Автор: Фиалковская Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
Тема: "Познай свой край"
Раздел: начальное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
1
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № _
от «__» августа 201_г.
Председатель МО
_______/__________
«СОГЛАСОВАНО»
на научно-методическом
совете
Протокол № _
от «__» августа 201_ г.
Зам. директора по УР
___________/__________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ«СОШ № 5»
Приказ № ___
от «__» августа 201_г.
__________/Л.А.Воеводина
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Познай свой край»
3 «В» класс
Составитель:
Фиалковская Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2018-2019 учебный год
I Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай свой край» адресована
учащимся 1-4 классов МОУ «СОШ №5» и разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 31.12.2015г.
№1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
2
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
3.Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
4.Основной образовательной программы начального общего образования МОУ
«СОШ №5»
Общая характеристика программы:
Цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
- воспитывать патриотизм.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
•
формировать
у
младших
школьников
представления
об
историческом
прошлом
и
настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,
который
внесли
соотечественники
в
историческое
и
культурное
наследие
города,
края,
страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
•
прививать
младшим
школьникам
умения
и
навыки
поисковой
деятельности:
учить
наблюдать
и
описывать
факты,
систематизировать
собранный
материал,
оформлять
его,
осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в
группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим,
культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и
старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским
самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными
жителями,
их
самобытной культурой,
традициями,
обычаями.
Узнают,
как
шел
процесс
заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях
прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным
судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится
экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда,
Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса
является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии,
экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения
возрастного
принципа
использован
линейно-концентрический
подход
к
распределению
3
учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и
формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления
деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа
предполагает
использование
следующих
форм
занятий:
коллективные,
индивидуальные,
групповые.
Сочетание
разных
видов
деятельности
(познавательный,
творческий)
вызывает
активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для
самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Саратовской области;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
•
организация
деятельности
на
принципах
коллективного
планирования,
коллективной
организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности,
своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное
обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые
педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы
начального
общего
образования
(ООП
НОО)
МОУ
СОШ
№5.
Содержание
программы
соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33
учебные
недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель), что
соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация
(присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность
общения
-
понимание
важности
общения
как
значимой
составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание
любви
и
бережного
отношения
к
природе
через
тексты
художественных
и
научно-
популярных произведений литературы.
Ценность
истины
-
осознание
ценности
научного
познания
как
части
культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как
ценности.
4
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на -
рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов
внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных)
представлений
младших
школьников.
Особое
внимание
уделяется
миру
семьи.
Дети
осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками,
учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся
слова
поколение,
потомки,
предки.
Особое
внимание
уделяется
составу
семейного
коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей,
встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и
других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах
отношения к природе, о
памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий
Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах
самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества)
-
2,
3
класс.
Формирование
позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг
с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения
в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села).
В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны,
сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьниками
опыта
самостоятельного
социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в
пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к
изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают
опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по
проблемным
вопросам,
участвуют
в
исследовательских
конференциях,
осуществляют
благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к
малой
Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её
прошлого.
Достижение
результатов
всех
трех
уровней
увеличивает
вероятность
появления
образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей),
в частности:
•
формирования
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
компетентности
(приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе)
и в открытой общественной среде);
•
формирования
у
детей
социокультурной
(этнической,
культурной,
гендерной
и
др.)
идентичности:
Планируемые результаты освоения на уровне начального общего образования.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,
обществу,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной
и
социальной
действительности;
5
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
•
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности
человека
за
общее
благополучие,
осознание
своей
этнической
принадлежности;
•
ориентация
в
нравственном
отношении
как
собственных
поступков,
так
и
поступков
окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
•
основы
экологической
культуры:
принятие
ценности
природного
мира,
готовность
следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и
края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять
познавательную
инициативу
в
сотрудничестве
с
другими
субъектами
социализации;
•
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его
выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной
литературы,
СМИ,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-
следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
6
•
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
•
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
•
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать
свою
позицию
и
координировать
ее
с
позициями
партнеров
в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
содействовать
разрешению
конфликтов
на
основе
учёта
интересов
и
позиций
всех
участников;
•
точно,
последовательно
и
полно
передавать
партнёру
необходимую
информацию
как
ориентир для построения действий;
•
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
•
адекватно
использовать
речевые
средства
для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.
II.Содержание учебного курса
3 класс
Содержании учебного курса
Основные виды учебной деятельности учащихся
Саратовская область (8 часов)
Саратовская область на карте России.
Символика города и области
Кто управляет городом и областью
Как зарождаются населенные пункты.
Откуда берутся названия населенных
пунктов.
Города Саратовской области.
Конкурс рисунков «Саратов – город
мой родной»
Называть свою область, город, в котором живёт;
Рассказывать о своей малой родине.
Уметь пользоваться доступной литературой и картой
родного края.
Рассказывать о географическом положении области;
Различать символы Саратовской области (герб, флаг
Работать с картой области.
Уметь работать с контурной картой.
7
Природа и мы. ( 10 часов)
Растения Саратовской области.
Животный мир Саратовской области.
Природные зоны Саратовской
области.
Подземные богатства.
Водные ресурсы. Реки Саратовской
области. Откуда берут начало и где
заканчиваются
Волга – красавица, труженица,
кормилица.
Сады, парки, скверы – легкие нашего
города.
