Напоминание

"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе посредством прогулок в детском саду"


Автор: Чережонова Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Ласточка"
Населённый пункт: Владимирская область, г.Вязники
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе посредством прогулок в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе

посредством прогулок в детском саду».

В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос экологического

воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с

самого раннего возраста.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда

закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь.

Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во

время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка,

воспитывать у него многие положительные качества. Человек, по-

настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет

оберегать, и охранять её как источник радости и счастья.

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное,

физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка

особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и

бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе

развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить

простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за

животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата

совместного труда.

В своей работе я стараюсь привить детям любовь к природе, приучить их

заботиться о растениях и других живых существах.

На мой взгляд, ознакомление детей с растениями, может предоставить

малышам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности

для реализации полноценного экологического образования и воспитания.

Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту

природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной

природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как

лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы,

мы должны, прежде всего, помочь им научиться, в раннем детстве

испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет

глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью,

многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель,

что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег - это много красивых

снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она

возбуждает их любознательность.

Психика ребенка очень подвижна и пластична, а развитие потенциальных

возможностей в значительной степени зависит от того, какие условия для

этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение

ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора

педагогом методов и технологий для индивидуальной работы по

экологическому воспитанию.

Таким образом, природа родного края является средством и содержанием

воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе

вопросы воспитания, обучения и развития личности.

Прогулки делятся на 3 типа: целевые, тематические и обычные. Из них я

выделила следующие структурные компоненты:

- наблюдения природных объектов и явлений природы;

- практическая деятельность;

- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые

упражнения.

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой

взгляд, они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.

Нам взрослым необходимо использовать каждый случай для разговора с

детьми о том, что растения тратят много сил, чтобы зажила рана от

сломанной ветки, оторванной коры и т.д.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми,

забавами, весельем ("Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки -

сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы

уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения

необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья.

Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые

поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей

заботливое отношение ко всему живому и красивому.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь

растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и

исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года

позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни

растений от комплекса внешних условий.

Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям

являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и

органично входят в жизнь ребенка. Все это направлено на развитие

эмоционально - чувственной сферы.

Экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой

деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание надо уделять

эмоциональному восприятию красоты мира растений.

В работе с детьми по экологическому образованию использую методические

рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в

процессе проведения прогулок. Провожу систематическую разнообразную

деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего

края. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей

представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе. Через

разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю

эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического

образа, красоты, индивидуальности и неповторимости.

Очень важно в процессе формирования экологической культуры у

дошкольников работа с семьей. Обеспечить партнерские отношения между

детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали

специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс

экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если

не скоординированы действия педагогов и родителей.

Я считаю, что грамотно составленное проведение прогулок дает возможность

детям знакомиться с природой в естественных условиях, помогает их

всестороннему развитию, воспитывает многие положительные качества,

которые нужны им будут в жизни.

Литература:

1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск,2002

2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. ,2002.

4. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

5. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям

природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.

6. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.



В раздел образования