Напоминание

"Познай свой край"


Автор: Фиалковская Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
Тема: "Познай свой край"
Раздел: начальное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

1

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № _

от «__» августа 201_г.

Председатель МО

_______/__________

«СОГЛАСОВАНО»

на научно-методическом

совете

Протокол № _

от «__» августа 201_ г.

Зам. директора по УР

___________/__________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ«СОШ № 5»

Приказ № ___

от «__» августа 201_г.

__________/Л.А.Воеводина

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности

«Познай свой край»

3 «В» класс

Составитель:

Фиалковская Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей категории

2018-2019 учебный год

I Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай свой край» адресована

учащимся 1-4 классов МОУ «СОШ №5» и разработана на основе следующих нормативных

документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 31.12.2015г.

№1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

2

стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»

3.Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об

организации

внеурочной

деятельности

при

введении

федерального

государственного образовательного стандарта общего образования»

4.Основной образовательной программы начального общего образования МОУ

«СОШ №5»

Общая характеристика программы:

Цели:

- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления

исследовательских работ;

- воспитывать патриотизм.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

формировать

у

младших

школьников

представления

об

историческом

прошлом

и

настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,

который

внесли

соотечественники

в

историческое

и

культурное

наследие

города,

края,

страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

прививать

младшим

школьникам

умения

и

навыки

поисковой

деятельности:

учить

наблюдать

и

описывать

факты,

систематизировать

собранный

материал,

оформлять

его,

осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в

группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к

историческим,

культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и

старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским

самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными

жителями,

их

самобытной культурой,

традициями,

обычаями.

Узнают,

как

шел

процесс

заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях

прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным

судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится

экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда,

Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса

является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии,

экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения

возрастного

принципа

использован

линейно-концентрический

подход

к

распределению

3

учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и

формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления

деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа

предполагает

использование

следующих

форм

занятий:

коллективные,

индивидуальные,

групповые.

Сочетание

разных

видов

деятельности

(познавательный,

творческий)

вызывает

активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для

самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии;

- творческие работы;

- работа с картой России, Саратовской области;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

организация

деятельности

на

принципах

коллективного

планирования,

коллективной

организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности,

своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное

обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые

педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы

начального

общего

образования

(ООП

НОО)

МОУ

СОШ

№5.

Содержание

программы

соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33

учебные

недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель), что

соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация

(присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность

общения

-

понимание

важности

общения

как

значимой

составляющей

жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании

себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде

обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание

любви

и

бережного

отношения

к

природе

через

тексты

художественных

и

научно-

популярных произведений литературы.

Ценность

истины

-

осознание

ценности

научного

познания

как

части

культуры

человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе

социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как

ценности.

4

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на -

рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее

своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов

внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных)

представлений

младших

школьников.

Особое

внимание

уделяется

миру

семьи.

Дети

осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками,

учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся

слова

поколение,

потомки,

предки.

Особое

внимание

уделяется

составу

семейного

коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей,

встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и

других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах

отношения к природе, о

памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий

Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах

самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества)

-

2,

3

класс.

Формирование

позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг

с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения

в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села).

В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны,

сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты

третьего

уровня

(приобретение

школьниками

опыта

самостоятельного

социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в

пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к

изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают

опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по

проблемным

вопросам,

участвуют

в

исследовательских

конференциях,

осуществляют

благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к

малой

Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её

прошлого.

Достижение

результатов

всех

трех

уровней

увеличивает

вероятность

появления

образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей),

в частности:

формирования

коммуникативной,

этической,

социальной,

гражданской

компетентности

(приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе)

и в открытой общественной среде);

формирования

у

детей

социокультурной

(этнической,

культурной,

гендерной

и

др.)

идентичности:

Планируемые результаты освоения на уровне начального общего образования.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,

обществу,

ориентации

на

содержательные

моменты

школьной

и

социальной

действительности;

5

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности

человека

за

общее

благополучие,

осознание

своей

этнической

принадлежности;

ориентация

в

нравственном

отношении

как

собственных

поступков,

так

и

поступков

окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических

чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

основы

экологической

культуры:

принятие

ценности

природного

мира,

готовность

следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и

края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы

следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать

свои

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями

ее

реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия

результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других

субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять

познавательную

инициативу

в

сотрудничестве

с

другими

субъектами

социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его

выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием

дополнительной

литературы,

СМИ,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные,

цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с

помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-

следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

6

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-следственных

связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться

на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

координации

различных

позиций

в

сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать

свою

позицию

и

координировать

ее

с

позициями

партнеров

в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать

разрешению

конфликтов

на

основе

учёта

интересов

и

позиций

всех

участников;

точно,

последовательно

и

полно

передавать

партнёру

необходимую

информацию

как

ориентир для построения действий;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

эффективного

решения

разнообразных

коммуникативных задач.

II.Содержание учебного курса

3 класс

Содержании учебного курса

Основные виды учебной деятельности учащихся

Саратовская область (8 часов)

Саратовская область на карте России.

Символика города и области

Кто управляет городом и областью

Как зарождаются населенные пункты.

Откуда берутся названия населенных

пунктов.

Города Саратовской области.

Конкурс рисунков «Саратов – город

мой родной»

Называть свою область, город, в котором живёт;

Рассказывать о своей малой родине.

Уметь пользоваться доступной литературой и картой

родного края.

Рассказывать о географическом положении области;

Различать символы Саратовской области (герб, флаг

Работать с картой области.

Уметь работать с контурной картой.

7

Природа и мы. ( 10 часов)

Растения Саратовской области.

