Напоминание

Нравственные ценности и будущее человечества"


Автор: Инкина Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ СЦРР "Золотой ключик"
Населённый пункт: р. Бурятия, г. Северобайкальск
Наименование материала: Конспект
Тема: Нравственные ценности и будущее человечества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственные ценности

и будущее

человечества

Инкина И.В.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к

своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду…Постепенно расширяясь, эта

любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству»

Проблема формирования нравственных ценностей - одна из актуальных в современных

условиях. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились

непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных

потребностей. Вечные ценности: добро, истина и красота - постепенно отодвигаются на

второй план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как

гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабление воспитательной

функции семьи.

Первой ступенью в механизме нравственного воспитания подрастающего поколения

являются дошкольные учреждения.

Одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является

формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей

следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.

Цель:

формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к

общечеловеческим ценностям.

Задачи нравственного воспитания:

обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;

создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты,

доброжелательности, дружелюбия;

приучать детей общаться спокойно, без крика;

формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки

хороших и плохих поступков;

приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;

учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных

местах;

Беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как

положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша

поздоровался, когда к нам пришла мед. сестра, Рита отняла игрушку у Кати, Артём ударил

Мишу и т. п.). Такие беседы проводились, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения

произведений, театрализованных представлений.

Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и

лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л.

Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым

(уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать

приятное

)

Каждый ребёнок рассматривается как неповторимая личность.

Задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и,

прежде всего, роста духовно-нравственного.

Формирование у детей знаний о нравственных общечеловеческих ценностях

соответствующих нормам морали, осознание их значимости в регуляции своего

поведении, и поставленными задачами:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

- овладение основными нравственными ценностями: добро, дружба, взаимопомощь,

формирование чувства уважения и гуманного отношения к другим людям;

- умение совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться

от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств: сочувствия,

сопереживания, отзывчивости, справедливости и т. д.

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры

общения с взрослыми и сверстниками.

Всем известно, что ДОУ является «островком детства», но он не может существовать

изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника велико, как

и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи,

заинтересованность в воспитании нравственной личности.

Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом

успешно адаптироваться детям в коллективе сверстников, а это намного важнее

для дошкольника, чем научиться читать и писать. Это важно, учить всему надо играючи,

радостно и вдохновенно. Ведь формируя личность ребёнка, воспитываем у него:

- коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие,

- заботливость, честность. Это то, что выражает отношение ребёнка к обществу,

коллективу, к другим людям;

- трудолюбие, бережливость, ответственность; скромность, самокритичность

и волевые черты характера;

- целеустремлённость, настойчивость, решительность, смелость, мужество,

самостоятельность, выдержка.

Важное значение, для полноценного психического и личностного развития ребёнка,

имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на

различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего

это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к процессу, который

известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом («запечатление образа»).

Родители, конечно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в

большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном

учреждении. Вот почему необходима при формировании нравственных ценностных

ориентаций помощь педагогов ДОУ.

Компонентами процесса формирования нравственных ценностных ориентаций

выступают, во-первых:

- наблюдения в различных видах деятельности, беседы, как с детьми, так и с родителями,

касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей,

интересов, потребностей, переживаний. Только благодаря этому, взрослый может

развивать систему потребностей, а следовательно и ценностные ориентации ребёнка;

Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности.

Речь идёт о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях.

Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети учатся эмоционально - чувственно

осознавать нравственные нормы и ценности. Так, минуя рассудок (сознание, на

рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых

ценностных ориентаций ребёнка.

В - третьих, способствовать тому, чтобы ребёнок мог осмысливать ценности,

устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для

этого педагогу важно подбирать и продумывать такое содержание игр, которое поможет

формированию представлений о нравственных ценностях и предоставит

возможность нравственного выбора.

Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников предполагает

обязательное подключение ближайшего окружения ребёнка - родителей и близких ему

родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического

воздействия.

В этом случае важно:

- содействовать формированию у родителей ответственности за создание

благоприятного психологического семейного климата;

- обогащать родителей знаниями педагогической этики;

- раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем

чтобы действовать совместно в таких формах, как родительские собрания, беседы,

консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности

и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё

отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее

развитие и духовно-нравственные достижения человека.

В своей работе я использую литературу:

Программа обучения и воспитания "От рождения до школы"

1)

Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

2)

Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии.

3)

Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира

4)

Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного

отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание.

5)

Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в

педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е.

Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№3. – С. 88 – 91.

6)

Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как

фактор нравственного воспитания . О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков //

Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 14 –1

7)

Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. –

М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с7.

8)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. –№

1 (43). –С. 24 – 36.



В раздел образования