Автор: Полонянкина Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 77
Населённый пункт: Г. Ижевск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Про все на свете"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель: Полонянкина Светлана Михайловна, МБОУ «СОШ № 77», высшая квалификационная категория.
Предмет: Литературное чтение
Класс 1 А
Учебник (УМК): Азбука, Л.Ф.Климанова, Изд. Москва, «Просвещение», 2011 год
Тема урока: «Про все на свете»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: выставка книг, словари, видеоролик про дятла, инструмент (долото), раздаточный материал на парту, загадки. Лист самооценки (шкала
Цукермана).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:
В классе обучаются 24 ученика, из них 10 мальчиков и 14 девочек.
На окончание 2 четверти по итогам проверки техники чтения (К.Ушинский «В роще») были получены следующие результаты:
- до 20 слов минуту-2 человека,
- до 30 слов – 6 человек,
-до 50 – 7 человек,
-более 60 – 4 человека.
12 человек укладываются в норму по технике чтения на конец учебного года.
Работу на уроке обучающихся можно оценить по показателям выше среднего. Учащиеся слышат учителя, проявляют интерес к изучению
предмета. Все учащиеся могут формулировать тему и цели урока. Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный
уровень сформированности учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе. Большинство учащихся добросовестно выполняют задания.
Большинство детей на уроках проявляют активность. Особо активны на уроках 7 обучающихся. Наибольшую активность проявляют не только те
ученики, которые хорошо овладели техникой чтения, но и среднеуспевающие.
Многих ребят легко заинтересовать дополнительными сведениями по предмету. Они легко задают вопросы, на которые учитель не сразу сам
дает ответ, а просит помочь ребят. Иногда происходят споры, которые учимся разрешать спокойным убедительным тоном.
Сложно заинтересовать 3 обучающихся.
Ученики, которые плохо владеют навыками чтения, стараются быть незамеченными (4 человека).
2 ребенка находятся в «своем мире», которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя, обладают неустойчивым вниманием, с
трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя.
Есть дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта
работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно (3 человека).
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов
обучения
Предметные действия
Формирование представления о книге как источнике знаний;
Упражнение в плавном и выразительном чтении слов и
предложений;
Формирование культурного общения, умения сотрудничества
при работе в паре.
Высокий- 6 человек,
Средний-12 человек,
Низкий-3 человека.
Метапредметные
Познавательные
УУД
Умение ориентироваться в развороте учебника.
Умение строить речевое высказывание;
Умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях.
Высокий- 8 человек,
Средний-10 человек,
Низкий-3 человека.
Регулятивные
УУД
Умение высказывать свое предположение на основе работы с
материалом учебника;
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве.
Высокий- 7 человек,
Средний-13 человек,
Низкий-2 человека.
Коммуникативные
УУД
Умение учитывать разные мнения;
Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
Умение слушать и слышать друг друга.
Высокий- 5 человек,
Средний-12 человек,
Низкий-4 чел.
Личностные действия
Умение способности к самооценке;
Мотивация к обучению.
Высокий- 6 человек,
Средний-11 человек,
Низкий-4 человека.
Технологическая карта урока
Этап
урока
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодейс
твия
Деятельность учителя
Задания для
учащихся,
выполнение которых
приведет к
достижению
результатов
Деятельность
ученика
Формируемые УУД и
предметные действия
Мотив
ацион
но-
целево
й
9 мин
Активизировать
внимание
обучающихся,
создание
комфортной
атмосферы для
успешной
работы
Монолог
Диалог
Фронтальн
ая
Читает пожелания:
Сегодня на уроке
Будем слушать, рассуждать,
Учиться тайны открывать,
Полные ответы давать
И друг другу помогать!
-Что вам пригодится для успешной
работы?
- Какое нужно настроение, чтобы
урок для вас был удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее
настроение весь урок.
Настроиться на
работу.
Активно отвечать
на вопросы.
Включаются в
учебную
деятельность.
Регулятивные: уметь
организовывать своё
рабочее место.
Личностные:
проявлять интерес к
процессу познания;
положительно
относиться к школе.
Актуализироват
ь имеющиеся
знания
Диалог
Фронтальн
ая
Мы изучили все буквы алфавита.
- Что такое буквы? Что такое звуки?
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие буквы делится алфавит?
- Какие буквы не дают звуков?
- Прочитать наизусть алфавит.
Действия
отработки и
усвоения
учебного
материала,
обеспечивающие
переход к
овладению
материалом.
Проговаривают
алфавита
наизусть
Личностные:
проявлять интерес к
процессу познания;
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности каждого
ученика.
