Автор: Инкина Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ СЦРР "Золотой ключик"
Населённый пункт: р. Бурятия, г. Северобайкальск
Наименование материала: Конспект
Тема: Нравственные ценности и будущее человечества"
Раздел: дошкольное образование
Нравственные ценности
и будущее
человечества
Инкина И.В.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к
своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду…Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству»
Проблема формирования нравственных ценностей - одна из актуальных в современных
условиях. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились
непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных
потребностей. Вечные ценности: добро, истина и красота - постепенно отодвигаются на
второй план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как
гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабление воспитательной
функции семьи.
Первой ступенью в механизме нравственного воспитания подрастающего поколения
являются дошкольные учреждения.
Одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является
формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей
следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
Цель:
формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Задачи нравственного воспитания:
обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;
создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты,
доброжелательности, дружелюбия;
приучать детей общаться спокойно, без крика;
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки
хороших и плохих поступков;
приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных
местах;
Беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как
положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша
поздоровался, когда к нам пришла мед. сестра, Рита отняла игрушку у Кати, Артём ударил
Мишу и т. п.). Такие беседы проводились, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения
произведений, театрализованных представлений.
Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и
лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л.
Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым
(уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать
приятное
)
Каждый ребёнок рассматривается как неповторимая личность.
Задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и,
прежде всего, роста духовно-нравственного.
Формирование у детей знаний о нравственных общечеловеческих ценностях
соответствующих нормам морали, осознание их значимости в регуляции своего
поведении, и поставленными задачами:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
- овладение основными нравственными ценностями: добро, дружба, взаимопомощь,
формирование чувства уважения и гуманного отношения к другим людям;
- умение совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться
от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств: сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, справедливости и т. д.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры
общения с взрослыми и сверстниками.
Всем известно, что ДОУ является «островком детства», но он не может существовать
изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника велико, как
и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи,
заинтересованность в воспитании нравственной личности.
Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом
успешно адаптироваться детям в коллективе сверстников, а это намного важнее
для дошкольника, чем научиться читать и писать. Это важно, учить всему надо играючи,
радостно и вдохновенно. Ведь формируя личность ребёнка, воспитываем у него:
- коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие,
- заботливость, честность. Это то, что выражает отношение ребёнка к обществу,
коллективу, к другим людям;
- трудолюбие, бережливость, ответственность; скромность, самокритичность
и волевые черты характера;
- целеустремлённость, настойчивость, решительность, смелость, мужество,
самостоятельность, выдержка.
Важное значение, для полноценного психического и личностного развития ребёнка,
имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на
различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего
это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к процессу, который
известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом («запечатление образа»).
Родители, конечно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в
большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном
учреждении. Вот почему необходима при формировании нравственных ценностных
ориентаций помощь педагогов ДОУ.
Компонентами процесса формирования нравственных ценностных ориентаций
выступают, во-первых:
- наблюдения в различных видах деятельности, беседы, как с детьми, так и с родителями,
касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей,
интересов, потребностей, переживаний. Только благодаря этому, взрослый может
развивать систему потребностей, а следовательно и ценностные ориентации ребёнка;
Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности.
Речь идёт о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях.
Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети учатся эмоционально - чувственно
осознавать нравственные нормы и ценности. Так, минуя рассудок (сознание, на
рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых
ценностных ориентаций ребёнка.
В - третьих, способствовать тому, чтобы ребёнок мог осмысливать ценности,
устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для
этого педагогу важно подбирать и продумывать такое содержание игр, которое поможет
формированию представлений о нравственных ценностях и предоставит
возможность нравственного выбора.
Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников предполагает
обязательное подключение ближайшего окружения ребёнка - родителей и близких ему
родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического
воздействия.
В этом случае важно:
- содействовать формированию у родителей ответственности за создание
благоприятного психологического семейного климата;
- обогащать родителей знаниями педагогической этики;
- раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем
чтобы действовать совместно в таких формах, как родительские собрания, беседы,
консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности
и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё
отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее
развитие и духовно-нравственные достижения человека.
В своей работе я использую литературу:
Программа обучения и воспитания "От рождения до школы"
1)
Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
2)
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии.
3)
Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира
4)
Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного
отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание.
5)
Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в
педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е.
Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№3. – С. 88 – 91.
6)
Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как
фактор нравственного воспитания /В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков //
Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 14 –1
7)
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. –
М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с7.
8)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. –№
1 (43). –С. 24 – 36.