Напоминание

Особенности преподавания химии


Автор: Кесаева Аида Тпймуразовна
Должность: учитель хими
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 г. Владикавказ
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Особенности преподавания химии в 11 классе
Тема: Особенности преподавания химии
Раздел: полное образование





Назад




О СОБЕННО СТИ

ПРЕПОДАВАНИЯ

ХИМИИ

В

КЛАССЕ

ХИМИКО-

БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ СОШ №43 КЕСАЕВА

АИДА ТАЙМУРАЗОВНА.

Профильное

образование

-

это

систематизированная

подготовка

старшеклассников,

направленная

на

более

индивидуализированное,

отвечающее

реальным

запросам

и

ориентациям,

способная

обеспечить

осознанный

выбор

школьниками

своей

профессиональной деятельности. Задачи профильного обучения - создать такие условия в

школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен

и наиболее способен.

Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов:

1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся;

2) профильные общеобразовательные предметы - физика, химия и математика.

3) элективные курсы - курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для

избравших

их

учащихся.

Они

необходимы

для

построения

индивидуальных

образовательных маршрутов

При преподавании курса химии выделяются некоторые особенности.

Во-первых,

существенно

меняется

уровень

теоретического

материала.

Увеличено

количество недельных часов – до 3. Преподавание химии на профильном уровне ведется

согласно

авторской

программе

О.

С.

Габриеляна.

Программа

является

логическим

продолжением курса основной школы. Некоторые темы курса химии рассматриваются

снова, но на более высоком уровне, идет расширение тем, с целью формирования единой

целостной химической картины мира.

Во-вторых,

значительное

место

в

профильном

образовании

отводится

химическому

эксперименту.

Он

дает

возможность

формировать

у

обучающихся

специальные

предметные

умения

при

работе

с

химическими

веществами,

выполнении

простых

химических опытов, а также учить школьников безопасному и экологически грамотному

обращению с веществами в быту и на производстве.

Учащиеся занимаются научно-исследовательской работой и принимают активное участие

в научно-практических конференциях. Тематика исследовательских работ ориентирована

на индивидуальные особенности и интересы ребят.

Профильное обучение даёт учащимся:

прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они

предполагают реализовать себя по окончанию школы;

вырабатывает

у

них

навыки

самостоятельной

познавательной

деятельности,

подготавливает их к решению задач различной сложности;

вырабатывает

у

учащихся

мышление,

позволяющее

не

пассивно

потреблять

информацию, а критически и творчески перерабатывать её; иметь своё мнение и уметь

отстаивать его в любой ситуации;

делает их конкурентоспособными в плане поступления, выбранные им ВУЗы

При

профильном

обучении

особое

внимание

уделяется

более

детальной

проработке

целого ряда тем, например: строение электронных оболочек элементов не только главных,

но и побочных подгрупп, формирование понятия об основном и возбужденном состоянии

атома,

химия

элементов

и

их

соединений,

включая

металлы

основных

и

побочных

подгрупп

и

так

далее.

Особое

место

уделено

формированию

навыков

решения

нестандартных и комбинированных задач.

Курс органической химии включает изучение теории строения органических веществ,

важнейших классов органических соединений на основе их генетической связи в порядке

усложнения строения от сравнительно простых веществ до наиболее сложных, входящих в

состав живых организмов. Учащиеся знакомятся с зависимостью свойств веществ от

химического,

электронного

и

пространственного

строения

молекул.

Традиционные

химические процессы рассматриваются с позиции биохимии и физиологии.

Профильное

обучение

предполагает

существенное

увеличение

доли

самостоятельной

познавательной

деятельности

учащихся,

а

также

использование

активных

методов

обучения.

Так как ЕГЭ стал обязательным и является инструментом, с помощью которого можно

объективно оценить знания учащихся и дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ

без дополнительных вступительных экзаменов то актуальным становится

подготовка

ученика к успешной сдаче ЕГЭ.

Возникает

проблема

выбора

необходимых

методов

работы,

позволяющих

по-новому

организовать учебную деятельность. Среди многообразия методов, используемых для

достижения

поставленных

целей,

наиболее

эффективными,

на

мой

взгляд,

являются

исследовательские методы, которые занимают одно из центральных мест в проблемном

обучении. Использование этих методов предусматривает, что в процессе поиска ответов

для решения одних вопросов возникают новые. Исследовательская деятельность дает

возможность

школьникам

проверить

свои

знания,

реализовать

свои

возможности,

проявить

творчество,

рассмотреть

проблему

с

нестандартной

точки

зрения.

Исследовательская работа учит обучающихся четко излагать свои мысли, анализировать,

обобщать, делать выводы.

Исследовательские методы находят свое место при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии.

При подготовки учащихся к ЕГЭ

использую тестовые задания, которые я беру

из

различных типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.

Анализ

результатов

ЕГЭ

по

химии,

полученный

в

разных

регионах

России

за

годы

эксперимента, позволяет учесть недостатки в работе по подготовке учащихся к ЕГЭ. С

этой

целью

наибольшее

внимание

уделяется

повторению

и

обобщению

вопросов

о

строении

атомов,

сущности

процессов

взаимосвязи

состава

и

строения

веществ,

зависимости химических свойств веществ от их строения. Эти проблемы решаются при

разборе заданий с выбором ответа, выполнение которых предполагает использование

знаний для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов.

Например,

1.

2.

Соединение

Степень окисления хлора

CLO

+6

HCLO3

+5

NaCLO4

+7

Ba(CIO2)2

+3

CL2 O7

+7

3.

Степень окисления +3 атом углерода имеет в соединениях

1)

H2CO3 2)H2C2O4 3) BaCO3 4) KHCO3 5) C2F6

Используя

правила,

приведенные

выше,

найдем

степень

окисления

углерода

в

соединениях

Соединение

Степень окисления хлора

H2CO3

+4

H2C2O4

+3

BaCO3

+4

KHCO3

+4

C2F6

+3

Краткое

ионное уравнение Н+ +ОН- = Н2O отвечает взаимодействию

веществ:

Задания с кратким ответом построены на материале важнейших разделов курса химии, но

в

отличие

от

заданий

с

выбором

ответа

имеют

повышенный

уровень

сложности.

Выполнение заданий с кратким ответом предполагает осуществление большего числа

учебных действий, а также самостоятельное формулирование и запись ответа. Например, в

ходе рассматриваемого урока предлагаю учащимся следующие задания с кратким ответом:

Среди вопросов ЕГЭ по химии присутствуют задания «на соответствие». Они позволяют

формировать у учащихся умение объединять общие свойства веществ, что связано с

мыслительным выделением признаков конкретного вещества, установлением сходства и

различия разных соединений.

Безусловно, исследовательские методы не являются универсальными. Для достижения

максимальных

результатов

необходимо

рациональное

использование

всех

методов

обучения, известных в педагогике  Безусловно, подготовка к Единому Государственному

Экзамену имеет свою специфику и ведется не один год.

    Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями

подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура

неорганических и органических веществ». С сильными школьниками, при этом, лучше

идти дедуктивным путём, т.е. начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая

связь».

 Особое внимание обращается на следующие темы:

  - основные классы неорганических веществ;

  -окислительно-восстановительные реакции, электролиз; гидролиз.



В раздел образования