Автор: Абдуллаева Шапиче Магомедовна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СПО "Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: Разработка классного часа
Тема: "Мои жизненные перспективы"
Раздел: среднее профессиональное
Тема: "Мои жизненные перспективы"
Цель: создать предпосылки для развития способности видеть успешные
перспективы своего будущего.
Задачи:
способствовать
пониманию
содержания
жизненного
пути,
жизненных целей и ценностей;
подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего,
иметь представления о возможности учиться на своем прошлом
опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов
и целей;
способствовать умению выбирать позитивные пути формирования
жизненных перспектив.
Ход занятия
Преподаватель: - Здравствуйте,
пожалуйста, присаживайтесь.
- Сегодня мы будем находить связи прошлого, настоящего и видеть
перспективы будущего.
-
Говорим
мы
об
этом
сегодня
неслучайно.
24
апреля
отмечается
Международный День солидарности молодёжи.
-И я думаю, вы согласитесь со словами Михаила Веллера:
«Молодость
– это перспектива. Это будущее».
- У каждого из вас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь.
И только от вас зависит – какой она будет: интересной, насыщенной,
продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.
Вопрос: - Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее
смысл? (ответы студентов)
«Жизненные ценности»
1
Желание создать семью.
Желание получить образование.
Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
Желание разбогатеть.
Желание самоутвердиться в жизни.
-
Всё,
что
вы
сейчас
перечислили
–
это
жизненные
ценности
и
ориентиры.
- Уверенна, что каждый из вас хочет быть успешным в жизни человеком.
- Только понятие слова «УСПЕХ» для всех вас может быть разным.
Упражнение «Успех»
- Предлагаю вам закончить предложение:
«Успех в жизни для меня – это ...»
(ответы студентов)
- Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к тому, что для нас
ценно и важно в жизни.
Упражнение «Фотоколлаж»
На
доске
вывешиваются
фото
знаменитых
людей:
В.Путина,
Д.Медведева, Р. Гамзатова, А. Пугачёва, Е.Плющенко, С. Керимова и др.
- Посмотрите, пожалуйста, на нашу фотогалерею. Узнаёте ли вы этих
людей? (ответы студентов)
2
- Можно ли этих людей назвать успешными?
-Как
вы
думаете,
всегда
ли
известность
и
достаток
являются
показателями успеха?
- Конечно, нет, все мы разные и у нас разные потребности. Для одного
человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные
друзья. Если человек живет в гармонии с собой и окружающими он
также считает себя успешным.
-
Сейчас
мы
попробуем
определить,
какие
качества
на
ваш
взгляд
обязательно
присуще
успешной
личности.
Чтобы
определить
ядро
успешной личности предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Черты успешной личности»
-
Перед
вами
таблица,
в
которой
15
характеристик
свойственные
успешной личности.
3
-
В колонке А – вы должны поставить (+) напротив тех 3 качеств,
которые
по
вашему
мнению
у
Вас
наиболее
выражены.
В
этой
же
колонке (-) напротив тех черт, которые наименее выражены.
- В колонке В – поставьте (+) напротив тех 3 черт, которые наиболее
характерны для успешной личности.
Качества успешной
личности
Колонка А
Колонка В
Целеустремлённость
Настойчивость
Ум
Умение общаться
Правдивость
Трудолюбие
Принципиальность
Знание
себя,
своих
в о з м о ж н о с т е й
и
способностей
Самостоятельность
Скромность
Способности
Добросовестность
Жизнерадостность
Уверенность в себе
Индивидуальность
Анализ упражнения «Черты успешной личности»
4
- Теперь давайте посчитаем, сколько человек выбрало такое качество
как.... (Идёт перечисление качеств
и подсчёт. Данные фиксируются в
таблице).
Вывод: Итак, мы с вами видим, что наша группа считает что для успеха
человеку, прежде всего, необходимы такие качества как …..
Ученые
определили 5 составляющих,
которые ведут к достижению
успеха. Это
упражнение
можно
отнести
к
составляющей
успеха
–
познание себя.
«Составляющие успеха»
познание
себя
-
знание
своих
способностей,
особенностей
характера,
уверенность
в
себе,
самоуважение,
стремление
к
достижению целей;
- Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я»?
(ответы студентов)
- Для того чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь
возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.
- Недаром говориться: «Познай себя – и ты познаешь мир».
-
В
современном
мире
нам
приходится
взаимодействовать
с
окружающими людьми, сам по себе человек не сможет пробиться в
жизни. Поэтому умение общаться с людьми так важно.
