Автор: Кудзоева Фатима Черменовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКООСОШ№! им. Героя Советского Союза А.А.Макоева
Населённый пункт: с. Чикола Ирафского района РСО-А
Наименование материала: урок - путешествие
Тема: "Все о местоимении"
Раздел: среднее образование
Открытый
урок
-
путешествие
по
русскому
языку
в
7
классе
по
теме
«
Всё
о
местоимениях
»
Учитель
:
Кудзоева
Ф
.
Ч
.
Открытый урок - путешествие по русскому языку в 7 классе по теме
"Всё о местоимениях"
Тема: Всё о местоимениях.
Цели: Образовательная: повторить и обобщить материал по
теме «Местоимение», разряды, склонение, разбор, морфологические
признаки, синтаксическую роль.
Развивающая: закрепить навыки правописания орфограмм; развитие
коммуникативных, лингвистических навыков, устой и письменной речи.
Воспитательная: воспитание вежливости, тактичности в
общественных местах, любви к матери, родине, коллективизма.
Тип урока: урок-путешествие.
Метод: работа в группах, индив. работа.
Оборудование: Презентация, карточки, аудиозапись песни в
исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама».
Материал: Учебник
«Русский язык 7 кл»,М.Т. Баранов, Л.Т.
Григорян, Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2013г
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в славный град
Местоимение для того, чтобы повторить всё, что мы уже изучили об этой
части речи. (Показываются слайды 2,3, изображения города.) Билеты
продаются в кассе. Давайте прочитаем объявление (слайд 4).
Объявление
Д…рогие р…бята, в наш… касс… вы мож…те
купить б…леты на автобус, совершающий
рейс по маршруту «Школа-Местоимениеград»
Администрация.
-Запись в тетради числа, темы урока (слайд 1), текста объявления.
-Объясните орфограммы в этом предложении.
- Задание ГИА А5.
Назовите слово с безударным проверяемым гласным в корне.
1. Дорогие
2. Ребята
3. Билеты
4. Маршрут
Правильный ответ – дорогие, проверочное слово – дорог.
- Касса открылась. Вы можете купить билеты на автобус. Разделимся на
две команды. К каждой команде выдается карточка с заданием, выполнив
задания, вы можете садиться на два автобуса.
II. Класс делится на две команды.
1. Задание по карточкам: каждая команда получает
задание и, выполнив его, приобретает билет.
Образец карточки:
Н...КТО, КТО (ТО)
Н...КТО
КОЕ (КТО)
Н…ЧТО, ЧТО (ТО)
Н…ЧТО
КОЕ (ЧТО)
Н…КОТОРЫЙ
КОЕ (У) КОГО
Н…СКОЛЬКО
Н…ЧЕЙ
Садимся на 2 автобуса. Итак, все заняли свои места. Наш
автобус отправляется. Наша дорога красива. (Слайды 5, 6. 7) Но почему
мы едем так медленно? Наверное, много лишних слов взяли с собой. Давайте
проверим.
2. Игра «Четвёртое лишнее». Найдите лишнее местоимение по
разряду. Одно местоимение отличается от других по разряду. (Слайд 8)
1. СКОЛЬКО, КАКОЙ, ЧЕЙ, МЫ.
2. Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГО.
Ответ: 1. Мы - личное. 2. Себя - возвратное. 3. Никто -
отрицательное. 4. Тобою - личное. Теперь наш автобус быстрее
поехал. Долгая дорога осталась позади, а впереди город.
Приехали. Мы посетим несколько достопримечательностей города.
Познакомьтесь с маршрутом по городу. (Слайд 9) Командам тоже даются
маршрутные листы.
III. Маршрут по городу.
1
. Музей разрядов местоимений. Распределите местоимения. Работа в
группе.
2. Парк склонений. Творческий диктант. Индив. работа.
3. Библиотека. Загадки. Вопросы к каждой команде.
4. Кафе «Праздник гусиного пера». Чтение упр. 57, стр. 30. Показывать
жестами действия.
Задания. 1 команда называет имена существительные. 2-ая - им.
прилагательные. Задание ГИА В2. Перестройте словосочетания,
например, сущ.+сущ. = прил. +сущ. и/или наоборот.
5. Филармония. Концерт, посвященный памяти Валентины Толкуновой.
Прослушать песню «Поговори со мною, мама». Выписать местоимения из
текста песни.
6. Фабрика разбора местоимений. Морфологический разбор мест. По 1
уч. из каждой команды у доски.
7. Площадь тестов.
Маршрут по городу начинается.
1.
