Автор: Гаджиева Марта Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: г.Знаменск, Астраханской обл.
Наименование материала: Занятие по познавательному развитию:"Путешествие капельки".
Тема: "Путешествие капельки"
Раздел: дошкольное образование
ХОД НОД
«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
СТУК В ДВЕРЬ.
- Ой, кто-то стучится в дверь. Давайте посмотрим, кто это пришел. Кто
там?
ЗАХОДИТ КАПИТОШКА. (слова героя).
-Здравствуйте, мои друзья.
Капитошкой звать меня,
К вам явился в детский сад,
Чтоб узнать мне у ребят.
Вы ответьте мне друзья
Какая польза от меня, как людям помогаю я?
Как я в речки попадаю?
Появился я на свет? Дайте мне скорей ответ!
- Капитошка, ты вовремя пришёл. Сегодня я как раз собиралась
поговорить с ребятами о Воде. И хотела им много интересного
рассказать. Присаживайся Капитошка, внимательно слушай.
- Ребята сегодня мы с вами поговорим о воде. Я расскажу вам много
интересного.
- А начать я хочу с загадки:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( глобус )
-Что такое глобус? (Ответы детей). Правильно ребята, глобус – это
модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде.
-Посмотрите на наш глобус. Какой он формы? (круглой). Значит наша
планета Земля какая? (круглая).
-А что мы можем узнать о нашей планете Земля посмотрев на её модель?
(можно увидеть горы, пустыни, реки, моря, океаны).
- А как вы увидели, что на глобусе изображены горы? (они нарисованы
коричневым цветом).
- А как вы увидели, что на глобусе изображена пустыня? (она
нарисована жёлтым цветом).
- А зелёный цвет есть на нашем глобусе? Что обозначается этим цветом?
(растительный мир).
- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего? (синего).
-Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет-это
Вода; моря, океаны, реки).
-А кто мне скажет, из чего состоит вода? (из множества капель).
-Правильно. Давайте мы с вами превратимся в капельки, чтобы мы
смогли путешествовать.
(СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ):
Подойдите всей гурьбою,
Повторяйте все за мною
Сейчас под тучкой мы пройдём,
И на берег попадём,
Покружились, покружились
И в капли превратились. (надеваем на головы маски капель)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
К речке быстрой мы спустились, (шагаем)
Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, Два, Три, Четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились. (встряхиваем руками)
-Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна вода? (чтобы её пить,
умываться, поливать, стирать и тд.)
-Правильно ребята, вода необходима всему живому; и людям, и
животным, и растениям. Без воды мы не сможем выжить.
-А кто мне скажет: вся ли вода пригодна для человека? Какую воду
человек может использовать? (ответы детей).
-Почему? (Её надо очищать) ПОЧЕМУ?( В морях и океанах вода
солёная, она не пригодна для пищи. В реках и озёрах вода пресная и
мутная, в ней есть микробы, её надо очищать для использования).
- Правильно ребята. Вода в наши квартиры поступает по трубам со
станции очистки. На станции очистки вода попадает из рек и озёр.
(Посмотрите на экран). Здесь она через специальные фильтры проходит
очистку. Её очищают люди по профессии лаборант. (Показать слайды на
экране).
- Наш город очень большой, чистой воды нам требуется много, поэтому
из рек мы её берём тоже много. Но как получается, что вода в реках не
кончается? Как река пополняет свои запасы воды? Сейчас я покажу вам
опыт, и мы сможем это понять.
ОПЫТ:(показываю на чайнике с прозрачным стеклом),
(Напомнить детям о правилах безопасного обращения с бытовыми
приборами).
В электрическом чайнике кипятится вода.
-Ребята давайте представим, что нашу воду в чайнике НАГРЕВАЕТ
СОЛНЦЕ. Вода начала НАГРЕВАТЬСЯ, а когда вода нагревается
образуется ПАР.
-А из чего состоит пар? (Из капелек)
-А теперь посмотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное
стёклышко, я подношу его к струе пара, и немного подержу. Посмотрите,
что произошло? (На стекле появились капельки воды).
-Откуда эти капельки воды появились на стекле? (Пар поднимается
вверх).
-Правильно ребята. Пар поднимается вверх и на стекле появились
множества капель.
-А теперь посмотрите капелек очень много, им тяжело удержаться на
стекле и они падают вниз, как дождь.
-Ребята возьмите свои стёклышки. Капитошка, ты тоже можешь подойти
и посмотреть поближе. (прикладывание стёклышек к термосам). (Для
прикладываний стеклышек использовала термосы).
-Вот так и происходит в природе. Давайте посмотрим на экран.
(Включается видео). Каждый день солнце нагревает воду в морях,
океанах, реках. Вода превращается в пар, и поднимается вверх,
собирается в облака. Облака соединяются в тучи. Когда капелек воды
набирается много, тучи становятся слишком тяжёлыми и капельки в
виде дождя падают вниз на землю.
-Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои
воды в моря и океаны. Так вода возобновляет свой путь. Весь этот
процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
- А теперь детвора, ждёт вас РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА.
После беседы воспитатель проводит игру «Собери пазл».
- Для этого нам необходимо поделиться на команды, команда девочек-
капелек и команда мальчиков - капелек. Я предлагаю игру, в ходе
которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картину.
Перед каждой командой я раскладываю разрезанные картинки, их надо
будет собрать в единую картинку. Образцом для вас будет служить наша
схема «Круговорот воды». ( Включается быстрая музыка и начинается
игра. Дети собирают картинку из пазлов.)
- Молодцы ребята! Вы собрали всю картину. Давайте, спросим у наших
гостей, правильно ли вы её собрали или нет. ( Показываем гостям, гости
сверяют со схемой).
