Автор: Кривоногова Ольга Семеновна
Должность: преподаватель спец дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СО Уральский колледж бизнеса и технологии красоты
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Сценарий конкурса профмастерства среди студентов Дизайнеров
Тема: "Творческий натюрморт по мотивам произведений русских поэтов"
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель Кривоногова Ольга Семеновна
ГБПОУ СО Уральский колледж бизнеса
управления и технологии красоты.
Екатеринбург.
Олимпиада профессионального мастерства среди групп специальности «Дизайн».
Творческий конкурс: «Поэтический образ природы» по творчеству русских поэтов и
писателей.
В олимпиаде приняли участие студенты нескольких групп: 3 и 2 курсов 072501 «Дизайн
(по отраслям)»
Цель:
формирование
духовно-нравственной
творческой
личности,
воспитание
самостоятельности в мышлении, любви к поэтическому наследию русской литературы.
Задачи:
Для
Создания
творческого
проекта
самостоятельно
осуществлять
поиск
информации разрабатывать композиционные поиски, развивать навыки выражения своего
личного отношение к произведению в рисунке и описать свои чувства в литературном
эссе.
А так же студентам предоставляется возможность публично провести защиту своих работ
перед жюри сделать творческое обоснование выбранной концепции.
Для
организации
и
проведения
олимпиады
были
разработаны
сопроводительные
документы. Разработан тест, инструментарий оценивания практической части задания.
В состав жюри вошли ведущие преподаватели спец.дисциплин.
Конкурс состоял из двух туров, теоретического и практического..
1.
Часть - Теоретический тур представляет собой тест на 0.5 часа.
Предлагаемый тест из 10 вопросов, которые рассматривались в рамках дисциплин:
рисунок, живопись, композиция, история изобразительного искусства.
2 Часть Практический тур олимпиады (4 часа):
Выполнение творческой работы рисунка натюрморта на тему «Поэтический образ
природы» по творчеству русских поэтов и писателей: Ахматовой А., М.Ю. Лермонтова,
Л.Н.Толстого, С.А. Есенина… и др. (в рамках года Литературы).
Практическое задание:
Составить из предложенных предметов и выполнить композицию в любой технике
живописи или графики, который по вашему мнению раскрывает образ природы в поэзии
или литературном произведении конкретного поэта или писателя ( М,Ю, Лермонтов, П,Н,
Толстой, С. А. Есенин, А .Ахматовой).
Примерные темы на выбор:
«Ночевала тучка золотая на груди утёса великана…»
«Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»
«Романтические и фантастические образы …»
«Берёзовый сон»
Другие варианты по собственному усмотрению
Требования к выполнению задания: Участники выполняют натюрморт с использованием
собственных материалов и инструментов в любой живописной (графической ) технике.
Размер листа А2, формат в соответствии с замыслом. Подготовить работу к экспозиции
(основа, паспарту), дать название, подписать (ф.и., группа).
Разрабатывают
концепцию замысла композиции
с
описанием своего отношения в
литературном
эссе.
Тему
студенты
выбирают
заранее
-
собирают
необходимый
литературный
материал,
выполняют
поисковые
эскизы,
обдумывают
эссе.
В
ходе
олимпиады воплощают задуманное в материале.
После завершения рисунка студентам предоставляется возможность публично провести
защиту своих работ перед жюри прочитать свои эссе, озвучить концепцию и ответить на
вопросы комиссии. Защита творческих проектов проходит после завершения рисунков на
другой день.
Итоги конкурса жюри подводит так, чтобы все участники были отмечены в разных
номинациях и получили грамоты или сертификаты об участии. Вот некоторые темы:
1.В номинация «Эрудит»- за тест, набравший самое большое количество баллов.
2. В номинации «Профессиональное владение графическими материалами» -за умелое
применение графической техники.
3.«За самое глубокое прочтение образа и его обоснование»- за оригинальную трактовку в
композиционном решении.
4.«За профессиональное решение образа» грамотное выполнение защиту и обоснование
темы
5. «Приз зрительских симпатий в лирическом решении образа природы».
6. «За непосредственность восприятия образа».
7. «За эмоциональную интерпретацию образа».
8.«За творческую активность и оригинальное решение поэтического образа»
Все студенты с энтузиазмом выполнили поставленную перед ними задачу- нарисовали
интересные рисунки описали концепцию своей композиции в которой поразмышляли над
смыслом стихотворения, выразили своё отношение к творчеству любимого поэта.
Приводим некоторые литературные сочинения наших студентов:
1.Чернавских.М. изобразила в своем рисунке гуашью открытое окно и убегающую
тропинку в лес, на подоконнике лежит письмо и стакан молока.
«..-На это произведение меня вдохновила поэма Есенина «Письмо к женщине».
Он сидит, думает, что написать. Он сосредоточен, но не замкнут. Окно нараспашку. А
жизнь всё рвётся, солнцем она пробирается к нему, сквозь деревья и воздух. Его уединение
скоро прервётся, он напишет «письмо» и нырнёт обратно в солнечный поток, в своё
чудесное будущее, в свой день. Но после дня, как известно, приходит вечер, после вечера
ночь, а утро уже не настанет.
