Автор: Машинская Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 17 "Василёк"
Населённый пункт: г.о. Мытищи Московской области
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования
Система дошкольного образования, как и система образования в целом,
в
течение
последних
лет
претерпевает
различного
рода
изменения,
в
основном связанные с внедрением в образовательный процесс различного
рода инноваций. Особое значение уделяется внедрению ФГОС ДО, которые в
свою очередь требуют от педагога освоение новых ценностных ориентаций в
проектировании образовательного процесса.
В
связи
с
этим
к
педагогу
выдвигаются
новые
требования.
Так,
педагогическая деятельность воспитателя регламентируется во вступившем в
силу
в
январе
2015
года
приказе
Минтруда
России
об
установлении
профессионального стандарта «Педагог» [3]. До сегодняшнего дня данный
стандарт несколько раз изменялся, дополнялся.
Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях педагога ДО,
дадим определение самому понятию «профессиональный стандарт».
Профессиональный
стандарт
–
это
описание
качественного
уровня
квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по
праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода
ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [2].
Основная
цель
педагогической
деятельности
педагогов
системе
дошкольного образования заключается в оказании образовательных услуг по
основной
общеобразовательной
программе
образовательной
организации,
что, по мнению педагога-психолога В. Веретенниковой, позволяет говорить о
том, что профессиональный стандарт выступает в роли связующего звена
между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности
педагога и системой дошкольного образования [9, c. 86].
Очевидным является факт, что наиболее перспективным для оценки
уровня профессионализма того или иного специалиста (в особенности в
области
образования)
является
компетентностный
подход,
который
предполагает целостное и многогранное описание требований к работнику
[ 4 4 , c.
35].
Иными
словами,
компетентность
представляет
собой
новообразование субъекта деятельности, формирование которого происходит
в процессе профессиональной подготовки, системное проявление знаний,
умений, способностей и личностных качеств, и позволяет успешно решать
функциональные
задачи,
составляющие
сущность
профессиональной
деятельности [43].
Профессиональная
компетентность,
согласно
А.К.
Марковой,
представляет собой психическое состояние, которое позволяет действовать
самостоятельно и ответственно. Профессионально-компетентный человек, по
ее мнению, обладает «способностью и умением выполнять определенные
трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [25, с.8].
Понятие
«компетентность»
автор
связывает
с
созреванием
личности
и
обретением
такого
состояния,
которое
позволяет
ему
продуктивно
действовать
при
выполнении
трудовых
функций
и
достигать
ощутимых
результатов.
Так,
мы
можем
заключить,
что
умения
и
способности
личности
образуют
операционно-деятельностный
компонент,
являющийся
основополагающим компонентом компетентности.
В рамках настоящего исследования следует также рассмотреть понятие
о профессиональной компетентности педагога, или педагогической.
В
широком
смысле
в
понятии
«профессиональная
компетентность
педагога» выражается как его теоретическая, так и практическая готовность к
осуществлению педагогической деятельности, то есть их единство [34, c. 95].
Говоря
конкретно
о
педагогической
компетентности,
выделим
несколько точек зрения.
Так, Р.В. Овчарова говорит о педагогической компетентности как о
проявляющейся
готовности
к
педагогической
деятельности,
которую
составляет
определённый
набор
психологических
качеств,
таких
как
характер,
темперамент,
тип
нервной
системы.
Сюда
же
исследователь
относит творческое осмысление своей работы, стремление развивать свой
творческий потенциал [30, с. 410].
Другие
исследователи,
например
А.С.
Белкин
и
В.В.
Нестеров,
полагают,
что
компетенция
в
педагогическом
плане
представляет
собой
совокупность
профессиональных
полномочий,
функций,
при
помощи
которых
возможно
создание
необходимых
условий
для
эффективной
деятельности в образовательном пространстве [34].
В целом содержание профессиональной компетентности педагога, в
частности и педагога дошкольного образования, можно представить в виде
следующих блоков (Рис.1) [3].
Рис.1. Профессиональная компетентность педагога
Рассмотрев
понятия
«профессиональная
компетентность»
и
«педагогическая
компетентность»,
мы
можем
выделить
три
основных
критерия, по которым предлагается оценивать уровень профессиональной
компетентности, а именно:
1)
то, как педагог владеет современными педагогическими технологиями
и как применяет их в профессиональной деятельности;
2)
на
сколько
педагог
готов
решать
профессиональные
предметные
задачи;
3)
способен ли педагог контролировать свою деятельность в соответствии
с принятыми правилами и нормами [19].
В
указанном
выше
профессиональном
стандарте,
основная
цель
педагогической
деятельности,
осуществляемой
педагогом
в
системе
дошкольного образования, заключается в оказании образовательных услуг по
основной
общеобразовательной
программе
образовательной
организации.
Одно из приложений к данному документу представляет собой перечень
ИКТ-компетенций педагога, которые могут являться критериями оценки его
деятельности [3].