Наблюдение в окружающей
местности положительного и
отрицательного влияния человека на
природу;
Создание брошюры на тему «Природа
и мы»
Называть растения, животных своего края.
Рассказывать о представителях животного и
растительного мира Саратовской области.
Называть полезные ископаемые, которыми богата
область.
Рассказывать о редких представителях животного и
растительного мира; об особенностях водоемов на
территории Саратовской области.
Уметь различать образцы полезных ископаемых в
коллекции.
Рассказывать об особенностях природных условий
нашего края; о природных богатствах края (полезные
ископаемые, лес, луг, болото);
Называть растения и животных различных сообществ,
встречающихся в нашем крае.
Различать и оценивать формы поведения, допустимые
и недопустимые в общественных местах.
Памятники природы Саратовской
области (7 часов)
Памятник природы: понятие,
особенности, виды.
Хвалынский национальный парк
Утес Степана Разина
Белое озеро
Кудеярова пещера
Кумысная поляна
«Дубрава» Калининский район –
ботанический заказник
Получить первичное представление о памятниках
природы.
Ориентироваться в понятиях и терминах.
Называть основные достопримечательности области.
Расширять представления о достопримечательностях
Саратовской области.
Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.
Оценивать ход и результат выполнения задания.
Культура и общество (9 часов)
Поэты, писатели и художники
Саратова.
Люди и их труд на благо Саратовской
земли.
Традиции и праздники края
Земляки и космос
Герои ВОВ, их судьбы и награды.
Национальное многообразие нашей
области.
Викторина «Знаете ли вы край
родной ?»
Проектирование и защита проектов на
тему « Мой город завтра»
Пробуждение интереса и накопление знаний о народах,
проживающих в Саратовской области, об историко-
культурном наследии и традициях края. Формирование
элементарных представлений об историческом
прошлом, современности и перспективах культурного
развития.
Воспитание уважения к национальным традициям,
толерантности, культуры межнационального и
межличностного общения, чувства личной
сопричастности и бережного отношения к
материальным и духовным богатствам края,
гражданственности и патриотизма.
Формирование элементарных умений работать с
разнообразными источниками информация для
локализации фактов региональной истории и культуры,
углубление знаний, оценочного отношения к фактам
прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и
развития историко-культурного потенциала Саратовской
области. Самоопределение и самоорганизация учащихся
в актуальных для младшего школьного возраста
социальных ролях.
8
Приложение к рабочей программе
учебного курса «Познай свой край»,
утвержд. приказом № ____ от «__» ______ 201_ г
Календарно-тематическое планирование «Познай свой край»
3 класс
№
п/
п
Тема урока
Кол- во часов
Календарные сроки
План
Факт
9
Саратовская область (8 часов)
1
Саратовская область на карте
России.
1
03.09-07.09
2
Символика города и области
1
10.09-14.09
3
Кто управляет городом и областью
1
17.09-21.09
4
Как зарождаются населенные
пункты.
1
24.09-28.09
5
Откуда берутся названия
населенных пунктов.
1
01.10-05.10
6
Города Саратовской области.
1
08.10-12.10
7
Города Саратовской области.
1
15.10-19.10
8
Конкурс рисунков «Саратов –
город мой родной»
1
22.10-26.10
Природа и мы. ( 10 часов)
9
Растения Саратовской области.
1
05.11-09.11
10
Животный мир Саратовской
области.
1
12.11-16.11
11
Природные зоны Саратовской
области.
1
19.11-23.11
12
Подземные богатства.
1
26.11-30.11
13
Водные ресурсы. Реки
Саратовской области. Откуда
берут начало и где заканчиваются
1
03.12.-7.12
14
Волга – красавица, труженица,
кормилица.
1
10.12-14.12
15
Сады, парки, скверы – легкие
нашего города.
1
17.12-21.12
16
Наблюдение в окружающей
местности положительного и
отрицательного влияния человека
на природу;
1
24.12-28.12
17
Создание брошюры на тему
« Природа и мы»
1
09.01-18.01
18
Создание брошюры на тему
« Природа и мы»
1
21.01-25.01
Памятники природы Саратовской области (7 часов)
19
Памятник природы: понятие,
особенности, виды.
1
28.01-01.02
20
Хвалынский национальный парк
1
04.02– 08.02
21
Утес Степана Разина
1
11.02– 15.02
10
22
Белое озеро
1
18.02– 22.02
23
Кудеярова пещера
1
25.02 – 01 03
24
Кумысная поляна
1
04.03– 08.03
25
«Дубрава» Калининский район –
ботанический заказник
1
11.03– 15.03
Культура и общество (9 часов)
26
Поэты, писатели и художники
Саратова.
1
18.03 –22.03
27
Люди и их труд на благо
Саратовской земли.
1
03.04– 05.04
28
Традиции и праздники края
1
08.04– 12.04
29
Земляки и космос
1
15.04 –19.04
30
Герои ВОВ, их судьбы и награды.
1
22.04 –26 .04
31
Национальное многообразие
нашей области.
1
29.04– 03.05
32
Викторина «Знаете ли вы край
родной ?»
1
06.05– 10.05
33
Проектирование и защита
проектов на тему « Мой город
завтра»
1
13.05– 17.05
34
Проектирование и защита
проектов на тему « Мой город
завтра»
1
20.05– 28.05
Корректировка прохождения учебного материала
(причины отставания и меры, принятые для их устранения)
1 четверть
________________________________________________________________________________
11
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2 четверть
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________
3четверть_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________
4четверть_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
12