Напоминание

"Путешествие капельки"


Автор: Гаджиева Марта Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: г.Знаменск, Астраханской обл.
Наименование материала: Занятие по познавательному развитию:"Путешествие капельки".
Тема: "Путешествие капельки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ХОД НОД

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

СТУК В ДВЕРЬ.

- Ой, кто-то стучится в дверь. Давайте посмотрим, кто это пришел. Кто

там?

ЗАХОДИТ КАПИТОШКА. (слова героя).

-Здравствуйте, мои друзья.

Капитошкой звать меня,

К вам явился в детский сад,

Чтоб узнать мне у ребят.

Вы ответьте мне друзья

Какая польза от меня, как людям помогаю я?

Как я в речки попадаю?

Появился я на свет? Дайте мне скорей ответ!

- Капитошка, ты вовремя пришёл. Сегодня я как раз собиралась

поговорить с ребятами о Воде. И хотела им много интересного

рассказать. Присаживайся Капитошка, внимательно слушай.

- Ребята сегодня мы с вами поговорим о воде. Я расскажу вам много

интересного.

- А начать я хочу с загадки:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( глобус )

-Что такое глобус? (Ответы детей). Правильно ребята, глобус – это

модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде.

-Посмотрите на наш глобус. Какой он формы? (круглой). Значит наша

планета Земля какая? (круглая).

-А что мы можем узнать о нашей планете Земля посмотрев на её модель?

(можно увидеть горы, пустыни, реки, моря, океаны).

- А как вы увидели, что на глобусе изображены горы? (они нарисованы

коричневым цветом).

- А как вы увидели, что на глобусе изображена пустыня? (она

нарисована жёлтым цветом).

- А зелёный цвет есть на нашем глобусе? Что обозначается этим цветом?

(растительный мир).

- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего? (синего).

-Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет-это

Вода; моря, океаны, реки).

-А кто мне скажет, из чего состоит вода? (из множества капель).

-Правильно. Давайте мы с вами превратимся в капельки, чтобы мы

смогли путешествовать.

(СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ):

Подойдите всей гурьбою,

Повторяйте все за мною

Сейчас под тучкой мы пройдём,

И на берег попадём,

Покружились, покружились

И в капли превратились. (надеваем на головы маски капель)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились, (шагаем)

Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, Два, Три, Четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот так славно освежились. (встряхиваем руками)

-Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна вода? (чтобы её пить,

умываться, поливать, стирать и тд.)

-Правильно ребята, вода необходима всему живому; и людям, и

животным, и растениям. Без воды мы не сможем выжить.

-А кто мне скажет: вся ли вода пригодна для человека? Какую воду

человек может использовать? (ответы детей).

-Почему? (Её надо очищать) ПОЧЕМУ?( В морях и океанах вода

солёная, она не пригодна для пищи. В реках и озёрах вода пресная и

мутная, в ней есть микробы, её надо очищать для использования).

- Правильно ребята. Вода в наши квартиры поступает по трубам со

станции очистки. На станции очистки вода попадает из рек и озёр.

(Посмотрите на экран). Здесь она через специальные фильтры проходит

очистку. Её очищают люди по профессии лаборант. (Показать слайды на

экране).

- Наш город очень большой, чистой воды нам требуется много, поэтому

из рек мы её берём тоже много. Но как получается, что вода в реках не

кончается? Как река пополняет свои запасы воды? Сейчас я покажу вам

опыт, и мы сможем это понять.

ОПЫТ:(показываю на чайнике с прозрачным стеклом),

(Напомнить детям о правилах безопасного обращения с бытовыми

приборами).

В электрическом чайнике кипятится вода.

-Ребята давайте представим, что нашу воду в чайнике НАГРЕВАЕТ

СОЛНЦЕ. Вода начала НАГРЕВАТЬСЯ, а когда вода нагревается

образуется ПАР.

-А из чего состоит пар? (Из капелек)

-А теперь посмотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное

стёклышко, я подношу его к струе пара, и немного подержу. Посмотрите,

что произошло? (На стекле появились капельки воды).

-Откуда эти капельки воды появились на стекле? (Пар поднимается

вверх).

-Правильно ребята. Пар поднимается вверх и на стекле появились

множества капель.

-А теперь посмотрите капелек очень много, им тяжело удержаться на

стекле и они падают вниз, как дождь.

-Ребята возьмите свои стёклышки. Капитошка, ты тоже можешь подойти

и посмотреть поближе. (прикладывание стёклышек к термосам). (Для

прикладываний стеклышек использовала термосы).

-Вот так и происходит в природе. Давайте посмотрим на экран.

(Включается видео). Каждый день солнце нагревает воду в морях,

океанах, реках. Вода превращается в пар, и поднимается вверх,

собирается в облака. Облака соединяются в тучи. Когда капелек воды

набирается много, тучи становятся слишком тяжёлыми и капельки в

виде дождя падают вниз на землю.

-Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои

воды в моря и океаны. Так вода возобновляет свой путь. Весь этот

процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

- А теперь детвора, ждёт вас РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА.

После беседы воспитатель проводит игру «Собери пазл».

- Для этого нам необходимо поделиться на команды, команда девочек-

капелек и команда мальчиков - капелек. Я предлагаю игру, в ходе

которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картину.

Перед каждой командой я раскладываю разрезанные картинки, их надо

будет собрать в единую картинку. Образцом для вас будет служить наша

схема «Круговорот воды». ( Включается быстрая музыка и начинается

игра. Дети собирают картинку из пазлов.)

- Молодцы ребята! Вы собрали всю картину. Давайте, спросим у наших

гостей, правильно ли вы её собрали или нет. ( Показываем гостям, гости

сверяют со схемой).