Это
непосредственно
связано
с
процессами
информатизации
в
современном
обществе,
широким
использованием
информационно-
коммуникационных технологий.
Базовая
компетентность
социальная
активность педагога;
способность к
самоорганизации и
саморазвитию
Функциональная
компетентность
соответствие
личности
предъявляемым
педагогической
профессией
требованиям
Операционно-
технологическая
компетентность
технологическая
готовность педагога к
выполнению
педагогической
функции
Именно
поэтому
в
нормативном
документе
(ФГОС
ДО)
также
определены
требования
к
педагогам:
педагог
должен
«владеть
ИКТ-
компетенциями,
необходимыми
и
достаточными
для
планирования,
реализации
и
оценки
образовательной
работы
с
детьми
раннего
и
дошкольного возраста» [4].
Согласно все тому же профессиональному стандарту «Педагог», ИКТ-
ком п е т е н т н о с т ь
–
э т о
« к в а л и ф и ц и р о в а н н о е
и с п о л ь з о в а н и е
общераспространенных
в
данной
профессиональной
области
в
развитых
странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это
необходимо».
Здесь
же
предлагается
три
компонента,
образующих
профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность:
1)
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
2)
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
3)
Предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТ-компетентность
соответствующей
области
человеческой деятельности) [3].
Характеристику каждого из компонентов представим в виде таблицы
(Таблица 1) [3].
Таблица1
Компоненты профессиональной педагогической ИКТ-компетентности
ИКТ-компетентность
Составляющие компонента
Общепользовательская
Умение использовать фото- и видеосъемку,
навыки поиска необходимой информации в
базах
данных
и
Интернете,
умение
использовать
системные
возможности
мгновенных
сообщений,
соблюдение
этических и правовых норм использования
ИКТ.
Общепедагогическая
Деятельность педагога в информационной
среде:
планирование
и
анализ
учебного
процесса,
организация
образовательного
процесса,
включающая
непосредственное
в з а и м од е й с т в и е
с
о бу ч а ю щ и м и с я ,
подготовка и проведение различного рода
выступлений, обсуждений, проектирование
деятельности, визуальная коммуникация и
др.
Предметно-педагогическая
Знание
информационных
источников
по
своему предмету и умение качественно их
использовать.
Отдельным пунктом мы выделяем ИКТ-компетентность педагога ДОУ
в работе с родителями.
На
наш
взгляд,
использование
ИКТ
значительно
сократит
время
подготовки
к
родительским
собраниям
и
их
проведению.
Такую
форму
работы
можно
назвать
достойной
альтернативой
устным
докладам,
письменным отчётам на собраниях.
Расширить воспитательные возможности традиционных форм работы,
тем самым вовлечь больше родителей
в образовательно-воспитательный
процесс позволяют такие мультимедийные презентационные технологии, как
слайд-шоу,
презентации,
виртуальные
экскурсии,
информационные
бюллетени, буклеты и др.) [33].
Еще одним способом взаимодействия с родителями с использование
ИКТ является официальный сайт детского сада, который в силу занятости
многих родителей, отчего у них не имеется достаточного количества времени
для общения с педагогами, позволяет родителям отслеживать успехи детей в
различной
деятельности
детей
с
помощью
фотографий
и
видео.
Также
родители
имеют
возможность
получать
виртуальную
консультацию
по
интересующему вопросу, обменяться мнением и делиться своим опытом в
той
или
иной
области.
В
целом
наличие
собственного
сайта
у
ДОУ
формирует положительный образ дошкольного учреждения.
Прекрасную
возможность
онлайн-общения
по
насущным
темам,
дополнительным
консультациям
педагогов
и
специалистов
(психолог,
логопед)
дают
созданные
закрытые
группы
в
социальных
сетях
(«В
контакте», «Одноклассники») всех функционирующих групп ДОУ. Вообще,
сетевые
интернет-коммуникации
очень
актуальны
в
современном
образовательном процессе. Это не только социальные сети, но и электронная
почта,
Skype-коммуникации,
благодаря
которым
можно
поддерживать
текстовую, голосовую и видеосвязь.
Наиболее
современным
способом
взаимодействия
с
родителями,
позволяющим поддерживать постоянную связь с родителями воспитанников,
являются мессенеджеры (Viber, WhatsApp и т.п), которые подробно будут
рассмотрены нами ниже.
Таким образом, мы можем заключить, что благодаря информационным
технологиям
значительно
расширяются
возможности
педагогов
и
специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, в том числе и во
взаимодействии
с
их
родителями.
Что
касается
последнего,
то
следует
отметить,
что
успешность
педагогического
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
сегодня
в
большей
степени
зависит
от
ИКТ-
компетентности педагога. Иными словами, от того, как педагог-воспитатель
использует
в
своей
работе
новые
информационно-коммуникационные
технологии,
у
родителей
появится
заинтересованность
в
образовательно-
воспитательном процессе, что непременно отразится на их активном участии
в нем.