Яркими красками я хотела передать настрой писателя, его чувства. Он ещё не совсем
сосредоточился и у него большой настрой к работе, ему многое хочется рассказать,
поэтому мелких деталей очень мало.
Солнце символизирует жизнь, жизненный поток, так как оно также «всепроникающе».
В стакане теперь не алкоголь, а молоко.
Синяя лесная завеса на заднем плане показывает настрой поэта побыть наедине с собой,
закрепить мысли и распрощаться с прошлым.
Каждый мазок – эмоция. Использовала гуашь.»
Студентка гр.303Д Чернавских.М
Озорина Ира: Душевные терзания Татьяны.
«В своей работе я хотела показать тревоги и душевные терзания , которые сопровождали
Татьяну, героиню романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Наиболее особо ярко
проявляются эмоции героини в момент написания письма к Онегину. Не в силе держать в
себе чувства решается написать письмо. Это подчёркивает её смелость и любовь к герою.
Поэтому основной цвет моей работы чёрный, а цветными, яркими красками я попыталась
передать молодость героини.
За окном мне хотелось передать атмосферу холода, зимы:
..Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Изображение книги на столе передаёт загадочный образ девушки, которая любит читать
романы.
Так же для подчёркивания её настроения, я изобразила горящую свечу, это словно символ
любви таившейся в сердце героини.
Чтобы передать атмосферу времени написания произведения и места происхождения
действий я изобразила статуэтку коня т.к. действие происходило в Санкт-Петербурге.
Само письмо ещё не дописано, что позволяет каждому ощутить себя на месте Татьяны,
испытать чуточку её чувств и терзаний. Отсюда и пошло название работы.
Студент гр. 303 Д Озорина Ирина
Орлова Полина гр 204Д
3.«Чёрный Человек» по произведениям С. Есенина.
Концепция :
В наше время остро встала проблема воспитания ребёнка в культурном плане. Многие
литературные классики считали, что для поднятия культурного уровня личности
необходимо как можно больше читать, и лучше качественную художественную
литературу, для обогащения внутреннего мира в том числе.
В чём же заключается «первое зло» данной проблемы неосведомлённости нынешнего
поколения? Всё дело в том, что в современности возник доступ к колоссально большому
кол-ву информации и сейчас необходимо заинтересовать молодёжь в прочтении
классической литературы. Для дизайнера важно создание эмоционально сильных работ.
Меня вдохновило на создание данной композиции стихотворение Сергея Есенина
«Чёрный человек». Его произведение наполнено ужасом от осознания того, во что
превратилась его жизнь. Это осознание стало настолько невыносимым, что стало почти
осязаемым и воплотилось в его альтер-эго.
Ужас лирического героя я изобразила в своей творческой работе. Всё окрашено в Тёмные
холодные цвета его страха и только голова «золотистые кудри» .
В одном из своих стихотворений написано «Эти волосы взял я у ржи». Эту же ассоциации
провела и я. «чёрный человек» в отражении зеркала ухмыляется. Он иронично глумится
над лирическим героем, а сам герой боится и презирает своё альтер-эго. Он практически в
отчаянии хватается за голову от невыносимости мыслей, которые нашёптывает ему
«человек».
Сила этих эмоций, думаю, должна пробудить интерес моих современников к
художественной литературе, лирике, а следовательно, повысит их культурный уровень,
что благотворно скажется на всём поколении. Пробудит в них патриотические чувства,
чувства любви к природе. Ведь они прочитают и другие произведения Есенина, а уж они
ни кого не оставят равнодушными. Орлова Полина гр. 204Д
2.
Мохова Вера: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес….
Концепция :
Я использовала в своей работе разные материалы и техники, чтобы показать
контрастность, которая показывается в стихотворении противопоставление небесной и
земной жизни, однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя
мирами, которые пересекаются между собой только лишь во время рождения и смерти
человека.
Лермонтов считает, что человек приходит в этот мир лишь страдать, поэтому путь ангела
проложен трудностями. Если он его пройдёт он очистит душу и обретёт вечный покой.
Ангела и девушку я попробовала нарисовать цветными карандашами, т.к. считаю, что ими
образы получаются нежными и изящными как они сами.
Это стихотворение я выбрала- не потому что Лермонтов замечательный писатель, так
выбрало моё сердце.
Мохова Вера гр.204Д.
3.
Рисунок Шакуровой Лилии «Душа поэта» посвященный творчеству Анны
Ахматовой как сообщает автор: -«Образ Анны. Белый цветок –это её хрупкая душа,
стихи отражают то, что она жила лирическими воспоминаниями о пережитом, жила
в своих стихах и поэмах. Черно-белый силуэт символизирует трагическую судьбу
поэта, подчеркивает и усиливает акцент на цветке, строчки из её произведений
проходят сквозь время и несут её мысли и переживания к потомкам.»
После завершения этой олимпиады было создано большое количество творческих
рисунков, из них была организована выставка в колледже. Лучшие работы неоднократно
экспонировались в рамках профориентации школьников в библиотеках города.
Остальные послужили для оформления кабинета литературы и интерьеров колледжа.
Преподаватель 1 категории Кривоногова О.С. УКБУТК Екатеринбург 07.02.2019г