вы сказать, что узнав правило, вы уже умеете распознавать
глаголы? (Нет.)
- Какую учебную задачу определите следующей? Нужно потренироваться.)
- Чтобы потренироваться, предлагаю выполнить задание на карточке (Р2.) в
паре по вариантам, объясняя друг другу по очереди как выполняете задание,
сверяя с правилом.
1-й вариант.
Задание: Распознайте и подчеркните
глаголы.
По камням бежал звонкий ручей.
С ивы упал сухой лист.
Он запрыгал по струйкам воды.
Ребята наблюдали за ним.
Вода его быстро понесла.
6
2-й вариант.
Задание: Распознайте и подчеркните
глаголы.
Наступила весна.
Тает грязный снег.
Открывают глазки подснежники.
Распушились клейкие листочки.
Грачи вьют гнёзда на деревьях.
Задание выполняется.
- Проверьте свои работы по образцу (Д3.).
- У всех так выполнено задание?
4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Вспомните, какую цель решаете на уроке? (Учимся распознавать глаголы в
тексте.)
- Как вы можете понять, умеете ли вы распознавать глаголы? (Выполнить
задание
самостоятельно,
чтобы
проверить
и
оценить
научились
или
нет
распознавать глаголы.)
- Выполните задание в рабочей тетради на стр.34 упр.73.
Задание: Прочитайте и распознайте глаголы.
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.
Задание выполняется самостоятельно. Затем один из учащихся у доски
выполняет задание и объясняет, как выполнял задание.
- Проверьте себя по образцу (Д.4)и алгоритму (на партах Р4.) .
На доске (Д.4)
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. (Молодцы)
- Кто допустил ошибку при распознавании глагола?
-В чем причина вашей ошибки?
7
-Какую задачу поставите перед собой, чтобы научиться распознавать глаголы
без ошибок? (Потренироваться ещё)
5. Повторение и закрепление изученного ранее материала.
- Выполните задание на карточке.
Учитель раздаёт индивидуальные карточки
(Р3.).
Задание:
Выпишите
имена
существительные
из
столбика,
в
котором
написаны
только
имена
существительные.
Дети
находят
и
выписывают
имена
существительные.
Учитель
просматривает работу, задаёт наводящие и побуждающие вопросы тем,
кто затрудняется.
- Проверьте свою работу по образцу.
На доске (Д5.)
(что?) сосна
(кто?) кот
(что?) игла
(что ?) книга
(что?) картина
(кто?) сорока
- С какого столбика выписали имена существительные? (Слова из первого
столбика.)
- Докажите, что в этом столбике написаны только имена существительные.
Учащиеся по очереди доказывают. (в первом столбике слова отвечают на
вопросы кто?что? )
- Объясните, почему не выписывали слова из второго столбика? ( во втором
столбике нет слов,которые отвечают на вопросы кто? что?)
Учащиеся по очереди объясняют.
- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно.
Учитель считает, сколько человек справились с заданием.
- Поднимите руку кто допустил ошибки.
6.Рефлексия учебной деятельности.
сосна
посадить
кот
играют
игла
красная
книга
летает
картина
летит
сорока
жёлтый
8
-Вспомните, какую учебную задачу решали на уроке? Выберите ответ (Д.6):
Кто выбирает ответ №1 поднимите одну руку.
Кто выбирает ответ №2 поднимите две руки.
Учитель наблюдает, сколько учащихся сохранили учебную задачу до конца
урока.
-Удалось ли вам достичь этой цели, решить эту учебную задачу?
-Как можете доказать? (Мы выполнили задания правильно.)
-Возьмите на парте « Смайлик успеха» (Р.5) и оцените своё умение
распознавать глаголы. На какую из трёх ступеней вы можете встать.
Дети оценивают себя, обосновывают своё решение. Учитель благодарит
детей
за
урок
и
нацеливает
на
дальнейшую
работу
по
распознаванию
глаголов в тексте.