Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Машинская Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 17 "Василёк"
Населённый пункт: г.о. Мытищи Московской области
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования

Система дошкольного образования, как и система образования в целом,

в

течение

последних

лет

претерпевает

различного

рода

изменения,

в

основном связанные с внедрением в образовательный процесс различного

рода инноваций. Особое значение уделяется внедрению ФГОС ДО, которые в

свою очередь требуют от педагога освоение новых ценностных ориентаций в

проектировании образовательного процесса.

В

связи

с

этим

к

педагогу

выдвигаются

новые

требования.

Так,

педагогическая деятельность воспитателя регламентируется во вступившем в

силу

в

январе

2015

года

приказе

Минтруда

России

об

установлении

профессионального стандарта «Педагог» [3]. До сегодняшнего дня данный

стандарт несколько раз изменялся, дополнялся.

Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях педагога ДО,

дадим определение самому понятию «профессиональный стандарт».

Профессиональный

стандарт

это

описание

качественного

уровня

квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по

праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода

ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [2].

Основная

цель

педагогической

деятельности

педагогов

системе

дошкольного образования заключается в оказании образовательных услуг по

основной

общеобразовательной

программе

образовательной

организации,

что, по мнению педагога-психолога В. Веретенниковой, позволяет говорить о

том, что профессиональный стандарт выступает в роли связующего звена

между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности

педагога и системой дошкольного образования [9, c. 86].

Очевидным является факт, что наиболее перспективным для оценки

уровня профессионализма того или иного специалиста (в особенности в

области

образования)

является

компетентностный

подход,

который

предполагает целостное и многогранное описание требований к работнику

[ 4 4 , c.

35].

Иными

словами,

компетентность

представляет

собой

новообразование субъекта деятельности, формирование которого происходит

в процессе профессиональной подготовки, системное проявление знаний,

умений, способностей и личностных качеств, и позволяет успешно решать

функциональные

задачи,

составляющие

сущность

профессиональной

деятельности [43].

Профессиональная

компетентность,

согласно

А.К.

Марковой,

представляет собой психическое состояние, которое позволяет действовать

самостоятельно и ответственно. Профессионально-компетентный человек, по

ее мнению, обладает «способностью и умением выполнять определенные

трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [25, с.8].

Понятие

«компетентность»

автор

связывает

с

созреванием

личности

и

обретением

такого

состояния,

которое

позволяет

ему

продуктивно

действовать

при

выполнении

трудовых

функций

и

достигать

ощутимых

результатов.

Так,

мы

можем

заключить,

что

умения

и

способности

личности

образуют

операционно-деятельностный

компонент,

являющийся

основополагающим компонентом компетентности.

В рамках настоящего исследования следует также рассмотреть понятие

о профессиональной компетентности педагога, или педагогической.

В

широком

смысле

в

понятии

«профессиональная

компетентность

педагога» выражается как его теоретическая, так и практическая готовность к

осуществлению педагогической деятельности, то есть их единство [34, c. 95].

Говоря

конкретно

о

педагогической

компетентности,

выделим

несколько точек зрения.

Так, Р.В. Овчарова говорит о педагогической компетентности как о

проявляющейся

готовности

к

педагогической

деятельности,

которую

составляет

определённый

набор

психологических

качеств,

таких

как

характер,

темперамент,

тип

нервной

системы.

Сюда

же

исследователь

относит творческое осмысление своей работы, стремление развивать свой

творческий потенциал [30, с. 410].

Другие

исследователи,

например

А.С.

Белкин

и

В.В.

Нестеров,

полагают,

что

компетенция

в

педагогическом

плане

представляет

собой

совокупность

профессиональных

полномочий,

функций,

при

помощи

которых

возможно

создание

необходимых

условий

для

эффективной

деятельности в образовательном пространстве [34].

В целом содержание профессиональной компетентности педагога, в

частности и педагога дошкольного образования, можно представить в виде

следующих блоков (Рис.1) [3].

Рис.1. Профессиональная компетентность педагога

Рассмотрев

понятия

«профессиональная

компетентность»

и

«педагогическая

компетентность»,

мы

можем

выделить

три

основных

критерия, по которым предлагается оценивать уровень профессиональной

компетентности, а именно:

1)

то, как педагог владеет современными педагогическими технологиями

и как применяет их в профессиональной деятельности;

2)

на

сколько

педагог

готов

решать

профессиональные

предметные

задачи;

3)

способен ли педагог контролировать свою деятельность в соответствии

с принятыми правилами и нормами [19].

В

указанном

выше

профессиональном

стандарте,

основная

цель

педагогической

деятельности,

осуществляемой

педагогом

в

системе

дошкольного образования, заключается в оказании образовательных услуг по

основной

общеобразовательной

программе

образовательной

организации.

Одно из приложений к данному документу представляет собой перечень

ИКТ-компетенций педагога, которые могут являться критериями оценки его

деятельности [3].

Это

непосредственно

связано

с

процессами

информатизации

в

современном

обществе,

широким

использованием

информационно-

коммуникационных технологий.