Музей разрядов местоимений. Посмотрите на таблицу
(слайд 10). По значению и грамматическим особенностям выделяются
девять разрядов местоимений: Разряды местоимений. Первая команда
читает разряды, вторая – примеры.
1.
Личные (я, ты)
2.
Возвратные (себя)
3.
Вопросительные (кто? чей?)
4.
Относительные (что, чей)
5.
Неопределенные (некто, кое-кто)
6.
Отрицательные (никто, ничей)
7.
Притяжательные (мой, твой, наш)
8.
Указательные (тот, этот, такой)
9.
Определительные (весь, самый, каждый)
Сейчас выполним задание. К каждой группе даются листочки с заданием.
Распределите местоимения. Работа в группе. (слайд 11).
Личные
Возвратное
Притяжательные
Неопределенные
Отрицательные.
Ваш, никто, ничего, некоторый, она, вы, моя, они, себя, твой, оно, наша, я,
мы, он, свой, ты, кто-нибудь, что-то.
Проверка (слайд 12)
Личные Я, ты, мы, вы, он, она,
оно, они
Возвратные Себя
Притяжательные Наша, свой, твой, моя,
ваш
Отрицательные никто, ничего
Неопределённые некоторый, кто-нибудь, что-то.
(Здесь экран убираем, далее
будет работа в тетрадях, устно и у доски)
2. Парк склонений. Творческий диктант. Индив. работа.
Поставьте местоимения в нужном падеже.
1. На улице я встретил (мой) соседа. Он был рад, что увидел (я).
Мы вместе купили (некоторый) вещи. В деревне я знаю (каждый) улицу,
(каждый) человека. (Это) девочку я вижу каждый день.
Выполните взаимопроверку в команде. Установите, кто совершил
больше ошибок.
3. Библиотека. Загадки. Шуточные вопросы к каждой команде.
1.Когда руки бывают местоимениями?
(когда они вы-мы-ты)
2.Какие два местоимения портят дорогу?
(я-мы)
3.Какое местоимение может работать приставкой?
(вы: выходить, выпечка, выбегать))
4. Он болтает, голова отвечает. Он до Киева доведёт. Он без костей.
(язык)
5. Оно дороже богатства. Его сгубищь – новое не купишь.
(здоровье)
6. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде.
(друзья)
4. Кафе «Праздник гусиного пера». Чтение упр. 57, стр. 30. Показывать
жестами действия.
- Ребята, сейчас мы посетим с вами кафе. Там идёт праздник-работа.
Прежде чем перекусить, поможем. Заодно повторим изученные части речи.
Откройте упражнение. 1 уч. читает, другие показывают работу, действия
руками.
Задания. 1 команда называет имена существительные.
2-ая - им. прилагательные.
Выполнение задание ГИА В2. Перестройте словосочетания,
например, сущ.+сущ = прил. +сущ. и/или наоборот.
Подушки из пуха – пуховые подушки,
коллективный труд – труд в коллективе,
жители деревни – деревенские жители,
обрядовую песню – песню обряда.
- Сейчас поедем на концерт.
5. Филармония. Концерт, посвященный памяти Валентины Толкуновой.
Прослушать песню «Поговори со мною, мама». Беседа по
содержанию. - Нужно ли торопиться покинуть детство, скорее стать
взрослым? Ребята, какой праздник будет в ноябре? Не забудьте
поздравить своим мам. В ноябре будет Всемирный праздник – день матерей,
Сейчас выполним задание. Еще раз послушать внимательно и выписать
местоимения из текста песни. Ответ. Ты, мне, со мною, о чём-нибудь,
самой, мне. Я, своей, того, что. Эти, всех, твоя. Всего 12.
6. Фабрика разбора местоимений. Морфологический разбор мест. 2 уч.
из каждой команды у доски.
- Посетим фабрику. На телевидении фабрика звёзд готовит
певцов. Выразительно прочитаем упражнение 172, на стр. 82. О ком
говорится в тексте? В этом упражнении говорится о мальчике, который
написал стихи в честь Победы. О каком празднике идет речь? Когда была
Великая Отечественная война? К какой дате готовятся в стране? Через
полтора года будет 70 –летие Великой Победы. Мы с учениками нашей
школы каждый год участвуем в акции «Зажги свою свечу» - пишем
сочинения. В прошлом году написали на тему «Дети войны» и заняли 1, 2, 3
места.
Выполним разбор местоимений из упр. 172. Из каждой команды
выберите представителя, который выйдет к доске. Образец разбора на стр.
80.