Животный мир Саратовской области.

Природные зоны Саратовской

области.

Подземные богатства.

Водные ресурсы. Реки Саратовской

области. Откуда берут начало и где

заканчиваются

Волга – красавица, труженица,

кормилица.

Сады, парки, скверы – легкие нашего

города.

Наблюдение в окружающей

местности положительного и

отрицательного влияния человека на

природу;

Создание брошюры на тему «Природа

и мы»

Называть растения, животных своего края.

Рассказывать о представителях животного и

растительного мира Саратовской области.

Называть полезные ископаемые, которыми богата

область.

Рассказывать о редких представителях животного и

растительного мира; об особенностях водоемов на

территории Саратовской области.

Уметь различать образцы полезных ископаемых в

коллекции.

Рассказывать об особенностях природных условий

нашего края; о природных богатствах края (полезные

ископаемые, лес, луг, болото);

Называть растения и животных различных сообществ,

встречающихся в нашем крае.

Различать и оценивать формы поведения, допустимые

и недопустимые в общественных местах.

Памятники природы Саратовской

области (7 часов)

Памятник природы: понятие,

особенности, виды.

Хвалынский национальный парк

Утес Степана Разина

Белое озеро

Кудеярова пещера

Кумысная поляна

«Дубрава» Калининский район –

ботанический заказник

Получить первичное представление о памятниках

природы.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

Называть основные достопримечательности области.

Расширять представления о достопримечательностях

Саратовской области.

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Культура и общество (9 часов)

Поэты, писатели и художники

Саратова.

Люди и их труд на благо Саратовской

земли.

Традиции и праздники края

Земляки и космос

Герои ВОВ, их судьбы и награды.

Национальное многообразие нашей

области.

Викторина «Знаете ли вы край

родной ?»

Проектирование и защита проектов на

тему « Мой город завтра»

Пробуждение интереса и накопление знаний о народах,

проживающих в Саратовской области, об историко-

культурном наследии и традициях края. Формирование

элементарных представлений об историческом

прошлом, современности и перспективах культурного

развития.

Воспитание уважения к национальным традициям,

толерантности, культуры межнационального и

межличностного общения, чувства личной

сопричастности и бережного отношения к

материальным и духовным богатствам края,

гражданственности и патриотизма.

Формирование элементарных умений работать с

разнообразными источниками информация для

локализации фактов региональной истории и культуры,

углубление знаний, оценочного отношения к фактам

прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и

развития историко-культурного потенциала Саратовской

области. Самоопределение и самоорганизация учащихся

в актуальных для младшего школьного возраста

социальных ролях.

8

Приложение к рабочей программе

учебного курса «Познай свой край»,

утвержд. приказом № ____ от «__» ______ 201_ г

Календарно-тематическое планирование «Познай свой край»

3 класс

п/

п

Тема урока

Кол- во часов

Календарные сроки

План

Факт

9

Саратовская область (8 часов)

1

Саратовская область на карте

России.

1

03.09-07.09

2

Символика города и области

1

10.09-14.09

3

Кто управляет городом и областью

1

17.09-21.09

4

Как зарождаются населенные

пункты.

1

24.09-28.09

5

Откуда берутся названия

населенных пунктов.

1

01.10-05.10

6

Города Саратовской области.

1

08.10-12.10

7

Города Саратовской области.

1

15.10-19.10

8

Конкурс рисунков «Саратов –

город мой родной»

1

22.10-26.10

Природа и мы. ( 10 часов)

9

Растения Саратовской области.

1

05.11-09.11

10

Животный мир Саратовской

области.

1

12.11-16.11

11

Природные зоны Саратовской

области.

1

19.11-23.11

12

Подземные богатства.

1

26.11-30.11

13

Водные ресурсы. Реки

Саратовской области. Откуда

берут начало и где заканчиваются

1

03.12.-7.12

14

Волга – красавица, труженица,

кормилица.

1

10.12-14.12

15

Сады, парки, скверы – легкие

нашего города.

1

17.12-21.12

16

Наблюдение в окружающей

местности положительного и

отрицательного влияния человека

на природу;

1

24.12-28.12

17

Создание брошюры на тему

« Природа и мы»

1

09.01-18.01

18

Создание брошюры на тему

« Природа и мы»

1

21.01-25.01

Памятники природы Саратовской области (7 часов)

19

Памятник природы: понятие,

особенности, виды.

1

28.01-01.02

20

Хвалынский национальный парк

1

04.02– 08.02

21

Утес Степана Разина

1

11.02– 15.02

10

22

Белое озеро

1

18.02– 22.02

23

Кудеярова пещера

1

25.02 – 01 03

24

Кумысная поляна

1

04.03– 08.03

25

«Дубрава» Калининский район –

ботанический заказник

1

11.03– 15.03

Культура и общество (9 часов)

26

Поэты, писатели и художники

Саратова.

1

18.03 –22.03

27

Люди и их труд на благо

Саратовской земли.

1

03.04– 05.04

28

Традиции и праздники края

1

08.04– 12.04

29

Земляки и космос

1

15.04 –19.04

30

Герои ВОВ, их судьбы и награды.

1

22.04 –26 .04

31

Национальное многообразие

нашей области.

1

29.04– 03.05

32

Викторина «Знаете ли вы край

родной ?»

1

06.05– 10.05

33

Проектирование и защита

проектов на тему « Мой город

завтра»

1

13.05– 17.05

34

Проектирование и защита

проектов на тему « Мой город

завтра»

1

20.05– 28.05

Корректировка прохождения учебного материала

(причины отставания и меры, принятые для их устранения)

1 четверть

________________________________________________________________________________

11

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2 четверть

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________

3четверть_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

___________________________________________________

4четверть_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

12



В раздел образования