Напоминание

Смысложизненные ориентации девиантной личности


Автор: Папкова Анастасия Степановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мариинск
Наименование материала: Статья
Тема: Смысложизненные ориентации девиантной личности
Раздел: среднее профессиональное





Назад





СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время каждому очевидно, что проблема становления и развития личности занимает огромное место в контексте основных проблем когнитивного развития человека. В результате воздействия различных факторов общества и общественных взаимоотношений происходит всестороннее развитие человека. В тоже время в обществе иногда наблюдается совсем противоположное поведение, которое противоречит принятым нормам и принципам, характеризующее, так называемую, девиантную личность, которая также существует, взаимодействует и развивается. У данной личности формируются свои принципы, ценности и смыслы жизни, но они отличаются от общепринятого и, к сожалению, не в лучшую сторону. В связи с вышеизложенным целью исследования является: выявление и изучение смысложизненных ориентаций девиантной личности. В ходе выполнения данной работы было проведено комплексное обследование клиентов социально-реабалитационного центра, работа которого направлена на решение проблем подростков с девиантной формой поведения. В составе испытуемых выступали 60 человек в возрасте от 15 до 17 лет, у которых наблюдались различные формы аддикций. В качестве диагностических методик использовались: опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и тест-опросник самоотношения В.В. Столина. При качественном анализе данных, нами были использованы непараметрические методы статистического анализа. Анализируя показатели теста С.К. Нартовой-Бочавер – факторы, составляющие психологического пространства личности, было отмечено, что все представители исследуемой выборки обладают оптимальными границами психологического пространства. Важно отметить, что преобладающим показателем в данной группе является фактор суверенности привычек, что говорит о том, что у респондентов прочно сформированы свои определенные привычки, действия, которым они уверенно следуют, по их мнению, они правильны и более объективны, и критичность в этой ситуации занимает последние позиции. Этот факт подтверждается выявленной обратной взаимосвязью (R = -0,84) между проявлением суверенности привычек и уровнем самообвинения. Выраженность фактора суверенности ценностей свидетельствует о тенденции к депривированности границ личностного пространства. Это может говорить о том, что исследуемая группа насильственно была вынуждена принять ценности, взгляды, принципы,
которые навязывались им окружением, извне. Можно предположить, что именно поэтому они и выбрали такой путь (поведение, не соответствующее принятым нормам в обществе) противостояния давлению со стороны окружающих, который, по их мнению, сможет доказать их самостоятельность и самоопределение. В то же время, подросток в данной ситуации не в силах справиться с давлением окружающих, не в силах доказать свою точку зрения и, не справляясь, уходят в мир алкогольного и наркотического забытья. Исследование смысложизненных ориентаций респондентов показало, что подростки с девиантным поведением самодостаточны. Дети группы риска удовлетворены настоящим течением жизни, они видят смысл в таком существовании, ведь нет ни наказаний, ни нравоучений, ни укоряющих «училок», многие из них мало задумываются о будущем. К сожалению, эти подростки видят смысл жизни лишь в том, чтобы просто жить, выживать, а не расти и развиваться. Но это опять же, может объясняться образом жизни данной выборки, ведь многие из них брошены на собственное попечение, что и заставило выживать, именно поэтому они полностью привыкли доверять лишь себе и своим силам. Тест-опросник самоотношения выявил характерное преобладание чувства самоуверенности у данных респондентов, что говорит о том, что они твердо идут по жизни, не сомневаясь в правильности выбранного ими пути. Они уверены в своем поведении и своих поступках. Прямая взаимосвязь (R = 0,74) между уровнем суверенности привычек и выраженностью саморуководства теста самоотношения, показала, что чем более представители исследуемой выборки руководствуются своими предпочтениями и привычками, тем значительнее у них формируется самоконтроль и саморуководство своей жизни. Эти подростки – сами творцы своей жизни, они привыкли полностью контролировать её. Данное предположение подтверждается достоверными различиями при р≤0,05 между шкалами методики «Смысложизненные ориентации: процесс и результативность жизни. Вв заключении, стоит сказать о том, что данная личность имеет такие же устойчивые взгляды на жизнь, как и личность, характеризующаяся нормативностью поведения, но они отличаются полюсами их проявления. При этом девиант во многом самодостаточен и уверен в себе. В который раз мы задаемся вопросом – что толкает человека на путь, который может привести в никуда? Скорее всего, это круговорот социума, который иногда совсем необъективно относится к компонентам, его составляющим .


В раздел образования