Никто – местоимение, указывает на лицо, но не называет его. Н.ф. – (кто?) никто,
отрицательное, в и.п., не помнит (кто?) никто – подлежащее.
Моим - мест., н.ф. – (чей?) мой, притяжат., в т. п., определение.
Какой-то - мест., н.ф. (какой –то?) какой-то, неопределённое, в и. п. , муж. род,
определение.
Чью-то – мест., н.ф. (чей-то?) чей-то, неопред., в в.п., жен. род, определение.
7.
Площадь тестов
.
-
Наконец добрались до площади тестов. Выполним тесты всей командой.
ТЕСТ
1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто
2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное
3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется
согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются
4. Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-
существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие
направлено на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам
ТЕСТ Ответы
1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя +
2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
в) глагол +
3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
+
4. Укажите неверное утверждение.
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам +
IV. Итоги. Ребята, наша экскурсия закончилась. Возвращаемся в класс.
Подведём итоги. Каждая команда ответит на данные вопросы. Читаем
вопрос и отвечаем.
Интерес – Что интересно было на уроке?
Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?
Обучение – Чему вы научились?
Главное – Что сегодняшний урок принес мне?
- Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Жители г.
Местоимение остались довольны нашей игрой. Они дарят нам
пригласительные билеты на Праздник цветов. Жители очень любят цветы и
не жалеют для них местоимений: мои любимые, самые красивые, всякие,
любые, другие…
Домашнее задание: напишите, ребята, сочинение-миниатюру
«Праздник цветов». Используйте в работе местоимения.
А сейчас оценки. Выберите, кому бы вы из команды поставили «5»,
«4», «3» и запишите на листочке.
Прежде, чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить всех за работу.
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
Урок окончен.
Раздаточный материал.
Лист №1. Билет.
Н...КТО, КТО (ТО)
Н...КТО
КОЕ (КТО)
Н…ЧТО, ЧТО(ТО)
Н…ЧТО
КОЕ (ЧТО)
Н…КОТОРЫЙ
КОЕ (У) КОГО
Н…СКОЛЬКО
Н…ЧЕЙ
Раздаточный материал.
Лист №1. Билет.
Н...КТО, КТО (ТО)
Н...КТО
КОЕ (КТО)
Н…ЧТО, ЧТО(ТО)
Н…ЧТО
КОЕ (ЧТО)
Н…КОТОРЫЙ
КОЕ (У) КОГО
Н…СКОЛЬКО
Н…ЧЕЙ
Лист №2. Маршрут по городу.
1.
Музей
разрядов
местоимений.
Задание 1. 1 команда читает разряды, 2-ая - примеры.
1.
Личные (я, ты)
2.
Возвратные (себя)
3.
Вопросительные (кто? чей?)
4.
Относительные (что, чей)
5.
Неопределенные (некто, кое-кто)
6.
Отрицательные (никто, ничей)
7.
Притяжательные (мой, твой, наш)
8.
Указательные (тот, этот, такой)
9.
Определительные (весь, самый, каждый)
Задание 2.
Распределите местоимения. Работа в группе.
Личные
Возвратное
Притяжательные
Неопределенные
Отрицательные.
Ваш, никто, ничего, некоторый, она, вы, моя, они, себя, твой, оно, наша, я,
мы, он, свой, ты, кто-нибудь, что-то.
2.
Парк
склонений.
Творческий диктант.
Индив. работа.
3.
Библиотека. Загадки. Вопросы к каждой команде.
4. Кафе «Праздник гусиного пера». Чтение упр. 57, стр. 30. Показывать
жестами действия.
Задания. 1 команда называет имена существительные.
2-ая - им. прилагательные.
Выполнение задания ГИА В2. Перестройте словосочетания,
например, сущ.+сущ = прил. +сущ. и/или наоборот.
Подушки из пуха -
коллективный труд –
жители деревни –
обрядовую песню -
5. Филармония. Концерт, посвященный памяти Валентины Толкуновой.
Прослушать песню «Поговори со мною, мама». Выписать местоимения из
текста песни.
6. Фабрика
разбора
местоимений. Морфологический разбор мест. по упр.
172, стр. 82. 1 абзац. По1 уч. из каждой команды у доски. Остальные – в
тетрадях.
7.
Площадь
тестов
.
ТЕСТ
1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто
2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное
3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется
согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются
4. Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-
существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено
на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам
Итоги.
Интерес –Что интересно было на уроке?
Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?
Обучение – Чему вы научились?
Главное – Что сегодняшний урок принес мне?