Базовая

компетентность

социальная

активность педагога;

способность к

самоорганизации и

саморазвитию

Функциональная

компетентность

соответствие

личности

предъявляемым

педагогической

профессией

требованиям

Операционно-

технологическая

компетентность

технологическая

готовность педагога к

выполнению

педагогической

функции

Именно

поэтому

в

нормативном

документе

(ФГОС

ДО)

также

определены

требования

к

педагогам:

педагог

должен

«владеть

ИКТ-

компетенциями,

необходимыми

и

достаточными

для

планирования,

реализации

и

оценки

образовательной

работы

с

детьми

раннего

и

дошкольного возраста» [4].

Согласно все тому же профессиональному стандарту «Педагог», ИКТ-

ком п е т е н т н о с т ь

э т о

« к в а л и ф и ц и р о в а н н о е

и с п о л ь з о в а н и е

общераспространенных

в

данной

профессиональной

области

в

развитых

странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это

необходимо».

Здесь

же

предлагается

три

компонента,

образующих

профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность:

1)

Общепользовательская ИКТ-компетентность.

2)

Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

3)

Предметно-педагогическая

ИКТ-компетентность

(отражающая

профессиональную

ИКТ-компетентность

соответствующей

области

человеческой деятельности) [3].

Характеристику каждого из компонентов представим в виде таблицы

(Таблица 1) [3].

Таблица1

Компоненты профессиональной педагогической ИКТ-компетентности

ИКТ-компетентность

Составляющие компонента

Общепользовательская

Умение использовать фото- и видеосъемку,

навыки поиска необходимой информации в

базах

данных

и

Интернете,

умение

использовать

системные

возможности

мгновенных

сообщений,

соблюдение

этических и правовых норм использования

ИКТ.

Общепедагогическая

Деятельность педагога в информационной

среде:

планирование

и

анализ

учебного

процесса,

организация

образовательного

процесса,

включающая

непосредственное

в з а и м од е й с т в и е

с

о бу ч а ю щ и м и с я ,

подготовка и проведение различного рода

выступлений, обсуждений, проектирование

деятельности, визуальная коммуникация и

др.

Предметно-педагогическая

Знание

информационных

источников

по

своему предмету и умение качественно их

использовать.

Отдельным пунктом мы выделяем ИКТ-компетентность педагога ДОУ

в работе с родителями.

На

наш

взгляд,

использование

ИКТ

значительно

сократит

время

подготовки

к

родительским

собраниям

и

их

проведению.

Такую

форму

работы

можно

назвать

достойной

альтернативой

устным

докладам,

письменным отчётам на собраниях.

Расширить воспитательные возможности традиционных форм работы,

тем самым вовлечь больше родителей

в образовательно-воспитательный

процесс позволяют такие мультимедийные презентационные технологии, как

слайд-шоу,

презентации,

виртуальные

экскурсии,

информационные

бюллетени, буклеты и др.) [33].

Еще одним способом взаимодействия с родителями с использование

ИКТ является официальный сайт детского сада, который в силу занятости

многих родителей, отчего у них не имеется достаточного количества времени

для общения с педагогами, позволяет родителям отслеживать успехи детей в

различной

деятельности

детей

с

помощью

фотографий

и

видео.

Также

родители

имеют

возможность

получать

виртуальную

консультацию

по

интересующему вопросу, обменяться мнением и делиться своим опытом в

той

или

иной

области.

В

целом

наличие

собственного

сайта

у

ДОУ

формирует положительный образ дошкольного учреждения.

Прекрасную

возможность

онлайн-общения

по

насущным

темам,

дополнительным

консультациям

педагогов

и

специалистов

(психолог,

логопед)

дают

созданные

закрытые

группы

в

социальных

сетях

(«В

контакте», «Одноклассники») всех функционирующих групп ДОУ. Вообще,

сетевые

интернет-коммуникации

очень

актуальны

в

современном

образовательном процессе. Это не только социальные сети, но и электронная

почта,

Skype-коммуникации,

благодаря

которым

можно

поддерживать

текстовую, голосовую и видеосвязь.

Наиболее

современным

способом

взаимодействия

с

родителями,

позволяющим поддерживать постоянную связь с родителями воспитанников,

являются мессенеджеры (Viber, WhatsApp и т.п), которые подробно будут

рассмотрены нами ниже.

Таким образом, мы можем заключить, что благодаря информационным

технологиям

значительно

расширяются

возможности

педагогов

и

специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, в том числе и во

взаимодействии

с

их

родителями.

Что

касается

последнего,

то

следует

отметить,

что

успешность

педагогического

взаимодействия

дошкольного

учреждения

и

семьи

сегодня

в

большей

степени

зависит

от

ИКТ-

компетентности педагога. Иными словами, от того, как педагог-воспитатель

использует

в

своей

работе

новые

информационно-коммуникационные

технологии,

у

родителей

появится

заинтересованность

в

образовательно-

воспитательном процессе, что непременно отразится на их активном участии

в нем.



В раздел образования