- Ребята, а кто мне может рассказать по схеме, что такое «Круговорот
воды в природе»? (ребёнок рассказывает).
-Ребята, а я знаю, что кто-то из вас приготовил стихи и загадки для
наших гостей.
В конце ЧТЕНИЕ СТИХОВ и ЗАГАДОК ДЕТЬМИ.
-Ну что ж на этом наше путешествие подошло к концу. Мы должны с
вами превратиться из капелек, назад в детей.
Всё, пора нам возвращаться,
Из капель, в деток превращаться.
Под тучкой мы пройдём опять,
И солнце станет всем сиять.
ПРЕВРАЩЕНИЕ В ДЕТЕЙ ( снимаем маски).
- Ребята, давайте напомним Капитошке о чём мы сегодня с вами узнали.
(ответы детей)
КАПИТОШКА: (слова героя).
-Спасибо друзья! Вы мне всё рассказали!
Как нужен я людям, про пользу мою.
А вас же ребята, к себе приглашаю,
Пойти порезвиться, на тучку мою!
-Капитошка, мы очень рады за тебя, что ты всё понял и тебе всё
понравилось. Приходи к нам ещё.
-Ребята давайте скажем до свидания нашим гостям, и вы можете
отправляться в гости к Капитошке.
( Дети выходят вместе с Капитошкой).
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;
А) Расширять знания детей о значении воды в жизни человека.
Б) Обогащать словарный запас детей такими словами как «глобус-
модель», «лаборант», «станция очистки», «фильтры».
В) Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
Г) Показать детям с помощью опытнической деятельности, как
происходит круговорот воды в природе и его значимость для
природы и всего живого.
2) РАЗВИВАЮЩИЕ;
А) Развивать любознательность, мышление, воображение и речь
детей посредством развития мелкой моторики рук.
Б) Развивать социальные навыки: умение работать в группе,
высказывать своё мнение, слушать мнение других.
3)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ;
А) Прививать бережное отношение к воде;
Б) Воспитывать экологическую культуру;
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1) НАГЛЯДНЫЙ: схема «Круговорот воды в природе», глобус.
2) ПРАКТИЧЕСКИЙ; Оборудование для проведения опыта
(электрический чайник, холодное стекло), магнитофон с
аудиозаписью воды.
3) СЛОВЕСНЫЙ; Беседа, рассказы, загадки, вопросы
поискового характера.
4) ИГРОВОЙ; Сюрпризный момент (превращение в капельки);
Проведение дидактической игры «Собери схему-пазл».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы с детьми на тему «Что такое вода?». Чтение сказок, и рассказов о
воде: «Путешествие Капельки», «Капитошка», «Как люди речку
обидели». Разгадывание загадок о воде, капельке и тд. Просмотр
мультфильмов о воде. Прослушивание аудиозаписей со звуками
природы. Рассматривание иллюстраций, схемы, «круговорота воды в
природе», рассматривание глобуса.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ».
ЦЕЛЬ: Показать детям с помощью опытнической деятельности, как
происходит круговорот воды в природе.
ЗАДАЧИ:
1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: А) Расширять знания детей о значении
воды в жизни человека. Б) Обогащать словарный запас детей
такими словами как «глобус-модель», «лаборант», «станция
очистки», «фильтры». В) Показать детям с помощью
опытнической деятельности, как происходит круговорот воды в
природе и его значимость для природы и всего живого. Г) Учить
умению устанавливать причинно - следственные связи.
2.
РАЗВИВАЮЩИЕ: А) Развивать любознательность, мышление,
воображение и речь детей посредством развития мелкой моторики
рук. Б) Развивать социальные навыки: умение работать в группе,
высказывать своё мнение, слушать мнение других.
3.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: А) Прививать бережное отношение к воде.
Б) Воспитывать экологическую культуру.
При составлении конспекта НОД руководствовалась требованиям
основной образовательной программы МКДОУ ЗАТО Знаменска и ЦРР
«Родничок» и учитывала возрастные и психологические,
индивидуальные особенности детей своей группы, опиралась на
принципы воспитания и образования ФГОС ДО.
В занятии прослеживается интеграция областей ФГОС таких как
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Развитие речи», что даёт возможность детям,
полученные знания использовать в других видах деятельности и в
повседневной жизни.
Планировала НОД как увлекательную, проблемно-игровую
деятельность, для создания положительной, эмоциональной атмосферы
процесса обучения, повышения речевой активности детей, для
сохранения интереса детей на протяжении всего занятия.
Материал и оборудование подобраны согласно сюжету занятия.
На своём занятии я использовала такие МЕТОДЫ как словесные,
наглядные, практические и игровой метод. Использованные методы
соответствовали изучаемому материалу.
Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены
заданной теме. Считаю, что применение разных видов деятельности
позволило снизить утомляемость детей они динамично переключались
со словесной деятельности на практическую и с практической
деятельности на игровую.
Считаю, что с поставленными мною задачами дети справились. Я
видела их активность, они были заинтересованы во время бесед,
опытнической деятельности, отвечали на вопросы. Мы вместе
участвовали в беседах, рассуждали. Самое главное я пыталась донести
до ребят, что круговорот воды необходим для природы и всего живого на
земле. И с помощью опыта показала им этот процесс.
По моему мнению, именно опытническо-эксперементальная
деятельность даёт педагогам больше возможностей для достижения
целей, занятий по установлению причинно-следственных связей у
дошкольников.
Именно этот приём позволил заинтересовать детей и вызвать желание
познавать окружающий мир.
Все мои воспитанники справились с заданием и усвоили новые знания,
а так же пополнили свой словарный запас такими словами, как модель,
станция очистки, фильтр, лаборант и круговорот воды в природе.