Из опыта работы: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
Автор: Ельцова Наталья Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОБУ "Городская классическая гимназия" городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия) Населённый пункт: Республики Саха (Якутия) г. Якутск Наименование материала: статья Тема: Из опыта работы: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике. Раздел: полное образование
Из опыта работы: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по
математике.
Ельцова Наталья Владимировна, учитель математики
МОБУ «Городская классическая гимназия»
городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия)
Общество предъявляет требования социальному статусу каждого человека.
Наиболее важные среди этих требований – быть самостоятельными, уметь
брать
ответственность
за
себя,
за
успешность
выбора
и
осуществление
жизненных
планов.
Самый
важный
выбор
–
выбор
итоговых
экзаменов.
Деление ЕГЭ по математике на два уровня: базовый и профильный, привело к
тому,
что
учащиеся
мечутся
«Что
выбрать
базовый
или
профильный
уровень?» Большая часть выпускников не определились с выбором ВУЗа, а
вдруг математика понадобится как вступительный экзамен, а вдруг нет? От
учителя требуется помочь ребятам с выбором уровня и подготовить их к
успешной сдаче экзамена. Почему выпускники школы так боятся ЕГЭ? Одна
часть учащихся волнуется, т.к. желая получить максимально высокий балл:
боятся допустить ошибку и получить низкий балл, не соответствующий их
знаниям. Вторая часть не гонится за высоким баллом, но боятся получить
оценку ниже критической и остаться без аттестата. И третья часть, которые
волнуются меньше других, так как математику с азов не любили и теперь из-
за нее «проклятой» рискуют остаться также без аттестата, для них выбор
уровня однозначен - базовый.
Наше отношение к ЕГЭ менялось, меняется и будет меняться. Но в одном
есть уверенность: государственная аттестация выпускников школы нужна.
Так как ее цель - получение объективных результатов обучения - устраивает
большинство учителей.
Большой интерес вызывает содержание ЕГЭ, так в 2010 году убрали часть
А, часть В и часть С претерпела изменения: их убрали, появилось деление на
две части, первая часть обеспечивает прохождение минимального порога,
вторая часть направлена на качество, поступление в ВУЗы.
С 2014 года
разделение на базовый и профильный уровни. В демонстрационном варианте
профильного и базового уровня ЕГЭ 2017 года, предполагается, что верное
выполнение не менее семи заданий экзамена отвечает минимальному уровню
подготовки выпускника. Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ требует
от учителя кропотливой и постоянной работы, ведение элективных курсов,
консультаций, использование различных форм и технологий.
Любой учитель знает, что самые характерные ошибки, которые допускают
учащиеся - это из-за невнимательности и спешки, слабых вычислительных
навыков,
неумения
правильно
распределять
время
по
каждому
заданию.
Хорошими упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки
являются:
взаимопроверка
самостоятельной
работы,
«Найдите
ошибку»,
решение
различных
вариантов
одного
задания
(настраивает
учащихся
на
осмысленное чтение текста и развивает внимание), проверка работы ученика
без
исправлений.
Хорошо
бы
предварять
решение
заданий
прикидкой
результатов решения еще до того как будут рассмотрены различные методы
решения данного задания.
а) Решение несколькими способами, в заданиях ЕГЭ такая работа хороша при
решении
геометрических
задач
14,
16
аналитически,
графически
и
координатными методами.
б)
Прикидка
значения
ответа
и
подбор
частных
решений,
например
тригонометрические уравнения (пять точек
,,,,
6432
pppp
p
).
в
)
Прикидка вида ответа (квадратное уравнение не может иметь более двух
корней).
г) Нахождение области допустимых значений.
д) Свойства функций.
Очень часто встречаются ошибки:
2*3=5; 2+3=6;
1
2
1
;;2;
.