Организовать
формулировани
е цели урока
Диалог
Фронтальн
ая
На доске записаны слова: воробей,
гриб, дятел, жук, мальчик, мед,
пчела, черепаха, крот, слон, хорек,
носорог.
- Если есть слова, начинающиеся на
одну букву, как поступим?
- Какие 2 слова соединим в пару и
Дети
выстраивают
слова в
алфавитном
порядке.
Регулятивные:
оценивать
правильность ответа,
исправлять ошибки
Личностные:
формирование
уважительного
получится название насекомого?
Жук-носорог
отношения к иному
мнению.
Познавательные:
уметь пользоваться
имеющимися
знаниями
Физкул
ьтмину
тка
1 мин
Убедить в
здоровьесбере
жении
Диалог
Индивидуа
льная
Придумай и покажи букву алфавита:
Ф, Х, Р, С, У используя для показа
свое тело
Повторяют за
ведущим
Личностные:
осознавать важность
сохранения и
укрепления здоровья.
Ориен
тирово
чный
этап
3 мин
Диалог
Фронтальн
ая
- Посмотрите на выставку книг.
- Прочитайте названия.
- О чем эти книги?
- Кто назовет тему урока?
На доске тема урока: «Про все на
свете».
- Какая предстоит работа?
- На какие вопросы нам предстоит
ответить?
Книги,
энциклопедии.
Книга – источник
знаний.
Знакомство с
книгами разных
направлений.
Дети
рассуждают и
высказывают
свое мнение.
Познавательные:
уметь строить
рассуждение,
доказывать свою
точку зрения.
Коммуникатив
ные: уметь
включаться в диалог
со сверстниками;
формулировать
ответы на вопросы.
Открытие
новых знаний.
Убедить, что
книга источник
знаний
Диалог
Фронтальн
ая
Читать книги - это интересно,
потому что они открывают нам
большой мир знаний. Этот мир
разнообразный. И чтение должно
быть такое, чтобы читать, понимать
и чувствовать, о чем написано.
Этому надо учиться. И поможет нам
в этом Азбука, в которой много
интересного.
Слушать и
слышать учителя,
добавлять
Участвуют в
обсуждении
Коммуникативные:
уметь включаться в
диалог со
сверстниками;
формулировать
ответы на вопросы.
Поиск
ово-
исслед
овател
ьский
этап
8 мин
Монолог
Фронтальн
ая
- Обратите внимание на выделенные
буквы в словах. Зачем их выделил
художник?
Чтение текста про аиста, бегемота...
По ходу урока даются
характеристики животным.
- Про все буквы написаны стихи?
Каких нет? Назови.
Хорошо читающие ученики выходят
Установка: читать
плавно, целыми
словами.
Анализ
имеющейся
информации.
Читают по
цепочке текст,
обсуждают
прочитанное
Воспринимают
на слух
Регулятивные: уметь
высказывать свое
предположение на
основе работы с
материалом учебника,
обсуждать
прочитанное,
проявлять
познавательную
читать у доски оставшиеся стихи по
очереди.
художественное
произведение
инициативу в учебном
процессе.
Словарная
работа
Фронтальн
ая
Работа со стихотворением про дятла.
Объяснение значение слова
«долото». Работа со словарем, поиск
значения слова
Внимательный
просмотр
видеоролика.
Смотрят
видеоролик
Регулятивные: уметь
использовать разные
источники
информации
Физкул
ьт
Минут
ка
1мин
Убедить в
здоровьесбере
жении
Фронтальн
ая
Повторяют за ведущим
Личностные:
осознавать важность
сохранения и
укрепления здоровья.
Практ
ически
й этап
8 мин
Фронтальн
ая
- Для чего нужно знать буквы?
- А когда человек может читать, он
может узнать обо всем на свете.
Выборочное чтение. Найти строки о
дятле, хорьке, аисте.
Читают текст
целыми
словами, при
повторении
— читают
выразительно
Познавательные:
уметь
ориентироваться в
развороте учебника, в
тексте
Самостоятельна
я работа
Уметь работать
в паре
Диалог
Работа в
паре
Пословицы рассыпались. Собери.
Книги читать - не в ладушки играть.
Кто знает аз да буки, тому и книги в
руки.
Работать в паре,
договариваться
друг с другом,
проявлять
внимание.
Решают
конкретно-
практическую
задачу
Регулятивные:
оценивают
правильность ответа,
исправляют ошибки.
Коммуникативные:
включаются в диалог,
стараться соблюдать
правила работы в паре
Выявление
круга первых
читательских
интересов
Диалог
Фронтальн
ая
Обращение к выставке. Ходите ли вы
в библиотеку? Читаете ли вы дома
книги с родителями?
Оцените свое чтение, подумайте, над
чем вам надо поработать.
