Автор: Чережонова Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Ласточка"
Населённый пункт: Владимирская область, г.Вязники
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе посредством прогулок в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе
посредством прогулок в детском саду».
В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос экологического
воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с
самого раннего возраста.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда
закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь.
Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во
время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка,
воспитывать у него многие положительные качества. Человек, по-
настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет
оберегать, и охранять её как источник радости и счастья.
В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное,
физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка
особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и
бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе
развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить
простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за
животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата
совместного труда.
В своей работе я стараюсь привить детям любовь к природе, приучить их
заботиться о растениях и других живых существах.
На мой взгляд, ознакомление детей с растениями, может предоставить
малышам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности
для реализации полноценного экологического образования и воспитания.
Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту
природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной
природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как
лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы,
мы должны, прежде всего, помочь им научиться, в раннем детстве
испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет
глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью,
многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель,
что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег - это много красивых
снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она
возбуждает их любознательность.
Психика ребенка очень подвижна и пластична, а развитие потенциальных
возможностей в значительной степени зависит от того, какие условия для
этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение
ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора
педагогом методов и технологий для индивидуальной работы по
экологическому воспитанию.
Таким образом, природа родного края является средством и содержанием
воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе
вопросы воспитания, обучения и развития личности.
Прогулки делятся на 3 типа: целевые, тематические и обычные. Из них я
выделила следующие структурные компоненты:
- наблюдения природных объектов и явлений природы;
- практическая деятельность;
- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые
упражнения.
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальная работа с детьми.
Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой
взгляд, они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.
Нам взрослым необходимо использовать каждый случай для разговора с
детьми о том, что растения тратят много сил, чтобы зажила рана от
сломанной ветки, оторванной коры и т.д.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми,
забавами, весельем ("Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки -
сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы
уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения
необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья.
Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые
поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей
заботливое отношение ко всему живому и красивому.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь
растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и
исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года
позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни
растений от комплекса внешних условий.
Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям
являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и
органично входят в жизнь ребенка. Все это направлено на развитие
эмоционально - чувственной сферы.
Экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой
деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание надо уделять
эмоциональному восприятию красоты мира растений.
В работе с детьми по экологическому образованию использую методические
рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в
процессе проведения прогулок. Провожу систематическую разнообразную
деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего
края. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей
представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе. Через
разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю
эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического
образа, красоты, индивидуальности и неповторимости.
Очень важно в процессе формирования экологической культуры у
дошкольников работа с семьей. Обеспечить партнерские отношения между
детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали
специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс
экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если
не скоординированы действия педагогов и родителей.
Я считаю, что грамотно составленное проведение прогулок дает возможность
детям знакомиться с природой в естественных условиях, помогает их
всестороннему развитию, воспитывает многие положительные качества,
которые нужны им будут в жизни.
Литература:
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск,2002
2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. ,2002.
4. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
5. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям
природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.
6. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.