Автор: Искужина Шаура Шарифовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Уфа
Наименование материала: Развитие творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка
Тема: Урок башкирского языка: достижение личностных и метапредметных и предметных результатов.
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка.
В последние годы в Республике Башкортостан обращается особое
внимание совершенствование содержания и методов обучения башкирскому
языку детей школьного возроста, исходя из основных принципов новой
образовательной системы; развития творческих способностей детей и
воспитания личности.
Для обеспечения понимания детьми башкирской речи необходимо
сопровождать речь, обращенную к детям, мимикой, жестами, показом
предметов и картин и переводом трудных слов на родной язык:
- Учитывать постепенное усложнение нового материала и равномерно
распределять его между занятиями, а на занятии – между этапами;
- чаще применять коллективные, групповые и парные формы работы для
активизации речевой и мыслительной деятельности;
- каждое вновь вводимое явление башкирского языка должно пройти
следующие этапы: формирование умения определять и понимать его речь,
воспроизводить речь учителя по образцу и самостоятельно употреблять его в
подготовленной, а затем неподготовленной речи;
- соблюдать порядок ввода новых слов, грамматических форм и типов
предложения, включать слова сначала в известную, а затем в новую
конструкцию;
- формировать произношение слов в соответствии со звуковой
действительность ю башкирского языка;
- широко использовать различную наглядность: игрушки, муляжи,
предметные и сюжетные картинки, технические средства обучения;
- включать в процесс обучения дидактические игры и игровые приемы с
целью заинтересовать детей познавательной и речевой деятельностью;
- обучать одновременно всем уровням речи. При этом упражнения должны
быть неразрывно связаны между собой;
- в процессе обучения опираться на родной язык.
Дети в условиях наличия башкирской речевой среды в зависимости от
степени общения с ней начинают понимать отдельные башкирские слова,
Короткие предложения. У них начинает формироваться навык башкирской
устной речи. Но дети испытывают немало трудностей в процессе овладения
русской речью. Эта трудность связана с расхождением звуковых систем
башкирского и родного языков
Если сказать словами А. А. Реформатского «… трудно не «звуки», а
отношения ряда и категорий фонологической системы чужого языка, не
совпадающие с рядами и категориями фонологической системы своего
языка».
Общие звуковые трудности обусловлены самой природой звуков
башкирского языка, характером видоизменений звуков, структурными
особенностями слогов и их количеством в слове.
В башкирском языке главенствующую роль играют гласные звуки,
именно сингармонизм, который вызывает соответствующие изменения в
артикуляции согласных в пределах слова.
Башкирские гласные как ударные , так и безударные произносятся без
напряжения, с меньшим раскрытие рта, имеют малую длительность.
Эти и другие расхождения звуковых систем русского и башкирского
языков приводят к ошибкам в произношении русских детей.
В процессе обучения правильном произношению звуков,
звукосочетаний учитель может использовать артикуляционно- акустический,
имитативный и артикуляционно- сопоставительные методы.
Суть артикуляционно- акустического метода заключается в четком
произношении трудных для детей звуков.
Выработку правильного произношения нужно начинать с акустики
(слушания и восприятия детьми правильного произношения звуков, их
звукосочетаний и слов), затем дети будут повторять за учителем и правильно
произносить усваиваемые звуки.
Имитативный (подражательный) метод означает, что дети, подражая
учителю, тренируется в правильном произношении. Дети склонны к
подражанию, и этот метод весьма эффективен.
Артикуляционно- сопоставительный метод используется при
нарушении произношения отдельных звуков. В этом случае доступной форме
объясняется положение органов речи при произношении данного звука.
С помощью специальных упражнений можно добиться подвижности
органов речи, т. е. умения.
Чтобы познакомить детей с новым словом, необходимо дать
возможность послушать произношение его учителем в магнитофонной
записи. Слово произносится медленно и четко с показом наглядных
предметов или предметных картинок. Дети внимательно слушают и
повторяют хором, группами, по одному, отрабатывают произношение.
Используемые наглядные пособия должны быть четкими и доступными и
умелого его использования зависит уровень усвоения слов детьми.