Рекомендации:
записаться в
библиотеку, если
дома нет
литературы по во
возрасту
Отвечают
правдиво на
вопросы
Познавательные:
овладевать навыками
смыслового чтения
текстов
Рефле
ксивно
-
оценоч
ный
5 мин.
Подводить
итоги
Диалог
Фронтальн
ая
- Над какой темой работали на
уроке?
- На следующих уроках нам
предстоит включить свои знания в
работу.
Самостоятельно
оценивать свои
достижения.
Анализируют
собственные
действия,
выявляют
успехи и
недочеты в
работе.
Регулятивные:
выделяют и осознают,
что уже усвоено и что
ещё нужно усвоить;
фиксировать
удовлетворённость
(неудовлетворён
ность) своей работой.
Самооценка
деятельности
на уроке
Какие выводы по сегодняшнему
уроку сделаем?
- Оцените свою работу на уроке по 3
критериям: чтение, работу в паре,
активность на уроке.
- Оцените работу класса.
- Какое у вас настроение?
Самооценивание
Определяют
последующие
действия по
устранению
недочетов.
Книга -
источник
знаний.
Самооценка.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. Пчела
Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки. (Черепаха)
Живёт в саванне, толстокожий,
И на других он не похожий,
На морде вместо носа - рог,
Он грозный, сильный - ... . Носорог
Кто без плуга и лопат
Перерыл вишнёвый сад?
Весь в земле: глаза и рот.
Ну, конечно, - это (Крот)
Поднимает великан
Груз тяжелый к облакам.
А если станет душно, —
Себя польет из душа. (Слон)
Он ходит в рыжей шубке,
Как пилка, остры зубки.
Прожорливый зверек –
Гроза мышей – … (Хорек)
Если горло першит вдруг,
Жар, температура,
Выпей с чаем ты его,
Он тебе поможет! Мёд
Какие птицы и животные проживают в нашем регионе?
Цели: Формирование представления о книге как источнике знаний;
упражнение в плавном чтении слов и предложений;
знакомство с детскими научно-популярными, научно-художественными книгами (В.Бианки, Н.Сладкова и др.);
выявление круга первых читательских интересов обучающихся;
формирование культурного общения, умения сотрудничать при работе в паре и группе.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Личностные УУД.
•
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•
Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД.
•
Умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
•
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
•
Умение осознанно строить речевое высказывание;
•
Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
•
Умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД.
•
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•
Формировать собственное мнение и позицию;
•
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Проект самоанализа урока
Этап урока,
Уровень
достижения
планируемого
результата
Формируемые УУД и предметные действия
Возможные риски
Коррекционная работа
Мотивацион
но-целевой
этап
Базовый
Регулятивные: уметь организовывать своё
рабочее место.
Личностные: проявлять интерес к процессу
познания; положительно относиться к школе.
Не могут организовывать
свое рабочее место
Дополнительно контролировать
отдельных учеников в
организации рабочего места
Базовый
Регулятивные: оценивать правильность ответа,
исправлять ошибки
Личностные: формирование уважительного
отношения к иному мнению.
Познавательные: уметь пользоваться
имеющимися знаниями
Неправильное
отгадывание загадок
Учить быть более внимательным,
обращать внимание на опорные
(главные) слова в загадке
Физкультмин
утка
Личностные: осознавать важность сохранения и
укрепления здоровья.
Нежелание выполнять
упражнения
Убеждать в необходимости
делать перерыв в работе
Ориентиров
очный этап
Базовый
Коммуникативные: уметь включаться в диалог
со сверстниками; формулировать ответы на
вопросы.
Неумение общаться со
сверстником
Учить работать в паре
Словарная
работа
Базовый
Регулятивные: уметь использовать разные
источники информации
Непонимание значения
слова
Индивидуальное объяснение
Поисково-
исследовател
ьский этап
Базовый
Коммуникативные: уметь слушать
выступающего, задавать вопросы по тексту
Невнимательность и
отвлеченность
Настроить на работу
Базовый
Познавательные: уметь ориентироваться в
развороте учебника, в тексте
Неумение
ориентироваться в тексте
Учить следить по учебнику во
время чтения
Практическ
ий этап
Самостоятель
ная работа
Базовый
Регулятивные: оценивают правильность ответа,
исправляют ошибки.
Коммуникативные: включаются в диалог,
стараться соблюдать правила работы в паре.
Неумение работать в паре
Учить работать в паре
Рефлексивно
-оценочный
Базовый
Регулятивные: выделяют и осознают, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать
удовлетворённость
(неудовлетворённость) своей работой.
Завышение (занижение)
самооценки
Объяснить критерии оценивания
своей работы