«Составляющие успеха»
умение общаться – умение строить отношения с другими людьми,
отвечать за свои поступки, умение понять чувства другого человека;
Упражнение «Комплимент»
ИНСТРУКЦИЯ:
Комплимент
—
это
приятные
слова,
похвала,
сказанные искренне, без сарказма и зависти, например: «Ты сегодня
хорошо выглядишь» или «Какая у тебя хорошая вещь!» Уметь говорить
комплименты к месту не просто, но очень полезно.
5
Ведущий:
«У
меня
в
руках
сердце.
Я
отдаю
его
одному
из
вас,
предварительно
назвав
его
по
имени,
и
говорю
ему
комплимент.
Получивший
сердце
благодарит
за
комплимент
словом
«спасибо»,
повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем передаёт
его другому,
предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему.
Получивший
сердце
благодарит
за
комплимент,
повернувшись
к
сказавшему его лицом и т. д. «
Обсуждение: Обратите внимание, какие эмоции испытывает человек,
услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению
людей.
-Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент
или говорить его? Почему?
-Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?
-Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?
- А закончить это упражнение мне бы хотелось крупинкой мудрости
«То, как мы общаемся с другими людьми и с самими собой, в конечном
счёте, определяет качество нашей жизни». Помните об этом!
Во время общения мы производим впечатление на окружающих,
хотим мы этого или нет.
6
- От чего зависит впечатление, которое мы производим на окружающих?
(ответы
студентов:
взгляд,
жест,
мимика,
улыбка,
движения
тела,
интонация, темп речи, одежда.)
- Как называется
- Умение человека подать себя с лучшей стороны,
произвести
благоприятное
впечатление
на
окружающих
-
самопрезентация. Особенно важно это в педагогической профессии.
-
Какие
наглядные
способы
самопрезентации
вы
знаете? (ответы
студентов: визитная карточка, резюме).
Перечислите
основные
сведения,
которые
отражаются
в
визитной
карточке. (Работа по визитным карточкам, изготовленным заранее.)
Чем отличается визитная карточка от резюме? (ответы студентов).
-
В
построении
жизненного
пути
многое
зависит
от
способности
познавать
себя,
умения
общаться,
важно
также,
какое
у
человека
преобладающее настроение и то, как он относится к жизни.
«Составляющие успеха»
оптимизм – вера в свои силы, положительное отношение к жизни.
Тест «Стакан с водой»
-Человек склонный видеть во всем плохое, мрачное – пессимист.
-Человек, который во всем видит хорошие стороны – оптимист.
- Важно ли быть уверенным в себе и своих силах? (ответы студентов)
Таблица: «Характеристика уверенного и неуверенного человека»
7
- Вы видите разницу в уверенном человеке и неуверенном?
- Как вы думаете, у кого больше шансов самореализоваться в жизни,
добиться успехов и признания? (Ответы студентов)
- Но что же делать неуверенному в себе человеку? (ответы студентов)
Вывод: Надо работать над собой, помнить, что каждый человек
уникален,
искать
и
развивать
свои
способности
и
не
пасовать
пред
трудностями, не боятся ошибок. Очень важно понять, что ошибки и
трудности
неизбежны
на
любом
пути,
нужно
научиться
с
ними
справляться.
«Составляющие успеха»
приспособляемость
- умение
вести
себя
в
разных
ситуациях,
реально оценивать происходящее решать жизненные проблемы;
стрессоустойчивость
– умение
вести
себя
в
критических
ситуациях, самоконтроль;
Упражнение «Достижение цели»
Ход: группа выстраивается в шеренгу.
8
Задание: есть цель – добраться до определенной линии, черты или стены
каждому участнику способом, не похожим на другие (ползком, бегом,
пропрыгать на одной ноге и т.д.).
Вывод: - Вы все справились с задание, достигли поставленной цели. И
мы увидели, что каждый из вас выбрал для достижения свой способ.
-
И
важно
помнить
о
том,
чтобы
в
погоне
за
личным
успехом,
благополучием, собственной значимостью, - люди не переступали через
нравственные законы. Помнили о таких человеческих ценностях как:
9
честность, уважение, совесть, справедливость, добро. Все эти традиции
веками
слагались
среди народов Дагестана. И вы должны об этом
помнить.
Упражнение - методика «Мой жизненный путь»
Инструкция:
Нарисуйте на листе бумаги стрелу, идущую вверх. Это ваша жизнь, она
не
имеет
конца
и
направлена
вверх
(с
нижнего
левого
угла
в
противоположный верхний правый угол).
1). Отметьте начало этого пути. Это ваша дата рождения.