аааааа
а
ааа
-
=-=*=
+=
При подготовке учащихся к ЕГЭ полезны уроки, на которых происходит
обобщение и систематизация приемов и методов решения того или иного
типа
задач
(поэтому
замечательно,
если
в
11
классе
2
полугодие
–
повторение). К тому же учащиеся, уже, имеют определенный опыт решения
задач, и именно на таких уроках происходит обмен этим опытом. Также
эффективным способом подготовки считаю тематическую, которую можно
начинать в 10 классе в конце изучения темы от простых заданий к сложным
(задания подбираю из вариантов ЕГЭ прошлых лет).
Особенно трудным для запоминания является материал по
тригонометрии,
начиная
с
таблицы
значений
и
заканчивая
различными
формулами .
К
сожалению,
из
курса
алгебры
9-го
класса
в
учебниках
«Алгебра,
9»
с
2010г.
издания
полно стью
отсутствует
гл а ва
«Тригонометрические
выражения
и
их
преобразования»,
этот
материал
изучается
в
10
классе.
Но
согласно
существующей
программе
и
планированию этот материал трудно изучить в полном объеме из-за нехватки
учебного
времени.
Поэтому
при
изучении
темы
«Тригонометрические
уравнения»
отбор
коней
показываю
несколькими
способами:
перебор,
использование тригонометрического круга, решение двойного неравенства.
Требования учащиеся должны обязательно один из способов применять при
отборе корней.
Надо
обязательно
учить
учащихся
осознанно
пользоваться
тригонометрическим
кругом,
как
универсальной
шпаргалкой,
на
которой
записана вся необходимая информация по свойствам тригонометрических
функций.
Умение
пользоваться
тригонометрическим
кругом
важно
при
решении
задачи
13,
позволяет
учащемуся
видеть
множество
решений
и
отбрасывать посторонние корни, если они есть
В конце изучения темы " Тригонометрия" составляю следующие карточки:
(
)
22
2987
1..
93
18sin174cos174
2..
sin348
1
3.,sin;.
2
2
18sin24cos24
4..
cos48
5 .
t g
Найдитезначениевыражения
t g
Найдитезначениевыражения
Найдитеtgеслии
Найдитезначениевыражения
Найдитезначениевыраже
p
aaap
�
�
��
�
��
=
�
��
��
�
-
�
�
[
]
2
50sin19cos19
.
sin38
6.12sin150cos120.
7.)cos2sin().
2
),2;.
3
8.)2sin()3cos.
2
ния
Найдитезначениевыражения
аРешитеуравнениеxx
бнайдитекорниэтогоуравненияпринадлежащие
промежутку
аРешитеуравнениехx
б
p
pp
p
��
�
��
=+
--
+=
7
),;2
2
найдитекорниэтогоуравненияпринадлежащиеп
ромежутку
p
p
��
--
��
��
Карточки на отработку умений при решении задания 13:
coscossin
1.)1535.
13
),5;.
2
11
2.)2cos()cossin.
2
),3
xxx
аРешитеуравнение
бНайдитевсекорниэтогоуравненияпринадлежа
щиеотрезку
аРешитеуравнениеxxx
бНайдитевсекорниэтогоуравненияпринадлежа
щиеотрезку
p
p
p
p
=
�
��
��
��
-
�
=
cossin2cos
sinsincos
9
;
.
2
3.)(49)7.
5
),;4.
2
4.)1025.
) ,
xxx
xxx
аРешитеуравнение
бНайдитевсекорниэтогоуравненияпринадлежа
щиеотрезку
аРешитеуравнение
бНайдитевсекорниэтогоуравненияпринадлежа
щиео
p
p
p
-
��
��
��
=
��
��
��
=
�
sinsin
5
;
.
2
5
5.)44.
2
5
),;4.
2
xx
трезку
аРешитеуравнение
бНайдитевсекорниэтогоуравненияпринадлежа
щиеотрезку
p
p
p
p
-
��
--
��
��
+=
��
��
��
Карточки
готовлю
по
темам
«Решение
задач
на
составление
уравнений»,
«Теория
вероятностей»,
«Экономические
задачи»,
задачи
по
геометрии.
Систематическое
использование
карточек
дает
учащимся
больше
уверенности
в
своих
знаниях,
умениях,
еще
раз
отработать
оформление
заданий с развернутым ответом.