- Ребята, а кто мне может рассказать по схеме, что такое «Круговорот

воды в природе»? (ребёнок рассказывает).

-Ребята, а я знаю, что кто-то из вас приготовил стихи и загадки для

наших гостей.

В конце ЧТЕНИЕ СТИХОВ и ЗАГАДОК ДЕТЬМИ.

-Ну что ж на этом наше путешествие подошло к концу. Мы должны с

вами превратиться из капелек, назад в детей.

Всё, пора нам возвращаться,

Из капель, в деток превращаться.

Под тучкой мы пройдём опять,

И солнце станет всем сиять.

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ДЕТЕЙ ( снимаем маски).

- Ребята, давайте напомним Капитошке о чём мы сегодня с вами узнали.

(ответы детей)

КАПИТОШКА: (слова героя).

-Спасибо друзья! Вы мне всё рассказали!

Как нужен я людям, про пользу мою.

А вас же ребята, к себе приглашаю,

Пойти порезвиться, на тучку мою!

-Капитошка, мы очень рады за тебя, что ты всё понял и тебе всё

понравилось. Приходи к нам ещё.

-Ребята давайте скажем до свидания нашим гостям, и вы можете

отправляться в гости к Капитошке.

( Дети выходят вместе с Капитошкой).

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;

А) Расширять знания детей о значении воды в жизни человека.

Б) Обогащать словарный запас детей такими словами как «глобус-

модель», «лаборант», «станция очистки», «фильтры».

В) Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

Г) Показать детям с помощью опытнической деятельности, как

происходит круговорот воды в природе и его значимость для

природы и всего живого.

2) РАЗВИВАЮЩИЕ;

А) Развивать любознательность, мышление, воображение и речь

детей посредством развития мелкой моторики рук.

Б) Развивать социальные навыки: умение работать в группе,

высказывать своё мнение, слушать мнение других.

3)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ;

А) Прививать бережное отношение к воде;

Б) Воспитывать экологическую культуру;

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1) НАГЛЯДНЫЙ: схема «Круговорот воды в природе», глобус.

2) ПРАКТИЧЕСКИЙ; Оборудование для проведения опыта

(электрический чайник, холодное стекло), магнитофон с

аудиозаписью воды.

3) СЛОВЕСНЫЙ; Беседа, рассказы, загадки, вопросы

поискового характера.

4) ИГРОВОЙ; Сюрпризный момент (превращение в капельки);

Проведение дидактической игры «Собери схему-пазл».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы с детьми на тему «Что такое вода?». Чтение сказок, и рассказов о

воде: «Путешествие Капельки», «Капитошка», «Как люди речку

обидели». Разгадывание загадок о воде, капельке и тд. Просмотр

мультфильмов о воде. Прослушивание аудиозаписей со звуками

природы. Рассматривание иллюстраций, схемы, «круговорота воды в

природе», рассматривание глобуса.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ».

ЦЕЛЬ: Показать детям с помощью опытнической деятельности, как

происходит круговорот воды в природе.

ЗАДАЧИ:

1.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: А) Расширять знания детей о значении

воды в жизни человека. Б) Обогащать словарный запас детей

такими словами как «глобус-модель», «лаборант», «станция

очистки», «фильтры». В) Показать детям с помощью

опытнической деятельности, как происходит круговорот воды в

природе и его значимость для природы и всего живого. Г) Учить

умению устанавливать причинно - следственные связи.

2.

РАЗВИВАЮЩИЕ: А) Развивать любознательность, мышление,

воображение и речь детей посредством развития мелкой моторики

рук. Б) Развивать социальные навыки: умение работать в группе,

высказывать своё мнение, слушать мнение других.

3.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: А) Прививать бережное отношение к воде.

Б) Воспитывать экологическую культуру.

При составлении конспекта НОД руководствовалась требованиям

основной образовательной программы МКДОУ ЗАТО Знаменска и ЦРР

«Родничок» и учитывала возрастные и психологические,

индивидуальные особенности детей своей группы, опиралась на

принципы воспитания и образования ФГОС ДО.

В занятии прослеживается интеграция областей ФГОС таких как

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Развитие речи», что даёт возможность детям,

полученные знания использовать в других видах деятельности и в

повседневной жизни.

Планировала НОД как увлекательную, проблемно-игровую

деятельность, для создания положительной, эмоциональной атмосферы

процесса обучения, повышения речевой активности детей, для

сохранения интереса детей на протяжении всего занятия.

Материал и оборудование подобраны согласно сюжету занятия.

На своём занятии я использовала такие МЕТОДЫ как словесные,

наглядные, практические и игровой метод. Использованные методы

соответствовали изучаемому материалу.

Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены

заданной теме. Считаю, что применение разных видов деятельности

позволило снизить утомляемость детей они динамично переключались

со словесной деятельности на практическую и с практической

деятельности на игровую.

Считаю, что с поставленными мною задачами дети справились. Я

видела их активность, они были заинтересованы во время бесед,

опытнической деятельности, отвечали на вопросы. Мы вместе

участвовали в беседах, рассуждали. Самое главное я пыталась донести

до ребят, что круговорот воды необходим для природы и всего живого на

земле. И с помощью опыта показала им этот процесс.

По моему мнению, именно опытническо-эксперементальная

деятельность даёт педагогам больше возможностей для достижения

целей, занятий по установлению причинно-следственных связей у

дошкольников.

Именно этот приём позволил заинтересовать детей и вызвать желание

познавать окружающий мир.

Все мои воспитанники справились с заданием и усвоили новые знания,

а так же пополнили свой словарный запас такими словами, как модель,

станция очистки, фильтр, лаборант и круговорот воды в природе.



В раздел образования