Автор: Игнатович Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №1"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: конспект урока защиты проектов по литературному чтению
Тема: "Времена года. Праздник поэзии"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Конспект урока
литературного чтения
ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ»
Учитель начальных классов
Игнатович Е.В.
Смоленск
Тип урока: зашита проекта
Педагогические
задачи:
создать
условия
для
приобщения
учащихся
к
природе
через
ознакомление с произведениями поэзии и музыки; способствовать расширению читательского
кругозора;
развитию
мышления,
наблюдательности,
речи;
содействовать
воспитанию
любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира
П л а н и р у е м ы е
р е з у л ь т а т ы
Предметные:
научатся находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); понимать особенности стихотворения: расположение
строк, рифму, ритм
Метапредметные:
познавательные:
проявляют
индивидуальные
творческие
способности
при
составлении
небольших стихотворений; выполнении проектных заданий;
регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания;
коммуникативные:
оформляют
проект,
письменно
фиксируя
основные
положения
устного
высказывания; осознают цель своего высказывания
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и
самому процессу чтения
О бразоват ель ны е
р е с у р с ы :
аудиозапись музыкальных фрагментов: П. И. Чайковского «Вальс
цветов», «Осенняя песня», А. Вивальди «Весна»
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
И не просто урок – урок праздник.
Праздник поэзии сегодня,
Праздник добра и красоты.
А добро творить –
Людям радость дарить.
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
А знаете ли вы, что 21 марта отмечают Всемирный день поэзии? Впервые этот праздник отметили
в 1999 году.
Сегодня мы проведем праздник поэзии в нашем классе. Наш праздник пройдет в форме защиты
проекта.
А тему проекта вы сможете сформулировать, когда отгадаете загадку.
– Стоит город, в городе 12 башен, в каждой 4 окошка, из каждого окошка по 3 выстрела. (Это год.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года, о том, какое время года вам нравится
больше.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
Задумались дубравы,
В любое время года –
Даль в утреннем дыму… В снега, ветра, дожди –
Я упаду на травы
Мне русская природа
И землю обниму.
Как праздник для души.
Зацветает тополь,
Вянет иван-чай…
Русская природа –
Радость и печаль…
– Так о русской природе писал поэт Анатолий Поперечный. И, действительно, наша природа
хороша всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью. А какое время года самое лучшее? (Дети
отвечают, обосновывая свои ответы.)
– Вы поработали в группах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Каждая группа выполнила проект о
своем времени года.
Каждая команда попытается доказать, что именно их время года - самое лучшее на свете.
Вы распределили обязанности среди членов своих команд. В каждой команде есть
художники-иллюстраторы
поэты
чтецы
фольклористы
III. Презентация проектов.
– Команда «Зима» защищает свое время года.
1. Загадывают загадки.
2. Читают стихотворения о зиме.
– Да! Зимой-то хорошо! А может, весной лучше?
– Команда «Весна» защищает свое время года.
1. Загадывают загадки.
2. Читают стихотворения о весне.
– Весна. Как только прозвучит это слово, сразу слышишь голоса птиц, чувствуешь запах свежей
зелени. Весной вся природа просыпается, все вокруг оживает. Но что же лето?
– Команда «Лето» защищает свое время года.
1. Загадывают загадки.
2. Читают стихотворения о лете.
– Ребята! Получается, лучшее время года лето? Но у нас еще не выступила команда «Осень».
Может, они сумеют доказать, что осень – лучшее время года?!
– Команда «Осень» защищает свое время года.
1. Загадывают загадки.
2. Читают стихотворения об осени.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СНЕЖНЫЙ КОМ» (называем эпитеты – зимние, весенние, летние,
осенние)
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
• Зима лето пугает, да все равно тает.
• Зимой тулуп всякому люб.
• Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
• Весна красна цветами, а осень снопами.
• Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Увидел скворца – знай: весна у порога.
• Летом каждый кустик ночевать пустит.
• Лето – припасиха, зима – подбериха.
• Летом с удочкой, зимой с сумочкой.
• Осенью и воробей богат.
• Осень прикажет, а весна свое скажет.
• Осенью скот жиреет, а человек добреет.
СОЧИНЯЕМ СТИХИ
Пришла красавица-весна,
Растаял снег вокруг.
Пришла красавица-зима,
Дороги снегом замела.
Лето красное пришло,
Стало сухо и тепло.
Пришла осенняя пора,
И веселится детвора.
…картинки
…травинки
…почки
…листочки
…метели
…мороз
…щели
…принес
…трава
…листва
…одуванчики
…зайчики
…ветерок
…листок
…осинки
…косынки
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Три зимою, три весной,
Трое летом, осенью.
Так и ходят друг за другом
Все 12 с проседью.
То накопят нам воды,
Вспашут и посеют.
Летом принесут плоды,
Потом собрать сумеют.
А теперь пришло время оформить наш проект. У каждой команды на столе лежат листочки-
заготовки, которые вам предстоит заполнить. А художники тем временем делают иллюстрации
к своему времени года.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
– Ребята, а все-таки какое время года лучше? (Дети отвечают.)
– Вот видите, не смогли мы с вами доказать, какое же время года лучше. Наверное, и нет его –
самого лучшего, самого важного. Ведь если бы не было холодной зимы, не было бы таким
приятным и долгожданным жаркое лето. Не было бы цветущей весны, не радовала бы нас своими
дарами осень. Поэтому надо радоваться всем сезонам, учиться видеть в каждом из них свои
прелести.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
– Продолжите предложения:
• Меня удивило…
• Мне пришлось по душе…
• Меня поразило…
• Мне кажется, что….
– Вот и подошел к концу наш урок, но путешествие в мир природы не кончается.