2). Теперь отметьте на жизненном отрезке возраст, в котором вы сейчас
находитесь (крестиком *).
Где нужно отметить – четких инструкций нет. Весь смысл и заключается
в том, где себя человек сам видит, на каком отрезке жизненного пути.
3). Теперь отметьте, пожалуйста, «золотой» возраст, в котором вы хотели
бы находиться.
4). «Галочкой» - отметьте значимые события прошлого.
- Фактически получается, что вы свой жизненный путь разделили на
прошлое, настоящее и будущее.
5). В будущем отметьте свои ближайшие планы.
Для
этого
вы
можете
воспользоваться
бланком
«Что
необходимо
человеку для осуществления планов» (см. «Составляющие успеха»).
10
6) Событие в прошлом, настоящем или в будущем, которое вы считаете
самым важным в своей жизни отметьте особым значком.
Притча о споре трёх мудрецов о том, что важнее для человека – его
прошлое, настоящее или будущее.
Три
мудреца
спорили
о
том,
что
важнее
для
человека
–
его
прошлое, настоящее или будущее.
Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть.
Я умею то, чему научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне
хорошо удавались те дела, за которые я брался. Мне нравятся люди, с
которыми мне прежде было хорошо».
Другой мудрец возразил ему: «Если бы ты был прав, человек был
бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек.
Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я
буду
учиться
тому,
что
потребуется
мне
в
будущем.
Мои
представления о том, каким я буду через 2 года куда более реальны, чем
мои
воспоминания
о
том,
каким
я
был
два
года
тому
назад.
Мои
действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я
собираюсь стать. Мне нравятся люди, не похожие на тех, кого я знал
раньше».
Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий мудрец, - что
прошлое и будущее существует только в ваших мыслях. Прошлого уже
нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете ли вы о
прошлом или мечтаете, о будущем, действуете вы только в настоящем
только
в
настоящем
можно
что-то
менять
в
своей
жизни
–
ни
прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно
быть
счастливым:
вспоминания
о
прошлом
счастье
–
грустны,
ожидание будущего счастья – тревожно!
11
Вопрос:
-
Что
важнее:
прошлое,
настоящее
или
будущее?
(ответы
студентов).
- Прошлое, настоящее и будущее – вся ваша жизнь. (Со стрелой)
Вывод:
Важно
все:
уметь
анализировать
опыт
прошлого,
видеть
перспективы будущего, «здесь и сейчас» уметь ставить перед собой
цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую
сторону.
В
заключении
предлагается
выполнить
релаксационное упражнение
«Машина времени» (звучит музыка)
Ведущий: Мы с вами сами строим свою жизнь. Каждому человеку
необходимо
иметь
мечту,
вдохновлять
себя
на
достижение
этой
мечты, стремиться к ее осуществлению. Выполним одно упражнение –
я через 15 лет. Это упражнение помогает разработать свой личный
образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
Задумываетесь ли вы о том, чего хотите достичь в своей жизни,
говорили ли об этом с кем-нибудь? Представьте себе, что ваша жизнь
прекрасна! Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох.
Представьте
себе,
что
ночью
ты
лежишь
в
постели
и
видишь
прекрасный сон. Ты видишь самого себя через 15 лет. Обрати внимание,
как ты выглядишь, где ты живешь, что делаешь, кто тебя окружает?
Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Подумай, что
тебе
потребовалось
сделать
для
того,
чтобы
достичь
такого
результата! Хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом
себе в этом сне. Теперь вернись обратно, в нашу группу, открой глаза.
Анализ упражнения:
Довольны ли вы образами своего будущего?
Что вам понравилось больше всего?
Есть ли что-то, что вам не понравилось?
Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в
образе своего будущего?
- В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал
семью, построил карьеру. Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и
успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.
- Мне бы хотелось вспомнить слова, с которых мы начали наш разговор:
«Молодость – это перспектива. Это будущее».
12
Вы
-
будущее
Республики
Дагестан.
Вы
–
наша
перспектива.
Подумайте, что каждый из вас может сделать для развития
нашей
страны. Каким вы видите это будущее? (ответы студентов).
- Для самореализации молодежи, развития её потенциала в Дагестане
созданы молодежные общественные организации.
И об одной из таких организаций предлагаю посмотреть промо-ролик.
Просмотр видео. Памятка
«
10 секретов жизненного
успеха
»
Рефлексия: Упражнение «Рассказ по кругу»
(Каждый
придумывает
слово,
называя
слово
предыдущего,
но
так,
чтобы получился законченный рассказ).
13