Напоминание

Урок башкирского языка: достижение личностных и метапредметных и предметных результатов.


Автор: Искужина Шаура Шарифовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Уфа
Наименование материала: Развитие творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка
Тема: Урок башкирского языка: достижение личностных и метапредметных и предметных результатов.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка.

В последние годы в Республике Башкортостан обращается особое

внимание совершенствование содержания и методов обучения башкирскому

языку детей школьного возроста, исходя из основных принципов новой

образовательной системы; развития творческих способностей детей и

воспитания личности.

Для обеспечения понимания детьми башкирской речи необходимо

сопровождать речь, обращенную к детям, мимикой, жестами, показом

предметов и картин и переводом трудных слов на родной язык:

- Учитывать постепенное усложнение нового материала и равномерно

распределять его между занятиями, а на занятии – между этапами;

- чаще применять коллективные, групповые и парные формы работы для

активизации речевой и мыслительной деятельности;

- каждое вновь вводимое явление башкирского языка должно пройти

следующие этапы: формирование умения определять и понимать его речь,

воспроизводить речь учителя по образцу и самостоятельно употреблять его в

подготовленной, а затем неподготовленной речи;

- соблюдать порядок ввода новых слов, грамматических форм и типов

предложения, включать слова сначала в известную, а затем в новую

конструкцию;

- формировать произношение слов в соответствии со звуковой

действительность ю башкирского языка;

- широко использовать различную наглядность: игрушки, муляжи,

предметные и сюжетные картинки, технические средства обучения;

- включать в процесс обучения дидактические игры и игровые приемы с

целью заинтересовать детей познавательной и речевой деятельностью;

- обучать одновременно всем уровням речи. При этом упражнения должны

быть неразрывно связаны между собой;

- в процессе обучения опираться на родной язык.

Дети в условиях наличия башкирской речевой среды в зависимости от

степени общения с ней начинают понимать отдельные башкирские слова,

Короткие предложения. У них начинает формироваться навык башкирской

устной речи. Но дети испытывают немало трудностей в процессе овладения

русской речью. Эта трудность связана с расхождением звуковых систем

башкирского и родного языков

Если сказать словами А. А. Реформатского «… трудно не «звуки», а

отношения ряда и категорий фонологической системы чужого языка, не

совпадающие с рядами и категориями фонологической системы своего

языка».

Общие звуковые трудности обусловлены самой природой звуков

башкирского языка, характером видоизменений звуков, структурными

особенностями слогов и их количеством в слове.

В башкирском языке главенствующую роль играют гласные звуки,

именно сингармонизм, который вызывает соответствующие изменения в

артикуляции согласных в пределах слова.

Башкирские гласные как ударные , так и безударные произносятся без

напряжения, с меньшим раскрытие рта, имеют малую длительность.

Эти и другие расхождения звуковых систем русского и башкирского

языков приводят к ошибкам в произношении русских детей.

В процессе обучения правильном произношению звуков,

звукосочетаний учитель может использовать артикуляционно- акустический,

имитативный и артикуляционно- сопоставительные методы.

Суть артикуляционно- акустического метода заключается в четком

произношении трудных для детей звуков.

Выработку правильного произношения нужно начинать с акустики

(слушания и восприятия детьми правильного произношения звуков, их

звукосочетаний и слов), затем дети будут повторять за учителем и правильно

произносить усваиваемые звуки.

Имитативный (подражательный) метод означает, что дети, подражая

учителю, тренируется в правильном произношении. Дети склонны к

подражанию, и этот метод весьма эффективен.

Артикуляционно- сопоставительный метод используется при

нарушении произношения отдельных звуков. В этом случае доступной форме

объясняется положение органов речи при произношении данного звука.

С помощью специальных упражнений можно добиться подвижности

органов речи, т. е. умения.

Чтобы познакомить детей с новым словом, необходимо дать

возможность послушать произношение его учителем в магнитофонной

записи. Слово произносится медленно и четко с показом наглядных

предметов или предметных картинок. Дети внимательно слушают и

повторяют хором, группами, по одному, отрабатывают произношение.

Используемые наглядные пособия должны быть четкими и доступными и

умелого его использования зависит уровень усвоения слов детьми.



В раздел образования